0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как вспомнить то, что забыл? Мнемоническая техника «как быстро вспомнить»

Как быстро вспомнить то, что вам нужно?

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Читать еще:  Эскиз тату геометрия животные. Татуировки геометрия

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

Советы студентам

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: «Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?»

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

Советы работающим горожанам

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

Советы пенсионерам

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

Советы всем

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

Лайфхак: как быстро вспомнить то, что забыла

Инструкция для тех, у кого информационный передоз.

Текст: Анна Братчикова · 6 февраля 2019

Любой человек иногда что-нибудь забывает: куда положила ключи, какой пароль от почты, как зовут этого человека. Особенно обидно, когда в школе или университете учителя шутят, мол, не знала и забыла. А ты правда усердно учила, но никак не можешь вспомнить. Знакомая ситуация? Тогда читай дальше. Рассказываем, как быстро вспомнить то, что вылетело из головы.

Информация

Информацию чаще всего забывают потому, что, как ни странно, слишком старались ее запомнить. Учили-учили и переучили. Что делать?

Читать еще:  Признание в любви мужу (в стихах). Как признаться в любви мужу

Во-первых, вспомни, какой метод ты использовала для запоминания: записывала, рисовала картинки, слушала подкаст или просто читала.

Во-вторых, вспомни, что тебя окружало: звуки, запахи, ощущения. Обычно ассоциации помогают вспомнить материал во время устного ответа.

Если ты забыла, как пишется формула или слово, просто возьми в руки карандаш и начни писать – руки сами вспомнят.

Местоположение

Классический пример – наушники. Многие забывают их или зарядное устройство в самых неожиданных местах, а потом не могут вспомнить, где оставили.

Первым делом подумай, куда ты обычно кладешь наушники. В какой карман куртки или сумки? В какую часть письменного стола?

Затем вспомни, что ты делала после того, как якобы положила их в нужное место. Куда пошла, с кем разговаривала, о чем еще думала в тот момент, какую музыку слушала или хотела послушать? Чем больше деталей ты вспомнишь, тем быстрее найдешь пропажу.

Еще один хороший метод – обойти комнату так, как ты делаешь это обычно. Просто пройдись по привычному маршруту. Если и это не поможет, воспроизведи события не в хронологическом порядке, а в обратном. Обычно мозг в процессе перезагружается и лучше концентрируется на деталях.

В крайнем случае просто вернись туда, где в последний раз видела нужную тебе вещь, и вспомни, что собиралась с ней делать. Один из способов точно поможет.

Пароль

Пароли забывают особенно часто. Если ты уже перепробовала несколько вариантов, и никакой не подходит, а способа восстановить доступ нет, используй специальный алгоритм.

Первым делом подумай, что ты обычно ставишь на пароль: цифры, буквы, слова? Выпиши наиболее вероятные варианты на лист бумаги.

Затем постарайся вспомнить, что ты делала и о чем думала в момент регистрации. Ассоциации, напоминаем, – мощная штука. Сопоставь ассоциации с паролями на листе и подумай, какой было бы наиболее удобно вводить, и найдешь нужный.

С логином та же система – подумай, с кем ты себя ассоциируешь. Потому что в качестве логина обычно используют либо почту, либо имя и фамилию (что сложно забыть), либо прозвище или имя персонажа. Их и воспроизводи в памяти.

Человек

Вы виделись. Точно же виделись! Вот только когда и где? И вообще, как его зовут? Бывает, что с тобой здороваются, а ты отвечаешь машинально, не особо понимая, кто это был. Хуже, если человек продолжает диалог, а ты стоишь и не можешь понять, откуда вы знакомы. Чтобы не попадать в неловкие ситуации, постарайся вспомнить имя.

Для этого мысленно перебери все буквы алфавита и определи наиболее подходящую. Затем вспомни, какие места у тебя ассоциируются с собеседником. Какие звуки, мысли, запахи и цвет. Если напрячь память, имя всплывет само собой.

Еще легче будет, если ты вспомнишь, кто вас друг другу представил: просто вспомни третьего собеседника и момент, как он выговаривает имя. Должно сработать.

Если речь об актере или знаменитости, то тут все просто: вспоминай фильмы, в которых он играл, песни, которые пел, его вторую половинку, мероприятия и одежду, в которой он на них был. Имя вспоминается очень быстро – проверено.

Прошлое

Мы с тобой еще не настолько стары, чтобы сидеть в кресле-качалке и рассказывать внукам байки из детства или юности, так что запоминай на будущее, как вспомнить давний эпизод.

Для начала восстанови в памяти отдельные образы, пусть они всплывают в голове, как разрозненные картинки.

Затем начинай тянуть за каждую из ниточек, вспоминая подробности: что было до и после этого эпизода? Что спровоцировало ту или иную реакцию, какое действие или слово? Далеко не всегда таким образом можно вспомнить какое-то происшествие, но попробовать стоит.

А чтобы ничего не забывать (или забывать реже), нужно тренировать память.

Вот тебе несколько советов напоследок:

  • Начни учить стихи. Некоторым это покажется скучным и банальным, но именно так учителя развивают нашу память (Да, мы учим Лермонтова не потому что он очень нравится Тамаре Васильевне. Хотя, все возможно…). Если не нравятся стихи – учи отрывки из прозы.
  • Ежедневно прокручивай в голове события прошедшего дня. Нет, мы не про мемы из ВКонтакте, где мозг не дает уснуть, потому что думает «О НЕМ». Постарайся прокрутить весь день начиная с пробуждения и заканчивая отходом ко сну. Это полезно и для памяти, и для анализа личной эффективности.
  • Во время прогулки или дороги домой/на учебу попробуй запоминать цифры и производить с ними математические расчеты. Отнимай номера домов от скорости, указанной на дорожном знаке, прибавь к этому цифру с куртки вон того прохожего, подели это все на номер проезжающей машины. Поначалу будет сложно, зато пароли ты точно больше забывать не будешь.

Как быстро вспомнить то, что забыл: совет нейропсихологов

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что мозг помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Читать еще:  Тесты для детей 10 12. Психологические тесты для детей

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

В начале 2000-годов эксперимент повторили в более сложном варианте (Timothy F. Brady, Talia Konkle). Участникам надо было сделать выбор между двумя практически идентичными картинками: скажем, справа была фотография пачки пятидолларовых купюр, а слева – пачки долларовых; справа – зелёный вагон, а слева – красный вагон; справа – колокольчик с тонким языком, а слева – колокольчик с толстым языком.

Обнаружилось, что даже когда изображения различаются незначительными деталями, люди всё равно узнают почти 90% картинок.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Если вы окажетесь в Лондоне, обратите внимание на юношей на скутерах, у которых к рулю прикреплена карта города. Это не туристы, а будущие таксисты. Чтобы получить аккредитацию от города для управления общественным транспортом, они должны сдать сложный экзамен: найти кратчайший путь между двумя точками и назвать все достопримечательности, встречающиеся по пути. Чтобы подготовиться к тесту у молодых людей уходит от двух до четырех лет. В итоге они запоминают расположение и особенности дорожного движения на всех 25 000 улицах города. С такой впечатляющей картой в голове эти люди способны запомнить что угодно!

Источники:

http://supermozg.school/kak-bystro-vspomnit-to-chto-vam-nuzhno
http://www.ellegirl.ru/articles/layfhak-kak-byistro-vspomnit-to-chto-zabyila/
http://ainteres.ru/kak-bystro-vspomnit/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector