Диагностика уровня развития мышления дошкольников. Исследование мышления
Диагностика уровня развития мышления дошкольников. Исследование мышления
Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Рекомендуем родителям и специалистам “Лучшие развивающие игры для детей онлайн”
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений.
1. Методика “Нелепицы”.
Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 – 6 лет.
Для организации обследования заранее готовится картинка:
Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: “Рассмотрел?” Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
– Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: “Понравилась ли тебе картинка?” “Что понравилось?”, “Хорошо, молодец, правильно думаешь'”,
– Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: “Смешная картинка?”, “Что в ней смешного?”,
– Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: “Посмотри, что здесь нарисовано?”, “А такое может быть в жизни?”, “Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?”, “А еще здесь есть что-нибудь необычное?”.
Оценка выполнения задания.
При оценке учитываются:
а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний.
1-й уровень – ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: “Тут все перепутано”, “Путаница какая-то”. Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.
2-й уровень – ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов.
3-й уровень – оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.
4-й уровень – дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь “не берет”. Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.
Еще примеры заданий подобного типа:
2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:
3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация):
4. Задания на нахождение закономерностей:
5. Простейшие умозаключения (определяется также запас знаний ребенка, эрудиция):
6. Задания на установление логических связей:
7. Составление рассказа:
8. Еще одно задание для диагностики развития у ребенка наглядно-образного мышления .
Диагностика развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте
Диагностические методики изучения развития логического мышления для детей 5-7 лет
В специальной литературе представлены различные методики для исследования уровня развития словесно-логического мышления и операций мышления.
Тест «Невербальная классификация» (для детей 5 – 7 лет)
Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (20 шт.).
Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и корова), затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, взрослый молча наблюдает за его деятельностью. Если ребенок ошибается, взрослый молча перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивает ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы и какое название он может дать этим группам.
Анализ результатов
В норме классификация картинок занимает не больше 5—7 мин, медлительные дети делают это за 8—10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.
Средний уровень развития словесно-логического мышления. Ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.
Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает название не всем группам.
Взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «А зачем ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут тигр, лев, волк, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это — дикие животные, а лошадь — домашнее животное, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, свинья». После этого классификацию доводят до конца, но не оценивают. Для диагностики мышления и процесса обучаемости ребенку дают другой набор карточек и в этом случае работу не прерывают даже тогда, когда он допускает ошибки.
Задержка психического развития, интеллектуальное недоразвитие. Ребенок после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок. Для подтверждения диагноза через день-два можно предложить провести более легкую классификацию (овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 4,5—5 лет.
Тест «Нелепицы» для детей 5-7 лет
Цели:
1. Оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира (животными, их образом жизни, природой).
2. Оценить умения ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Оборудование: Картинка с изображением 7 нелепиц.
Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, все ли находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь ребенку покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, он должен указать на это и объяснить, почему это не так и как должно быть.
Вначале ребенку показывают картинку с нелепицами. Во время рассматривания ребенок получает инструкцию.
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции рисунка и выполнения задания — 3 мин. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Анализ результатов
10 баллов — за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все 7 нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть;
8—9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них не сумел объяснить или сказать, как должно быть на самом деле;
6—7 баллов — ребенок отметил и заметил все нелепицы, но 3— 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
4—5 баллов — ребенок заметил все нелепицы, но 5—7 из них не успел за 3 мин до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
2—3 балла — за 3 мин ребенок не успел заметить 1—4 нелепицы, а до объяснения дело не дошло;
0—1 балл — за 3 мин ребенок успел обнаружить меньше 4-х нелепиц.
Выводы об уровне развития:
— очень высокий — 10 баллов;
— высокий — 8—9 баллов;
— средний — 4—7 баллов;
— низкий — 2—3 балла;
— очень низкий — 0— 1 балл.
Тест «Что здесь лишнее?» для детей 4-6 лет
Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний.
На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним.
На решение задачи отводится 3 мин. Картинки можно предъявлять по одной.
Анализ результатов
10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;
4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;
2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;
0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
— очень высокий — 10 баллов;
— высокий — 8—9 баллов;
— средний — 4—7 баллов;
— низкий — 2—3 балла;
— очень низкий — 0—1 балл.
Тест «Лишний предмет» для детей 4-6 лет
Цель: Оценить уровень образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.
Оборудование: Карточки (6 шт.) с 4 предметами, один из которых лишний.
На картинке один из 4 предметов лишний. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть и сказать, какой предмет лишний, почему и как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом. Картинки ребенку предлагаются по одной по порядку.
Анализ результатов
Если ребенок 6—7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4-х карточках, — это хороший уровень развития образно-логического мышления.
Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Ярослава Йерасика
Цель: Исследовать умения ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие в объектах.
1. Какое животное больше — лошадь или собака:
а) лошадь — 0 баллов;
б) неправильный ответ — -5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем:
а) обедаете, вы едите суп, мясо — 0 баллов;
б) ужинаете, спите и другие ошибочные ответы — -3 балла.
3. Днем светло, а ночью:
а) темно — 0 баллов;
б) неправильный ответ — -4 балла.
4. Небо голубое, а трава:
а) зеленая — 0 баллов;
б) неправильный ответ — -4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это:
а) фрукты — 1 балл;
б) неправильный ответ — -1 балл.
6. Шлагбаум опускается раньше, чем пройдет поезд:
а) чтобы поезд не столкнулся с автомобилем — 1 балл;
б) чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) — 0 баллов;
в) неправильный ответ — -1 балл.
7. Москва, Рязань, Санкт-Петербург — это:
а) города — 1 балл;
б) станции — 0 баллов;
в) неправильный ответ — -1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах):
а) хорошо показано — 4 балла;
б) показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно — 3 балла;
в) не знает часов — 0 баллов.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это. маленькая овечка — это:
а) щенок, ягненок — 4 балла;
б) только один ответ из двух — 0 баллов;
в) неправильный ответ — -1 балл.
10. На кого больше похожа собака, чем похожа и что у них общего:
а) на кошку, потому что у нее тоже четыре лапы, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) — 0 баллов;
б) на кошку (без приведения признаков подобия) — -1 балл;
в) на курицу — -3 балла.
11. Почему у всех автомобилей есть тормоза:
а) две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) — 1 балл;
б) одна причина — 0 баллов;
в) неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) — -1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор:
а) два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) — 3 балла;
б) одно подобие — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка:
а) определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазать по деревьям) — 3 балла;
б) одно подобие — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт и как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой:
а) у них есть разные признаки: у винта — нарезка (резьба, тонкая закрученная линия, вокруг зарубки) — 3 балла;
б) винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта есть гайка — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это:
а) спорт, физкультура — 3 балла;
б) игры (упражнения), гимнастика, состязания — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства:
а) три наземных транспортных средства, самолет и корабль — 4 балла;
б) только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться, — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого и какая между ними разница:
а) три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже
не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен; скорее умрет, чем молодой) — 4 балла;
б) одно или два различия — 2 балла;
в) неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) — 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом:
а) по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, стройными; они хотят добиться рекорда и т.д.) — 4 балла;
б) одна причина — 2 балла;
в) неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) — 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы:
а) остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой); он ленивый, мало зарабатывает и не может ничего купить — 2 балла;
б) неправильный ответ — 0 баллов;
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку:
а) так платят за пересылку, перевозку письма — 5 баллов;
б) получатель за письмо без марки должен был бы уплатить штраф — 2 балла;
в) неправильный ответ — 0 баллов.
Анализ результатов
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, набранных по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
— первая — от +24 и более;
— вторая — от +14 до +23;
— третья — от 0 до +13;
— четвертая — от —1 до —10;
— пятая — менее —11.
Выводы об уровне развития: по классификации положительными считаются первые три группы; дети, набравшие от +24 до + 13 баллов, считаются готовыми к обучению в школе.
Диагностические задания для определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста
марина опалева
Диагностические задания для определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста
Методика «Разрезные картинки»
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения: Ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.
3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
Методика «Собери пирамидку»
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения: ребенку предлагается собрать пирамидку в определенной последовательности.
3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
Методика «Подбери заплатку».
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения: ребенку предлагается подобрать заплатку к коврику.
3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
7-9 баллов: высокий уровень
4-6 баллов: средний уровень
0-3 баллов: низкий уровень
Для детей 4-5 лет
Методика «Времена года»
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.
Процедура проведения: перед ребенком кладут таблицу с изображением детей в разное время года и просят ответить на вопросы: Что делают ребята? В какое время года это происходит? Чем отличаются времена года друг от друга?
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание, при этом производит сравнение картинок по основным признакам и не отклоняется от цели.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок понимает ситуацию и способен определить изображенное на картинках время года, но нуждается в наводящих вопросах.
1 балл: ребенок просто перечислил, что он видит на картинке, нуждается в стимуляции, самостоятельно вывод сделать не может.
Методика «Кто что ест?»
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.
Процедура проведения: перед ребенком кладут картинки на которых изображены животные и употребляемая ими ища. Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.
1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.
Методика «Назови одним словом».
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.
Процедура проведения: ребенку предлагается ряд изображенных предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет по отдельности, группу предметов назвать обобщающим словом.
3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
7-9 баллов: высокий уровень
4-6 баллов: средний уровень
0-3 баллов: низкий уровень
Для детей 5-6 лет
Методика «Кому чего не достает?»
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.
Процедура проведения: Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить соответствующими карточками. Попросить ребенка сказать: «Что делает ребенок на картинке? Чего ему не хватает?
3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.
1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.
Методика «Подбери пару»
Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.
Процедура проведения: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.
3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор
1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.
Методика «Раздели на группы».
Цель: выявить уровень развития наглядно- образного мышления.
Процедура проведения: Ребенку даются разрезные картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «Разложи эти картинки по группам». Назови каждый предмет в отдельности и группу одним словом»
3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.
1 балл: раскладывает картинки наугад.
7-9 баллов: высокий уровень
4-6 баллов: средний уровень
0-3 баллов: низкий уровень
Для детей 6-7 лет
Методика «Понимание картин связанных единым смыслом»
Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.
Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть таблицы с изображением и указать необходимую смысловую последовательность. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности, и составил связный рассказ.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности и составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.
1 балл: ребенок не смог выставить картинки в нужной последовательности, просто перечислил, что изображено на картинках.
Методика «Понимание картин со скрытым смыслом»
Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.
Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть изображение на картинке и дать необходимую смысловую оценку происходящему событию. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок смог понять смысл изображенного и составил связный рассказ.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.
1 балл: ребенок не смог понять смысл изображенного на картинке просто перечислил, что изображено на картинке.
Методика «Что здесь лишнее?»
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления
Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть ряд картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображений лишний. Внимательно посмотри и определи, какой предмет лишний и почему?»
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, назвал на всех картинках лишний предмет и правильно объяснил, почему они являются лишними.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание допустив 1-2 ошибки, не во всех случаях смог обосновать свой выбор.
1 балл: ребенок не смог выделить лишний предмет, только с помощью воспитателя.
7-9 баллов: высокий уровень
4-6 баллов: средний уровень
0-3 баллов: низкий уровень
Разрезные картинки из бросового материала Игра «Разрезные картинки» из бросового материала Воспитательно-образовательные цели и задачи: – Развитие логического, невербального мышления,.
Упражнения для развития мышления дошкольника старшего возраста При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребенка. необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по.
Источники:
http://adalin.mospsy.ru/l_01a_00/l_01a031.shtml
http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/diagnostika-razvitija-logicheskogo-myshlenija-v-starshem-doshkolnom-vozraste.html
http://www.maam.ru/detskijsad/diagnosticheskie-zadanija-dlja-opredelenija-urovnja-razvitija-myshlenija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html