0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Арт терапия в работе с детьми киселева

Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Елена Клименко
Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Понятие арт-терапии

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,

основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой

деятельности, при которой происходит выражение эмоциональных

переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных техник

(кисточки, краски, пластилин, глина и др.).

По своим методам арт–терапия подразделяется на изотерапию,

сказкотерапию, игровую терапию, песочную терапию, музыкальную

терапию, фототерапию. Очень часто бывает, что перечисленные методы

переплетаются в одном занятии.

В процессе выполнения работы ребенок высвобождает свое подсоз-нание и через самовыражение творческого потенциала происходит улучшение психоэмоционального состояния. Сам процесс изменений происходит незаметно и безболезненно для ребенка, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Методы арт-терапии относятся к самым мягким, но, в тоже время,

глубоким методам, связанным с высвобождением скрытых энергетических

резервов и эмоций ребенка. Арт-терапия особенно хороша там, где другие

методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской

арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и

безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как

игра и интересное времяпрепровождение. Преимущество арт-терапии

состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая

наиболее близка и интересна ребенку.

Потребности современного мира в области педагогики построены не на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка.

В связи с этим, арт-терапевтические методы в частности изотерапия особо актуальна, суть работы которых заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные техники, используя специально подобранные материалы, получают возможность выразить себя, выплеснуть накопившиеся эмоции, поделиться своими переживаниями и, таким образом, улучшить свое эмоциональное состояние.

Как известно, эмоциональные переживания – неотъемлемая состав-ляющая внутреннего мира любого человека. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, а многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциональным состоянием ребенка направлена на укрепление его психологического ресурса соматического здоровья. Она важна для всех детей, но особенно для тех, у кого имеются нарушения в развитии, поведении и здоровье.

Использование арт-терапевтических технологий особенно показано в

работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими

различные виды нервно-психических нарушений, таких как, гиперактив-ность, быстрая утомляемость, импульсивность, раздражительность, агрес-сивность, страхи, плохая концентрация внимания, и др. Арт-терапия является одним из самых действенных способов для коррекции подобных состояний и улучшений самочувствия ребенка, а также средством развития его творческих и когнитивных способностей.

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь

мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным

состоянием любого ребенка.

Цели и методы арт-терапии

Основная цель арт – терапии состоит в гармонизации состояния ре-бенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую

моторику. Использование художественного творчества оказывает помощь в

повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе

творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко

скрыты и решаются они безболезненно. Высвобожденные внутренние переживания и чувства находят

свое выражение в творческих работах, улучшая общее состояние и приводя

в равновесие душевный мир ребенка. В ходе терапии характер работы, как

правило, меняется: образы становятся более позитивными, красочными,

гармоничными. Этот показатель является одним из критериев эффективности

Можно выделить следующие задачи арт-терапевтических занятий:

Создание положительного эмоционального настроя. Снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, снятие блоков, внутренних зажимов. Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка. Проработка мыслей и эмоций, которые по каким-либо причинам подавляются в повседневной жизни. Возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, выражать их в социально приемлемой форме. Развитие чувства внутреннего контроля.

Арт- терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве. Развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. Повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни и школе. Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением. Эффективность в коррекции различных отклонений и нарушений

Читать еще:  Вязание крючком летних сумочек со схемами. Сумки крючком: схемы и описание

личностного развития с опорой на здоровый потенциал личности и

внутренние механизмы саморегуляции.

Методы арт-терапии успешно применяются с детьми дошкольного и

младшего школьного возраста, имеющими различные поведенческие и

эмоциональные проблемы, нарушения физического развития, соматические

заболевания. Эти методы включают индивидуальную и групповую арт-

терапию. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала

проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных

особенностей, а потом включается в группу.

Изотерапия как метод арт-терапии

Изотерапия – терапия, в первую очередь, рисованием. Занятиях не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья.

Дети много рисуют, творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Фантазия играет важную роль в жизни как ребенка, так и взрослого человека. именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и через свою собственную деятельность – для достижения тог, что будет.

В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это. Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования, вот почему для него этот процесс так терапевтичен.

Киселева М. В. АРТ- терапия в работе с детьми. Руководство для психологов. педагогов, врачей, специалистов работающих с детьми- переизд. – СПб. – Речь 2012. -160с.

Крылова Е. А. методическое пособие ГБУ Свердловской обл., центр психоло-го-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Сусанина И. В. Введение в арт-терпию. – М., “Когито-Ценр”, 2007, – 95с.

Педагог-психолог Клименко Е. Н.

Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Современные тенденции, происходящие в обществе, новые подходы к реабилитации детей с ОВЗ, влекут за собой изменения и в специальной педагогике.

Арт-терапия с детьми дошкольного и школьного возраста Дидактическое пособие. Арт_терапия, МДОУ № 87 «Улыбка». г. Улан –Удэ. Воспитатель. Поплевина Л. Н. Искусство это удивительный инструмент для.

Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (апробированная методическая разработка игровых упражнений) Автор: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Пурель.

Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (продолжение) (продолжение) (апробированная методическая разработка игровых упражнений) Автор: педагог дополнительного образования 1 квалификационной.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возрастаконкурсная работа Работа выполнена.

Мастер-класс с воспитателями «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей Тема: «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство.

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя «Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителями» В наше время.

Книга: Киселева М. «Арт-терапия в работе с детьми»

В книге подробно рассматриваются вопросы арт-терапев- тического сопровождения детей дошкольного возраста: особенности организации работы; правила поведения специалиста; направления арт-терапии в работе с детьми из “сложных” семей; ведение арт-терапевтической документации

Издательство: “Речь СПб” (2012)

Формат: Мягкая глянцевая, 160 стр.

Киселева, М.

детск. писат. 1890 гг.

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

Песочная терапия — Песочная терапия один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно символическом уровне, что повышает… … Википедия

Читать еще:  Как отмыть с пальцев суперклей. Чем отмыть супер клей, если он попал на руки

Sandplay — Песочная терапия (Sandplay) один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно символическом уровне, что… … Википедия

Sandplay therapy — Песочная терапия (Sandplay) один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно символическом уровне, что… … Википедия

KPMG — (КПМГ) История компании KPMG, руководство КПМГ, основные услуги компании КПМГ КПМГ в России, образовательные, социальные и экологические проекты компании КПМГ, карьера в KPMG, аудиторские, налоговые и консультационные услуги фирмы КПМГ Содержание … Энциклопедия инвестора

Детско-юношеское анимационное творчество — Детско юношеское анимационное творчество род художественной, игровой и педагогической деятельности, получивший распространение по мере развития кино и анимаци. Существует на стыке профессиональной анимации и педагогики, открыт для… … Википедия

Злоупотребления и врачебные ошибки в психиатрии — Злоупотребления в психиатрии использование этой клинической дисциплины, положения и полномочий врача психиатра, а также персонала психиатрических учреждений во зло, во вред пациенту либо его близким. Врачебные ошибки, как и злоупотребления, тоже… … Википедия

Детские хосписы в России и мире — Хоспис является базовой структурой паллиативной медицины для оказания помощи тяжелобольным людям в терминальном состоянии (когда поражение органов носит необратимый характер), которым осталось жить скорее дни и месяцы, чем годы. Паллиативная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Список эпизодов телесериала «Счастливы вместе» — Ниже приведён список и краткое содержание эпизодов телесериала «Счастливы вместе», первая серия которого вышла в эфир 8 марта 2006 года. Сериал рассказывает о недовольном жизнью продавце обуви Геннадии Букине и его семье, а также соседях и других … Википедия

Арттерапия в работе с детьми

Сегодня арттерапия представляет собой самостоятельное направление психолого-педагогической работы с детьми. Интерес к ней возник в нашей стране еще в 90-е годы XX столетия. Вначале это рассматривалось как средство коррекционной работы для детей, характеризующихся задержкой психического развития. Однако с течением времени эти методики стали активно употреблять для детского развития.

Что такое детская арттерапия

Психологи, среди которых доцент кафедры психологического консультирования М.В. Киселева, отмечают, что арттерапия решает две основные задачи. Эти методики выявляют и раскрывают творческие способности, а также высвобождают дополнительные энергетические ресурсы организма, чтобы помочь в решении детских проблем.

Эксперт подчеркивает, что по сравнению с взрослыми, контролирующими проявления своих эмоций, дети сразу выражают чувства. Поэтому их творчество отображает, что они чувствуют на самом деле. Игра и творчество – естественные процессы для самовыражения. Эти составляющие становятся «мостиком», который соединяет детское восприятие окружающего мира с его воплощением в реальной жизни.

Арттерапия реализует главные цели дополнительного образования. Она использует индивидуальные особенности, преодолевает конфликтные межличностные или семейные отношения, устраняет чувство одиночества, отчуждения, снимает чувство тревожности. После комплексных занятий психолого-педагогические работники наблюдают положительную динамику, которая проявляется в укреплении моторики пальцев, расширении словарного запаса, активизации жизненной позиции.

Краткая характеристика распространенных технологий

Творческие методики используют возможности и средства искусства, чтобы улучшить эмоциональное состояние. Остановимся на некоторых из них.

Распространенные виды арттерапии в работе с детьми:

  • изотерапия;
  • музыкотерапия;
  • игротерапия;
  • имаготерапия;
  • сказкотерапия;
  • кинезитерапия и др.

Также сегодня популярными направлениями стали методы, объединенные под общим названием «воспитание природой». Они основаны на том, что общение с растениями или животными способно снимать нервное напряжение, дарить положительные ощущения, благоприятно воздействовать на организм. В этом плане техники арттерапии в работе с детьми призваны активизировать их психоэмоциональную сферу.

Арттерапия в работе с детьми ОВЗ улучшает процесс социализации, адаптирует к общественной жизни. Они нуждаются, чтобы эмоционально-волевая и познавательная сфера активизировались одновременно. В таком случае искусство выступает в роли средства, помогающего осознать внутренний мир и гармонизировать его с тем, что нас окружает.

Изотерапия

Изотерапия при помощи сигнальной цветовой системы позволяет психологам решить поставленные задачи. Анализируя цветовую гамму, которой пользовался ребенок, они определяют его эмоциональное состояние, а затем разрабатывают на этой основе цветотерапевтические упражения, призванные устранить негативные симптомы и улучшить общее состояние.

Марина Киселева отмечает, что с помощью использования изобразительной арттехнологии раскрываются творческие способности. На занятиях педагог при помощи упражнений корректирует ощущения ребенка, чтобы закрепить чувство удовлетворения от проделанной работы.

Читать еще:  Застой молока. Что делать? Застой молока у кормящей мамы — что делать

Занятия носят индивидуальный или групповой характер. Они включают изобразительное творчество, а также дополнительное, свободное, коммуникативное, совместное рисование. После этого проводится обсуждение рисунков, однако уровень художественного изображения не имеет значения. Рефлексия проводится затем, чтобы проверить, как изотерапия передает эмоциональные переживания, оценить уровень воздействия на психоэмоциональную сферу.

Сказкотерапия

Сказкотерапия призвана научить детей определять параллели между сказочными событиями и реалиями жизни. Сказочные персонажи помогают осознать существующие проблемы, а также увидеть возможные пути их решения.

Комплексная сказотерапия включает использование таких видов сказок: художественных, дидактических, психо-коррекционных, медиативных. Они задействуют моральные устои детей, направляют их внимание на сознательное закрепление понятий «хорошо», «плохо». Психологи отмечают, что сказки способны влиять на подсознание, использовать его для самоидентификации.

Игротерапия

Игротерапия применяется для коррекционных занятий дошкольников с ОВЗ, для учащихся общеобразовательных учреждений. Игра – естественное состояние и вид деятельности детей, особенно младшего возраста, она облегчает общение с взрослыми.

Виды игротерапии классифицируются как недирективная, директивная и смешанная. В первом случае игротерапия направлена на развитие личности, позитивное формирование «Я-концепции». Методика призвана помочь тем, кто обладает недостаточной верой в свои силы сформировать эту уверенность.

Директивная игротерапия основана на главной роли психолого-педагогического работника, который организует занятия и принимает ответственность за достижение желаемого результата. Этот вид практикуют, для тех, кто характеризуется проявлениями асоциального поведения.

Продуктивной для достижения желаемой коррекции является смешанная методика. Ее преимущества: короткие сроки, использование удачных приемов, сочетающих обе методики. Так психологи быстро проводят необходимую коррекцию личностной сферы.

Другие методы арттерапии

Среди других методик арттерапии психологи используют имаготерапию. Это театрализованные представления. Психологи отмечают эффективность методики, поскольку она позволяет активизировать функции воображения, мышление с помощью символов, а «проживание» роли развивает необходимые личностные качества.

Отдельно отмечают разновидность методики – куклотерапию. Она развивает навыки художественного восприятия, совершенствует физические способности, например, мелкую моторику рук или артикуляционный аппарат.

Продуктивными техниками арттерапии в работе с агрессивными детьми являются «волшебный клубок» – техника изображения при помощи цветных ниток, «коллаж» – составление картинок. Эти методики употребляют для выражения эмоций, в том числе отрицательных. Одновременно снимается напряжение, уменьшается тревожность, что важно для стабилизации состояния.

Что касается музыкотерапии, этот способ призван воздействовать на физиологические свойства организма. Врачи связывают физиологическую активность и состояние иммунитета. Они рекомендуют совмещать пассивную форму – слушание музыки и активные: пение или музицирование.

Дополнением может стать кинезетерапия. Техника основана на ритмических движениях под музыку, которые помогают учиться самостоятельно контролировать двигательную активность, ведь при этом задействуются разные группы мышц. Помимо этого методика стимулирует развитие творческого воображения.

Регулярное применение технологий арттерапии в работе с детьми-инвалидами совмещает развивающие возможности искусства для их самовыражения и формирует общественное мнение о них. Это позволяет изменить стереотипы, которые на протяжении длительного времени присутствуют в нашем сознании.

Правила организации занятий

Психологи выделяют две формы воздействия арттерапии. Во-первых, она создает реконструкцию конфликтной ситуации, помогает ее разрешению средствами искусства. Во-вторых, это связано с «перерождением» аффекта мучения в такой, который приносит удовольствие. Поэтому классифицируют пассивную и активную арттерапию. Вторая заключается в проведении занятий, на которых создаются различные творческие продукты: рисунки, скульптуры, картины.

Главная цель арттерапии – достижение гармонии личности и окружающим мира, что невозможно без самовыражения и самореализации. Основной задачей на занятиях выступает не обучение, а возможность самопознания. Поэтому психологи определяют правила, которые учитываются при организации занятий.

  • Необходимо индивидуально подбирать методы и приемы исходя из потенциальных возможностей ребенка.
  • Дети могут самостоятельно выбирать виды и техники творчества, они имеют право отказаться от их выполнения.
  • Руководитель занятия не вправе высказывать оценочных суждений, особенно сравнительных характеристик.

Работа по методикам арттерапии приводит к достижению положительных результатов. Это повышает личностную ценность детей с ОВЗ, уверенность в своих силах за счет признания другими их достижений. Арттерапевтические технологии активизируют эмоциональные реакции и создают благоприятные условия для успешной коммуникации, интеграции в социум и общественной адаптации.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/art-terapevticheskie-tehnologi-izoterapija-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
http://dic.academic.ru/book.nsf/65310188/%D0%90%D1%80%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B5%20%D1%81%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8
http://wsvet.ru/artterapija-v-rabote-s-detmi/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: