1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности

Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемkoipkro.kostroma.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя.» — Транскрипт:

1 Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя

2 Форма воспитательной работы В.С. Безрукова Педагогическая форма это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Е.В. Титова Форма ВР — установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических (воспитательных и организационно-практических) задач, совокупность организационных приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение ВР. С.П. Афанасьев С.П. Афанасьев (ссылаясь на А.Г. Кирпичника) Воспитательное мероприятие это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогами с определенной воспитательной целью.

3 Сущностные признаки формы воспитательной работы участники, выполняющие установленные функции педагогические задачи организация времени набор актов, ситуаций, процедур порядок действий (алгоритм) материал, на котором развертывается взаимодействие организация пространства эмоциональный и содержательный ритм ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи

4 Функции формы воспитательной работы

5 Классификация форм воспитательной работы Автор Е.В. Титова «Если знать, как действовать» С.Д. Поляков «Психопедагоги ка воспитания» Л.В. Байбородова М.И. Рожков «Воспитательный процесс в современной школе» Л.И. Уманский, С.П. Афанасьев и др. (публикации МЦ «Вариант») Основание для типологии характер субъекта организации деятельности характер взаимосвязи субъектов действия количественный и качественный (субъект организации и общественно значимый результат) показатели процедуры (способы) передвижения участников Типы форм ВР мероприятия дела игры защита эстафета бой хеппинг «статичные» «статично- динамичные» «динамико- статичные»

6 «Статичные» (представление) КлассВид Преобладающий способ взаимодействия Примеры РитуалЛинейка Вахта памяти Митинг, сбор подписей, пикетирование, торжественное собрание Коммуникация Круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание Диспут Огонек, урок, встреча с интересным человеком Рассказ, сообщение, публичное выступление, нравственная проповедь Демонстрация Отчетный концерт, тематический концерт, концерт-лекция, демонстрация мод Устный журнал, агит-спектакль Творческий конкурс, спортивное состязание, интеллектуально- познавательная игра, рыцарский турнир (бой, дуэль, поединок, ринг; марафон, экзамен) Публичное созиданиеКулинарное представление Организация восприятияПросмотр кино (видео-, теле) фильма, спортивного или художественного представления «Яблоня возможностей»

7 «Статично-динамичные» (созидание-гуляние) КлассПримеры Развлечение- демонстрация Ярмарка, базар, рынок, вечер альтернатив, Елка, Костер Дискотека, стар-тинэйджер, бал Развлечение- коммуникация Капустник, кабачок, заседание клуба, ассамблея, пир, посиделки Миг, БРИг, Рейнжерка Инновационная игра Совместное созидание Субботник, атака, десант Подготовка к представлению Подготовка выставки

8 «Динамико-статичные» (путешествие) Преобладающий способ взаимодействия Примеры Демонстрация«Найди клад», «Тропа мужества» РазвлечениеПрогулка Коммуникация Организация восприятия Пешеходная экскурсия, экскурсия в музей Исследования Преодоление Разведка, экспедиция, рейд Марш бросок, поход, пробег РитуалПарад, карнавальное шествие, факельное шествие

9 Классификация игр: 1) 2) 3)С. А. Шмаков: Классификация игр: 1) — игры с готовыми (жесткими) прави­лами; — игры (вольные), правила которых устанавливают­ся по ходу игровых действий; — игры, в которых есть и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ходу. 2) — внешние признаки: содержание, форма, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличию аксессуаров. — внутренние признаки: способность индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязание, импровизация, имитация и т. д.: заданного типа и импровизационные, самобытные и подражательные, обособленные или открытые, пассивного типа или активного и т.п. 3) С. А. Шмаков: в основе человеческая деятельность: — физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; — интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); трудовые, технические, конструкторские; электронные; игровые методы обучения; — социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры- драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные); — комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность). Игра Игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с с целью отдыха, развлечения, обучения.

Воспитательная работа с коллективом детей

Лекция № 5

Воспитательная работа с коллективом детей

Детский коллектив — объединение детей, сплоченных общей полезной деятельностью (обучением, работой, спортом, общественной работой)

В школе действуют следующие типы коллективов:

а) учебные — классный (первичный или контактный), общешкольный, предметных кружков,

б) самодеятельные организации — коллективы художественной самодеятельности (хор, ансамбли, кружки)

в) общества — спортивное, книголюбов и др.

Читать еще:  Приколы поздравления с 23 февраля врачей

г) объединения по интересам

д) временные объединения для выполнения определенных видов работы.

Все они связаны между собой общей целью учебно-воспитательной деятельности школы, обеспечивающих привлечение учащихся к разнообразной деятельности.Важнейшим по своей деятельностью является коллектив класса. В нем длительные отношения между индивидами и между педагогами и коллективом.

Между структурными единицами общешкольного коллектива существуют определенные связи и взаимозависимости Особенно важны для воспитательной работы связи между первичными коллективами (классами), общешкольного коллектива с ученическими коллективами других школ, детскими и юношескими организациями Они способствуют развитию широких социальных контактов, интереса к жизни и деятельности других коллективов, заимствованию опыта.

Коллектив осуществляет организаторскую (управляет своей деятельностью), воспитательную (является носителем моральных убеждений), стимулирующую (способствует формированию морально ценных стимулов, регулирует поведение, взаимоотношения) функции.

А.С. Макаренко считал важным для коллектива стиль и тон его жизни и деятельности, которые, на его взгляд, являются существенными и важными элементами коллективного воспитания. Стиль — внутренняя духовная сила коллектива, предполагает чувство собственного достоинства, что является следствием представления о ценности своего коллектива, гордости за него. Он проявляется в тоне жизни коллектива — общей духовно-эмоциональнойокраске деятельности коллектива (мажорность, уверенная спокойная деятельность, бодрость, оптимизм).

Жизнь и деятельность ученического коллектива выстраиваются на таких принципах:

а) единство и целостность. Первичные коллективы и объединения не должны организовывать свою деятельность изолированно, а должны направлять ее на достижение общей цели воспитания всесторонне развитой личности;

б) постоянное движение вперед. А.С. Макаренко основным законом коллектива считал движение как форму его жизни, а его остановки — формой его смерти. Реализация этого принципа требует последовательной постановки задач, привлечения воспитанников к их решению, проявления с их стороны активности, переживание радости от успешного их выполнения;

в) организация разнообразной деятельности.С учетом этого учеников кроме учебной деятельности привлекают к труду. Благодаря этому обогащается духовная жизнь коллектива и каждого учащегося;

г) формирование чувства чести. Оно является индикатором отношения ученика к коллективу. Чувство чести связано с чувствами долга и ответственности;

г) преемственность поколений, сохранение коллективных традиций. Школьный коллектив ежегодно обновляется, вследствие чего существует возможность передавать от поколения к поколению достояние, традиции школы особое внимание следует уделить сохранению и приумножению школьных традиций как неписаных законов, делающих жизнь коллектива содержательной, целенаправленной.

Коллективное творческое дело (КТД)

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.

Виды КТД

Трудовые КТД (пример:«Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД (пример:«Брейн-ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример:«Спартакиада»)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы).

Лекция № 6

ИННОВАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Инновация в образовании – нововведение, предназначенное для разрешения актуальной проблемной ситуации (с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования или организации благоприятных условий усвоения материала), существенные изменения в одном или нескольких пунктах: содержании образования, методах преподавания, формах контроля качества обучения.

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями нашей работы при использования ИКТ являются:

— мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки окружающего мира» для 1-4 классов;

— дистанционные олимпиады и конкурсы;

— уроки на основе авторских компьютерных презентаций.

Практика использования ИКТ учителями позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ на уроках имеетследующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

6. Обучение через игровую или практическую деятельность.

7. Повышение интереса учащихся к учёбе.

8. Более чёткая организация деятельности учителя.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретическойпроблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Читать еще:  Учимся правильно обнимать девушку, значение обнимашек

Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразиемметодов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применён к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде.

Лекция № 5

Воспитательная работа с коллективом детей

Детский коллектив — объединение детей, сплоченных общей полезной деятельностью (обучением, работой, спортом, общественной работой)

В школе действуют следующие типы коллективов:

а) учебные — классный (первичный или контактный), общешкольный, предметных кружков,

б) самодеятельные организации — коллективы художественной самодеятельности (хор, ансамбли, кружки)

в) общества — спортивное, книголюбов и др.

г) объединения по интересам

д) временные объединения для выполнения определенных видов работы.

Все они связаны между собой общей целью учебно-воспитательной деятельности школы, обеспечивающих привлечение учащихся к разнообразной деятельности.Важнейшим по своей деятельностью является коллектив класса. В нем длительные отношения между индивидами и между педагогами и коллективом.

Между структурными единицами общешкольного коллектива существуют определенные связи и взаимозависимости Особенно важны для воспитательной работы связи между первичными коллективами (классами), общешкольного коллектива с ученическими коллективами других школ, детскими и юношескими организациями Они способствуют развитию широких социальных контактов, интереса к жизни и деятельности других коллективов, заимствованию опыта.

Коллектив осуществляет организаторскую (управляет своей деятельностью), воспитательную (является носителем моральных убеждений), стимулирующую (способствует формированию морально ценных стимулов, регулирует поведение, взаимоотношения) функции.

А.С. Макаренко считал важным для коллектива стиль и тон его жизни и деятельности, которые, на его взгляд, являются существенными и важными элементами коллективного воспитания. Стиль — внутренняя духовная сила коллектива, предполагает чувство собственного достоинства, что является следствием представления о ценности своего коллектива, гордости за него. Он проявляется в тоне жизни коллектива — общей духовно-эмоциональнойокраске деятельности коллектива (мажорность, уверенная спокойная деятельность, бодрость, оптимизм).

Жизнь и деятельность ученического коллектива выстраиваются на таких принципах:

а) единство и целостность. Первичные коллективы и объединения не должны организовывать свою деятельность изолированно, а должны направлять ее на достижение общей цели воспитания всесторонне развитой личности;

б) постоянное движение вперед. А.С. Макаренко основным законом коллектива считал движение как форму его жизни, а его остановки — формой его смерти. Реализация этого принципа требует последовательной постановки задач, привлечения воспитанников к их решению, проявления с их стороны активности, переживание радости от успешного их выполнения;

в) организация разнообразной деятельности.С учетом этого учеников кроме учебной деятельности привлекают к труду. Благодаря этому обогащается духовная жизнь коллектива и каждого учащегося;

г) формирование чувства чести. Оно является индикатором отношения ученика к коллективу. Чувство чести связано с чувствами долга и ответственности;

г) преемственность поколений, сохранение коллективных традиций. Школьный коллектив ежегодно обновляется, вследствие чего существует возможность передавать от поколения к поколению достояние, традиции школы особое внимание следует уделить сохранению и приумножению школьных традиций как неписаных законов, делающих жизнь коллектива содержательной, целенаправленной.

Доклад «Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Форма воспитательной работы — ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.

Притча о трехколесном велосипеде

(притча о классификации форм воспитательной работы)

Недалеко от волшебного леса жили-были люди в одном селе. Однажды поздним вечером в одну из крайних изб постучался волшебник, он очень устал и попросил остаться на несколько дней передохнуть, чтобы продолжить свой путь. Выглянул он утром из окна – солнышко встает, девушки деревенские за грибами пошли, прошептал что-то чародей на непонятном языке и прямо из воздуха появилось сказочное колесо – котором было написано «прогулка».

Вышел волшебник прогуляться по улице – видит мужики всей деревней на сход собираются. Вот вышел староста, речь говорит, народ затылки чешет, перешептывается. Посмотрел, посмотрел волшебник на все это действо и сотворил еще одно колесо с надписью «представление».

Пока ходил гость по деревне, по сторонам смотрел, уж смеркаться стало. Молодежь разложила на берегу реки большой костер, стали парни с девушками хороводы водить. Понравились игры и забавы волшебнику, он возьми да произнеси заклинание. Тут, откуда ни возьмись, катится третье колесо, а на нем яркими буквами начертано «гуляние».

Отдохнул, чародей в деревне, новых сил набрался, а на следующий день, перед тем как попрощаться с гостеприимными хозяевами, собрал странник три колеса и соорудил из них чудо игрушку – велосипед. «Это говорит вашим деткам останется, чтобы играли, играли да уму разуму учились!»

Читать еще:  Поздравления подруге. Поздравления подруге с днем рождения

Статичные формы воспитательной работы (тип представление)

Преобладающий способ взаимодействия

Митинг, сбор подписей, пикетирование, торжественное собрание

Круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание

Огонек, урок, встреча с интересным человеком

Рассказ, сообщение, публичное выступление, нравственная проповедь

Отчетный концерт, тематический концерт, концерт-лекция, демонстрация мод

Устный журнал, агит-спектакль,

Творческий конкурс, спортивное состязание, интеллектуально-познавательная игра, рыцарский турнир (бой, дуэль, поединок, ринг; марафон, экзамен)

Просмотр кино (видео-, теле) фильма, спортивного или художественного представления

1. Торжественное собрание детского коллектива— собрание для чествования каких-либо значимых дат или событий в жизни детского коллектива, предполагающее устные монологические выступления отдельных ораторов.Воспитательные возможности торжественного собрания детского коллектива состоят в формировании социального опыта (освоении социально приемлемых схем поведения) совместного позитивного переживания. Участниками торжественного собрания являются ведущий (с несколькими помощниками), выступающие, зрители-слушатели, каждый из которых потенциально может стать выступающим.

2. Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации. В ходе лекции школьниками формулируются сложные вопросы человеческого бытия, проблемы нравственного выбора.

3. Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Беседа предполагает заранее разработанные вопросы. Требования к вопросам: правильность, конкретность, простота и четкость. Вопрос должен будить мысль, заключать в себе проблему, нуждающуюся в обдумывании или в споре. Одной из разновидностей фронтальной беседы является огонек. Используя форму «огонек», педагог может решить следующие задачи:

информирование по поводу пространства и сообщества, где находится ребенок, видов деятельности и возможностей самореализации в нем;

оптимизация межличностных отношений в группе (предполагает создание и поддержание ситуации взаимопонимания и доверия в рамках огонька с ее переносом на остальные моменты жизни коллектива, принятие группой каждого ее члена, решение проблем в межличностном взаимодействии);

обеспечение эмоциональной поддержки отдельных детей, при необходимости организация психотерапевтической помощи;

Отдельной разновидностью беседы является «Встреча с интересным человеком», в рамках этой разновидности формы возможны несколько контекстов:

«ток-шоу» – интенсивная, агрессивная беседа, по актуальной неоднозначной проблеме,

беседа «от всей души» – внимательный, заинтересованный разговор о личном значении тех или иных событий, как правило, прошедших.

Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок добра», «Урок фантазии», «Урок мужества», «Урок Мира» и т.п.), имитирующий школьное аудиторное занятие. Ведущий приобретает роль учителя, остальные участники — учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.

3. Диспут —специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить)- трактуется в словарях – вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему.

4. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, рабочее собрание коллектива)- специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Различают следующие разновидности дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание», «техника аквариума» (М.В. Кларин). В отличие от диспута, дискуссия более структурированное взаимодействие, требующее, как правило, определения победителя словесного соревнования. Технология проведения такой разновидности дискуссии, как дебаты, благодаря деятельности «Института Открытое общество» приобрело широкий размах в нашей стране.

5. Концерт — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, декламация, театральная миниатюра и др.). Понятие «концерт» (ит. «Concerto» or латинского concerto — состязаюсь) имеет два толкования. Первое — это музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже, для двух — трех солирующих инструментов и оркестра, написанное обычно в сонатной циклической форме. Второе – публичное исполнение музыкальных произведений по определенной, заранее составленной программе. Такие концерты различаются по видам исполнения: симфонические, камерные, сольные, хоровые, эстрадные и др. В самодеятельном творчестве школьников концерты чаще всего подразумевают выступление перед аудиторией родителей, гостей, сверстников.

6. Просмотр кино — , видео- , телефильма, спектакля, концерта, спортивного матча — представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия – зритель и организатор просмотра. Следует различать просмотр концерта (спектакля, фильма и т.п.), подготовленного кем-либо и спектакль (концерт), где выступают сами воспитанники. Методика использования просмотра в социальном воспитании включает подготовку, собственно проведение и организацию обсуждения.

8. Представление-соревнование (конкурсная программа) – совместное действие, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. В основу соревнования может быть положена профессиональная или близкая к ней деятельность, практически любой жанр искусства.

Формы воспитательной работы (тип «созидание-гуляние»)

Источники:

http://www.myshared.ru/slide/294581/
http://cyberpedia.su/14xf7f4.html
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/klassnomu-rukovoditelju/35251-doklad-formy-vospitatelnoj-raboty-s-detskim-k

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector