4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как вести себя с агрессивным ребенком

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

1. ухудшением социальных условий жизни детей;

2. кризисом семейного воспитания;

3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

В данной статье приводятся практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.


В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

– полное игнорирование реакций ребенка/подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

– выражение понимания чувств ребенка (“Конечно, тебе обидно. “);

– переключение внимания, предложение какого-либо задания (“Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня”);

– позитивное обозначение поведения (“Ты злишься потому, что ты устал”).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло “здесь и сейчас”, не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного “чтения морали”, лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

– констатация факта (“ты ведешь себя агрессивно”);

– констатирующий вопрос (“ты злишься?”);

– раскрытие мотивов агрессивного поведения (“Ты хочешь меня обидеть?”, “Ты хочешь продемонстрировать силу?”);

– обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению (“Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне”, “Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит”);

– апелляция к правилам (“Мы же с тобой договаривались!”).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

– повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

– демонстрация власти (“Учитель здесь пока еще я”, “Будет так, как я скажу”);

– агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор “сквозь зубы”;

– сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

– негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

– использование физической силы;

– втягивание в конфликт посторонних людей;

– непреклонное настаивание на своей правоте;

– нотации, проповеди, “чтение морали”, – наказания или угрозы наказания;

– обобщения типа: “Вы все одинаковые”, “Ты, как всегда. “, “Ты никогда не. “;

– сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;

– команды, жесткие требования, давление;

– оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

– публично минимизировать вину подростка (“Ты не важно себя чувствуешь”, “Ты не хотел его обидеть”), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

– не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

– предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Важное условие воспитания “контролируемой агрессии” у ребенка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Читать еще:  Как призвать удачу и везение в жизни. Заговор от нищеты. Вера в свои силы

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

– нерефлексивное слушание – слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.;

– пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

– внушение спокойствия невербальными средствами;

– прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

– признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу “кумира” или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, “нападения”. Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Приучайте ребенка нести ответственность, – “отрабатывать” за свое агрессивное поведение (“А теперь иди извинись”, – “погладь по голове”, – “пожми руку”, – “предложи игрушку обиженному тобой ребенку” и т.п.).

Источник: Г.Э. Бреслав “Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности” и А.А.Романов “Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей”.

Агрессивное поведение ребенка: причины и профилактика

Как развивается детская агрессия

Дети не рождаются злыми. Есть вероятность, что ребенок генетически унаследует агрессивность от отца или матери, но она минимальна. В основном агрессивное поведение — результат плохого воспитания, невнимания к ребенку со стороны родителей, защитная реакция на враждебный окружающий мир или признак серьезного психического расстройства.

Психологи выделяют такие виды детской агрессии:

  • физическая, когда ребенок специально нападает, бьет или унижает других детей и взрослых;
  • вербальная, когда он громко кричит, ругается или словесно угрожает;
  • косвенная направленная, когда ребенок злобно шутит в отношении других, придумывает обидные прозвища;
  • косвенная ненаправленная, проявляющаяся криком в толпе, громким топаньем и т. п.;
  • раздражительность, сопровождающаяся грубостью и вспыльчивостью;
  • негативизм — намеренное поведение, отличающееся от общепринятых стандартов и норм
  • аутоагрессия – нанесение вреда самому себе (кусает, ранит себя).

Первые признаки агрессии появляются в раннем детстве, когда ребенок только начинает ходить. Но родители часто на них не обращают внимания, списывая капризы, желание ломать игрушки и истерики на избалованность или плохое настроение малыша. После того как на него поступают регулярные жалобы в детском саду из-за драк, укусов, оскорблений или других проявлений вредительства, становится понятно, что ситуация действительно серьезная.

Почему малыш бывает агрессивен

Психологи выделяют личностные особенности, которые могут спровоцировать развитие агрессии у ребенка:

  • эмоциональная чувствительность;
  • импульсивность;
  • рассеянность и невнимательность.

Тревожный, неуверенный в себе малыш любые действия окружающих по отношению к себе воспринимает, как враждебные. В результате в качестве защиты он вырабатывает в себе агрессию.

Ребенок дошкольного возраста не отдает отчета своим поступкам и не осознает их последствий. Но по мере его взросления проблема усугубляется. Злой ребенок становится заложником своего поведения — с ним отказываются дружить сверстники, общество его не принимает. Такая вынужденная изоляция дополнительно провоцирует в нем агрессию.

Причин, по которым ребенок становится агрессивным, несколько:

  • желание продемонстрировать свою ловкость, силу и умение;
  • чувство страха и опасности, приводящие к постоянному стрессу;
  • дефекты воспитания, когда любые ограничения ребенок воспринимает, как запрет в развитии и подавление его личности;
  • отсутствие друзей;
  • проявления агрессии в семье;
  • стремление показать свою независимость и отстоять свою точку зрения.

Ребенок копирует поведение взрослых, поэтому, если он видит, что злость отца или матери сопровождается физическими проявлениями, например, битьем посуды или криком, то он в состоянии гнева будет вести себя так же. И наоборот, если родители спокойно переносят раздражение, малыш научится контролировать негативные эмоции.

Как проявляется детская агрессия

Плач грудного ребенка из-за нехватки внимания — это первые проявления его обиды и раздражения. Как только он начнет ходить и сможет добраться до своего обидчика, он выразит свое чувство попыткой ударить или укусить его. Родители сталкиваются с таким поведением своих детей, когда отказывают им во внимании в силу занятости.

После трех лет дети склонны отстаивать свои права на территорию и личные вещи, например игрушки. Они начинают кусаться, толкаться и драться с другими детьми на детских площадках или в детском саду. Становясь старше, мальчики проявляют прямую физическую агрессию, а девочки — косвенную.

Читать еще:  Как влюбить мужа в себя. Как влюбить в себя мужа снова

Родительское внимание и специальные игры помогут справиться с детской агрессией в раннем возрасте

В школьном возрасте агрессивный ребенок может начать врать, перекладывать свою вину на других, игнорировать чужое мнение, замыкаться в себе. Чем старше он становится, тем глубже в нем укореняется агрессия и сложнее с ней справиться.

Как общаться с агрессивным ребенком

Любые проявления детской агрессии нужно пресекать, но делать это следует правильно. На ребенка нельзя повышать голос или использовать телесные наказания — это только ухудшит ситуацию. Если маленький ребенок пытается ударить или укусить другого человека, нужно остановить его уверенным движением и спокойным тоном сказать, что так поступать нельзя. При этом нужно смотреть ему в глаза и не улыбаться, иначе он воспримет это, как игру.

Важно, чтобы после разговора ребенок извинился перед тем, кого обидел, и убрал за собой беспорядок или поломанные игрушки — так он поймет, что за свои поступки нужно отвечать.

Когда малыш дерется, кричит, ломает свои и чужие вещи, нужно поговорить с ним и выяснить, что заставляет его так себя вести. Во время такой беседы нужно дать ему понять, что он неправ, но не унижать его и не оскорблять. На примере других людей можно показать ему, как вести себя, когда он чем-то недоволен или расстроен.

Что делать, чтобы уменьшить проявление агрессии

Пресекать агрессию нужно не время от времени, а постоянно — это требует терпения от родителей. Первое время агрессивный ребенок не воспринимает замечания, но при систематическом повторении он начинает их осознавать.

Кроме разговоров, эффективны специальные упражнения и игры. Маленького ребенка можно занять рисованием, лепкой, игрой с сыпучими материалами, кукольным представлением. На улице можно бегать, бросать камни в воду, собирать интересные растения. Ребенка постарше можно устроить в спортивную секцию. Для выброса негативных эмоций подойдут активные и творческие занятия.

Дополнительные рекомендации родителям

Агрессивное поведение ребенка чаще всего вызвано недостатками воспитания. Родители должны приучить себя внимательно следить за настроением малыша. В раннем возрасте дети не умеют обманывать и все их реакции на окружающие события будут правдивыми. Поэтому отец и мать будут знать, что вызывает в ребенке недовольство, обиду, раздражение и другие негативные эмоции. Это позволит предотвратить их появление в дальнейшем.

Профилактика детской агрессии включает в себя следующие меры:

  • Здоровый микроклимат в семье. Выяснение отношений при ребенке недопустимо.
  • Внимание к ребенку. Он должен чувствовать себя нужным, даже если родители заняты другими делами.
  • Развитие в ребенке чувства уверенности в себе. Нужно поощрять любую инициативу и не ругать его в случае ошибок.
  • Недопустимы телесные наказания, унижения и оскорбления ребенка.
  • С раннего детства нужно приучать малыша общаться с другими детьми, играть с ними в игры и делиться игрушками.
  • Если ребенок чего-то боится, ведет себя замкнуто, нужно выяснить, что его тревожит.
  • Малыш должен доверять родителям, поэтому нельзя отказывать ему, когда он хочет поделиться своими идеями или переживаниями.

Поведение ребенка зеркально отражает поведение его родителей, поэтому они должны следить за манерой своего общения. Взрослые не должны демонстрировать свое превосходство над детьми. Терпение, любовь и внимание помогут родителям в воспитании и предотвращении агрессивного поведения ребенка, однако, в любом случае появлении агрессии стоит проконсультироваться с психологом.

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей

Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям?

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс развития ребенка и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Читать еще:  Ёлочки из бумаги. Снеговик из носка. Пушистая ёлочка своими руками

Что происходит. Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей.
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.

    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.

  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Источники:

http://www.b17.ru/blog/child_agr/
http://www.baby.ru/wiki/agressivnoe-povedenie-rebenka-priciny-i-profilaktika/
http://www.7ya.ru/article/Rebenok-stal-agressivnym-6-prichin-agressivnogo-povedeniya-u-detej/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: