Лекция i. дошкольная педагогика как наука. Дошкольная педагогика как наука
Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука об образовании ребенка
Тема 1.Предмет, основные понятия и функции
дошкольной педагогики как науки
Основные понятия: дошкольная педагогика, образование, воспитание, функции, задачи, методы, средства, предмет, объект дошкольной педагогики.
Дошкольная педагогика как область гуманитарного знания, как фундаментальная и прикладная наука. Дошкольная педагогика – наука о воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Функции дошкольной педагогики как науки: теоретическая, технологическая, прогностическая.
Объект дошкольной педагогики – процесс развития ребенка дошкольного возраста в условиях педагогической системы, процессов воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
Предмет дошкольной педагогики – педагогический процесс как фактор целенаправленного содействия развитию личности ребенка дошкольного возраста, его сущность, закономерности, принципы, цели, задачи, содержание, технология.
Цель дошкольной педагогики: разработка теоретических основ, целей, содержания и технологий образования и воспитания маленького ребенка, обеспечивающих его разностороннее, индивидуальное своеобразное развитие ребенка на основе его природных возможностей.
Феномен детства. Современное отношение общества к дошкольному детству как самоценному этапу развития личности, определяющему все дальнейшее ее развитие. Формирование фундаментальных, собственно человеческих способностей в дошкольный период детства. Воспитание – ведущая категория дошкольной педагогики и функция дошкольного образования.
Система дошкольной педагогики как науки. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Формы связи дошкольной педагогики с другими науками о человеке.
Тема 2.Становление и развитие дошкольной педагогики
Основные понятия: педагогическое исследование, этапы педагогического исследования, методы педагогического исследования.
Источники дошкольной педагогики как науки: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов, этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания дошкольников.
Основные этапы становления и развития дошкольной педагогики. Развитие дошкольной педагогики как народной; педагогические идеи о воспитании маленьких детей в период античности (Сократ, Демокрит, Пдатон, Квинтилиан); развитие идеи дошкольной педагогики в эпоху Возрождения (Ф. Рабле, Витторино де Фельтре), становление педагогических идей в 17 веке (Ч.А. Коменский, Дж Локк); развитие идей воспитания ребенка Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна. Основоположник русской дошкольной педагогики – К.Д. Ушинский. К.Н. Ветнцель и Л.Н.Толстой о свободном воспитании ребенка. Развитие дошкольной педагогики и практики в постреволюционный период: И.И. Бецкой, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Е.И. Тихеева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.
Развитие дошкольной педагогики в 50-70 годы 20 века: А.М. Леушина, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Р.И. Жуковская, Д.Б. Менджерицкая, Е.А. Флерина. Современные исследователи в области дошкольной педагогики: Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, Давидчук, Р.С. Буре, А.Н. Шатова, А.Д. Кошелева, С.Л. Новоселова.
Связь теории и практики дошкольного воспитания. Актуальные проблемы педагогических исследований в современной дошкольной педагогике. Понятие педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Методы педагогического исследования. Ребенок дошкольного возраста как объект научного исследования и субъект воспитания.
Тема 3.Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики
Основные понятия: методология, гуманизм, гуманизация, педагогическая антропология, факторы развития личности, подходы в дошкольной педагогике, концепции воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста (общая характеристика основных подходов). Культурологический, полисубъектный, аксиологический, средовой, синергетический, этнопедагогический, компетентностный подходы в дошкольной педагогике.
Философские основания дошкольной педагогики. Гуманизм как социально-ценностное мировоззрение и как идейная основа дошкольной педагогики. Ориентация на личность ребенка – ключевая социально-педагогическая установка. Подходы к пониманию детства как полноценной жизни маленького человека. Гуманизация воспитания и образования как социально-педагогический принцип.
Педагогическая антропология как методологическое основание дошкольной педагогики на общенаучном и частно-научном уровнях. Ведущие идеи педагогической антропологии: целостность, единство духовной и биологической природы человека, его субъектность, взаимосвязь индивидуального и социального. Ребенок как субъект деятельности, общения, развития и саморазвития. Источники, факторы и условия развития личности дошкольника как субъекта деятельности, общения и саморазвития. Наследственность и воспитание. Среда и воспитание ребенка дошкольного возраста. Социальная ситуация развития личности. Амплификация в развитии личности в процессе воспитания и обучения. Роль деятельности в развитии личности дошкольника. Особенности, взаимосвязь детских видов деятельности. Организация и педагогическое руководство ими. Активность личности как фактор ее развития.
Возрастное развитие и сензитивность. Воспитание и возраст: учет в процессе воспитания возрастных особенностей ребенка и амплификация его развития, ориентация на зону его ближайшего развития, повышение уровня сложности в общении и с взрослым.
Индивидуальность ребенка и воспитание: учет свойств индивидуальности и развитие ее творческих способностей.
Системный и комплексный подходы в дошкольной педагогике. Системная природа процессов воспитания, обучения ребенка дошкольного возраста. Закономерность целостного развития личности ребенка как основа комплексного подхода в педагогическом процессе.
Современные отечественные и зарубежные концепции, теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста: «Концепция дошкольного воспитания», Концепция дошкольного образования (авт. В. И. Слободчиков); М. Монтессори и Р. Штайнер о свободном воспитании; теории К.Д. Ушинского о народности воспитания; А.В. Запорожца об амплифкации развития ребенка в процессе обучения и воспитания; А.П. Усовой о обучении как ведущем факторе развития ребенка дошкольного возраста и подготовки его к обучению в школе; Л.А. Венгер о развитии познавательных способностей и педагогических условиях их воспитания; Н.Н. Поддьякова о развитии когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста и роли познавательной деятельности в этом процессе; Д.И. Фельдштейна, В. Т. Кудрявцева о феномене детства и роли культуры в образовании и развитии ребенка дошкольного возраста; В.И. Логиновой и Л.М. Клариной о формировании субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ; концепции С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко о социальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Дошкольная педагогика, как наука
Дошкольная педагогика – это отрасль возрастной педагогики, занимающаяся изучением закономерностей воспитания и элементарных форм обучения детей в дошкольном возрасте. Основным ее направлением является изучение процесса воспитания и обучения, его задачи, цели, содержание, методы, формы организации, приемы и средства осуществления, а также влияние этого процесса на развитие и формирование личности каждого ребенка. Родоначальником дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «материнская школа» впервые представлена система дошкольного воспитания. Метод исследования – это способы получения научной информации для установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение научной теории. Цель педагогики – воспитание всесторонне развитой личности. Воспитание– процесс передачи старшим поколением лучшего общественного опыта младшему поколению с целью подготовки его к жизни, труду, общению и для обеспечения дальнейшего развития общества. Прежде чем говорить о дошкольной педагогике как о науке, необходимо дать определение понятию “наука”.
Наука – форма общественного сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат – систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных свойств и закономерностей окружающего мира.
Следовательно, дошкольная педагогика как наука направлена на раскрытие сущностных свойств и закономерностей воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Любую науку характеризуют 3 основных элемента, отличающие ее от других. Это предмет науки, понятийно-категориальный аппарат и методы исследования.
Предметом изучения дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.
Таким образом, дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников. Предмет науки четко обозначает область ее исследований и ту сферу, на которую направлены методы исследования.
Для того чтобы определить понятийно-категориальный аппарат дошкольной педагогики, нужно вспомнить, что такое понятия и категории.
Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия конкретной науки. Для другой науки те же категории могут быть только понятиями. Это более высокий уровень обобщения по отношению к понятиям.
Понятие – это форма мышления, отражающая сущностные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Исходя из предмета исследования, можно выделить фундаментальные понятия (категории) данной науки. Это воспитание, обучение, образование. По отношению к дошкольной педагогике они являются категориями. Это самые важные, ведущие, наиболее общие для данной науки понятия.
Раскроем содержание ведущих понятий дошкольной педагогики. Каждому педагогу-специалисту важно знать эти понятия и иметь свою обоснованную позицию в определении их содержания. Владение понятийно-категориальным аппаратом науки является необходимым компонентом педагогической культуры специалиста.
Категория “воспитание” рассматривается в науке в широком, узком и локальном смысле.
Воспитание (в широком смысле) – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность к жизни и труду.
Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.
При определении содержания понятия “обучение” существует множество вариантов. Отличия в них зависят от понимания авторами функций, целей и результатов этого процесса. Так, Ю.К. Бабанский раскрывает процесс обучения как целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и детей, в ходе которого решаются задачи их воспитания, развития, образования.
В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого обучение трактуется как целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.
И.Я. Лернер под обучением понимает процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Нам это определение симпатизирует в большей степени, в связи с тем что обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности.
Понятие образования системно рассмотрено в Законе РФ “Об образовании”. Образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней.
В.В. Краевский определяет образование как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества, государства. Ю.К. Бабанский под образованием понимает процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей.
Дошкольная педагогика в своем словаре использует множество других понятий, являющихся ведущими для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.), для психологии (развитие, личность, психика, эмоциональный климат, мышление и др.), анатомии (мозг, скелет, мышечный тонус, физиологические особенности и др.) и т.п. Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, общество. Язык ее богат, многообразен, что позволяет всесторонне охарактеризовать предмет дошкольной педагогики.
Третий элемент, характеризующий дошкольную педагогику как науку, это методы исследования. Это методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, наблюдение, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, продуктов деятельности детей и др. Подробному рассмотрению этого вопроса посвятим в дальнейшем отдельную тему.
Функции дошкольной педагогики как науки
1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.
2. Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.
3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.
5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.
Дошкольная педагогика выполняет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика обеспечивает единство воспитательного и обучающего воздействий детского сада, семьи, преемственность работы ДОУ и школы. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.
Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педагогической практики. Рассмотрим основной круг задач.
Задачи дошкольной педагогики как науки
1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).
2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов “детский сад – школа”, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).
3. Создание госстандарта дошкольного образования (сегодня действует проект, находящийся в стадии апробации).
4. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).
5. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).
6. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.
7. Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.
8. Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ.
9. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.
10. Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.
ЛЕКЦИЯ I. Дошкольная педагогика как наука
ВВЕДЕНИЕ
Профессионально-педагогическая подготовка специалистов дошкольного образования предполагает овладение системными знаниями в области психологии и педагогики дошкольного детства.
Современная дошкольная педагогика изучает процесс развития, воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления.
В основе воспитания и развития детей лежит деятельностный и личностный подход, предполагающий гуманизацию образовательного процесса ДОУ. Воспитание понимается как процесс создания условий, содействующих развитию детей дошкольного возраста, становлению базисных черт личности дошкольника.
Учебный материал построен по принципу обзорно-монографического метода изложения, помогает формировать у студентов профессионально-ориентированный подход к практической деятельности преподавателя педагогического колледжа, вуза.
ЛЕКЦИЯ I. Дошкольная педагогика как наука
Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я.А. Коменского (17 пек). Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.
Предмет дошкольной педагогики – вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).
Задачи дошкольной педагогики определяются её теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью данной пауки:
1. Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.
2. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей.
3. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Функции дошкольной педагогики:
1. Описательно-прикладная, которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.
2. Прогностичная, заключается в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ.
3. Творчески-преобразовательная, предполагающая учет научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологии.
Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования. Метод – это путь, способ достижения целей и задач.
Методы исследования позволяют добывать научно-педагогическим производить сознательный и целеустремленный поиск для совершенствования образовательного процесса. Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент.
Исходя из широкого спектра методов можно назвать их уровни:
1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов);
2. теоретический (обобщение, систематизация материала);
3. Метотеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации).
Этапы научного педагогического исследования:
1. определение проблемы, цели, гипотезы, задач;
2. проверка гипотезы (эксперимент);
3. осмысление полученных данных, обработка результатов;
4. оформление результатов исследования;
5. внедрение результатов в практику.
Более подробно методы исследования изучаются в курсе «Методология и методы научного психолого-педагогического исследования».
Современная дошкольная педагогика «впитала» в себя многие сведения о воспитании и обучении детей. Её источникамиявляется народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.).
Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиологический подход, системный, деятельностно-творческий, личностный, культурологический, синергетический и т.д.
Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей.
Методологические подходы позволяют произвести переакцентировку содержания в основных категориях дошкольной педагогики.
Воспитаниекак социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Воспитание в педагогическом смысле — это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка.
Развитие– процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. В характеристике ребенка-дошкольника можно говорить о возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту, причем важен не столько биологический, сколько психологический паспорт ребенка), индивидуальном (своеобразие, особенности развития), личностном (становление, развитие личностных качеств, их особенности).
Формирование– это специальное организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.
Обучение– это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения.
Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем, дошкольник создает свою субкультуру.
В работах П.Г. Кока, В. Кудрявцева и др. субкультура рассматривается как специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ.
Субкультура детства как категория стала характеризовать особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Детская субкультура проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. Субкультура детства – это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.
Пересмотр содержания основных подходов к детям предполагает учет принципов лнчностно-ориентированнойпедагогики (Бондаревская Е.В., Газман ОС, Кульневич СВ, Мудрик А.В. и др.).
Данные принципы характеризуют стиль воспитания как определенный взгляд на ребенка обществом (как мир взрослых воспринимает мир детей). Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Мир взрослых (MB) воспринимает мир детей (МД) как реальный самоценный период жизни детей; этот период требует для перемен и изменений определенного времени. Оптимальная модель взаимодействия MB и МД предполагает учет принципов равенства двух миров, диалога, а не монолога, свободы и прав ребенка на ошибку, признание ребенка таким какой он есть. Личностно-ориентированная педагогика исходит из желаний, запросов, интересов, возможностей, своеобразия каждого ребенка, предпочитает видеть и доходить до каждой личности. Смысл педагогическойпозиции заключается в поддержке. Суть педагогической поддержки заключается в том, что взрослый поддерживает, помогает лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности ребенка. Педагогическая поддержка не может заменить воспитания, так как сам из себя ребенок не может вырастить культуру, создаваемую векам и.
Профессиональная деятельность специалиста дошкольного образования направлена на реализацию всех функций (материнской, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей, профессионального совершенствования) – по классификации Е.А. Панько.
Педагогическая поддержка, согласно работам О.С. Газман, учитывает не только обязанности, но этапы деятельности педагога. Ребенок в условиях поддержки и заботы воспринимает образцы культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. Профессиограммы педагога ДОУ, преподавателя педагогического колледжа приобретают общие черты, определенные личностно-ориентированной педагогикой. Характерными чертами должны стать сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы выбора, принятия решения, творчества, сотворчества воспитателя и детей. Эти черты придают технологии деятельности педагога универсальность. Переход к личностно-ориентированному взаимодействию зависит от общей и педагогической культуры, личностных качеств, запросов, желаний педагога.
Профессиональную подготовку кадрыдля ДОУ получают в педагогических колледжах, институтах, университетах. Классификаторы специальностей и специализаций предполагают их интегрированность и взаимосвязь. В учебных заведениях специализация имеет определенную направленность и связана с конкретными обязанностями специалистов (воспитатель логопедической группы, инструктор по физическому воспитанию в ДОУ. руководитель ритмики, руководитель студии изобразительной деятельности, воспитатель с правом преподавания иностранного языка и т.п.).
По окончанию учебного заведения (среднего или высшего) присваивается педагогическая квалификация, которая характеризует уровень и вид профессионально-педагогической образованности специалиста.
Педагогическая деятельность предполагает постоянное повышение квалификации, реализацию функции профессионального самосовершенствования.
Вопросы для самопроверки:
1. Чем обуславливается специфика предмета, задач, функций дошкольной педагогики?
2. Чем обуславливается спектр теоретико-методологических основ дошкольной педагогики?
3. В чем заключается феномен педагогической поддержки?
4. Что объединяет профессиограмма воспитателя и преподавателя пед. колледжа?
5. Каково содержание основных категорий дошкольной педагогики?
Источники:
http://megaobuchalka.ru/1/6103.html
http://studopedia.ru/20_15764_doshkolnaya-pedagogika-kak-nauka.html
http://poisk-ru.ru/s16984t9.html