0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод активного воображения. Техника активного воображения

Техника «Активное воображение»

Название. Техника «Активное воображение»

Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов.

Качества. Цельность ценностной сферы

Вам предстоит погрузиться в состояние, похожее на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Вместо того, чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение.

В состоянии активного воображения вы позволяете неосознанным пока ещё образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна. В состоянии активного воображения вы сможете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними.

Образы лучше всего понимают язык образов. Поэтому вам предстоит научиться задавать вопросы с помощью особенного языка, языка образов. Уже во время первого занятия вы сможете научиться задавать вопросы, которые терзают вас, с помощью языка образов. В дальнейшем у вас это будет получаться все лучше.

Вы можете с удивлением узнать, что образы выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем нынешнем сознании. Поэтому будьте готовы к разного рода открытиям, приятным и не очень, блаженным и ужасным. Все зависит от того, насколько сильно у вас развит внутренний конфликт, от характера этого конфликта.

Каждый день вы впитываете как губка очень много информации, большинство которой полностью не успевает перевариться. Состояние активного воображения позволяет не только вытянуть в сознание глубоко затаенные образы, но и переварить важную информацию, сделать какие-то выводы, обобщения, получить образы о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, сообщающие вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.

1. Уединитесь, примите более-менее удобную позу.

2. Закройте глаза, подождите несколько минут. Предоставьте вашим мыслям и образам течь как им заблагорассудится.

3. «Уйдите» от зрительных образов, окружающих вас: от помещения или иного места, где вы находитесь, от того, во что вы одеты, как выглядите и т.д. Для этого представьте, что вы встаете с того места, где сидите или лежите, добираетесь до какого-то значимого для вас места тем или иным способом (пешком, автомобилем, самолетом. ) Значимым местом может быть все угодно: место, где вы провели детство, место отдыха, место свиданий и т.п. Это может быть место, которое вы видели в телепередаче, в кино, место, про которое вы читали. Это место не должно быть обязательно реальным, оно может быть вымышленным.

4. Когда вы добрались до этого места, то оглянитесь вокруг. Возможно, вам захочется уйти в другое место. Тогда уходите. Рано или поздно вы доберетесь до места, которое вас чем-то заинтересовало, которое, как вам показалось, содержит некие тайны.

5. Хорошенько оглянитесь вокруг. Вы можете увидеть предметы, с которыми можно что-то сделать. Вы в своих руках можете увидеть что-то, с помощью чего можно повлиять на окружающие вещи. Вы можете увидеть какой-то потайной лаз, тропинку или что-то в этом роде, по которой захочется идти. Всё это является выразительными средствами языка образов. Опробуйте его.

Читать еще:  На 40 ой неделе яш. Частые вопросы на форумах. Как чувствует себя малыш

6. Вы можете рано или поздно встретить некие существа: людей, зверей, кукол, фантастические существа, вещи, умеющие разговаривать и т.п. Попробуйте с ними пообщаться на языке образов. Они могут не понимать, что вы у них спрашиваете. Попробуйте спросить иначе. Попробуйте использовать язык жестов, попробуйте наконец спросить словами.

7. Когда вы почувствуете, что узнали что-то существенно важное, то возвращайтесь к тому месту, откуда начали путешествие. Вернувшись, откройте глаза и проанализируйте увиденное.

Старайтесь слишком не увлекаться такими погружениями. Всё хорошо в меру.

Активное воображение

Активное воображение — метод, разработанный Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психологии. Он установил, что взаимодействия сознания с бессознательным возможно через осмысление снов и с помощью специфического вида воображения. Метод работы с бессознательным, в котором сознание остается бдительным и осознающим, проявляет волю в процессе взаимодействия с образами бессознательного, К. Юнг назвал Активным воображением.

В сознание часто всплывают образы бессознательного. Эта пассивная форма воображения называется фантазия. Пассивная она потому, что, образы фантазии возникают спонтанно, формируясь вокруг желания человека, при этом сознание отождествляется с разворачивающейся историей и не проявляет независимую волю. Например, у человека есть желание иметь автомобиль. У него возникает фантазия — «он владелец роскошного автомобиля, едет в нем по улицам города, на него смотрят другие люди и восхищаются его машиной».

В этой фантазии сознание человека словно спит, оно не участвует активно, не сомневается, не взаимодействует с образами, как отдельный элемент. В фантазии эго становится частью образа, формируется фантазийная идентичность, в нашем примере — «я-обладатель авто», в которой сознание застревает в эмоциях, и растворяется, проживая эти желанные моменты бессознательно.

Активное воображение отличается от фантазии тем, что эго-сознание частично или полностью разотождествлено с бессознательными образами и осознанно взаимодействует с ними посредством диалога или действий. Например, в активном воображении, человек почувствовал импульс совершить полет, его сознание дает команду — превратиться в орла и взлететь, бессознательное ее выполняет и сознающий уже летит над пустыней, но при этом его воля не пассивна, она не подчинена эмоциям, — она управляет событиями и присутствует понимание, что в любой момент можно изменить событие.

Для управления событиями даются ментальные команды. А это уже диалог сознания с бессознательным — участвуют две силы. Первая сила — воля эго, вторая — реакция подсознания. В фантазии двух сил нет, она больше похожа на монолог, исходящий из бессознательного, который порабощает волю эго, заставляя ее быть пассивным участником эмоциональных событий нахлынувших образов.

Попробуем понять как бы выглядело активное воображение в примере с автомобилистом, с фантазией «я-обладатель авто».

Осознав, что на сознание нахлынула фантазия, эго должно сделать усилие, чтобы остановить ее, чтобы перестать быть бессознательным участником. Затем сознание может установить диалог с автомобилем — спросить его, «зачем ты мне нужен?», «что ты хочешь сказать мне этой фантазией?», «о каких качествах моей психики ты хочешь поведать?». Для сознания иногда сложно представить, что неодушевленный образ может ему отвечать, поэтому, для удобства, образ можно персонифицировать.

Читать еще:  Как правильно творить заговор. Как правильно читать магические заговоры

Персонификация — это создание нового одушевленного образа, например, человека, который бы воплощал в себя качества неодушивленного образа.

В нашем примере эго может проявить намерение, чтобы образ фантазии об автомобиле превратился в образ человека и поговорил с ним. Такой образ появится и с ним можно будет провести диалог.

— зачем ты мне нужен?

— ТЫ ДУМАЕШЬ ТЕБЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ.

— а причем здесь автомобиль и любовь?

— ИНОГДА ЛЮДИ ПОКУПАЮТ ЛЮБОВЬ.

После практики активного воображения, лучше записать все, что происходило. Потом поразмыслить над записанным. Во время самой практики — размышлять не нужно, нужно взаимодействовать своей волей с образами бессознательного. Записывать можно свои слова строчными буквами, а послания подсознания заглавными, так сразу становится понятно кто говорил.

Общие условия для практики активного воображения

Нужно уединиться в тихое место, чтобы никто не мешал, закрываем глаза. Изъявляем волю чтобы к вам пришел проводник (психопомп), который вас проводит в неизведанный мир бессознательного. Кому-то является мудрый учитель, кому-то женщина, а может кролик — образ может быть любой. Просите проводника вас проводить — можно задавать намерение куда именно вам хотелось или спросить у него — что будет лучше в данный момент. Он вас может перенести в другой «мир», либо вы с ним можете пройти через «кроличью нору», войти в дверь в горе, пройти через туннель и попасть в другой дивный мир. Там начинаете работу.

После окончания нужно так же пройти с проводником обратно в действительность, можно еще придумать ритуал, который вас «заземлит» после возвращения.

Активное воображение при работе с мыслями

1. Прислушайтесь к вашим мыслям, к его потоку, который течет в уме, беспорядочно возникая, мысли навязчиво вторгаются в ваше сознание.

2. Проявите сознательную волю, чтобы мысли предстали вам в виде фигур-образов, возникающих и исчезающих в уме. Сами же вы словно парите в свободном пространстве.

3. Осознайте одну мысль, она должна быть представлена в виде большого мыслеобраза, к которому вы приближаетесь. Приближаясь, образ растет, словно двухметровый мыльный пузырь.

4. Войдите (влетите или как угодно) в эту мысль-образ, на миг почувствуйте, что же он содержит в себе.

5. Не застревая в образе — проходим сквозь него дальше, в свободное пространство, оставляя «пузырь» позади себя.

6. Ощущаем себя в пространстве, наблюдаем мыслеобразы.

7. Пришла мысль — снова входим в ее образ, проходим сквозь него, оставаясь в свободном пространстве.

8. Повторяем циклы «наблюдения пространства» — «вхождения в образ» — «выхода из образа» к другим мыслеобразам, минут 15.

9. В заключении, постарайтесь минут 5 побыть просто в тишине ума, закончите практику, вернитесь к действительности.

Активное воображение

Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений. В результате ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.

Читать еще:  Первые дни после зачатия — ощущения. Первые дни беременности после зачатия

Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.

Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.

В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.

Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни. В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается деятельным и творческим участием сферы Я. Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Юнг обращал внимание прежде всего на три момента:

  • Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов
  • Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами
  • Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).

Источники:

http://azps.ru/training/kit/akt_voobr.html
http://www.b17.ru/article/activnoe_voobrajenie/
http://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnoe-voobrazhenie

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector