0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как распределяются роли в семье? Социальная роль родителя

Семейные роли и их распределение

Вся семейная жизнь изначально строится на распределении обязанностей, и чрезвычайно важно решить вопрос об оптимальном разделении их между супругами. Причем распределять домашние обязанности следует в соответствии с желаниями и возможностями каждого супруга, чтобы выполнение их не превращалось в тяжелое бремя.

Современная семья не всегда следует традиционным правилам и нормам, практика в каждой паре индивидуальна и часто связана с тем, какие образцы семейного уклада, распределения обязанностей вынесли супруги из родительского дома, что они наблюдают в знакомых семьях. Выработка собственного семейного уклада и распределения семейных обязанностей нередко становится долгим и сложным процессом. Но только от самих супругов зависит согласованность представлений о функционально-ролевом назначении обязанностей каждого из них.

В соответствии с важнейшими функциями семьи функционально-ролевая согласованность супругов является основой стабильности и благополучия семейного союза.

Система включает следующие семейные роли: Ответственный за материальное благосостояние семьи. Эта роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи, необходимым уровнем благосостояния. В традиционной семье эта роль принадлежит мужу. В современной семье, как правило, работают оба супруга.

Роль хозяина (хозяйки) дома реализует функцию организации и поддержки быта. Реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой. В традиционной семье эта роль отводится жене. В эгалитарных семьях эти ролевые функции распределяются примерно поровну с учетом культурных стереотипов и представлений о роли мужчины и женщины в «поддержании семейного очага».

Роль ответственного за поддержание родственных связей. Эта роль включает в себя организацию общения с родными и близкими, участие в семейных ритуалах, церемониях, праздниках и содействие социальному и психологическому становлению членов семьи.

Роль организатора и творца семейной субкультуры, своеобразного духовного лидера семьи. Эта роль направлена на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений, духовного общения и обеспечение условий для культурного роста членов семьи.

Роль организатора семейного досуга. Эта роль включает в себя инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга, реализацию рекреационной функции семьи, направленную на планирование и проведение выходных дней и отпусков. В современной ситуации дефицита межличностного общения в семье эта роль, несомненно, важна, она способствует сплочению семьи.

Роль семейного «психотерапевта». Исполнение этой роли предполагает осуществление эмоционального взаимопонимания, поддержки, безопасности в семье, ощущения личностной самоценности членов семьи. Традиционно эта роль отводится женщине в силу признания ее большей эмоциональной чувствительности. Полнота выполнения этой роли тесно связана с общей удовлетворенностью браком.

Роль сексуального партнера включает проявление активности в сексуальном поведении. Традиционно роль лидера в сексуальных отношениях отводится мужу, хотя в последние время отмечается рост активности в сексуальном поведении у женщин.

Роль ответственного за воспитание младенца. Исполнение этой роли требует обеспечения ребенку в первый год — полтора его жизни физического и психического комфорта. Традиционные нормы приписывают выполнение этой роли матери. В современной эгалитарной семье ее достаточно успешно выполняют отцы, но традиционно эта функция остается за матерью, поскольку именно мать является наиболее адекватной фигурой для формирования первой социальной потребности ребенка в контакте со взрослым и привязанности. Предпосылки синхронности взаимодействия матери и ребенка закладываются еще в период пренатального развития, формирование материнской родительской позиции происходит значительно раньше по сравнению с родительской позицией отца. Кроме того, кормление грудью — биологически обусловленная функция матери.

Роль воспитателя детей. Эта роль включает в себя выполнение обязанностей, связанных с формированием личности ребенка более старшего возраста, и, как правило, осуществляется обоими родителями.

Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокультурными нормами и стандартами, определяющими критерии оценки успешности выполнения ролей. Ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью; конфликтностью роли, т.е. противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли. Значительное влияние на ролевое поведение оказывает фактор родительской семьи каждого из супругов. Возможны два типа воздействия образа родительской семьи на принятие и исполнение ролей: 1) повторение в собственной семье характера распределения семейных ролей и исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье; 2) отвержение семейного уклада родительской семьи из-за неблагополучия детско-родительских отношений в семье одного из супругов.

Любая из социальных и межличностных ролей усваивается человеком еще в детстве в среде сверстников и родной семье. Эта роль становится привычкой, основной манерой поведения. К сожалению, привыкнув к определенной роли и манере поведения, молодой супруг часто не учитывает особенности семейной ситуации и личностно-ролевой позиции своего брачного партнера. Поэтому очень важно правильно осознавать уместность роли, которую избирает каждый из супругов, ее соответствие ситуации и согласованность с предпочтениями друг друга.

Читать еще:  Скучаю по любимой девушке - своими словами

Ролевое поведение супругов в семье, особенно в начальный период ее становления, связано с неосознанной тенденцией к повторению модели семьи своих родителей. При этом каждый из брачных партнеров обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола, дополняя эту роль своими представлениями о роли родителя другого пола.

Форма родительских отношений выступает для молодых супругов в качестве своеобразного эталона, с которыми они сверяют свои роли в собственной семье. На начальных этапах брака нередко проявляется уступчивость со стороны одного из супругов ради своего брачного партнера из-за желания приспособиться к нему (первичная адаптация). Однако со временем возможен возврат к прежней программе поведения, которая не соответствует ролевым ожиданиям второго супруга, повторение ошибок и проблем своих родителей, что создает условия для конфликта, отрицательно влияет на стабильность супружества.

Модель родительской семьи оказывает влияние на модель семей, которые создают впоследствии их дети. Вероятность гармоничного союза в создаваемой семье тем выше, чем ближе модели семей, из которых происходят супруги.

Серьезным фактором, в значительной мере определяющим характер принятия межличностных ролей в семье, являются сиблинговые взаимоотношения в собственной семье супругов.

В зависимости от сиблинговых позиций можно выделить несколько вариантов сочетаний ролевых ожиданий:

  • комплементарный брак — взаимодополняющие сиблиноговые позиции супругов. Например, позиции старшего и младшего ребенка. В случае комплементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формирования ролевой структуры, партнеры могут создавать стабильную модель на основе сотрудничества. В частности, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительно устойчивый союз с женой, также имевшей старшего брата. Аналогично этому младший брат, у которого была старшая сестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать за ним. Жена, имевшая в родительской семье младшего брата, будет и к мужу проявлять подобное отношение, сохраняя прежнее поведение; союз будет стабильным и гармоничным. Таким образом, комплементарный брак можно рассматривать как такой союз, в котором каждый из молодых супругов занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье:
  • частично комплементарный брак — частичное совпадение сиблинговых позиций. Например, позиции среднего и старшего ребенка лишь частично оправдывают ожидания супругов в отношении межличностного взаимодействия;
  • некомплементарный брак — тождественность сиблинговых позиций супругов, ведущая к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли.

Ролевое поведение в браке во многом будет зависеть также от того, будут ли партнерские комбинации соответствовать представлениям и ожиданиям друг друга. В подобных случаях партнеры легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания.

Функционально-ролевые позиции (поведение) молодых супругов в значительной степени зависят от того, какую модель брачного союза они предполагают создать с учетом личностных установок, своих представлений о роли каждого из них в семейном союзе.

Психолог Т.С. Яценко выделила четыре основные супружеские роли: сексуальный партнер, друг, опекун, покровитель. Именно эти роли связаны с удовлетворением наиболее значимых потребностей брачных партнеров: сексуальной, потребности в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, потребности в защите, опеке и в сфере выполнения бытовых обязанностей. Компоновка этих ролей и определяет характер супружеских отношений. Например, если у жены очень сильная потребность в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, то муж должен выступать для нее в роли друга, чтобы именно эта потребность удовлетворялась. У мужа же, в соответствии с особенностями возраста и психологии пола, может в первые годы брака превалировать сексуальная потребность. Поэтому жене желательно выступать в роли интимного партнера. В принципе, для нормальной супружеской жизни необходимо присутствие всех этих ролей, иначе супружество становится ущербным. Прочность и стабильность семьи в последующем будет зависеть от совпадения ролевых ожиданий партнеров и соответствующих им особенностей ролевого поведения брачного партнера. Поэтому важно знать, какие разновидности семейных ролей существуют в современной семье, чтобы разумно подходить к их согласованному выбору в рамках внутри- и внесемейного поведения.

Определяющими в супружеских отношениях являются три основные вида семейных ролей: традиционные, товарищеские и роли партнеров.

Традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание домашнего очага, бытовое обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа как главы семьи, приспособленность к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа для сохранения гармоничности семейных отношений в этом случае необходимы (строго последовательно): преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений.

Товарищеская роль требует от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, обеспечения интересного общения, разнообразия жизни и устранения скуки. Роль мужа предполагает восхищение женой и рыцарское отношение к ней, ответную романтическую любовь и нежность, обеспечение ее средствами для нарядов, развлечений, социальных контактов, проведение досуга с женой.

Читать еще:  Рубрика "тосты на день рождения". Прикольные тосты с днем рождения

Роль партнеров требует от мужа и жены определенного экономического вклада в семейный бюджет, общей ответственности за детей, участия в домашней работе и распределения правовой ответственности. От мужа необходимо еще и принятие равного статуса (положения) жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений. От жены — готовность к отказу мужа от рыцарства (супруги равны), равной ответственности за поддержание статуса семьи, а в случае развода и отсутствия детей — отказ от материальной помощи.

Для стабильности брака важна согласованность не только социальных, но и межличностных ролей в союзе двух неповторимых личностей, отличающихся друг от друга индивидуальным своеобразием.

Отношения между мужем и женой могут строиться на моделях: отец—дочь, мать—сын, брат—сестра, приятель—приятельница.

Модель «мать—сын» удобна для некоторых мужчин, но не так много женщин с радостью соглашаются играть эту роль. Роль отца-покровителя в модели «отец—дочь» больше нравится мужчинам, но не все могут выступать в этой роли и часто возникает ролевой конфликт, приводящий к распаду супружеской пары. Модель «приятель—приятельница» заведомо не пригодна для создания семьи, поскольку с самого начала не предполагает четких взаимных обязательств.

Модель «брат-сестра» наиболее гармонична в супружеских отношениях, поскольку с сестрой (братом), поссорившись, не разойдешься. Привязанность сильней любой обиды, и эта привязанность помогает искать пути к примирению, приучает терпеть недостатки другого человека, позволяет объективно разобраться в сложных семейных проблемах, найти точки соприкосновения.

Когда в семье есть настоящая любовь, люди становятся друг для друга всем, поскольку в мужском и женском складе души всегда сохраняются различия, притягивающие один пол к другому и обеспечивающие взаимное дополнение характеров, незаменимый очаг искренности и человеческой теплоты.

Социальная роль родителя

Роль родителя в формировании личности ребенка

Социальная роль — набор действий, образцов поведения, которое общество будет ожидать от обладателя того или иного социального статуса.

Самые первые шаги в процессе социализации ребенок совершает внутри семьи, а потому именно родители выполняют самую основную социальную роль — воспитывают и формируют личность ребенка, закладывают его ценностные основы. Таким образом, именно подготовка ребенка к жизни, его адаптация к социальной ситуации — основная задача родителей, в этом и выражается основная социальная роль родителя.

Семья, являясь малой социальной группой, дает возможности ощутить ребенку, как происходит общение внутри семьи, внутри коллектива, какие роли какой член семьи играет и какие права и обязанности есть у каждого члена группы. В этой связи особо важным представляется такое понятие, как микроклимат семьи. В доброжелательной и спокойной обстановке взаимного доверия и уважения, у ребенка формирует положительный эмоциональный опыт. Именно в семье ребенок впервые осознает и учится выражать широкий спектр эмоций, обучаясь этому у родителей.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для того, чтобы социальная роль родителя выполнялась в полной мере, в семье должны быть созданы все условия для того, что ребенок успешно усваивал все компоненты социального опыта: познавательного, коммуникативного, ценностного и поведенческого-деятельностного.

  1. Познавательный аспект — имеется ввиду обучение ребенка нормам и способам поведения человека в обществе.
  2. Коммуникативный и поведенческий аспекты — ечь идет об освоении ребенком многообразия форм социального взаимодействия в обществе, навыков общения, как вербального, так и невербального; к тому же ребенок усваивает культурные формы поведения, которые позволили бы ему выразить свои чувства и желания адекватно и понятно для других членов общества.
  3. Ценностный аспект — подразумевается формирование ориентации ребенка на общечеловеческие ценности, такие как доброта, справедливость, честность. Ценности, окрашенные положительно с точки зрения эмоций, воспринимаются как личностно-значимые и становятся частью его побудительных мотивов при социальных взаимодействиях.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Социальные потребности ребенка, которые удовлетворяет родитель

  1. Потребность в общении, в эмоциональных положительных контактах, в доброжелательном отношении, доверии и любви; все это создает благоприятные условия для развития, формирует ощущение безопасности.
  2. Потребность в самореализации, которая может быть достигнута как включением ребенка в различного рода творческую деятельность, так и похвалой его достижений и успехов.
  3. Потребность в содержательном общении, имеющим форму сотрудничества: это развивает социальные чувства и удовлетворяет потребность ребенка как во взаимодействии с окружающим миром, так и в выражении своих чувств и переживаний.
  4. Потребность в познании и обмене информацией; это развивает интеллектуальные эмоции ребенка, формирует в нем интерес к самообучению, самовоспитанию.

Социальные функции родителя

  1. Воспитание ребенка: сюда относится и обучение жизненным навыкам (учить ходить, самостоятельно одеваться и т.д.), и обучение в прямом смысле этого слова (предоставление информации о мире, о человеке, начальные знания различных наук, помощь в образовании совместно с школой и т.д.), привитие ценностных и культурных норм.
  2. Помощь в самореализации ребенка: через семью как малую социальную группу, через разнообразную, в том числе, творческую деятельность, которая осуществляется на первых порах совместно с родителями, а после ими стимулируется и т.д.
  3. Демонстрация социальных ролей папы и мамы, гендерных ролей на собственном примере.
  4. Родитель также является заказчиком образовательных услуг, начиная от самых начальных ступеней образования, заканчивая высшим образованием.
  5. Предоставление социальных гарантий, свобод, защита прав ребенка и т.д.
Читать еще:  Могут ли быть двойняшки. По какой линии ждать двойняшек и близнецов

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

11. Социальные роли человека: Ребенок, Взрослый, Родитель. Общение в разных социальных ролях.

Один и тот же человек при общении реализует одновременно несколько социальных ролей. Он может быть сразу и родителем, и ребенком, и руководителем, и подчиненным. Или отказаться от роли ребенок-родитель в пользу взрослого. Таких социальных ролей множество и каждый человек ежедневно примеряет на себя их по крайней мере с десяток. Некоторые социальные роли живут в нашем сознании постоянно. Когда возникает типовая ситуация общения, доминирующая социальная роль активизируется и руководит нашими действиями.

Социальные роли в жизни: ребенок, взрослый, родитель

Если превалирующей окажется социальная роль Родителя, которая и определяет рамки нашего поведения, указывает, что можно, а что нельзя, что позволительно, а что нет, как необходимо себя вести и что говорить в обществе. Эту социальную роль мы перенимаем у наших родителей в детстве и в последствии примеряем на себя. У людей со слабой социальной ролью родителя отсутствует так называемый «внутренний тормоз» или ограничитель.

Есть люди, которые взрослея продолжают оставаться в социальной роли Ребенок, идя на поводу собственных желаний, требуя их исполнения и совершая опрометчивые поступки.

Социальная роль Взрослого предполагает торжество рациональности, практичности, целесообразности, разума над эмоциями.

Хорошо, когда эти социальные роли гармонируют между собой, однако часто случаются обратные ситуации. Особенно остро эти проблемы заметны в ролях ребенок-родителей. Ребенок будет постоянно чего-то хотеть, а родитель — ему запрещать, разогревая внутренние противоречия.

Имея представление о социальных ролях, в беседе с человеком можно определить, какая из них доминирует:

  • Родитель — человек сидит откинувшись на спинку стула, выражение лица снисходительное, может ухмыляться. В речи часто проскальзывают выражения: «Это же всем ясно!», «Яснее ясного!», «Здесь ты неправ!», «Сколько можно повторять!», «Кто же так поступает!» и другие.
  • Взрослый — тело наклонено вперед, взгляд прямой, выражение лица уверенное, понимающее. В речи присутствуют выражения: «А если хорошо подумать?», «Давайте решать вместе!», «А что, если нам сделать так. » и аналогичные.
  • Ребенок — в позе и мимике лица хорошо читается эмоциональное состояние. В речи часто употребляет выражения: » Я не хочу!», «Мне надоело!», «Зачем это нужно?» и другие.

Социальные роли могут доминировать в зависимости от ситуации общения. Иногда на первый план выходит ребенок, иногда — взрослый или родитель. Определив позицию партнера по беседе, для наилучшего результата общения ответ лучше всего давать из той же самой социальной роли. Есть еще один вариант: сохранять взрослую позицию, несколько раз согласиться с собеседником, а затем задать ему уточняющий вопрос.

Про особенности каждой социальной роли в жизни человека можно посмотреть в этом видео:

Распространенные формы общения

Формы общения бывают различными. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Сплетни — это распространение информации (не всегда достоверной) об известном вам человеке другому.

Почему люди сплетничают? Говоря о другом человеке можно не рассказывать о себе, что само по себе является темой для обсуждения с людьми, с которыми вы не заинтересованы развивать отношения до дружеских. На самом деле сплетничают все люди, но больше всех увлекаются сплетнями неудачники и скрытные люди.

Некоторые люди распространяют сплетни злонамеренно, желая насолить человеку и испортить его репутацию. Если ваши друзья начали о вас сплетничать, значит ваши дружеские отношения пришли к своему финалу.

Развлечения — совместное времяпровождение и беседы с целью избавиться от скуки и получить новые впечатления. Развлекаясь, не обязательно иметь познания в различных видах деятельности, достаточно подавать свои взгляды в виде шутливых выражений, доставляя радость и смех собеседнику. Если вы не хотите конфликта, но вам не нравится тема развлечения, поддерживать его все же придется.

Деятельность — это общение, несущее личную или общественную полезность. Это может быть индивидуальная и командная работа, учеба в школе или институте, чтение литературы, прослушивание музыки или просмотр кинофильма. Однако нельзя свести все отношения к деятельности, то есть к работе. Все дело в том, что люди жаждут испытать всю полноту чувств, радость дружбы и разноплановость любви.

Если мы откажемся от пустого времяпровождения, в нашей жизни станет достаточно места для работы, а также вскоре найдется время и для любви.

Источники:

http://studref.com/354091/sotsiologiya/semeynye_roli_raspredelenie
http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_rol_v_sociologii/socialnaya_rol_roditelya/
http://seportal.ru/11-socialnye-roli-cheloveka-rebenok-vzroslyj-roditel-obshhenie-v-raznyx-socialnyx-rolyax/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector