Содержание
- 1 Массаж как средство развития речи детей
- 1.1 Массаж как средство развития речи малышей. статья
- 1.2 Скачать:
- 1.3 Предварительный просмотр:
- 1.4 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 1.5 Массаж как средство развития речи детей
- 1.6 Массаж языка и тела для развития правильной речи у детей
- 1.7 Логопедический массаж – что это?
- 1.8 Эффективные виды логомассажа
- 1.9 Показания к проведению
- 1.10 Противопоказания
- 1.11 Особенности проведения логомассажа
- 1.12 Различные техники логомассажа
- 1.13 Логопедический детский массаж в домашних условиях
Массаж как средство развития речи детей
Массаж как средство развития речи малышей.
статья
Массаж, игры и упражнения для массажа, позволяют добиться прогресса в развитии детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Массаж как средство развития речи малышей.
Все ученые, изучавшие детский мозг, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами, у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.
Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений руки и пальцев.
Наши древние предки (славяне) хорошо владели такими приемами, как поглаживание, растирание и похлопывание. По свидетельству летописца Нестора, массаж пользовался признанием в банях, наряду с похлопыванием тела веником.
После падения Римской империи развитие массажа в Европе прекратилось на многие века. Этот способ воздействия на организм вернулся к нам лишь в семнадцатом веке из Швеции, а в конце девятнадцатого века появилось научное обоснование массажа как способа лечения различных заболеваний.
Вместе с зарубежными исследователями отечественные ученые не только дали глубокое научное обоснование массажа, но и разработали новые его виды и приемы.
Массаж – это ритмичное поглаживание, растирание, разминание, похлопывание с определенной силой и в определенной последовательности. Он действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся к ней ближе всего.
В коже заложены множество окончаний (рецепторов). Воздействие на них приводит к расширению капилляров (мелких кровеносных сосудов), то есть к полезным сосудистым реакциям. Таким свойством массажа объясняется и механизм его действия, и необходимость его применения даже у здоровых детей.
Массаж улучшает питание тканей, так как через расширенные капилляры в единицу времени больше протекает крови и больше соответственно поступает в организм питательных веществ и кислорода. Это тем более необходимо, потому что в настоящее время у многих детей отмечается склонность к спазму (сужению) сосудов, отсюда и частые нарушения питания тканей.
Массаж улучшает секреторную функцию сальных и потовых желез: в мышцах усиливаются окислительно – восстановительные процессы и повышается их сократительная способность. При массаже быстрее, чем при полном покое, происходит утомление мышц и восстанавливается их работоспособность. Это объясняется тем, что при массаже усиливается ток лимфы и с ней из тканей удаляются вредные продукты обмена, а так же усиливается ток венозной крови.
Массаж улучшает терморегуляцию: в расширенных сосудах происходит большая теплоотдача. Расширение с последующим сужением, как в любой сосудистой реакции, приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции. Следовательно, массаж – это еще великолепное закаливающее средство.
Массаж улучшает деятельность центральной нервной системы. Огромное количество импульсов, посылаемых в кору головного мозга, способствуют созреванию корковых отделов центральной нервной системы. Это приводит к совершенствованию функций всех внутренних органов и к улучшению деятельности опорно-двигательного аппарата.
Массаж можно начинать с 3 – 4 недель жизни ребенка, но обязательно по разрешению врача.
Основной прием массажа – поглаживание. При этом ладонь руки взрослого скользит по коже с различной силой давления: вначале оно слабое, но по мере продвижения усиливается, а к концу опять уменьшается. Кисть руки плотно прилегая к телу, скользит спокойно, ритмично и медленно. С поглаживания начинается и заканчивается массирование каждой части тела ребенка.
Вариантом массажа является растирание, которое отличается тем, что кожа вместе с глубоколежащими тканями растирается в различных направлениях. При растирании массируют концами пальцев и ладонной поверхностью кисти руки, причем кожа сдвигается вместе с рукой, степень давления постепенно увеличивается.
Для глубокого массажа мышцы применяется главным образом разминание. При этом приеме мышечные пучки оттягиваются от костей рукой массажиста и разминаются между пальцами рук («выжимание»). Где трудно захватить мышцы производится разминание большими пальцами.
Прием поколачивания, представляет собой ряд коротких ритмических хлопков производимых тыльной или ладонной поверхностью кисти, слегка согнутыми пальцами или ребром ладони.
Малышам массаж пальцев рук и ладоней делают взрослые. Подрастая, ребенок сам является активным участником маленьких игр-упражнений. Это первые игры-упражнения по ритмической гимнастике, где дети стучат ладошками, кулачками , пальчиками по столу в ритм потешке.
Две веселые лягушки,
Ни минутки не сидят,
Ловко прыгают квакушки,
только брызги вверх летят!
Или: Большие ноги
бежали по дорожке:
И тихонько постучали.
Народные игры: «Сорока — белобока». «Ладушки» являются первыми игровыми приемами для массажа пальцев и ладоней ребенка.
Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук. И малышей и старших детей привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы.
Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют упражнения под текстовку: «Гладила мама ежиха ежат, что за пригожие детки лежат!»
Эффектные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием четверостиший, скороговорок, потешек.
Покатаем мы в руках,
Станут ловкими у нас
Таким образом, полноценное формирование речи у детей напрямую зависит от развития пальцев рук. Массаж, игры и упражнения для массажа и пальчиковой гимнастики позволяют добиться прогресса в развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигатель.
Консультация для родителей.
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О.
«Простирая» просторы интернетных бескрайних полей, я наткнулась на статьи о массажах, которые могут выполнять родители с месячного возраста для развития умственных способностей ребенка,его развития ре.
Пальчиковый массаж как средство развития речи.
Массаж — эффективное средство развития интеллекта.
Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление — это две стороны одного процесса, а вернее — сво.
Массаж как средство развития речи детей
Сведения об образовательной организации
Дополнительно
Прогноз погоды
Ссылки
Массаж как средство развития речи детей
Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Последнему можно научиться. И чем раньше вы с ребенком начнете заниматься в этом направлении, тем больше надежды, что проблем в школьном обучении у вашего ребенка не будет.
Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление — это две стороны одного процесса, а вернее — своеобразный замкнутый круг. Развивая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.
Есть много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, — массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного и школьного возраста, влияющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.
Массируя определенную микросхему тела (ухо, рука), мы заставляем четко и слаженно работать все системы организма. Именно слаженная работа всех систем подготавливает почву для лучшего развития памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также способствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать.
Массаж можно применять с самого раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще — вырастет из вашего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать этому, помогая малышу самому осваивать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения самостоятельно. Если массаж делается регулярно (каждый день), ребенок привыкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой разумеющееся — как, к примеру, ежедневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительна, занимает не более 10 минут. Время, потраченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.
Аурикулярный массаж для детей
Этот массаж помогает лучше работать и развиваться различным системам организма, нормализует состояние нервной системы, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности и т. д.
Аурикула — это ушная раковина. Лечение путем воздействия на ушную раковину известно с древних времен. В Европе же аурикулотерапия начала применяться только в XX веке. Несложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в детскую практику. Такой массаж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни.
По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления всего тела. Некоторые ученые представляют аурикулу как эмбрион (зародыш человека) в перевернутом виде: мочка уха соответствует голове, а по мере продвижения вверх (к верхушке уха) расположены зоны, представляющие туловище, органы туловища и конечности.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют 18 зон. Каждая зона «контролирует» определенную систему организма человека. Так, определены зоны для повышения силы концентрации внимания и улучшения памяти.
Самый простой вариант целенаправленного влияния на зоны внимания и памяти приводится ниже.
Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:
- противокозелок;
- треугольная ямка;
- зона перехода ножки завитка в его восходящую часть;
- воронка, самая глубокая часть раковины.
Массаж аурикул можно проводить несколько раз в день, но не чаще чем через 5 часов. Не рекомендуют выполнять его перед сном. Полезно растереть уши сразу после сна, можно не вставая с постели. Безусловно, это полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.
Аурикулярный массаж целесообразно начинать с области мочки и завитка, продвигаясь в направлении вершины ушной раковины и далее — ножки завитка, повторяя прием 2—3 раза. Затем 2—3 раза массируется противозавиток: сначала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее указательным пальцем 2—3 раза выполняется поглаживание по краю границы противозавитка и раковины в направлении от противозавитка до внутренней стороны завитка.
После массажа самой ушной раковины надо хорошо отмассировать козелок и прилегающую к нему область. (Считается, что ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.) Затем 2—3 раза выполняют поглаживание кожи перед козелком сверху вниз. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной раковины и чувства тепла в ней. В среднем это 3—5 минут.
Массаж ушных раковин нужно делать одноименными руками: левое ухо — левой рукой, правое ухо — правой рукой. Удобнее всего выполнять массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе, или положив его на живот. Скрещенные руки ребенка в таком положении остаются под головой. Массаж нужно делать мягко, но чувствительно, без остановок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь предыдущий эффект. Желательно при массаже придерживаться одного ритма (медленного или быстрого). Как правило, выбор ритма происходит инстинктивно.
Эффект от массажа ушной раковины усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук.
Кисти рук — еще один «экран» состояния систем и органов человека.
Знаете ли вы, что пальчики вашего малыша, еще такие неловкие и неумелые, помогают ему учиться мыслить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их координация, тем быстрее у него развивается речь, а следовательно, и мышление.
Считается, что если ребенок в 7-месячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится речевых расстройств, сложностей в развитии мышления.
Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в возрасте, когда ребенок еще лежит (4—5 месяцев).
Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.
Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладошка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсивнее, с большими усилиями, чем тыльную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладошки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ребенка в кулачок, и безымянный палец будет указывать место расположения этой точки.
Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со стороны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала необходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом растираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввинчивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж заканчивается поглаживанием пальчика, его растягиванием.
Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдающихся частей ладони у основания этого пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на правой руке, а затем на левой, безымянный на правой — на левой и т. д.
Общий массаж кисти заканчивается растиранием запястий, что улучшает лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.
Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!
Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференцированнее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслительная деятельность, речь.
Обращайте внимание на ведущую руку ребенка. У людей с доминантным (ведущим) левым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доминантным правым полушарием — левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой и левой рукой — это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости заставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут выявиться негативные проявления психики ребенка.
Специалисты рекомендуют также упражнения для всех суставов пальцев с элементами сопротивления. Каждое упражнение выполняется по пять раз.
Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите. Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение. Движения большого пальца к себе и от себя — очень хорошее и полезное упражнение.
А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее — расслабьте кисти. Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз. Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы — упругими, пальцы — гибкими.
Своеобразные «занятия» вы можете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.
Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спешите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробовать застегнуть еще более мелкие пуговицы.
Очень полезна для развития координации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыроколом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и показать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дырочкам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти занятия развивают зрительную память, учат концентрировать внимание.
Дайте в руки ребенку тонкие счетные палочки. Их надо удержать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может усложниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выполнить такое упражнение, предложите ему выстроить такой же колодец при следующем условии: палочки можно брать только одноименными пальцами обеих
рук: сначала выстроить колодец мизинцами, затем только безымянными, средними, указательными и, наконец, большими пальцами.
Задания эти трудные, но выполнимые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выполнять это задание, внося в игру соревновательный элемент, у ребенка будут формироваться только положительные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителем, потребует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.
Чтобы ребенок не скучал, а одновременно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще предлагайте краски с кисточками, карандаши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фигурок пальчиками.
Хорошо бы научить ребенка играть на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округлой, пальцы немного согнутыми. Ударять сильно, уверенно о твердую поверхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Большой палец отрывается от поверхности только тогда, когда следующий палец уверенно ударяется о стол, и т. д.
Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрослые любят играть не меньше детей.
Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребенок получает определенные знания, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происходит первое общение родителей со своим ребенком. Не ждите, когда ребенок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассивный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осознанные периоды его развития.
Массаж языка и тела для развития правильной речи у детей
К сожалению, статистика говорит о том, что с каждым годом количество детей с задержкой психического развития растет. Такая задержка, в свою очередь, провоцирует нарушение речи и умственных функций. Справиться с нарушениями речевого развития помогут занятия по специальным методикам: массаж мочек ушей, массаж языка для развития речи ребенка, артикуляционная гимнастика. Все они направлены на одну цель – помочь малышу развить свою речь.
Логопедический массаж – что это?
Массаж логопедический – это популярный метод коррекционно-педагогического воздействия. Основывается он на механическом воздействии на речевой аппарат. При грамотном воздействии происходит нормализация речи.
Эта техника используется давно, но продолжает развиваться ежегодно. Дефектологи, педагоги, логопеды постоянно разрабатывают новые методики и тактики для массажа. Существуют занятия как профессионального уровня, так и домашнего (выполняются родителями или самим ребенком).
Какие цели преследуют специалисты, назначая логопедические упражнения?
- Привести в тонус мускулатуру лица.
- Нормализовать работу малоподвижных мышц.
- Снизить патологические движения в мышцах (судороги, гиперкинезы и прочее).
- Увеличить амплитуду артикуляционных движений.
- Сформировать произвольные артикуляционные движения.
- Скорректировать состояние при парезах и параличах мышц.
Приспособления для массажа языка
Эффективные виды логомассажа
Самыми популярными признаны следующие виды логопедического массажа.
- Классический, или ручной массаж. Проводится специалистом с помощью рук и различных приспособлений (зубная щетка, шпатель). Используются похлопывания, поглаживания, растирания, легкая вибрация.
- Зондовый массаж по Новиковой. Этот вид воздействия предложила логопед Елена Викторовна Новикова. Проводится с помощью приспособлений (топорики, вилочки и другие).
- Точечный массаж, в ходе которого специалист воздействует на точки, связанные с речевым аппаратом. Стимуляция этих точек способствует активации речи.
- Массаж вибрационными аппаратами.
- Самомассаж, в ходе которого малыш сам себе массажирует мускулатуру лица.
Все виды массажа (кроме последнего) проводятся квалифицированными специалистами. Если нет возможности постоянно проводить занятия у специалиста, делать логомассаж могут родители. Для этого им необходимо пройти курс обучения по необходимой технике массажа.
В зависимости от конечной цели массаж разделяется на 2 вида:
- успокаивающий (при гипертонусе, парезах);
- активизирующий (при ДЦП).
Показания к проведению
Массаж для развития речи имеет четкие показания к проведению:
- все виды заикания;
- различные дефекты речи (афазия, дислалия, брадилалия);
- потеря голоса (частичная);
- незначительные нарушения голоса;
- неконтролируемое слюноотделение;
- ДЦП (детский церебральный паралич);
- патология произношения, вызванная сильным напряжением мышц лица;
- гипертонус лицевых мышц;
- проблемы с развитием артикуляционных мышц;
- дизартрия (ограничение подвижности языка, неба, губ).
Показания для проведения логопедического массажа определяет врач. Родителям малыша выдается направление на посещение массажиста или логопеда в детском медицинском учреждении. Если у родителей нет желания посещать государственного специалиста, они могут обратиться к частному. При этом обязательно стоит проверить его квалификацию (наличие дипломов и сертификатов).
Противопоказания
Логомассаж имеет ряд противопоказаний:
- стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости;
- конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз;
- инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие);
- герпетическая инфекция;
- пульсация артерий и вен;
- увеличение лимфатических узлов;
- заболевания кожи (дерматиты, лишаи);
- обострение любого соматического заболевания;
- нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы);
- синяки на лице;
- нарушения сосудистой стенки, тромбозы;
- онкологические заболевания;
- грибковые поражения кожных покровов;
- страх ребенка перед специалистом или приспособлениями;
- гиперчувствительность кожи малыша.
Участковый невропатолог должен выдать родителям справку об отсутствии противопоказаний для проведения логопедического массажа. Опытный и квалифицированный логопед обязательно потребует у родителей данный документ.
Особенности проведения логомассажа
Проведение упражнений для коррекции речи у детей – это серьезное действие, требующее специальной подготовки специалиста, родителей и детей. Поэтому важно знать определенные правила подготовки.
Подготовка логопеда перед сеансом заключается в составлении индивидуального плана упражнений для каждого ребенка и соблюдении санитарно-гигиенических норм:
- чистая индивидуальная одежда (халат или костюм), медицинские перчатки, маска;
- одноразовые или продезинфицированные инструменты;
- частое мытье рук или использование антисептического раствора;
- применение антисептического раствора для ротовой полости малыша («Мирамистин», «Гексорал»);
- использование стерильных салфеток.
Также важна подготовка родителей и малыша.
- Если сеанс проводится дома, необходимо проветрить помещение.
- Ребенок не должен быть голодным. Но и кормить его непосредственно перед приходом специалиста не стоит.
- Если малыш не в настроении, капризничает и плачет, стоит отложить логомассаж.
- Если кроха неважно себя чувствует (головная боль, тошнота, другие симптомы), стоит отложить сеанс.
Длительность одного массажного сеанса зависит от возраста ребенка. Чем меньше кроха, тем короче работа с логопедом.
- Возраст от 0 до 3 лет – 5-10 минут.
- Возраст от 4 до 7 лет – 15-20 минут.
- Ребенок школьного возраста – больше 20 минут.
Первый сеанс логомассажа не должен длиться больше 5-10 минут. В первый раз происходит знакомство малыша с логопедом, новый опыт механического воздействия. Если ребенок нормально отреагировал на первый раз – смело увеличивайте длительность работы.
Курс массажа состоит из 10-20 процедур. В неделю проводится 2-3 занятия. Иногда, по особой необходимости, занятия могут проходить через день или чередоваться с другими реабилитационными мероприятиями. Если ребенку необходимо несколько курсов, то между ними соблюдается перерыв. Минимальная длительность перерыва – 14 дней. За это время организм малыша успевает перестроиться и подготовиться к новому воздействию.
Различные техники логомассажа
Рассмотрим основные массажные техники в зависимости от задействованных зон.
Логопедический массаж языка
- Проводится профессиональными приспособлениями (зондами, лопаточками) или подручными материалами (ложками, зубными щетками). Может проводиться руками в стерильных перчатках.
- Во время проведения под язык подкладываются сухие стерильные салфетки для впитывания излишков слюны.
- При возникновении жалоб на боль и дискомфорт со стороны ребенка работа прекращается до следующего раза.
Логопедический массаж лица
- Проводится поэтапно, сверху вниз. Сначала обрабатывается лоб, потом щеки, нос, губы, подбородок и шея.
- Проводится воздействие на специальные точки.
- Вместо ручного массажа может проводиться массаж чайными ложками.
Логопедический массаж рук
- Работа с кистями рук улучшает мелкую моторику.
- Воздействие на определенные точки улучшает нервную и мозговую активность, дает позитивный настрой.
- Тепло рук специалиста успокаивает и расслабляет.
Массаж мочки уха
- Сначала массируют уши по отдельности, а после – вместе.
- Движение начинают от нижнего края мочки уха, постепенно двигаясь вверх.
- Все движения плавные, нежные, но ритмичные.
Логопедический детский массаж в домашних условиях
Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.
Как проводится массаж в домашних условиях?
- После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
- Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
- Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
- Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
- Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
- Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
- Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность). Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
- По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры. Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.
Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.
Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.
- Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
- Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
- Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
- Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
- Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».
Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/30/massazh-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-malyshey
http://www.sites.google.com/site/mdoudskv7/roditelam-o-detah/sovety-ucitela-logopeda/massaz-kak-sredstvo-razvitia-reci-detej
http://razvivashka.online/razvitie-rechi/massazh-yazyka