0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Без памяти – нет традиций, без традиций — нет культуры,

без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности,

без духовности — нет личности, без личности нет народа,

как исторической личности.

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою отчизну.

Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Таким образом, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.

Разработка «Этнокультурное воспитание дошкольников»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Читать еще:  Можно ли беременным Монурал и как его принимать

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Лычева Оксана ВЛАДИМИРОВНА
  • Написать
  • 2731
  • 13.02.2018

Номер материала: ДБ-1175760

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 13.02.2018
  • 697
  • 13.02.2018
  • 393
  • 13.02.2018
  • 383
  • 13.02.2018
  • 276
  • 13.02.2018
  • 132
  • 13.02.2018
  • 542
  • 13.02.2018
  • 2027
  • 13.02.2018
  • 684

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Автор: Клепцова Екатерина Анатольевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №30»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Форма проведения: комбинированная (сочетающая традиционное предъявление теоретической информации и проведение викторины «Коми край – родина моя» в форме занятия)

Цели:

— формировать положительное отношение родителей к реализации этнокультурного компонента в детском саду;

— теоретически обосновать возможность приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.

Задачи:

— расширять знания родителей о истории родного края;

— повышать компетентность родителей в области истории и культуры коми народа.

Используемый материал: презентация «Коми край – родина моя», персонажи: бабушка Агния, внучка Настук коми национальные куклы, изготовленные вручную.

Предшествующая работа с родителями:

  1. Оформление раздевалки в этнокультурном стиле;
  2. Оформление выставки «Достопримечательности г. Сыктывкара»;
  3. Папки-передвижки «Коми край – родина моя»;
  4. Опрос родителей об отношении включения в процесс обучения детей слова на коми языке.

Ход мероприятия

Вступительное слово.

Воспитатель.

Добрый вечер, уважаемые родители. Наше сегодняшнее собрание посвящено этнокультурному воспитанию дошкольников. Что это такое?

Концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека впервые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Именно национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребёнок, по мнению учёных? является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие народа через включение в культуру и социальную активность.

Читать еще:  Как вкусно пахнуть, маленькие секретики

Этнокультурный компонент входит в содержание отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.

Результатом этнокультуры является этнокультурное развитие дошкольников, оно включает в себя три направления:

  1. информационно-познавательное развитие дошкольников,
  2. эмоционально-ценностное развитие дошкольников;
  3. деятельностно-практическое развитие.

Детский сад и семья — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольника в условиях детского сада без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. Совместная работа детского сада и семьи, понимание самоценности дошкольного периода в развитии личности и учёт социо- и этнокультурных условий даст возможность для всестороннего развития ребёнка.

— Так как наша встреча происходит в детском саду, давайте поиграем, а именно окажемся на занятии по ознакомлению с окружающим миром с включением этнокультурного компонента. Вы, уважаемые родители, представьте себя дошкольником 6-7 лет, а я вашей воспитательницей.

Основная часть.

Воспитатель (в руках держит коми национальные куклы, изготовленные вручную)

— Бур рыт дона ёртъяс! (приветствие на коми языке). К нам в гости пришли бабушка Агния и ее внучка Настук. Они живут в г. Сыктывкаре и очень много знают о своей малой родине Республика Коми. А Вы хорошо знаете свою республику?

— Ответы детей (родителей).

Воспитатель.

— Сейчас мы это узнаем, бабушка с внучкой приготовили вам увлекательнейшее путешествие по Коми земле и задания, ответив, на которые они и узнают насколько Вы, хорошо знаете свою малую родину.

Показ слайдов № 1 – 7 (в процессе просмотра слайдов детям (родителям) задаются вопросы по содержанию слайдов).

В Республике Коми сосредоточено несметное природное богатство, за которое этот край получил название Клондайка РФ, сокровищницы сырьевых ресурсов (нефти, газа, золота, бокситов, древесины). А уж просторы, общей площадью в 416 тысяч квадратных километров, северные лесные массивы с уникальной флорой и фауной, непоколебимые горы Урала и кристально чистые реки – бесценны вообще. Площадь этого края настолько велика, что на этой территории могли бы спокойно расположиться несколько государств Европы.

Цивилизация и природа сожительствуют в крае. Никто из них не мешает сильно друг другу. Полным полно неизведанных мест, добраться туда можно только по воздуху. Густая хвоя тайги, криволесье, Альпийские плато, Гольцовая тундра – как лоскутки вместе составляют полотно Коми.

Природу пытаются сохранить и уберечь – созданы национальные парки и заповедники.

— Назовите 2 национальных заповедника Республики Коми.

— Ответы детей (родителей).

Печоро- Илычский заповедник (слайд №9);

Национальный парк Югыд ва (слайд №10, 11)

В процессе просмотра слайдов идет совместное обсуждение содержания слайдов.

— Скажите, пожалуйста, как называется наш город?

Читать еще:  Снотворное для кошек. Эффективное успокоительное для кошек. Стрижка кошек

— Ответы детей (родителей).

— А какое старинное его название?

— Ответы детей (родителей).

— Кто знает, когда переименовали наш город?

— Ответы детей (родителей). Слайды № 13 – 18

-Настук не знает, сколько городов в нашей Республике? А Вы, знаете?

— Ответы детей (родителей).

— Всего 10 городов.

— А как же они называются?

— Ответы детей (родителей).

Сыктывкар – столица РК, 7 городов республиканского значения: Ухта, Воркута, Инта, Печора, Усинск, Сосногорск, Вуктыл; 2 города районного значения: Микунь, Емва.

Слайды современного вида г. Сыктывкара (Слайды №20 – 23)

Слайд №24 Физминутка

У оленя дом большой. Не пройти дом стороной.

Заяц по лесу бежит. В дверь к оленю постучит.

Тук, тук — дверь открой. Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай, Лапу мне скорей давай.

— Баба Агния спрашивает, какие государственные символы есть у Республики Коми?

— Ответы детей (родителей).

— Какие цвета, и в какой последовательности расположены на флаге РК? Что означает каждый из цветов?

— Ответы детей (родителей).

Синий, зелёный, белый. Синий цвет является символом небесного начала и бескрайности северных просторов. Зелёный цвет обозначает основное богатство Республики Коми и среды жизнедеятельности коренного народа – коми пармы. Белая полоса флага, воплотила белизну и чистоту снега, суровую красоту северной природы, символизирует принадлежность республики к Северу. Слайд № 26

На гербе РК на красном геральдическом щите изображена золотая хищная птица; на груди птицы помещён лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. Птица является символом солнца. Лик женщины связан с образом Зарни Ань (в переводе с коми языка – Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини. Образ лося символизирует силу, благородство и красоту. Слайд № 27

Отгадывание загадок

В Коми — крае мы живём, где суровы зимы,

Не страшны нам холода, мы наденем… (Пимы)

На шалаш он похож, только ростом выше,

Если дождь, не беда, не промокнет крыша.

Он стоит за бугром, дверь полы и стены

Сделаны не топором, а из шкур оленьих. (Чум)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень)

Там, где в тундре вьюга злится,

Где большой земли конец,

Там живет почти лисица,

Сине – зелёный мерцающий свет,

В северном небе — природный эффект. (Северное сияние)

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Заключительный этап

— Наше путешествие по родной Земле-Матушке подходит к концу.

Еще много интересного могут рассказать нам гости из глубинки, но им пора возвращаться домой. Бабушке с внучкой очень понравилось у нас гостить, очень приятно, что все наши дети много знают о своей Родине. Они обещают, когда зимой поменьше работы, будет по хозяйству, непременно приедут еще в гости.

— Занятие наше хочу закончить прекрасными стоками стихотворения о Коми земле.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/11/18/etnokulturnoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta
http://infourok.ru/razrabotka-etnokulturnoe-vospitanie-doshkolnikov-2596791.html
http://www.1urok.ru/categories/19/articles/19760

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector