12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика формирования временных представлений детей дошкольного возраста

Методика формирования временных представлений детей дошкольного возраста

Основными причинами несформированности временных представлений, как отмечают исследователи, являются: объективные — время не имеет наглядных средств, а ребенок мыслит образами; субъективность восприятия времени как основной признак как бы противоречит объективности существования времени; восприятие времени опирается на сложную систему измерения времени, «продиктованную» самой природой (вращением земли). Кроме того, следует отметить несовершенство методики обучения ориентировке детей во времени, т. к. это самая «молодая» и недостаточно разработанная проблема.

К субъективным причинам следует отнести недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления (конкретность), а также недооценку времени окружающими взрослыми.

§ 3. Задачи и методика формирования временных представлений и понятий

Основными задачами по выработке временных представлений являются:

§ формирование первичной практической ориентировки во времени;

§ формирование чувства времени;

§ ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

§ формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, текучесть, периодичность, одномерность).

На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировке во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности (игра, труд, обучение), художественные средства (картины, фотографии, художественная литература), общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели — как материальные и материализованные формы наглядности.

Формирование у детей понимания и правильного употребления слов, которые указывают на длительность и временные отношения («долго», «скоро», «сейчас», «потом», «раньше»), а также слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени («было», «есть», «будет»), осуществляется в повседневной жизни. Прежде всего, используются любые удобные случаи в режимных моментах или создаются специальные ситуации с целью обогащения опыта ребенка по ориентировке его во времени. Например, во время проведения с детьми утренней гимнастики можно несколько раз подчеркнуть длительность и последовательность упражнений: «Сейчас мы сделаем такое упражнение. столько же времени мы будем делать следующее упражнение» и т. д. После окончания гимнастики воспитатель обращается к детям с вопросами, ответы на которые требуют оценивания или сравнения выполненных упражнений: «Дети, долго ли мы сегодня делали гимнастику? А какое упражнение вы делали дольше других? Вспомните, какое упражнение мы делали в начале гимнастики? Что мы будем делать после утренней гимнастики?»

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста

Дата публикации: 11.05.2015

Статья просмотрена: 8109 раз

Библиографическое описание:

Гильманова Л. В., Штягина Л. А., Штягина Н. А. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/6/150/ (дата обращения: 12.02.2020).

В статье раскрываются теоретические аспекты формирования временных представлений дошкольников, а так же пути и средства развития «чувства времени».

Ключевые слова:формирование временных представлений, дети дошкольного возраста, пути, средства.

Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем. Все события окружающей действительности мира протекают во времени. Оно дисциплинирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его ходу, хотя порой этого не замечаем.

Современная жизнь отличается резкой сменой ритмов, нехваткой времени и невиданными скоростями. Сегодня человеку любой профессии и возраста требуется умение тонко его чувствовать и рационально им использовать. Поэтому современному человеку необходимо уметь перестраиваться в меняющихся условиях, быстро реагировать на время.

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Так, Я. А. Каменский в «Великой дидактике» указывал, что в к шести годам у ребенка должна быть заложено ядро для многих последующих занятий. Он указывал, что обучение дошкольников необходимо пройти «первые шаги хронологии» [2].

По мнению Ф. Фребеля, первые представления о времени ребенок должен усвоить в процессе практических игр, на играх и на занятиях с обучающим материалом.

Е. И. Водовозову интересовал вопрос об объеме знаний для дошкольников. Она считала, что детям достаточно знать последовательность дней недели, очередность времен года. Она предлагала освоить детям такие понятия как «полдень», «сумерки», познакомить со сторонами света [1].

Под руководством А. М. Леушиной были разработаны содержание и методы формирования у дошкольников временных представлений. Усвоение дошкольниками абстрактных понятий осуществлялось через усвоение практических действий и в практико-ориентированной деятельности. Содержание временных понятий, разработанных А. М. Леушиной широко представлено в образовательных программах. Это явилось существенным отличием от зарубежных образовательных программ[3].

Интересны теоретические аспекты и практические рекомендации М. И. Васильевой по развитию временных представлений. В ее работах описано роль времени в регуляции поведения и деятельности ребенка. Результат работы заключается в том, что дошкольники стали более быстро выполнять определенные действия, экономно его расходовать на выполнение бытовых процессов.

Р. Чуднова предлагает способы обучения ориентировки во времени. Автор рекомендует широко использовать картинки и художественное слово: пословицы, рассказы, стихотворения, загадки. Для совершенствования знаний о времени Р. Чуднова разработала наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года» — символы года и сезонов. При использовании данного материала, автор рекомендовала учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников [7].

Читать еще:  Красивые веера из бумаги. Веер с цветами из гофрированной бумаги

Т. Д. Рихтерман также выявляет основные специфические стороны восприятия времени детьми, уточняет задачи, предлагает разнообразные приемы работы. Автор предлагает знакомство с частями суток на наглядной основе — используя картинки, отражающие деятельность детей в различные части суток. Далее автор предлагает перейти на усвоение картинок с изображением, где каждое время суток обозначается различным цветом. Т. Д. Рихтерман для обобщения знаний о времени предлагает знакомить старших дошкольников с календарем как системой мер времени [5].

Так же Е. И. Щербакова изучала формирование у дошкольников временных представлений и понятий (сутки, неделя, год), некоторые свойства времени (одномерность, текучесть, необратимость), а так же интересовалась первичной практической ориентировкой во времени. Она разработала объемную модель времени в виде спирали, каждый завиток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движения изменения процессов, явлений времени. Автором так же была создана модель «Дни недели», «Времена года», что способствует пониманию детьми реального момента, предоставляют детям возможность заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть [8].

Восприятие времени имеет свои особенности, так явления объективной действительности характеризуют определенной длительностью, поэтому восприятие времени — это прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения в пределах того или иного отрезка времени.

Как во всяком восприятии, основу составляет чувственное восприятие времени. Специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени отражаются определенным комплексом анализаторов при ведущей роли какого-то из них. И. М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям, считая, что «только звук и мышечное ощущение дают человеку представления о времени, притом не всем своим содержанием, а лишь одною стороною, тягучестью звука и тягучестью мышечного чувства» [6].

Так можно выделить пять особенностей времени. Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая, единица времени не может восприниматься сразу, а только в своем последовательном течении, т. е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить. Следующая особенность — необратимость времени: нельзя вернуть тот момент, который прошел. Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно»; оно не имеет наглядных форм. Со временем нельзя совершить какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить. И последняя особенность, словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер.

«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание временных эталонов. Так младенец кричит, если настало время его кормить. У него нет обобщенного понятия «чувства времени», оно связано только с конкретной деятельностью. Это чувство растет и совершенствуется в процессе специально отобранных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним важных показателей интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредством педагогической и психологической диагностики.

Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например: целенаправленность, собранность, организованность и т. д. В игровой, продуктивной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.

Но освоение временных понятий ребенком дошкольного возраста идет медленно и трудно. Причины этому различны. Так Р. Л. Непомнящая выделяет следующие, первая причина это своеобразие времени как формы проявления реальности. Вторая несформированность у ребенка механизмов познания времени. Третья — особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте. И четвертая причина небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени.

Поэтому при знакомстве дошкольников с временными понятиями необходимо основываться на возрастных и индивидуальных особенностях детей. Начинать необходимо с ознакомления детей с единицами его измерения. Систематическая работа в образовательном учреждении по развитию временных представлений начинается с трехлетнего возраста. В каждом возрастном периоде воспитатель направляет свои усилия на решение определенных задач, которые в целом составляют программу ориентирующую педагога в его деятельности.

Анализируя программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Веракса [4] выяснили, что во второй младшей группе детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. В средней группе расширяют представления дошкольников характеристикой последовательности утро — день — вечер — ночь. Затем в старшем дошкольном возрасте детям дают представления о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учат устанавливать последовательность событий, например, что было раньше, а что потом. И уже в подготовительной группе дают детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат различать длительность отдельных временных интервалов: 1 минута, 1 час.

Читать еще:  Прикольные выражения и смешные фразы диджея. Цитаты про девушек

Проведя теоретический анализ литературы, выяснили, что развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляется двумя путями: через повседневную жизнь и на занятиях. Оба пути могут сочетаться друг с другом. В повседневной жизни полезно опираться на режим дня, четкий распорядок в чередовании различных видов деятельности. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а так же природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознанию частей суток, сезонов.

Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. В процессе работы важно использовать самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки) и пр.

Таким образом, в современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы, как развитие временных представлений. Важно в работе с дошкольниками использовать все многообразие средств. Работу проводить не только в ходе образовательной деятельности, но и в течение дня и режимных моментах.

1. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста: Книга для воспитателей / Е. Н. Водовозова. — СПб, 1913.

2. Коменский Я. А. Великая дидактика. — Избр. Пед. соч. — / Я. А. Каменский, М.: 1955.

3. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А. М. Леушина — М., 1974

4. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.

5. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. / Т. Д. Рихтерман — М. — 1982.

6. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. Избранные произведения / И. М. Сеченов. — М., 1952. С. 77–78.

7. Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 7. — № 1. — С. 24–29.

8. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду. / Е. И. Щербакова. — М., 2000.

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
материал по математике на тему

Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:

Задачи и методика формирования временных представлений

Основными задачами по выработке временных представлений являются:

— формирование первичной практической ориентировки во времени;

— формирование чувства времени;

— ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

— формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность).

На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности.

Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия «время» — это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас» становится результатом материала:

1. Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость.

2. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).

3. Периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические (режимные) события повседневной жизни. Календарь.

4. Свойства времени.

Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.

Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материал.

Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений осуществляется на занятиях по математике.

Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы, объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др.

Применение этих методов во многом зависит от возраста детей и особенностей конкретных задач, решаемых на данном занятии. У детей младшей группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения. Воспитатель должен следить, за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер», «ночь». Слово «сутки» в этой группе употреблять не должны.

При обучении детей распознанию частей суток достаточно ограничится соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для них деятельности и внешним признакам.

Читать еще:  Что делать если я изменила мужу советы психолога. Я изменила мужу, он узнал

Различение и называние дня и вечера как частей суток больше затрудняет детей. Объем знаний об этих понятиях почти не увеличивается от одной возрастной группы к другой.

В процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознания частей суток – положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток.

После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание нужно сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещения земли, цвет неба и др.). В этих целях организуются наблюдения за этими явлениями на прогулках.

В средней группе следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня, «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию. Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии? И т.д. Чтобы предоставить детям возможность поупражняться, можно на занятиях использовать 2 – 3 сюжетно связанных картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности.

Понятие «быстро», «медленно» формируется у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др.

Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать картинки, игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову».

С целью закрепления приобретенных знаний используются различные упражнения и дидактические игры, в которых широко применяются наглядные пособия. Организуются с детьми рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картинке, и некоторыми объективными показателями помогают ребенку определить и назвать время. А начиная со средней группы, используются модели.

В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что солнце на протяжении дня движется по небесному своду. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает».

В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки.

При усвоении детьми понятия «сутки» используется ряд приемов: показ картин, вопросы, игры и др.

Для закрепления умений различать части суток по характерной деятельности можно в работе использовать компьютер. На экране дисплея могут демонстрироваться заготовленные фрагменты изображения в цвете характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звезд на небосклоне и соответствующей цветовой освещенности земной поверхности; или деятельности, характерной для каждой части суток. Ребенок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую функциональную клавишу, чтобы цветным значком обозначить на экране дисплея в виде различной реакции изображенного символа: например, забавного человека, радующегося или опечаленного (при правильном или отрицательном ответе). [1]

Таким образом, использование персонального компьютера и соответствующего набора программ машиной графики позволяет в доступной для ребенка игровой форме, самостоятельно, без непосредственной помощи взрослого решать поставленные задачи и применять имеющиеся знания в повседневной жизни.

Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени.

Основная методика по ознакомлению с днями недели начинается с беседы.

Слово «день» дети раньше использовали для названия частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

1. Учим названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью

2. Ежедневно называем, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.

3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером.

Ежедневно на специальном календаре выставляют символ дня недели. Для этого используются полоски разного цвета.

Необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времени года, с которыми связаны сезонные изменения.

Со временами года детей можно знакомить с помощью карточек, картинок и дидактических игр. Для старшего возраста можно использовать карточки модели.

Таким образом, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Источники:

http://pedlib.ru/Books/6/0226/6_0226-215.shtml
http://moluch.ru/th/1/archive/6/150/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/11/08/metodika-formirovaniya-vremennykh-predstavleniy-u-detey

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector