1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логопедические упражнения, занятия. Открытое занятие по логопедии

Содержание

Открытое логопедическое занятие
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Радуга»

«Введение в основной курс»

Открытое занятие по коррекционному обучению

Возраст детей: 6-7 лет

Н.А. Глобина

учитель-логопед,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории.

Тема: Введение в образовательную программу.

Цель занятия: формирование положительной мотивационной направленности к логопедическим занятиям, развитие интереса к языку.

— поддержание интереса к артикуляционной гимнастике;

— совершенствовать двигательные и поведенческие реакции, точность, выразительность и разнообразие движений;

— совершенствовать умение четко отвечать на вопросы логопеда.

-развитие фонематического восприятия;

— формирование правильного речевого дыхания;

— развитие артикуляционной моторики;

— развитие мелкой и общей моторики.

— воспитание интереса к речевой деятельности на занятии;

— воспитание активности и творчества;

— воспитание эмоциональной отзывчивости.

— цветик — речецветик (лепестки прикреплены на «липучки»);

— домик Язычка и картинки;

— коробка с предметами для определения речевых и неречевых звуков;

— зеркала для каждого ребенка;

— чупа-чупсы с цветочками по количеству детей.

  1. Организационный момент.
  2. Психогимнастика.
  3. «Волшебная коробка».
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Физминутка.
  6. Дыхательная гимнастика.
  7. Пальчиковая гимнастика.
  8. Сказочное озеро.
  9. Подведение итогов занятия.
  10. Сюрпризный момент.

1. Организационный момент.

Логопед выходит к детям с «цветиком — речецветиком»:

— Здравствуйте ребята, здравствуйте гости!

У меня сегодня, дети,
Вдруг волшебным стал мой дом —
Нежный цветик – речецветик,
Расцвел в садике моем.
Лепестки, что краски радуг —
Закружилась голова!
Сколько может мой цветочек,
Принести любви и благ,
Если только знаешь точно,
Попросить, когда и как.
Вы поможете, ребятки,
Мне с цветком моим решить,
Как, куда мы без оглядки
Можем с вами поспешить.
Выбираем лепесток, отрываем лепесток.

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

«Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

(Логопед отрывает лепесток и он «летит» в центр кабинета.)

(Дети встают вкруг.)
— Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами встретились. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! А что бы нам с вами совсем стало хорошо, давайте сделаем солнышко! Мы будем подавать друг другу «руку-лучик» и говорить свое имя: Я лучик-Наталья Александровна, а ты?

(Дети подают руки и называют свои имена.)

-Вот и получилось у нас доброе, теплое, нежное, ласковое солнышко, это мы с вами! А теперь давайте присядем на стульчики.

3. «Волшебная коробка»

— В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Наконец он придумал звуками обозначать все, что он узнавал и создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только человек, в том числе и вы!

На что человечеству потребовалось сотни тысяч лет, у вас заняло около трех лет. Около года вы знали только несколько коротких слов. К трем годам вы знали уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете. Попросите родителей рассказать, как вы сообщали им о своих желаниях, какие первые слова вы сказали?

Долго человек пользовался только устной речью (уста-губы). Но все, что он говорил, тут, же исчезало. Наконец, он догадался, как можно сохранить речь. Догадались как? Человек стал записывать свою речь, и появилась – письменная речь. Звуки речи на письме обознача ются буквами. Повторяйте за мной:

Звуки мы слышим и произно сим.

Буквы мы пишем, видим и чи таем.

И так, мы сказали, что общаемся с помощью речи, а речь состоит из звуков. Они бывают речевые и неречевые. Как вы думаете речевые звуки, это какие? ( Ответы детей, если затрудняются, логопед помогает ). А неречевые звуки? ( Ответы детей, если затрудняются, логопед помогает ).

«Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

(Логопед отрывает лепесток, он летит к коробке).

Посмотрите, какая красивая коробка! Интересно, что в ней?! Садитесь на стульчики, и посмотрим, что внутри.

Игра «Волшебная коробка».

«Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

Читать еще:  Муж изменяет что делать как вести себя. Почему муж постоянно изменяет

(Логопед отрывает лепесток).

— А сейчас мы немножко отдохнем.

Раз — руки вверх махнули,
И при этом мы вздохнули.
Два и три нагнулись, пол достали,
А четыре — прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем,
При наклонах выдох дружный,
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики,
Девочки и мальчики!

Логопед отрывает лепесток. «Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг». Лепесток опускается около домика Язычка. Логопед:

«Надо крепко заучить, что тебе и мне поможет звуки все произносить»

— А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет веселый Язычок.

— Ребята, чтобы вы научились красиво говорить, нужно, чтобы ваш язычок был ловким! Садитесь, возьмите зеркала. Посмотрите в них, что вы видите?

Сказка о Веселом Язычке.

Ж ил да был Веселый Язычок. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. ( Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы. ) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Веселый Язычок всем улыбался «Улыбка». Открыл Язычок первые двери своего домика «Заборчик», затем вторые «Домик открывается». И вышел погреться на солнышко «Лопатка», похлопаем губками Язычок «Накажем непослушный Язычок». Погрелся Язычок и зашел домой. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка о Веселом Язычке.

Логопед отрывает лепесток. « Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

— Мы поиграли с Язычком, а теперь научимся с вами дышать. Правильное дыхание важно для нашей речи! Встаньте удобнее, расслабьте плечи, положите правую руку на живот, а левую на грудку. Делаем вдох носом, надуваем животик, как шарик, выдыхаем — ртом, сдулся шарик. Плечи и грудь не поднимаются, и еще раз вдох — носом, выдох – ртом. Молодцы.

Логопед отрывает лепесток. «Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг». Лепесток «летит» к цветочкам.

— «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить». Спросите – зачем? Чтобы развивать свой ум, смекалку, красивое произношение.

Посмотрите, какая милая полянка! А вы знаете, что из наших пальчиков, тоже можно сделать цветочки.

Наши алые цветки,
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Наши алые цветки,
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка

— Посмотрите, какие цветочки. Ребята, давайте «закроем» их лепестки.

-А теперь, положите свои цветочки в Сказочное озеро. И будем ждать чудо.

— Ребята, вы помните, о чем должны спросить у своих родителей?

Сегодня вы узнали о речевых и неречевых звуках.

А кто может повторить правило?

Чем мы научились дышать?

Из чего, мы складывали цветочки?

10. Сюрпризный момент.

У нас остался еще один лепесток, куда же он нас приведет?

Логопед отрывает лепесток. « Лети, лети, лепесток, через запад, на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг». Лепесток «летит» коробке с угощеньем.

Чтобы вы запомнили наше занятие, я приготовила для вас угощение с цветочками.

До свидания ребята!

1. Тема занятия: Введение в образовательную программу.

2. Целью занятия было сформировать положительную мотивационную направленность к логопедическим занятиям, развить интерес к языку.

3. Задачи занятия:

— воспитание интереса к речевой деятельности на занятии;

— воспитание эмоциональной отзывчивости.

— развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

— развитие фонематического восприятия;

— формирование правильного речевого дыхания;

При этом были учтены индивидуальные особенности детей.

4. Считаю, что мне удалось выбранными приемами, сформировать у детей мотивацию к учебной деятельности.

5.Временное соотношение частей занятия определено оптимально.

Логопедические занятия для детей

Когда мама замечает, что ребенок пропускает звуки, не выговаривает полностью слова или шепелявит, она обращается к логопеду. Специалист помогает исправить проблемы с помощью логопедических упражнений.

Занятия с логопедом способствуют быстрому освоению правильной речи. Они включают гимнастику для развития речи, пальчиковые игры, стихи, подражание звукам. Давайте детально разберем, какие логопедические занятия лучше всего подойдут для детей и какие упражнения на каждый день способствуют развитию слуха, артикуляции и мелкой моторики.

Почему возникают нарушения речи?

Когда родители замечают, что ребенок разговаривает не совсем так, как положено по возрасту, они в первую очередь идут к педиатру, который направляет кроху на логопедическое обследование.

Однако во многих случаях малыша должен также осмотреть невропатолог, ортодонт и оториноларинголог.

Все причины проблем с развитием речи можно поделить на 2 группы:

  • органические нарушения, к которым привели повреждения ЦНС или органов, формирующих звуки;
  • функциональные нарушения, из-за которых речевой аппарат не может нормально работать.
Читать еще:  Изречения о дружбе. Афоризмы о дружбе и друзьях

К появлению обеих групп нарушений могут привести разные факторы, например, инфекция у мамы во время вынашивания ребенка, травма во время родов, воспаление уха в раннем детстве, ДЦП, неправильный рост зубов, короткая уздечка, нарушения зрения и так далее.

Кроме того, кроха может перенимать неправильное произношение, если общается с человеком, у которого имеются речевые дефекты.

Кому нужны логопедические занятия?

Все дети развиваются в своем темпе по индивидуальному графику, однако существуют определенные усредненные показатели, по которым мама может сориентироваться, нужна ли крохе помощь логопеда.

  • В 12-18 месяцев дети обычно хорошо имитируют разные звуки, пробуют повторять слова, знают свое имя и отзываются на него. В их словарном запасе имеется до 20-40 простых слов. Такие малыши внимательно рассматривают картинки в книгах и показывают объекты, которые их заинтересовали.
  • В 2-3-летнем возрасте ребенок хорошо знает собственное имя, может показать части тела, узнать на фотографии близкого человека. Он способен выполнить простое задание, например, поставить яблоко на стол. Словарный запас ребенка 2-3 лет составляет 200-1000 слов, кроха может задавать простые вопросы и разговаривать простыми предложениями. Произношение улучшается, но некоторые звуки могут отсутствовать.
  • В 3-4 года ребенок способен классифицировать объекты, понимать простые вопросы, слышать разницу между звуками. Его словарный запас расширяется до 1500 слов, а речь состоит из сложных предложений и многочисленных вопросов. У таких деток активно развивается воображение и абстрактное мышление, они могут рассказывать сказки по картинкам, разучивать песни и стихи.
  • В 5 лет и старше ребенок может свободно общаться на интересную тему, придумывать истории. Он должен произносить все звуки, но некоторые малыши все еще шепелявят. Ребенок озвучивает увиденное и сделанное, задает разные вопросы, говорит с интонацией и выражением. Многие дети в этом возрасте уже знают буквы и начинают читать.

Виды занятий для развития речи

Чтобы стимулировать развитие речи, рекомендуется:

  • выполнять специальную гимнастику для мышц лица, называемую артикуляционной;
  • использовать пальчиковые игры;
  • устраивать игры, в которых малыш будет подражать звукам;
  • учить стихи и пополнять словарный запас другими способами.

Для выбора наилучшей схемы логопедического занятия, которая подойдет вашему ребенку, стоит обратиться к грамотному специалисту.

Он проведет диагностику, определив параметры развития крохи, а также учтет интересы малютки. Так как главным видом деятельности детей раннего возраста являются игры, игровой формат подходит для логопедических упражнений как нельзя лучше.

Если занятия проходят с логопедом, они могут быть как индивидуальными, так и в группах из нескольких деток. Для групповых занятий детей распределяют по возрасту, например, 2-3 года и 4-5 лет. Индивидуально логопед может заниматься с неговорящим ребенком в детском саду или в домашних условиях.

При небольших нарушениях специалист вовлекает в процесс родителей – показывает и рассказывает, как можно заниматься с малышом каждый день дома. Для эффективных самостоятельных тренировок заводится домашняя тетрадь, в которой отмечаются упражнения, длительность занятия и успехи малыша.

Логопеды подтверждают, что участие родителей в становлении речи сильно влияет на итоговый результат занятий. Если мама и папа активно включаются в работу, делают домашние упражнения и слушают рекомендации специалистов, ребенок гораздо быстрее осваивает правильную речь. Важно лишь помнить, что это длительный процесс, но терпение обязательно будет вознаграждено хорошими успехами малыша.

Логопедическая гимнастика для языка: занятия для детей и взрослых

Логопедические упражнения — это инструмент для развития речи и улучшения звукопроизношения детей и взрослых, который профессионально использует в своей работе врач-логопед. При желании овладеть этим эффективным средством коррекции речи может каждый.

Давайте попробуем это сделать вместе. Для начала — немного теории.

Что такое логопедия и каковы ее методы

Логопедия в дословном переводе с греческого языка означает «воспитание речи». Обобщая, можно сказать, что это наука о развитии речевых навыков, о причинах, механизмах, симптомах нарушения речевой деятельности и о методах их профилактики и коррекции.

В арсенале логопедии много средств. Среди них:

  • артикуляционная гимнастика;
  • занятия для развития мелкой моторики;
  • упражнения на звукоподражание, развитие слуха, логоритмика;
  • многократное повторение словесных конструкций;
  • дыхательная гимнастика и голосовые упражнения;
  • упражнения на отдельные звуки.

В каждом конкретном случае методы индивидуальны. Задачи при этом разные — предупредить, исправить, восстановить, а цель занятий одна — правильно звучащая речь.

В более широком смысле целью логопедии является воспитание человека с нарушениями речи, помощь ему в социальной адаптации.

А теперь перейдем к описанию логопедических упражнений.

Логопедические занятия для развития речи ребенка

Организуйте логопедические занятия с ребенком дома, где он раскрепощен и общителен, поиграйте с ним. А мы вам в этом поможем.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию для детей помогут увеличить подвижность языка, губ, щек; скоординировать их работу; научат речевые органы правильно двигаться и занимать нужное положение для чистоты звукопроизношения.

Воспользуйтесь зеркалом, чтобы была наглядно видна техника исполнения. Не торопитесь. Лучше меньше, да лучше.

Такая логопедическая гимнастика полезна в любом возрасте. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, она тренирует язык, губы, щеки, челюсти для правильной, четкой и красивой речи.

Читать еще:  Узнала что беременна на 15 неделе

Занятия для развития мелкой моторики

Развить мелкую моторику, координацию движений рук и, в конечном итоге, речь призваны пальчиковые игры. Они очень любимы малышами. Попробуйте.

Можно, не выходя из дома, перевоплотиться в сказочных героев: перебирать крупу, как Золушка, собирать шишки, как Мишка, нанизывать бусы из пиратского сундучка с сокровищами, разыграть любимую сказку в пальчиковом кукольном театре. Вашему ребенку должно понравится такое времяпрепровождение.

Упражнения на звукоподражание, развитие слуха и логоритмика

Эти уроки развивают фонематический слух. Ребенок учится распознавать звуки на слух, выделять их, распознавать место звука в названии предмета.

Используйте наглядные средства: картинки, рисунки, поделки, иллюстрации. Образное восприятие значительно ускорит процесс обучения и сделает его усвоение более доступным.

Детей 2-3 лет эти упражнения научат произносить звукоподражания громко или тихо; ребят постарше, 3-4 лет, — в каких словах звучит, например, звук «а»; детки 4-5 лет скажут, с какой буквы начинается название предмета, а совсем взрослым, 5-6 лет, будет под силу разложить слово на отдельные звуки.

Для развития слуха попросите ребенка на прогулке прислушаться, как поют птицы, журчит ручей, лает вдалеке собака, шуршат листья.

Благоприятно воздействуют на речь ритмичные движения одновременно с проговариванием слов и размеренным дыханием. В этом направлении работает логоритмика: маршировка под музыку и пение, ходьба под счет, чтение стишков с подражанием звукам и движениям живой природы, активные игры под музыку.

Инсценируйте знаменитое стихотворение про Мишку косолапого, который «по лесу идет, шишки собирает, песенку поет». Вместе с ребенком подражайте косолапому: собирайте шишки настоящие или «как будто шишки», потирайте лоб и непременно сделайте «ногою — топ!»

Положительные эмоции вам и вашему ребенку обеспечены, не сомневайтесь

Логоритмика воспитывает коммуникативность, эмоциональность, чувство ритма, развивает правильное дыхание, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве, поддерживает мышечный тонус и помогает в преодолении речевых нарушений.

Потешки, чистоговорки, скороговорки для развития речи

Упражнения в виде рифмованных фраз являются наилучшими для достижения четкости и чистоты речи. Они также увеличивают словарный запас, улучшают дикцию и развивают слух.

Для увеличения словарного запаса ребенка много читайте, пересказывайте прочитанное, сочиняйте истории и сказки, отвечайте своим почемучкам на все вопросы, которые приходят им в голову, общайтесь с удовольствием. И тогда проблем с речью на порядок будет меньше.

Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения

Дыхание является основой голосообразования. Цель дыхательной гимнастики — развивать умение равномерно расходовать воздух в процессе речи, тренировать продолжительный выдох, формировать сильную воздушную струю, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.

Голосовые упражнения развивают силу голоса, его высоту, тембр, длительность звучания.

Упражнения для силы голоса:

для высоты голоса:

для тембра голоса:

Длительность звучания голоса тесно связана с правильным дыханием и зависит от продолжительности выдоха.

Таким образом, сочетая дыхательную гимнастику и голосовые логопедические упражнения можно устранить причины различных расстройств голоса, чем тоже занимается логопедия.

Логопедические упражнения на звук

Если ребенок неправильно выговаривает отдельные звуки, то описание упражнений для звуков Р, Л, С, Ч, Ж, Ш будет весьма кстати:

Разнообразие и простота логопедических упражнений позволяют проводить занятия с ребенком каждый день. Главное условие — хорошее настроение. Игры, музыка, яркие картинки, физическая разминка, доброжелательное общение — ваши лучшие помощники.

Логопедические упражнения для взрослых

Логопедические упражнения для детей и взрослых принципиально не отличаются друг от друга. Разница лишь в том, что занятия с ребенком вне игры не дадут результата. А взрослый на то и взрослый, чтобы уметь включать «надо» вместо «хочу» и идти к поставленной цели.

Убирать игровые элементы совсем необязательно, а вот усложнить сами упражнения можно. Скороговорки выбираем поинтересней:

Дыхательные упражнения тоже не детские:

  • В положении стоя, не поднимая плеч, дышите нижней частью легких. Если вы делаете это правильно, то ощутите движения живота на вдохе и на выдохе при неподвижной верхней части туловища. Дышите спокойно и размеренно несколько минут.
  • На плавном продолжительном выдохе тяните любой гласный звук.
  • Вдохните через нос и перед тем, как выдохнуть, задержите дыхание на пару секунд, затем сделайте медленный выдох через рот.

Артикуляционные упражнения могут быть произвольными. Важно помнить: чем активнее будут двигаться ваши язык и губы, чем добросовестнее вы будете над этим трудиться, тем больше пользы принесут вам логопедические занятия.

Чтобы создать себе хорошее настроение и задействовать эмоции для получения скорейшего результата, попросите составить вам компанию своего ребенка. А если такой вариант вам не подходит, тогда пусть это будет все-таки игра.

Заключительные аккорды

Учимся разговаривать чисто, грамотно и красиво мы прежде всего для себя. Желание не стоять на месте, развиваться, ставить цели, идти к ним — все это дает нам энергию и делает нас сильными. И если мы постараемся, чтобы были красивыми наши мысли и чувства, то у нас все получится. Ведь из чувств рождаются мысли, мысли облекаются в слова, а слова — это составляющие нашей речи.

Своей созидательной энергией мы поделимся с детьми, чтобы помочь им самим преодолевать возникающие проблемы. А как иначе?

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/03/31/otkrytoe-logopedicheskoe-zanyatie
http://o-krohe.ru/logopediya/dlya-detej/
http://kakgovorit.ru/logopedicheskie-uprazhneniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector