3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Байстрюк незаконнорожденный ребенок. Дети незаконнорождённые

Как называли на Руси детей, рожденных вне брака?

Интересуют как имена нарицательные, так и система имён собственных.

На Руси не все дети были одинаково равны. Рождённые в законном браке имели все права, а внебрачные дети вместо прав получали унизительные прозвища, из которых самым распространённым было байстрюк — слово столь же тёмного происхождения, сколь и происхождение многих внебрачных детей. Ссылка ведёт в Словарь синонимов, где любой желающий может ознакомиться с отношением русского народа к результатам своей половой активности за пределами законного брака. Другое популярное слово — ублюдок. На этот раз ссылка приводит в этимологический словарь — происхождение слова известно.

В целом народ проявлял изобретательность — вот список искомых прозвищ из русских народных говоров во всей его наглядности, но отнюдь не претендующий на полноту:

Источник списка здесь. А это исследование утверждает, что в крестьянской среде незаконнорожденных детей рожали преимущественно солдатки — замужние женщины, мужей которых на очень долгий срок государство забирало в армию.

Дворяне в попытке выдать рождённого вне брака ребёнка за сироту, взятого в дом из милости, прибегали к эвфемизму «воспитанник» и «воспитанница» и мучились над решением проблемы, неведомой крестьянам: внебрачное чадо от дворянской плоти и крови по закону не принадлежало ни к какому роду, но нуждалось в фамилии. И здесь уже дворяне проявляли изобретательность, придумывая фамилии, сохраняющие связь ребёнка с родителем. Широко использовались усечение фамилии отца, географические фамилии и создание анаграмм. Примеры и подробности здесь

Случалось и так, что внебрачный ребёнок сам придумывал себе фамилию. Примером может служить Александр Христофорович Востоков, выдающийся русский филолог, значение работ которого переоценить невозможно. Он был внебрачным сыном барона Остен-Сакена и получил придуманную отцом фамилию Остенек (от нем. osten — восток). Отец придумал, как сумел, но обладавшему филологическим чутьем мальчику эта фамилия резала ухо, и он самостоятельно переделал её в Востоков — по смыслу.

Впрочем, бывало и так, что ребёнок получал фамилию приёмного отца или мужа матери, и тогда её не приходилось придумывать.

Ответы на вопросы прихожан протоиерея Александра Любимова, настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г.Дубна (1993-2011гг.)

  • БИБЛИЯ (см. также СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ; ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, НОВЫЙ ЗАВЕТ)
  • БЛАГО
  • БЛАГОДАРНОСТЬ
  • БЛАГОДАТЬ

БАЙСТРЮК незаконнорожденный ребенок

Дети в гражданском браке

Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Не могу самостоятельно доказать некоторым современным женщинам, что гражданский брак — это грех! И что говорит об этом Святое Писание?

Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей в том, что они родились вне брака не существует. Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Здесь, действительно, можно определённо сказать, что внебрачное сожительство — это грех.

Грех не только отлучает человека от Бога, но разрушает его жизнь. В данном случае он, конечно, сказывается и на детях, которые являются плодом незаконного сожительства. Разумеется, ребенок, с самого своего зачатия находясь в атмосфере греха и противозаконности той жизни, в которой он живет (как с точки зрения закона Божиего, так иногда и относительно гражданских законов) может ощущать себя как бы вне нормального общества. Лишенный настоящей семьи он многое недополучает в детстве и часто чувствует свою ущербность. В современном мире это, правда, не так заметно, ибо в разрушенных и не полных семьях воспитывается большинство детей. Но на самом деле дети при этом не получают, может быть, главного, что необходимо в детском возрасте: опыта доверия, тепла и любви в семье. А особенно плохо детям, которые при этом чувствуют ущербность своего положения. Например, у папы есть другая семья, которая почему-то настоящая, он в ней живет и воспитывает других детей, а ко мне приходит только навестить. Или одного из родителей, а то и обоих, у ребенка вообще нет.

Читать еще:  C днем рождения подруга. С днем рождения поздравления любимой подруге

Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Само собой разумеется, что странно было бы двум верующим людям вступить в брак и не венчаться. Это свидетельствовало бы о том, что на самом деле они находятся вне церкви В этом смысле уклонение от венчания – грех. Когда человек приходит к вере и кается в своей прошлой жизни вне Церкви, он может раскаяться и во вступлении в брак без венчания, как следствия неверия и отрицания Церкви. Но из этого отнюдь не следует, что брак его вдруг стал не настоящим. Бывает, что один из супругов приходит к вере, а другой пребывает в неверии, но это не означает, что верующий супруг должен расторгать брак. Посмотрите Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава седьмая, стихи 12-16. Это то, что говорит об этом Священное Писание.

Мысль же приравнивать законный, хотя и невенчанный брак к блуду истекает не из Священного Писания и учения Церкви, а из нашей чудовищной гордости и злобы. Надо сильно ненавидеть людей, и считать себя вправе их судить, чтобы всё население страны объявить блудниками, а детей ублюдками. Ведь большинство браков у нас в России (если даже оставить в стороне весь остальной мир) уже более восьмидесяти лет остаются невенчанными.

Попытка же спорить об этом с современными женщинами, и пытаться доказать им, что они все блудницы, а дети их ублюдки, выглядит просто как неудачная шутка. Христианская проповедь и вообще не может состоять в том, чтобы осуждать и доказывать. Она может состоять лишь в свидетельстве нашей доброй жизни (Матф.5:16). Исправляя именно свою жизнь по заповедям Божиим, вы обрадуете Ангелов Божиих на небесах (Лук.15:10), и принесете великое благо не только себе, но и тем людям, которые вас окружают. Может быть, смягчится сердце даже у некоторых современных женщин, — когда они увидят воочию семейное счастье, которое приносит жизнь в заповедях Божиих, благословленная в таинствах Церкви. Хотя я бы посоветовал вам особенно много о современных женщинах не думать, ибо для души это пользы не приносит.

Родился в грехе

Существует ли какой-то груз ответственности перед Господом самих детей в этой ли жизни, в загробной ли, за то, что родители были не в браке. Меня больше вот это беспокоит. Дети-то не виноваты, что их родители не удосужились принять (сознательно или нет) христианский образ жизни. Будет ли к такому ребенку, хоть он и байстрюк, такое же отношение, как и рожденному в браке, именно со стороны иных сил — и светлых и тёмных, кстати, тоже? А то ведь, как говорят бабушки в церквах, — родители в грехе, и дети будут всю жизнь и Там, и здесь мучиться. Обществу сейчас всё равно (к сожалению?), а вот высшим силам-то как? Понятно, что любому человеку воздастся по делам его, но вся наша жизнь состоит из нюансов и недомолвок, которые в конечном итоге и формируют общую картину и жизни, и смерти.

Послушаешь бабушек в храме, — и вся жизнь действительно может представиться путаницей нюансов и недомолвок. Однако то, что от Бога, приносит душе простоту и ясность. Господь не является источником зла, и никого не карает, а тем более детей, которые в грехах родителей совсем не виноваты. Грехи родителей могут в значительной мере осложнить, или даже искалечить жизнь их детей на земле, и в этом смысле можно сказать, что из-за них дети мучаются. Но Господь за грехи родителей детей не судит, и даже наоборот – кому меньше дано, с того и спрос будет соответствующий (Лук.12:48). Об этом я уже вам писал. Вы рассуждаете несколько странно: мол, я то понимаю, что дети не виноваты, и жалею их, а вот понимает ли это Господь, и не накажет ли их напрасно? Опасения эти совершенно не обоснованны, ибо у Бога неизмеримо больше понимания и любви, чем у нас, людей. Он Сам есть любовь (1Иоан.4:8). Да поможет всем нам Господь верить в эту любовь, и ничем не смущать своё сердце.

Незаконнорожденные дети (внебрачные) в Российской империи

Незаконнорожденные дети в Российской империи были частым явлением.

Запись в метрической книге

Запись о рождении внебрачного ребенка отличалась отсутствием информации об отце ребенка.

Читать еще:  До какого возраста дают молочку. Как получать питание на молочной кухне

Сведения о матери в метрической книге были полные: сословие, из какой местности, фамилия, имя, отчество, вероисповедание, иногда даже возраст указывали, замужем или нет.

В метрической записи делали специальную отметку под именем ребенка — внебрачный или незаконнорожденный.

Правовой статус незаконнорожденного ребенка в Российской империи

Права незаконнорожденных детей были крайне ограничены долгие века. Такой ребенок не мог наследовать имущества отца и матери, не имел отчества и фамилии. К нему было отвратительное отношение всех родственников. Незаконнорожденных детей старались отдать в ученики, отправить к дальней родне, отдать в рекруты.

Вместо отчества указано «Незаконнорожденный» в ревизской сказке Черниговской губернии

Фамилия и отчество

Незаконнорожденные дети получали фамилию от восприемника. Либо с согласия отца незамужней девушки, младенцу давали дедову фамилию.

Отчество детям было не положено, писали «Внебрачный», «Небрачных», «незаконнорожденный». В некоторых приходах указывали отчество «Богданович» (Богом данный).

Незаконнорожденные дети девиц из Новгородской губернии. Указаны отчества «Богданович» ГАНО Ф.480-Оп.2, Д.4, л.25

Внебрачные дети высшего света

Что касается высшего сословия, то их дети получали обрезанную фамилию богатого отца (Трубецкой — Бецкой) или фамилию от названия имения/местности проживания. Воспитывались такие дети почти всегда в приемной семье.

Бывали случаи, когда ребенка, рожденного от дворовой девки дворянин брал в свой дом, воспитывая наравне с законными детьми. Можно представить, как была «довольна» в этой ситуации официальная супруга.

В целом, осуждения за таких внебрачных детей не было. Помещики и дворяне считали этот процесс естественным. А вот женщин, родивших таких детей, оскорбляли и унижали, считая их недостойными.

Менялись времена, несмотря на недовольство церкви внебрачные дети стали приобретать права. В 1801 году вопрос официального признания незаконнорожденных рассматривался императором Александром 1.

Законные незаконные дети

Началось всё с того, что некоторым персонам, подавшим ходатайства об официальном усыновлении, указом императора было позволено внести изменения в метрическую запись о рождении. Случившиеся прецеденты вызвали огромное количество таких же ходатайств.

На что император Александр 1 оставил за собой право решать удовлетворять ли такие ходатайства. Было разрешено одобрять ходатайства только лицам, которые имеют заслуги. Император аргументировал это тем, что разрешение на узаконение внебрачных детей вызовет «массовое падение нравов».

Считалось, что в страхе обречь своих детей на бесправное существование, люди сто раз подумают, прежде чем вступить в распутную связь (что не особо-то работало).

Узаконенный внебрачный ребенок. Указаны имена родителей, вступивших брак. Указано, что девочке присвоена фамилия и отчество по отцу.

Закон 1891 года

После решения Александра I прошло еще 90 лет, в течение которых обсуждался вопрос внебрачных детей, завершившийся в итоге дополнением к Своду законов Российской империи в 1891 году. Принятые дополнения разрешали узаконивать внебрачных детей, но не рожденных в результате прелюбодеяния. Требовалось подтверждение отцовства (свидетели и письменное заявление отца о признании ребенка).

Процедура была следующая: родители вступали в брак, подавали заявление в суд на признание внебрачного ребенка законным (в течение года с момента регистрации брака). Суд принимал положительное решение, в актовую запись о рождении вносилась специальная отметка об усыновлении незаконнорожденного ребенка.

Справка о признании родившегося вне брака ребенка законным, после свадьбы его родителей. Такие документы прикладывались к метрическим записям за разные годы после закона 1902 года.

Незамужняя девица

За незамужнюю девку в Российской империи ответственность несли родители. Поэтому в метрической записи, где матерью новорожденного являлась девица, писали: «Крестьянина Ивана Иванова дочь девка Прасковья Иванова незаконно родила младенца мужского полу».

Метрическая книга часть 1 о родившихся, Новгородская губерния. Внебрачные дети

Существует мнение, что для спасения девки от позора, незаконнорождённого ребенка поп мог записать на ее родителей, дядьку или других родственников. Якобы, в некоторых приходах на это закрывали глаза. Сложно сказать правда ли это. Возможно, такое могло быть (например, чтобы не портить статистику).

Для помещичьих крестьян в метрической записи указывали имя владельца-помещика, а также статус девицы: дворовая девка, крестьянка, крепостная и т.п.

Солдатка

Солдатка, т.е. жена солдата, находилась в весьма уязвимом положении. Если до рекрутства супруги не успели завести ребенка, то женщина была обречена остаться бездетной. Ведь в рекруты забирали на 25 лет.

Позднее, когда рекрутство было заменено на воинскую повинность, а солдаты смогли получать отпуск и ездить домой, количество внебрачных детей значительно выросло. И вот по какой причине.

Запись о рождении у солдаток внебрачных детей в 1867 году, село Златоустовка, Донецкая губерния.

К женам солдат применялась презумпция виновности. Достаточно было подозрения (соседки, родственников, самого супруга), что сроки нахождения в отпуске солдата и рождения ребенка не совпадают. Доказать, что настоящий отец рожденного ребенка — это отсутствующий солдат было невозможно.

Читать еще:  Поздравления с днем рождения отчиму в прозе

По правилам церковь требовала предоставить справку об отпуске солдата, в случае не предоставления этой справки, ребенка солдатки записывали внебрачным.

«От любви и обреченности»

Живущая без мужа солдатка тоже хотела любви и ласки, глядя на полноценную семейную жизнь родственников мужа. Именно это желание толкало ее к случайной связи, которая нередко приводили к беременности.

Солдатка понимала, что ничем хорошим закончится для нее эта беременность не может. Поэтому нередким было прерывание беременности. Рожденный же ребенок в наибольшем числе случаев был обречен на унижения. Его не принимали родственники, оскорбляя и унижая ребенка и мать.

Подкидыши

Стремясь избавиться от внебрачного ребенка женщина могла уехать в другое село или город, там родить и подбросить младенца к церкви, воспитательному дому или к воротам жилого дома.

Детей и внуков солдат приписывали в кантонисты. Зная об этом, солдатки иногда прятали детей, подкидывали их в чужие дома, стараясь уберечь от гибели на войне. Особенно, если супруг-солдат погиб.

1.02.1920 год. Ходатайство. Хрепельский совет просит Губернский Комитет приютить двух месячного незаконнорожденного ребенка, у которого умерла мать. В виду его без исходного положения еще раз напоминаю о принятии ребенка в какой-либо приют. Т.к. он в настоящее время воспитывается у граждан по очереди. ГАНО.

Незаконнорожденные дети у вдовы

У вдов указывали информацию об их умершем супруге. При этом ребенок признавался законным, если с момента смерти мужа вдовы прошло менее 304 дней.

Вдовам было проще устроить личную жизнь и вступить в повторный брак, чем солдаткам. Поэтому у вдов реже рождались внебрачные дети.

Дети вдовы из Новгородского уезда, Новгородской губернии. У них разные отчества. Незаконнорожденные дети в исповедной росписи 1848 года

Внебрачных детей прятали от людских глаз, чтобы не позорить семью.

Осуждение

Немаловажным фактором в отказе женщины от внебрачного ребенка было осуждение общества. Хотя мужчину, имевшего ребенка на стороне, никто открыто не порицал, кроме церкви.

Церковь считала внебрачные связи угрозой традиционному укладу общества. Развод осуществлялся по причине прелюбодеяния.

Причем на виновника накладывали епитимью (чаще всего это был муж), а второй стороне позволялось вступить в следующий официальный брак.

Правовой статус внебрачных детей в 20 веке

В 1902 году законодательно разрешили признавать законными всех внебрачных детей. Процедура усыновления осталась прежней. Мать могла подать на выплату алиментов.

Возник спор и насчет фамилии узаконенных детей. До 1891 года они получали фамилию восприемника. После разрешили писать ребенка по фамилии матери (если ее отец, т.е. дед ребенка давал свое согласие). А вот после 1891 года при официальном усыновлении ребенок получал фамилию усыновителя.

Незаконнорожденные дети в СССР

Приход к власти большевиков в 1918 году ознаменовался созданием ЗАГСов, которые стали заниматься регистрацией детей. Был издан Декрет, утверждавший основные правила гражданского брака, регистрации детей, а также права и обязанности детей и родителей по отношению друг к другу.

Запись в книге ЗАГС о рождении внебрачного ребенка Пехенько Михаила. У него указаны сведения только о матери Ульяне Титовне, 23 лет. Отчество у Михаила не указано (написано внебрачный). Незаконнорожденные дети отчество не получали даже после 1918 года.

В 1926 году издан Кодекс, законодательно закрепивший основные положения о семье, детях и регистрации брака. Это упростило процедуру регистрации незаконнорожденных детей. Мать сама называла имя отца в ЗАГС. Мужчине отправляли уведомление, на которое он должен был отреагировать в течение месяца. По истечение этого срока отцовство признавалось официальным, как будто возражений не имеется.

Незаконнорожденные дети после войны

В 1944 году появилась необходимость в издании нового закона. Теперь матери было запрещено подавать в суд для установления отцовства и назначения алиментов на внебрачного ребенка.

В послевоенное советское время большинство детей были безотцовщиной (отцы погибли или пропали без вести на Великой отечественной войне). Особого отношения к внебрачным детям не было. Добровольное признание отцовства поощрялось правительством, но не было обязательным.

Закон о семье был изменен только в 1968 году. Теперь отцовство признавалось через суд только с согласия отца. При этом нужно было доказательство, что внебрачный ребенок находится на его обеспечении.

Семейный кодекс Российской федерации

Принятый в 1995 году Семейный Кодекс утвердил достаточными любые доказательства отцовства. К современным способам доказательства родства отца и ребенка можно отнести ДНК-тест.

Вам будут также интересны другие статьи по генеалогии:

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1587610-kak-nazyvali-na-rusi-detej-rozhdennyh-vne-braka.html
http://dubna-blago.ru/vopr/vopros_baystryuk.html
http://yulianovozhilova.ru/vnebrachnye-deti/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector