0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит проступила маска смерти на лице. Маска смерти. А. С. Пушкин

Посмертная маска А. С. Пушкина

Посмертная маска Александра Сергеевича Пушкина — гипсовый слепок с лица умершего поэта, изготовленный в день его смерти.

Содержание

Изготовление

Изготовление маски производилось под наблюдением скульптора С. И. Гальберга. Это засвидетельствовано в письме П. А. Плетнёва В. Г. Теплякову:

— цит. по работе Февчук Л. П. [1]

Мария Каменская, дочь графа Ф. П. Толстого, в описании своей встречи с Плетнёвым в день смерти Пушкина свидетельствует, что непосредственно снятием маски занимался формовщик-литейщик Балин, которого пригласил её отец:

— цит. по М. А. Рыбакову

Хорошо известны копии маски, изготовленной Балиным и Гальбергом, они хранятся в музеях Пушкина, краеведческих музеях, библиотеках.

Копии первого отлива

Наибольшую ценность представляют маски первого отлива, изготовленные непосредственно с отпечатка лица в гипсе. Из письма Н. И. Любимова к М. П. Погодину от 22 февраля 1837 года известно, что таких копий было изготовлено не более 15, все они были заказаны В. А. Жуковским и вскоре розданы. [1]

Достоверно известно местонахождение лишь четырёх масок первого отлива: [1]

  • Экземпляр, принадлежавший графине Е. Ф. Тизенгаузен, дочери Е. М. Хитрово и внучке М. И. Кутузова, находится в Москве, в музее А. С. Пушкина.
  • В этом же музее хранится ещё один экземпляр, переданный в 1920-х годах из Парижа основателем первого в мире музея Пушкина коллекционером А. Ф. Онегиным. Онегин получил эту маску от П. В. Жуковского, сына поэта В. А. Жуковского.
  • Экземпляр в библиотеке Тартуского университета.
  • Маска, вероятно принадлежавшая В. И. Далю, находится в Оренбургском областном краеведческом музее.

Другие экземпляры первого отлива утрачены или их местонахождение неизвестно. Один из них принадлежал Н. Н. Ге, он был получен художником от Т. Б. Семечкиной, племянницы К. К. Данзаса; ещё один был передан В. А. Жуковским кишинёвскому другу Пушкина В. П. Горчакову. О маске, принадлежавшей Горчакову известен отзыв профессора Д. Н. Анучина:

Другие маски первого отлива, по предположению Л. П. Февчук, принадлежали С. Л. Пушкину, П. В. Нащокину, Е. А. Баратынскому, барону М. Н. Сердобину, Н. И. Любимову, М. П. Погодину и С. П. Шевырёву.

Другие копии

В 1898 году профессор Киевского Императорского университета св. Владимира В. А. Удинцев познакомился в Париже с коллекционером А. Ф. Онегиным. Онегин сообщил, что у него находится одна из посмертных масок Пушкина, с которой воспроизведены копии. Удинцев, вернувшись в Киев, 21 августа 1898 г. написал заявление [3] в Правление университета с предложением обратиться к коллекционеру с просьбой пожертвовать одну маску поэта Университету св. Владимира, и 3 сентября в Париж было отправлено письмо [4] . Ответ на имя ректора Ф. Я. Фортинского пришёл в апреле следующего года [5] :

Многоуважаемый Фёдор Яковлевич
Сегодня 2 (14) апреля отправил я большою скоростью на Ваше имя — в Университет — большой ящик [. ] с 17-ю масками с лица А. С. Пушкина. Отправил его именно к Вам, как к первому из обратившихся ко мне с заявлением желания получить маску Пушкина для вверенного Вам Университета [. ]

Далее в письме Онегин выразил просьбу передать экземпляры маски в разные места по списку:

Посылка Онегина была получена, и маска Пушкина, предназначеная Киевскому университету, экспонировалась на выставке, посвящённой 100-летию со дня рождения Пушкина в Киеве. Ректор университета предложил в 1900 году послать Онегину экземпляр изданного Университетом сборника «Памяти Пушкина». Правление Университета также выполнило просьбу коллекционера о посылке масок по указанным им адресам, о чём свидетельствуют благодарственные письма, присланные в Университет.

Примечания

  1. 123Февчук Л. П. Первые скульптурные изображения Пушкина. Посмертная маска Пушкина. — в сб. Пушкин и его время. Исследования и материалы. Вып. 1. — Л. , 1962. — С. 395—398.
  2. Анучин Д. Н. Пушкин. Антропологический этюд. — М ., 1899. — С. 16.
  3. Заявление В. А. Удинцева в Викитеке
  4. Письмо Правления Университета А. Ф. Онегину в Викитеке
  5. Письмо А. Ф. Онегина Ф. Я. Фортинскому в Викитеке
  6. С.-Петербург, выставка, посвящённая юбилею Пушкинского дома и 150-летию со дня рождения А. Ф. Онегина. Буклет Тень Пушкина меня усыновила. — СПб. , 1995. — С. 35—37.

Литература

  • Рыбаков М. А. Юбилей Пушкина в Киеве // глава Париж — Киев (по следам архивных находок). — Киев: «Кий», 1999. — С. 160—213. — ISBN 966-7161-23-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Посмертная маска А. С. Пушкина» в других словарях:

Маска — получить на Академике рабочий купон на скидку Элизэ или выгодно маска купить с бесплатной доставкой на распродаже в Элизэ

Пушкина А. С. Мемориальный музей-квартира — Пушкина А. С. Мемориальный музей квартира (набережная р. Мойки, 12), создан в 1925. В этой квартире Пушкин жил последние 4 месяца, с сентября 1836, здесь скончался 29 января (10 февраля) 1837. К столетию со дня гибели поэта (1937) восстановлены… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Пушкина А. С. Мемориальный Музей-квартира — (набережная р. Мойки, 12), создан в 1925. В этой квартире Пушкин жил последние 4 месяца, с сентября 1836, здесь скончался 29 января (10 февраля) 1837. К столетию со дня гибели поэта (1937) восстановлены семь комнат его квартиры (на… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Последняя дуэль и смерть А. С. Пушкина — Координаты: 59°59′42″ с. ш. 30°18′07″ в. д. / 59.995° с. ш. 30.301944° в. д. … Википедия

Музей-квартира А. С. Пушкина (наб. реки Мойки, 12) — У этого термина существуют и другие значения, см. Музей квартира А. С. Пушкина. Координаты: 59°56′26.74″ с. ш. 30°19′17.44″ в. д … Википедия

Мемориальный музей-квартира А.С.Пушкина — Мемориальная квартира А.С.Пушкина Дата основания 1927 Местонахождение 191186, Санкт Петербург, наб. реки Мойки, д. 12 Проезд м. Невский проспект Телефон (812) 571 35 31, (812) 315 95 13 Официальный сайт Мемориальный Музей … Википедия

Читать еще:  Танки из бумаги. Как сделать своими руками? Как сделать из бумаги танк

Музей-квартира А. С. Пушкина (наб. реки Мойки — Музей квартира А. С. Пушкина (наб. реки Мойки, 12) Мемориальная квартира А. С. Пушкина Дата основания 1927 Местонахождение 191186, Санкт Петербург, наб. реки Мойки, д. 12 Проезд м. Невский проспект Телефон (812) 571 35 31, (812) 315 95… … Википедия

ма́ска — и, род. мн. сок, дат. скам, ж. 1. Специальная накладка с изображением человеческого лица, звериной морды и т. п., надеваемая на лицо человека. Маска медведя. Маска кота. || Накладка на верхнюю часть лица с отверстиями для глаз, надеваемая для… … Малый академический словарь

Фаюмские портреты — Портрет мальчика по имени Евтихий. из собрания Музея Метрополитен Фаюмские портреты созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I III веков н. э. Своё название получили по мест … Википедия

Фаюмский портрет — Портрет мальчика по имени Евтихий. из собрания Музея Метрополитен Фаюмские портреты созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе… … Википедия

Что значит проступила маска смерти на лице. Маска смерти. А. С. Пушкин

Медикам хорошо известен термин «маска Гиппократа». Речь о лице человека, которое по многочисленным симптомам говорит о скорой смерти. Первым на это обратил внимание сам Гиппократ.

Личина смерти

Древнегреческий философ жил в период 460 – 370 года до нашей эры. Несмотря на его очень глубокие по тем временам познания в медицине, даже Гиппократу не позволялось вскрывать трупы. Это считалось святотатством и жестоко каралось. Знания об анатомии человека были достаточно скудными, однако и они позволили Гиппократу предположить, что болезнь – это не воля богов, а определенные изменения в организме. Великий врачеватель сосредотачивался на выявлении и устранении причин заболевания, при этом больному создавались наиболее благоприятные условия, способствующие выздоровлению.

Поскольку без возможности вскрытия определить причину болезни было крайне сложно, наиболее часто смерть пациентов наступала от болезни брюшины. Сегодняшние врачи относят к ним такие заболевания, как перитонит, язва, непроходимость кишечника, аппендицит и многие другие, так или иначе затрагивающие желудочно-кишечный тракт. Все они имеют схожую симптоматику: наряду с болью в области живота на лице обозначаются впалые глаза и щеки, заострившийся нос, виски, словно вдавлены, а мочки ушей, наоборот, оттопырены – при этом сами уши – холодные. Цвет лица становится землистым, зеленоватым или серо-свинцовым, взгляд тусклый: зрачки кажутся подернутыми пеленой, губы побелевшие, а уголки рта опущены. На лбу могут выступать капли пота, но лоб при этом остается сухим. Это сейчас по характеру боли, ее локализации опытный врач, еще до исследования УЗИ, скажет возможную причину заболевания. А во времена Гиппократа брюшные болезни были тайной за семью печатями. И поскольку все эти заболевания и сейчас при несвоевременном вмешательстве могут привести к летальному исходу, то до нашей эры возникновение любого из них было равно смертному приговору. Именно Гиппократ установил, что наличие всех этих симптомов на лице человека говорит о его скорой кончине. Отсюда и возникла латинская фраза facies Hippocratic, первое слово которой можно перевести как «лицо», «маска» или «личина».

Все болезни – на лице

В 1884 году в свет вышла книга американского доктора C.G. Raue «Особенности терапии и диагностики, а также советы по лечению». Доктор Raue был профессором патологии и диагностики в Гомеопатическом колледже в Пенсильвании. Обширная практика позволила наблюдательному американскому медику разработать свою методику диагностики по лицу пациента. Как утверждал C.G. Raue, если будущий врач будет ближе интересоваться лицом человека, его чертами, выражением, цветом, температурой, это позволит со временем практически безошибочно определять заболевание. Профессор Raue был уверен, что опытный доктор по лицу не только определит силу припадка, но и его природу. Однако ему при этом необходимо различать мельчайшие оттенки, так как, к примеру, осунувшееся лицо с запавшими чертами имеет сразу несколько причин. Это могут быть непомерные нагрузки, потеря сна,проблемы с пищеварением. Как раз оттенки и помогут выявить конкретное заболевание, уверял C.G. Raue. Также по лицу врач, по мнению профессора, в состоянии определить, что болезнь имеет необратимый процесс и уже близка к летальному исходу.

В наши дни этот вопрос заинтересовал ученых Чикагского университета. После ряда экспериментов они пришли к выводу, что примерно за год до кончины у стариков происходят различные изменения как психологические, так и внешние. Полностью исчезает агрессия, отсутствует настойчивость, человек становится покладистым, глаза не излучают энергию. А доктор Мортон Э. Либерман из Прайтзкерской медицинской школы вообще убежден, что при длительной тренировке по определению собственного состояния человек вполне способен в период от нескольких лет до нескольких месяцев вычислить момент своего ухода. Правда, как утверждает Мортон Э. Либерман, это уместно, если такая методика позволит вовремя вычислить болезнь, ведущую к летальному исходу, и таким образом продлить годы жизни, вовремя начав лечение. А если смерть неизбежна, то вряд ли есть смысл определять ее конкретную дату.

Симметрия – знак ухода

Своя «маска Гиппократа» есть у доктора медицинских и философских наук, заведующего кафедрой социальной медицины Российского государственного социального университета Евгения Черносвитова. Долгое время он проработал судмедэкспертом. В это время у него появилось своеобразное хобби – он собирает посмертные маски великих людей. Вскрытие трупов на протяжении многих лет и анализ лиц как умерших, так и запечатленных на масках, позволили Черносвитову выдвинуть гипотезу о том, что к моменту смерти лицо человека становится полностью симметричным.

Как известно, наше лицо ассиметрично. На протяжении жизни, по мнению доктора Черносвитова, ассиметрия постепенно сглаживается и тем больше, чем ближе дата смерти человека. Евгений Черносвитов даже привел пример: однажды он читал лекцию в колонии на Алтае. Слушатели то и дело прикладывали зеркало к своим фотографиям разных лет. По окончании мероприятия к лектору подошел молодой охранник и заявил, что у него полная симметрия лица. И это было так на самом деле. Лектор ничего не стал говорить. А буквально через день после этого узнал, что сразу после отъезда из колонии доктора Черносвитова во дворе на молодого охранника набросился заключенный и смертельно ранил его ножом. «Я ни разу не видел трупы с ассиметричным лицом», – говорит Черносвитов.

Читать еще:  Самые легкие поделки на 8 марта

Доктор технических и психологических наук, заведующий лабораторией систем восприятия информации Института проблем управления РАН, академик Автандил Ануашвили готов поспорить с коллегой. В его лаборатория в течение двенадцати лет изучили более двух миллионов лиц. Академик Ануашвили уверяет, что никаких подобных закономерностей обнаружено не было. Более того, по словам доктора наук, часто лицо человека приобретает симметрию или ассиметрию в зависимости от полученного заболевания. К примеру, воспаление троичного нерва делает ассиметричным лицо самого глубокого старика.

В то же время доктор биологических наук, профессор Александр Дубров в чем-то соглашается с Евгением Черносвитовым. По его утверждению, старение организма напрямую связано с биоритмами. С какой скоростью протекают обменные процессы, какова продолжительность жизни гормональных, костных, мышечных, кровяных клеток, – все это связано с различными процессами, происходящими в левом и правом полушариях головного мозга. Это и есть загадка ассиметрии, считает Александр Дубров. Когда организм исчерпал свои жизненные силы, ассиметрия исчезает, наступает деградация с закономерным концом.

Тайна смерти прячется под масками

У Пушкина вытек глаз, Ахматова носила вставные челюсти, а Свердлов боялся умирать

03.07.2007 в 16:26, просмотров: 6362

Он — единственное частное лицо в России, обладающее такой ценной коллекцией посмертных масок. Попасть в его мастерскую, где на железных крюках висят мертвые лики великих, — дорогого стоит. Копировать не дает.

Зато с удовольствием говорит о тайнах, зашифрованных в последних портретах знаменитых соотечественников. Посмотреть на смерть в чистом виде, которая сама по себе величайшая из земных загадок, отправился спецкор “МК”.

Отыскать в Санкт-Петербурге хозяина частной коллекции оказалось задачей не из простых.

— А он не умер? — простодушно спросил молодой голос по телефону питерского Дома художников.
— Да не-е… Выставляется. Кажется, в Лондоне. Да ему уже, наверное, лет сто, — ответил второй постарше.
— Дракула. Сидит в окружении покойников.
— Не-е… Покойники в мастерской. А его тут давно не было.
— Сын его работает в Эрмитаже. Попробуйте найти через него.

Заслуженный художник России Анатолий Давыдов живет так долго, что коллекция накопилась сама по себе. И какая! Даже непонятно, чего больше побаиваются окружающие, — значимости фигур, чьи посмертные маски собрал Анатолий Захарьевич, или того, что гипсовые слепки снимались с мертвецов.

Геометрия смерти

Дом на набережной Невы. Решетчатый лифт старого образца с противным скрипом тащит до нужного этажа. Полумрак в подъезде такой, что я не сразу замечаю стоящего у стены человека.

— А я вышел вас встречать, — на лестничной площадке Давыдов собственной персоной. — Жильцы этого дома ненавидят друг друга. Таковы художники. Мы эгоисты и любим по-настоящему только свое искусство. И говорите громче: 84 года, знаете ли, слух не обостряют. Итак, вас интересуют мои маски?

Я много портретировал известных людей. Часто приходилось писать тех, кто уже ушел в мир иной. То есть рисовал не с натуры, а пользуясь фотографиями, репродукциями и, конечно, посмертными масками. Последние наиболее, на мой взгляд, ценны для художника. Фотографии не дают объемного представления. Маски же можно держать в руках, щупать. Их даже можно оживить.

— Это как?

— Если подсветить маску пламенем свечи с обратной стороны, она оживает. Все чувства и эмоции — как на ладони. Кстати, вы никогда не слышали об одной особенности? Маски, снятые с живых людей, кажутся мертвыми. А с мертвых — наоборот, живыми. Парадокс.

Слово “маска” произошло от производной французского masque с арабским masћara и означает буквально “насмехаться”. Выходит, посмертная маска — это смех над смертью? Поначалу их делали, чтобы украсить снаружи гробницу вельможи. Потом — на память об ушедшем человеке. В прагматичное время XIX—XX веков посмертные маски здорово облегчали жизнь скульпторам. Впрочем, и в них есть доля грустной романтики. Художники, к примеру, давно подметили занятную деталь. Смерть делает человеческое лицо симметричным, что редко встретишь у живых людей. В этом ее страшная, но абсолютно правильная красота.

— Главное — не опоздать сделать слепок, — говорит Анатолий. — Мертвый человек меняется. Уже через сутки черты его лица заостряются. Если же слепок выполнить вовремя, можно “поймать дух”. После смерти на лице человека некоторое время живет последняя бесконтрольная и потому самая искренняя эмоция. Она-то и ценна для художника. Смерть — загадка великая. Гипсовая маска — ее главный документ.

— “Документы смерти” как-то действуют на живых?

— Я жил и работал с ними бок о бок 40 лет. Хотел я того или нет, но все время встречался с ними глазами. Значит, какое-то воздействие они на меня имеют. Я с ними сроднился.

Последний портрет

Коллекция посмертных масок занимает львиную долю мастерской Давыдова. Он их поделил на любимые и… просто маски. Последние упек на второй этаж. На ржавой, плохо прокрашенной трубе здесь висят Горький, Ленин, Маяковский, Свердлов.

В любимой части — Пушкин, Достоевский, Гоголь, Белинский, Есенин, Суворов, Толстой, Блок. Единственная прижизненная маска в коллекции — это выполненный зодчим Растрелли слепок лика Петра Первого. Интересно, знаменитые мертвецы не поворачиваются в гробах от такого вопиющего соседства?

— Леночка, вы видели когда-нибудь нечто подобное? — хитро улыбается коллекционер.
— Нет, — признаюсь я.
— Тогда вам неслыханно повезло.

Несомненно. Точность исполнения ликов настолько ювелирна, что кажется, великие покойники просто уснули на часок-другой. Их внешний вид портят разве что многочисленные шрамы. Давыдов говорит, что настоящий посмертный слепок всегда содержит эти уродливые швы — без них не достигнешь фотографической четкости рельефа.

Анатолию Захарьевичу тяжело подниматься на второй этаж, и я остаюсь среди мертвых ликов одна.
Жутковатое чувство. Но оторвать взгляд невозможно. Они завораживают.

По словам Давыдова, способов раздобыть посмертные маски много. Свои “экспонаты” он доставал, покупал, получал в подарок. Теперь брать негде. Слепки давно не делают — то ли великих нет, то ли мода на посмертные маски ушла безвозвратно.

Читать еще:  Осветление и обесцвечивание волос. Осветление волос

Копировать никому не дает: вдруг потеряют или разобьют?

— А как они все странно уходили…

Немые свидетели

Маски Давыдов читает как книги. По смерти видит жизнь.

— Есенин у меня давно. Первое, что бросилось в глаза, — разбитый лоб поэта. Маска скорбная. Это плакавший и уже отплакавшийся человек. Горькая улыбка говорит: “Вот и все”. Опухшие глаза, лицо в морщинах… Я будто вижу, как заходят крепкие ребята из ЧК и бьют его, бьют! Поэтому, несмотря на всевозможные экспертизы и уверения о том, что Сергей Есенин повесился сам, я в это не верю.

Вмятина на маске великого русского поэта действительно глубока — по ширине уместилось два моих пальца. Вряд ли горячая труба отопления может оставить такой ожог на лбу человека…

Соседи рязанского гения менее интересны. Горький не похож на буревестника революции. А Ленин и вовсе безучастен.

— Анатолий Захарьевич, а что вы думаете об этих двоих?

— Горький — хитрый мужик. Всю жизнь приспосабливался. Хотя его маска неудачна. Придворный скульптор Меркуров намеренно облагородил и “прилизал” посмертный слепок писателя. Ленин, сделанный им же, тоже не похож на человека. Это куклы. И потому неинтересны.

Смотрите лучше сюда. Не правда ли, Чайковский необычайно красив и аристократичен? Его жизненный путь оборвала холера. В детстве великий композитор жаловался матери, что постоянно слышит музыку.

Такое ощущение, что он слышал ее и умирая. Его маска — лик уставшего и много повидавшего человека, разглядывающего что-то внутри себя самого.

— А как страшны были последние дни Блока! — Давыдов переходит к следующему “экспонату”. — Незадолго до его смерти на публичном выступлении в Москве кто-то из зала крикнул: “Ты мертв как поэт!” Блок ответил утвердительно.

Блок в профиль — вылитый Иисус Христос, каким мы его себе представляем. Умер он в 42 года и тоже странно. Я был в квартире, в которой он отошел в мир иной, видел печь, на которую он смотрел умирая. За эту печь поэт закидывал пузырьки с лекарствами, отказываясь их принимать. Однажды приехала его мама, с которой они не очень ладили.

— Мама, я умру? — спросил он.
— Да, — коротко бросила она.

Александр расплакался как ребенок, а через час поэта не стало. Потом за печкой нашли пузырьки. Но кому надо было отдавать их на экспертизу? Тем не менее она могла бы прояснить хотя бы то, почему он избавлялся от лекарств. Не хотел жить или предполагал, что его отравят.

Похоронили его сначала на Смоленском кладбище. Я часто захаживал к Блоку. Недалеко похоронены мои деды.

Мертвые души

Маска Якова Свердлова — воплощение страха. Палач последней царской семьи и правая рука Ленина не хотел умирать. Кажется, он плакал и проклинал судьбу.

Впрочем, страх смерти кажется нормальным человеческим состоянием. Но не для всех.

Гипсовые усмешки застыли на губах посмертных масок писателя Гоголя, полководца Суворова и философа Белинского.

— Не потому ли Николай Васильевич ухмыляется, — рассуждает Давыдов, — что совершил самый красивый свой обман? По маске видно, что он не умер. Он не хотел жить. Это же разные вещи. Гоголь не принимал лекарств, стыл и холодел в постели нарочно. Свою последнюю книгу, второй том “Мертвых душ”, сжег. И себя вместе с нею. А маска… Его последний портрет — портрет гениального сатирика, доигравшего последние секунды самой последней в жизни своей комедии.

С Виссарионом Белинским, напротив, все странно. Он жил в самом центре Петербурга. Умер от чахотки. Это видно по маске: исхудавшее лицо и понимание того, что болезнь его “доедает”. И парадокс ведь какой: болел серьезно, по жизни был очень серьезным человеком, а смерть встретил с ухмылочкой.

Александр Суворов улыбается только краем губ, но даже так видно, сколько ядовитости и острословия в нем было. Такому только попадись на зубок! Великий полководец, любимец солдат, несчастливый муж, шутник и чудак. Забытый и отлученный, он умирал в доме родственника на Крюковом канале. Царь потребовал отчет, на что Суворов ответил графу Кутаисову (которого терпеть не мог), что готовится дать отчет царю небесному, а на земного времени уже не осталось.

— Есть ли из масок любимая?

— Пушкин, — ни секунды не медля, отвечает художник. — Посмертный слепок его лица — самое ценное мое приобретение. Александр Сергеевич здесь горестен и прекрасен одновременно. Он будто хотел что-то сказать, но уже не хватило сил.

Видите дефект? Не все знают, что правый глаз у Пушкина вытек незадолго до смерти. Он мучился в судорогах. Старался не кричать. Не хотел, чтоб жена слышала его стоны. Глаз лопнул, вероятно, от перенапряжения.

Иногда бывает, что посмертные слепки, сами того не желая, выдают интимные секреты своих “первоисточников”. К примеру, недобрую шутку сыграла маска с Анной Ахматовой. “Царскосельская веселая грешница” под финал жизни носила зубные протезы — обе челюсти были вставными. Когда с лица поэтессы делали посмертную маску, искусственные челюсти поставить забыли. В итоге на последнем портрете Анны Андреевны рот оказался печально проваленным.

Долго мучаюсь некорректностью возникшего в голове вопроса, но все-таки набираюсь смелости спросить у художника, как бы он отнесся к идее собственной посмертной маски.

— Не знаю. Кому она может понадобиться? Эти люди — прошлое нашей страны. Они великие. Мы их сегодня столько вспоминали, что уже пора и помянуть. Водочкой. Это хороший обычай. Им было бы приятно.

СПРАВКА «МК»

Заслуженный художник России Анатолий Давыдов родился в Петрограде в 1923 году. Считается одним из самых талантливых отечественных портретистов. В данный момент его работы экспонируются в Лондоне в рамках выставки “Русский портрет”.

Посмертная маскаслепок из гипса или другого пластичного материала, снятый с лица умершего. Первоначальный слепок служит как форма для отливки посмертной маски. Первые посмертные маски относятся к эпохе неолита. В древности, когда техника бальзамирования не позволяла сохранить лицо, при погребениях на лицо умершего накладывали погребальные маски из золота, дерева и т.п.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №24506 от 3 июля 2007

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1396586
http://russian7.ru/post/maska-gippokrata-mozhno-li-predskazat/
http://www.mk.ru/social/article/2007/07/03/95255-tayna-smerti-pryachetsya-pod-maskami.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector