Интегрированное занятие “остров дружбы” для детей средней возрастной группы
Интегрированное занятие “Остров дружбы” для детей средней возрастной группы
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте. Я считаю, что малышей нужно учить дружить. Понятие дружбы очень обширное. Замечено, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже. Ведь без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения.
В младшем дошкольном возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в контексте игры. Основным содержанием развития дружбы в этом возрасте является формирование стойкой привязанности к сверстнику с участием эмоциональных и личностных компонентов. Возникновение и развитие дружбы может рассматриваться в качестве одного из звеньев, обеспечивающих целостность развития эмоционально-личностной сферы.
Общение в процессе игр и занятий само по себе вызывает определенные личные отношения. Дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских взаимоотношений. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.
- Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
- Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков;
- Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим; совершенствовать коммуникативные навыки;
- Развивать социальные чувства, взаимопомощь; развитие навыков межвозрастного общения;
- Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.
Материал: Музыкальный центр, аудиозаписи песен: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”, музыка Е Крылатова сл. Ю.Яковлева “Колыбельная медведицы”; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг”; оборудование для препятствий, (кубики, обручи), бумага, цветные карандаши, гуашь.
Краткое описание: проводится с детьми средней и старшей группы беседа о дружбе, играют в игры, рисуют.
Дети приглашаются в музыкальный зал под музыку и занимают удобные для них места.
(звучит музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”).
В музыкальном зале находятся пуфики и стулья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как сегодня много у нас гостей.
Первый ребенок читает стихотворение:
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки
Мы веселые ребята:
Наш садик “Алтынчеч”
Приглашает вас сегодня
С нами вместе поиграть.
Звучит аудиозапись песни “Настоящий друг”.
Воспитатель: Я не случайно включила эту песню. Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить о дружбе.
Воспитатель: Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба.
(Совместное озвучивание слова).
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое дружба?
Дети : Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.
Воспитатель: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди с которыми нам интересно и комфортно.
Давайте придумаем с вами “Остров дружбы” и отправимся в увлекательное путешествие. Как вы думаете, какой он?
Дети: Светлый, красивый, большой.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Чтобы всем хватило место играть, чтобы было интересно.
Воспитатель обращается к детям старшей группы: Ребята, а вы дружные? Хотите подружиться с детьми средней группы и поиграть с ними? Мы приглашаем всех вас на чудесный “Остров Дружбы”.
Мы дружить со всеми рады,
Ведь с друзьями веселей.
Будем мы одной командой,
Будем дружными теперь.
Воспитатель: Да ребята. А вы знаете, что на этом острове живут разные животные, насекомые, птицы и люди. Все они дружат между собой. Там дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек, там дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине.
А перед тем, как мы отправимся на остров дружбы, вы послушайте песню и ответьте на вопрос: “С чего же начинается дружба?”
Звучит аудиозапись песни “Дружба начинается с улыбки”.
Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?
Воспитатель: Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них ярче становиться день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.
Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку.
Второй ребенок читает стихотворение:
Остров этот всех подружит,
Всех научит нас дружить.
Всех теплом своим согреет
и заботой окружит.
Третий ребенок читает стихотворение:
Приглашаем вас на остров –
“Остров Дружбы”. Он для тех,
Кто друзей имеет много
И хочет другом быть для всех.
Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей. (Дети выполняют задание).
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами. Ощутите тепло рук друг друга и почувствуйте тепло друг друга через наши руки. Вам стало теплее? Это потому, что нас много и мы все хотим дружить. Но как мы сможем подружиться, если не знаем друг друга по имени? Давайте поиграет в игру “Тишина”, которая поможет нам познакомиться.
Дети идут по кругу, взявшись за руки со словами:
Тише, тише, тишина…
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпают… (имена детей).
Движения выполняются под музыку “Колыбельная медведицы”. Дети, услышав свои имена, приседают на корточки, имитируя засыпание. Воспитатель обращается к ним: “Кто здесь спит?” дети поднимаются и называют свое имя.
Воспитатель: Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Следующая игра так и называется “Найди друга”.
Дети делятся на две команды (средняя и старшая группы), встают друг напротив друга. Дети из старшей группы подыскивают себе пару – друга по цвету глаз детей средней группы. Если задание вызовет у кого-то затруднение, он может обратиться за помощью к товарищам или воспитателю, может подойти с партнером-другом к зеркалу и сравнить цвет глаз. Понятно, полного совпадения здесь быть не может. Задача, поставленная воспитателем перед детьми, состоит в том, чтобы подчеркнуть внешнее сходство.
После того, как дети сделают свой выбор, они знакомятся друг с другом.
Воспитатель: Вижу, вы нашли себе друзей, познакомились. Узнали, как зовут вашего друга. Давайте проверим, какая крепкая у вас дружба. Поможет нам в этом игра “Дружные ребята”.
Дети, повернувшись лицом друг к другу, берутся за руки, сплетя пальцы и преодолевают препятствия (перешагивают через кубики, проходят в обруч, переходят по мостику и т.д.).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета бывает дружба? Почему? (ответы детей). А может быть дружба черного цвета? (Ответы детей).
Воспитатель: А давайте сейчас попробуем нарисовать дружбу. Перед вами листы цветной бумаги, цветные карандаши и гуашь. Вы можете выбрать то, что посчитаете нужным для того, чтобы нарисовать свою дружбу.
Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети рисуют дружбу.
Воспитатель: Посмотрите, какие хорошие рисунки у вас получились, молодцы! (Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки). И с этим заданием вы хорошо справились. А теперь давайте проверим, сможете ли вы узнать своего друга среди других.
Звучит аудиозапись песни “Шире круг”. Дети под музыку танцуют в разных местах зала. Как только музыка затихает, они должны быстро найти своего друга.
Воспитатель: Молодцы! Вас ничто не может разлучить. А теперь давайте попробуем узнать своего друга по голосу. Следующая игра так и называется “Узнай по голосу – кто сказал?”.
Водящий ребенок, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей (по указанию воспитателя) сказал: “Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь”.
Воспитатель следит за тем, чтобы пары менялись.
Воспитатель: Понравилось ли вам ребята на нашем “острове Дружбы?”
А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг. Давайте передадим свои теплые дружеские отношения друг другу. Сегодня мы стали друзьями. Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении.
Дети прощаются с гостями, под музыку и, держась за руки, выходят из музыкального зала.
«Путешествие на Остров Дружбы и Полянку доброты». Интегрированное занятие в средней группе
ирина шалтус
«Путешествие на Остров Дружбы и Полянку доброты». Интегрированное занятие в средней группе
«Путешествие на Остров Дружбы и Полянку доброты»
Интегрированное занятие в средней группе на формирование социально-коммуникативных качеств.
Цель: Формировать доброжелательные дружеские отношения между детьми. Вызвать желание оказывать помощь. Почувствовать радость от общения друг с другом, получить новые впечатления. Учить бережному отношению к природе.
Задачи: Учить детей видеть хорошие качества своих товарищей, формировать желание говорить приятные слова друг другу, пополнять и активизировать словарь детей; совершенствовать двигательные умения и навыки, создание благоприятного эмоционального климата.
Образовательные – уточнить знания о свойствах и отношениях объектах окружающего мира; формировать умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
Развивающие – развивать интерес, любознательность, положительную мотивацию, творческие способности, двигательные навыки.
Воспитательные – воспитание дружеских отношений, умение оценивать чувства и поступки сверстников в игре, воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
Интеграция образовательных областей: «Соцкоммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура»
-беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;
-чтение художественной литературы о дружбе;
-организация совместной прогулки и общих игр с детьми другой группы;
-подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения
Даша Воспитатель – Здравствуйте, ребята! Я знаменитая путешественница — Даша. Это Д/С №21 средняя группа? Здесь живут дружные, отзывчивые ребята? Вы любите цветы? Я пришла к вам за помощью, на мой мини компьютер поступило сообщение, что на острове дружбы растут ядовитые цветы зла и с каждым днем их все больше. Если цветы не уничтожить, зла будет в мире больше, чем добра. Вы поможете избавить остров от злых цветов?
Даша Воспитатель: -Тогда… Приглашаю вас на Остров Дружбы
Остров Дружбы – он для тех
Кто друзей имеет много,
Хочет другом быть для всех.
Как же нам туда добраться? Варианты детей. А давайте на самолёте!
Динамическая пауза «Самолёт»
(в исполнении музыкальной группы «Чударики»
Смотрите в небе самолет. руки в стороны качаются 4р
А в самолете том пилот пальцы соединяются в «очки» 4р.
Штурвалом ловко управляет держим штурвал руки вперёд
И между облаков летает руки в стороны
Под самолетом то гора.
руки «домиком» у груди
То лес дремучий, то нора. руки крестом у груди, колесом над головой
То в небо дивится народ. смотрим рука ко лбу в небо 4р
То зайцы водят хоровод руки согнуты в локтях движения попой
Дети с воспитателем заходят на коврик, имитирующий остров. Вокруг много комнатных растений.
Тролль Воспитатель: -Кто вы? Зачем пришли?
Тролль: -Это необычный остров и здороваться нужно необычно.
Игра «Приветствие, имя, движение.» (н. п. «Добрый день, я-Даша, топ-топ.» И так каждый ребёнок, по-своему)
Тролль Воспитатель: -Здравствуйте! Я- Тролль охраняю остров. Вы знаете, что это за остров? Остров Дружбы – он для тех…
Дети хором: -Кто друзей имеет много, хочет другом быть для всех.
Тролль Воспитатель: -Вход на остров только тем, Кто умеет дружить и любовь дарит всем
Вы умеете дружить? Сумеете разгадать секреты дружбы, поможете избавить полянку доброты от вредных сорняков.
Даша Воспитатель: -Сначала покажем, какие мы дружные, как пальцы руки. Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе Пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз).
Мы с тобой подружим
Раз, два, три, четыре, пять — Пальцы с мизинчика пооче
Начинаем мы считать. редно соединяют друг
Что за чудо-чудеса! Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая Вот ладошка левая!
Скажем вам мы, не тая – Руки всем нужны, друзья! Правая и левая водят поезда
Правая и левая строят города
Правая и левая могут шить и штопать
Правая и левая дружно громко хлопать
Дружно за руки беритесь, помогать вы не ленитесь!
Даша Воспитатель: – Молодцы!
Тролль Воспитатель: «Игра на мимику». Как скажу я слово «три!» Все с гримасами замри!» (с показом карточек, изображающих настроение,)
Даша Воспитатель: – Ребята, Тролль не зря играл с вами. Ведь эмоции, как обложка книги, показывают, что мы чувствуем. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? (ответы детей) Правильно. Поэтому давайте подарим друг другу самую красивую улыбку. Ведь мы друзья! Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Педагог показывает карточку с улыбкой. Первые секрет дружбы – это улыбка. Продолжим наш путь.
Вместе по лесу идём не спешим, не отстаём….
Вот выходим мы на луг …тысячи цветов вокруг
Вот ромашка, василёк, колокольчик, мак и клевер
Расстилается ковер и направо и на лево.
Даша Воспитатель: -Вот мы и на поляне доброты. Посмотрите, какие сорняки выросли на полянке. (черные цветы) – Они украшают полянку? Давайте мы вырвем сорняки и уничтожим их.
Для этого мы положим их в воду и скажем волшебные добрые слова, тогда зло исчезнет. Дети собирают цветы зла. (Они изготовлены из втулок для туалетной бумаги Зева) и опускают их в сосуд с водой. При этом говорят добрые слова. Цветы зла растворяются в воде.
Даша Воспитатель: -Молодцы, ребята! Какой поступок мы совершили? (Если дети не отвечают помогает: добрый, хороший или плохой) Как вы считаете, какой второй секрет дружбы? (Ответы детей) Всё это можно назвать одним словом – доброта.
Послушайте стихотворение. Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами.
– Я предлагаю всем вместе посадить цветы добра. Хотите? Давайте подойдем сюда.
(На столике приготовлен контейнер с землей, выкопаны лунки для посадки семян)
Возьмите каждый семечко с блюдечка, положите каждый в свою лунку. Теперь с помощью лопаточки закопайте их.
Берите леечки, надо полить их.
Ну вот, очень скоро из наших семян, если мы будет заботиться о них, вырастут красивые цветы доброты. (Дети делятся на три части группу 1 сажают,2 закапывают,3-поливают)
Даша Воспитатель: Какой же третий секрет дружбы? Что мы делаем для того, чтобы цветы выросли? Правильно, мы о них заботимся. Третий секрет – это забота и помощь. Как мы заботимся друг о друге. Как помогаем друг другу?
Даша воспитатель: Ребята, хотите узнать, что происходит с семенами под землей пока они не появятся из-под земли? Это же волшебный остров. Смотрите…
Просмотр МР4 видео «Прорастание ростков из семян. Ускоренная съёмка.»
Тролль-Воспитатель: Вы разгадали все главные секреты дружбы. Назовите их. Дети – Улыбка, доброта, забота и помощь.
Тролль-Воспитатель: За вашу помощь я отправлю вас домой необычным способом. Садитесь на ковер, закрывайте глаза.
Релаксация. (Звучит тихая, спокойная музыка).
Тролль-Воспитатель: Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты был счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» это место. (Пауза 30 секунд) Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя в детский сад.
Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
Даша Воспитатель: Понравилось ли вам ребята на “острове Дружбы?”
Что запомнилось больше всего? Ответы детей.
А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг. Давайте передадим свои теплые дружеские отношения друг другу. Цените дружбу и не ссорьтесь. Тролль отправил вместе с нами частичку этого острова – цветы, которые мы посадили. Цветы Добра будут расти у вас в группе, и ваша дружба будет становится все крепче и крепче.
А я на память о нашей встрече дарю вам раскраски,теперь у вас у каждого будет свой цветок добра.
«Путешествие на остров Дружбы». Коррекционно-развивающее занятие по образовательной области «Коммуникация»
Программное содержание:
1. Учить детей способам общения друг с другом на основе знаний этикета.
2. Познакомить с понятиями «дружба», «друг».
3. Совершенствовать грамматический строй речи, умение пересказывать текст по опорным картинкам.
4. Воспитывать чувство эмпатии, взаимовыручки.
Оборудование: мягкая игрушка «сердечко», стилизованный «ковер-самолет», картинки на звукоподражание, разрезные картинки (пазлы), сенсорный коврик, шапочки «гномиков», колокольчики по количеству детей, «кубик настроения», опорные картинки для составления пересказа, клубок ниток, стимульный материал «солнышки», аудиозаписи (В. Шаинский «Улыбка», Б. Савельев «Дружба крепкая»).
I этап. Организационно-мотивационный.
Дети под музыку входят в кабинет, встают полукругом.
— Доброе утро, дети! А как ещё можно поприветствовать друг друга?
— Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты).
Игра «Комплименты»
Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты.
Вывод: от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо! — Кто знает, что означают слова: дружба, друг, дружить …?
— Сегодня на ковре-самолете мы совершим путешествие на остров Дружбы (дети рассаживаются на стилизованном ковре-самолете).
— Вспомним пословицу: «В тесноте да не в обиде». — Мы рядом, мы чувствуем плечо друга, и мы будем помогать друг другу.
II этап. Содержательный.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1-2-3-4-5, начинаем мы считать,
1-2-3-4-5, мы закончили считать.
Звукоподражание:
— Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.
— Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.
— Лопнули шины: с-с-с.
— Жуки жужжат: ж-ж-ж.
— Комары летят: з-з-з.
— Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х. — Ковер приземляется, нас встречают жители острова Дружбы. Они хотят проверить, умеете ли вы дружить и совершать добрые поступки.
Игра «Найди свою половинку».
Дети, соединив соответствующие друг другу пазлы, разбиваются на пары.
Игра «Тропинка дружбы».
Дети парами шагают по сенсорному коврику, называя при этом геометрические фигуры и их цвет.
Игра «Гномики».
— Жители острова Дружбы предлагают вам превратиться в гномиков (дети надевают шапочки).
— У каждого из вас будет колокольчик, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу и может загадать любое желание (дети по очереди звенят колокольчиками, но один колокольчик оказывается беззвучным).
— Что же делать, какая неприятность, как помочь другу загадать желание? (дети предлагают варианты решения проблемы, дают другу свой колокольчик).
Вывод: настоящие друзья всегда помогают друг другу.
Игра «Кубик настроения».
На каждой стороне кубика изображены смайлики с определенным настроением, дети выполняют мимические упражнения и составляют предложения, например, «Я удивляюсь, когда …».
Составление пересказа.
Предложить детям послушать небольшой рассказ о дружбе, по ходу чтения рассказа на магнитной доске появляются опорные картинки, затем дети пересказывают текст по цепочке.
III этап. Заключительно-итоговый.
— Пришла пора расставаться с жителями этого замечательного острова, давайте на прощание подарим жителям острова пословицы и поговорки о дружбе, которые мы учили в детском саду.
«Нет друга – ищи, а нашел – береги», «Дружбу помни, а зло забывай», «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
— Жители острова очень довольны тем, что вы умеете дружить и совершать добрые поступки, и они дарят вам на память «солнышки».
— Какие слова можно сказать при расставании? (до свидания, всего доброго, до встречи …).
— Садимся на ковер-самолет и, разматывая клубок, давайте вспомним, что понравилось каждому из вас на острове Дружбы (звучит фонограмма песни «Дружба крепкая»).
— Клубок вернулся ко мне, натяните нить, вот какой крепкий круг получился. Вот какие мы дружные!
— Ковер приземлился. Мы снова в детском саду. А теперь мы улыбнемся (звучит фонограмма песни «Улыбка»), крепко за руки возьмемся, и какие же слова говорим мы, уходя? (до свидания, до встречи, спасибо всем и др.).
Автор: Кескевич Валерия Васильевна,
учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида»,
г. Каменск-Уральский, Россия.
Статья размещена в авторской редакции.
Источники:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/566849/
http://www.maam.ru/detskijsad/-puteshestvie-na-ostrov-druzhby-i-poljanku-dobroty-integrirovanoe-zanjatie-v-srednei-grupe-na-formirovanie-socialno-komunika.html
http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/puteshestvie-na-ostrov-druzhby-korrekcionno-razvivayushhee-zanyatie-po-obrazovatelnoj-oblasti-kommunikaciya.html