0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы социальной работы с семьей. Технология социальной работы с семьей

Технологии социальной работы с семьей

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально — классовым признакам.

нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной.

Проблемы семьи:

Социально-.экономические — уровень жизни семьи, ее бюджетом

Социально-бытовые — связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи

Социально-психологические — супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Проблемы стабильности современной семьи состояние и динамика семейных разводов.

Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье

Семьи групп риска. (беженцы, малообеспеч, семьи воспит реб-инвал, военнослуж)

социальный работник призван выполнять следующие функции:

· диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

· охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

· организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

· социально-психолого-педагогическую (психолoго — педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

· прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

· координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи — это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

· Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

· Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

· Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

· Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России», «Молодой семье — доступное жилье» и другие.

2. Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам

3. Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читать еще:  Умные слова про детей. Цитаты, статусы и афоризмы про детей

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.
статья на тему

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство. С семьей, находящейся в сложной жизненной ситуации вследствие индивидуального случая или сложной психотравмирующей ситуации, проводится семейная психотерапия, реализуются различные технологии социальной работы, которые имеют целью улучшение социального и психологического состояния супругов и членов семьи: социальная коррекция, социальная терапия, психологическое и социальное консультирование, социально-психологическая адаптация..

Скачать:

Предварительный просмотр:

Формы и методы социальной работы, социальные технологии, технологии социальной работы с семьей.

соцпедагог МБОУ СОШ с. Эрзин

В социальной работе с малообеспеченными семьями применяются социальные технологии: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека и попечительство С семьей, находящейся в сложной жизненной ситуации вследствие индивидуального случая или сложной психотравмирующей ситуации, проводится семейная психотерапия, реализуются различные технологии социальной работы, которые имеют целью улучшение социального и психологического состояния супругов и членов семьи: социальная коррекция, социальная терапия, психологическое и социальное консультирование, социально-психологическая адаптация Для организации рекреационной деятельности, проведения досуга, помощи в реализации воспитательной функции семьи применяются социально-педагогические методы и методы социального воспитания Актуальной для предупреждения дисгармонии семей них отношений, улучшения ее социально-психологического состояния является социальная работа на местном уровне, направлена ??на активизацию усилий общества в направлении благоустройства района, создание условий для отдыха, временного пребывания маленьких детей в детских комнатах, создания игровых площадок для детей, обеспечение современным и удобным транспортным обслуживанием.

Одним из важных подходов к социальной работе с семьей является семейная терапия психосоциальной работы с семьей трудно проводить без специальной подготовки в области семейного консультирования Применение психотерапевтичных техник зависит от теоретических подходов, на которые опирается в своей практической деятельности социальный работник Этот вид вспомогательной профессиональной деятельности семьям включает в себя базовые ценности, принципы, объекты, цели, задачи и методический инструментарий как психологического консультирования, так и практической социальной работы).

Одним из важных направлений социальной работы в социальных службах для семьи, детей и молодежи является социальная работа с молодой семьей

Социальная работа с молодой семьей

Социальная работа с молодой семьей — это система взаимодействия социальных органов государства и общества и семьи, направленная на улучшение условий ее жизнедеятельности, расширение возможностей в реализации прав и свобод, определенных международными и государственными документами, обеспечение полноценного физического, нравственного и духовного развития всех членов, привлечение к трудовой, общественно-творческого процесс.

Приоритет в социальной работе с молодежью принадлежит центрам социальных служб для молодежи, осуществляющих социальную профилактику, социальный патронаж, социальную реабилитацию, оказывают социально-психологическую в, психолого-педагогическую, социально-медицинскую, социально-правовую, информативно-консультативную, психотерапевтическую помощь и поддержку молодым супругам для улучшения его жизнедеятельности.

Один из важнейших принципов социальной работы с молодой семьей — принцип самообеспечения семьи, т.е. предоставление социальной помощи для стимуляции ее внутренних резервов, решения собственных проблем Кроме того, социальная работа с семьей направляется не только на семью в целом, но и отдельных ее членов (ребенка, мать, отца и других членов семьи).

Эффективность реализации основной цели и задач социальной работы с молодой семьей обеспечивается при учете типологии и категории семей, нуждающихся различных видов социальной работы, применения соответствующих форм и методов робот.

Основные направления социальной работы с молодой семьей:

· подготовка молодежи к семейной жизни;

· работа с молодыми семьями по стабилизации семейных отношений;

· помощь родителям в решении проблем семейного воспитания;

· социальная реабилитационная работа с семьей

Подготовка молодежи к семейной жизни предполагает формирование навыков здорового образа жизни, психолого-педагогические, юридические, экономические, медицинские знания по вопросам становления личности, развития коммун негативных навыков, формирование паролевой идентификации, коррекции личных проблем, духовного воспитания, знания по сексологии брака и семьи, создание собственного имиджа, знания медико-социальных проблем алкоголизма, наркомании, профилактики заболеваний, планирования семьи и сохранения репродуктивного здоровья молодежи, сохранения беременности, развития семейных традиций, рождения здоровых детей и тд.

Читать еще:  Как женщине понять мужчину: советы психологов

Социальная работа проводится среди учащихся школ, школ-интернатов, ПТУ, лицеев, колледжей, высших учебных заведениях, в среде рабочей молодежи, а также с молодыми парами, которые подали заявление в ЗАГС Д К работе привлекаются такие специалисты: социальные работники, социальные педагоги, психологи, юристы, экономисты, наркологи, сексологи, психотерапевты и другие специалисты.

Формы работы: мобильные курсы, учебно-консультативные пункты (в том числе выездные в сельской местности), вечерние женские и юношеские гимназии, клубы для девушек, кабинеты доверия; лектории, дискуссионные клубы, специализированные службы (Служба знакомств, Почта доверия, Школа молодых супругов, Телефон доверия) и т.п. Для достижения поставленной цели применяются такие методы работы, как различные коммуникационные тренинги, тестирования, индивидуально-групповые психологические консультации, психологический театр миниатюр, лекции и семинары, проективные методики, шоу-программы, тематические КВН и др. С целью создания умов для распространения инновационных социальных технологий организуются экспериментальные площадки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (фи.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр.

Технология работы с проблемными семьями включает в себя 3 уровня:-профилактический (повышение педагогического образования и просвещения родителей);-диагностический (сбор достоверной информ.

Данная презентация раскрывает применяемые мною в работе современные технологии , тнеобходимые для социального педагога.

Статья на конференцию «Башкатовские чтения».

работа социального педагога совместно с психологом для педагогического просвещения родителей.

Технологии социальной работы с семьей.

Семья — группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости, связанных кровным родством, усыновлением или брачными узами.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ ст. 1 — Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Выделяют по уровню социально-психологического здоровья:

— семьи групп социального риска,

Виды:

— Многодетные семьи (национальные традиции, неблагополучные семьи, религия).

— Неполные семьи (малообеспеченность).

— Семьи с детьми-инвалидами.

— Семьи вынужден, переселенцев.

— Семьи военнослужащих срочной службы.

— Семьи инвалидов (трудовая реабилитация).

— Полная малодетная семья.

— Жестокое обращение в семье (гостиницы, убежища).

Технологии соц. работы:

— сбор и обработка информации о семье, нуждающейся в помощи (диагностика соц. психологич. здоровья семьи, определение уровня конфликтности).

— технологии оказания семье социальной помощи (посреднической, экономической, социальной, материальной и т.д.).

— технологии непосредственной работы специалиста с клиентом по конкретным вопросам (развод, опекунство). — технологиипрогнозирования, оценки качества соц. услуг и т.д.

— социальное обслуживание семьи в центрах защиты.

Реабилитация — система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые (тренинговые группы, консультирование, семинары, «телефон доверия»).

Профилактика — комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем.

Психокоррекционные мероприятия, изменение самооценок взрослых и детей.

Цель соц. помощи — сохранение семьи как соц. института. Помощь может быть экстренной, направленной на выживание семьи, срочной, с немедленным удалением из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей, направленной на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Для защиты детей от жестокого обращения в семье необходимо тщательное исследование ситуации в семье с участием соц. работника, психолога, врача, сотрудника органа внутренних дел. Агрессивность, равнодушие, сексуальные домогательства, побои, проблемы с едой, непосещение школы, отставание, в развитии являются предлогом для возбуждения дела о лишении родител-х прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.

При работе с «трудными» детьми и подростками предусмотрена диагностика семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязат-ный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса, консультирование семьи соц. педагогом.

Читать еще:  Поздравления роженице. Поздравления с рождением малыша

Семьи «групп риска»: (алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Неполная семья может сформироваться по разным причинам: женщина одна воспитывает ребенка, развод жены с мужем (муж пьёт, бьёт, не работает и т.д.).

Причины формирования неполной семьи: Социальная напряжённость в обществе, социальная несправедливость, безработица, высокие цены и низкая заработная плата, отсутствие психологической адаптации к новым существующим условиям. Отсюда воспитание в неполных семьях (например: мать вынуждена зарабатывать деньги на 2-3 работах, а дети предоставлены сами себе, отсюда следуют наркотики, пьянства, плохая компания, возможная преступность).

Роль специалиста по С.Р. в помощи многодетным семьям: психологическая консультация, которая поможет выявить причины дезодаптации, поможет в профориентации матери, отцу, детям-подросткам; тренинг, аутотренинг, коррекция, психотерапия.

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, неустойчивость личности, зависимость. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, соц. окружением — это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика. Движение «Анонимные алкоголики», программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» — эффективные технологии создания благоприятной среды для излечения от алкоголизма

Соц. работа с конфликтной семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Внешними затруднениями являются материальное благосостояние семьи, неуверенность в завтрашнем дне, безработица. Супруги могут придерживаться различных моделей семьи, имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, им присущи всплески эмоций. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии. Одна из методик — построение генограммы семьи. При создании генеалогического древа с помощью семейного терапевта члены семьи вовлекаются в единую деят-сть, дополняя друг друга. Методика «семейного соглашения» предусматрив. разработку взаимно-приемлемого списка обязательств обеих сторон, оформляемого двусторонним договором и подписываемого обоими супругами. Анализ его выполнения помогает скорректировать последующую работу с семьей. Разрешение семейных проблем, прежде всего, ответственность самих членов семьи.

Проблемы семей, воспитывающих ребёнка-инвалида: поставить на учёт ребёнка-инвалида, получить дотации, оформить льготы, трудоустройство, проблемы с работой, например: у матери, если она воспитывает его одна.

Помощь оказывается на основании следующих законов:

1. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».

2. Федеральная программа «Дети-инвалиды».

3. Декларация ООН «О правах инвалидов».

4. ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

5. ФЗ «О защите инвалидов в РФ».

Роль соц. работника — организация медицинской помощи инвалидам (медико-социальная реабилитация в условиях стационара или на дому, в организации санитарно-курортного лечения. Проанализировать социальную обстановку в семье, предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них работы на дому и т.д.

СЛОЖНАЯ СЕМЬЯ — совместное проживание молодой и родительской семьи снимает потребность в ряде соц. услуг, выполняемых самими чл. семьи. Направления СР — соц. поддержка молодой и родит, семьи, мед-псих-пед консультирование по различным вопросам семейной жизни, предотвращение семейных конфликтов, путем проведения разл. мероприятий.

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы. Соц.работник вместе с клиентом рассматривает проблему и ищет пути ее разрешения, дает конкретные советы и рекомендации — Один из ведущих методов.

При изучении семьи используется педагогический эксперимент активно привлекаются родители к экспериментальной работе, кот. ведется в детском саду и нуждается в подкреплении и продолжении в условиях семьи.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ — требует создания условий, кот. располагают к искренности респондентов. Продуктивность возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ — позволяет собрать много данных. Есть возможность получения и обработки материала.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — им обычно охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Тимами тренинга могут быть «знаю ли я своего ребенка», «как вести себя с агрессивным ребенком», «как воспитать ребенка без отца». Деятельность группы закрыта от посторонних.

Источники:

http://studopedia.ru/10_221012_tehnologii-sotsialnoy-raboti-s-semey.html
http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2015/05/03/formy-i-metody-sotsialnoy-raboty-sotsialnye
http://zdamsam.ru/a50575.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector