1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы воспитания. «Методы и приемы воспитания

Методы и приемы воспитания

Понятие о методах и приемах воспитания

Содержание воспитания признается учеными основным культурным аспектом педагогического воздействия на личностный опыт ребенка. Его освоение может быть осуществлено в процессе работы, организованной учителем, иначе говоря, реализации в жизни педагогического взаимодействия. Всевозможные приемы организации педагогического взаимодействия рассматриваются в качестве координационных форм освоения содержания воспитания.

Воспитательные методы и приемы в педагогике выделяют как главные формы организации педагогического взаимодействия. Они считаются определенными способами, обеспечивающими выполнение целей и задач воспитания посредствам усвоения учащимся содержания воспитания.

Приемы воспитания в педагогике – это способы педагогического взаимодействия, используемые для обеспечения эффективной реализации выбранного метода воспитания.

Базу приемов для воспитания образуют действия преподавателей, нацеленные на стимулирование работы обучающихся.

Существование приемов воспитания возможно в качестве совокупного метода, отдельного воздействия, конкретного совершенствования воспитательного процесса. Существуют условия, при которых они воспринимаются как обособленный способ педагогического взаимодействия, если решаемые с его помощью задачи обеспечивают условия успешной реализации педагогической деятельности.

Классификация приемов воспитания

Педагогическая система требует классификации приемов воспитания. Она упорядочивает и обозначает педагогический потенциал в качестве каждого конкретного приема и их совокупности. Это позволяет определять общность элементов и черты отличия, назначить роль и место приема в ходе формирования личности, указывать на конкретные результаты, проявляющиеся под действием определенного приема.

Выбор основания для классификации зависит от характера достижения перемен в отношениях воспитателя и воспитанника, а также с окружающими. Следует помнить о коммуникативных приемах. Такая группа реализуется при помощи применения таких приемов:

  • «Ролевая маска». Ребенок должен вжиться в определенную роль и выступать от лица соответствующего персонажа.
  • «Непрерывная эстафета мнений». Высказывание мнений по определенному произведению согласно очереди с дополнениями. Переход от несложных суждений к аналитическим.
  • «Самостимулирование». Деление детей на группы, которые готовят определенное количество вопросов для оппонента. Наличие коллективной дискуссии.
  • «Импровизация на свободную тему». Подбор тематики производится учащимися. Творчески развитые сюжетные полосы переносят действия в другие условия.
  • «Импровизация на заданную тему». Непринужденная импровизация учащимися на установленную тему. Наставник постоянно усложняет задания.
  • «Обнажение противоречий». Детям выдается задание, которое состоит из разграничения позиций учащихся по определенному вопросу в ходе выполнения задания. Все появляющиеся точки зрения проходят анализ и рассматриваются подробно.

В педагогике принимается во внимание еще одна группа приемов, направленная на создание пространства учащегося:

  • «Инструктирование». Позволяет создавать правила, которые регламентируют общение и поведение учеников.
  • «Распределение ролей». Подразумевается определенное обозначение функций и ролей учащихся по уровню владения знаниями, умениями для выполнения поставленной задачи.
  • «Коррекция позиций». Наличие корректного изменения мировоззрений учащихся, принятых ролей, образов, действующих в качестве снижения продуктивности общения и возникновения препятствий во время выполнения креативных заданий.
  • «Самоотстранение учителя». После внесения целей и содержания задания устанавливаются правила и формы общения в процессе его исполнения. Учитель уходит на задний план. Это способствует раскрытию внутренних качеств и способностей детей, дает возможность чувствовать самостоятельность, ответственность в ходе выполнения задания.
  • «Распределение инициативы». Имеются равные условия проявления инициативы для всех учащихся. Важно достижение сбалансированного распределения ролей.
  • «Обмен ролями». Замена ролей и функций учащихся используется для передачи педагогом собственных функций группе детей или отдельному ребенку.

Особое место в педагогических приемах занимает юмор, собственный пример учителя, перемена обстановки и другие.

Их использование в учебном процессе не ограничивается определенным количеством. Любая обстановка способствует появлению новых приемов, а учитель выбирает и применяет только те, которые наиболее подходят для данной обстановки или соответствуют персональному стилю. Использование приемов сугубо индивидуально для каждого учащегося.

Значение приемов воспитания в педагогике

Приемы воспитания важны как для всей системы учебно-воспитательного процесса, так и для учителя в отдельности. Своевременный и правильно подобранный прием позволяет косвенно воздействовать на учащегося посредствам предметов или материальной и духовной культуры, классифицирующиеся в качестве средств воспитания.

Создание нового уникального приема практически невозможно, реально только его улучшение или расширение. Каждый педагог решает данный вопрос при помощи собственного практического опыта, вносит изменения или коррективы, которые подходят для конкретных условий воспитательного процесса.

Приемы могут быть представлены педагогами в качестве непроторенной тропинки, что требует достижения цели совместно с учащимся. В случае их использования другими учителями дает шанс на перевоплощение в распространенные и известные к применению пути – методы.

Заслуга приемов кроется в их дальнейших педагогически оформленных действиях, помогающих учителю воздействовать на поведение и позиции учащегося, изменяющих его взгляды и мотивы действий. Результат – резкая активизация потенциала личности, открытие резервных возможностей человека, начало действия явным образом.

Не всякое педагогическое воздействие способствует к позитивным сменам в процессе воспитания. Зачастую требуется наличие принятия его учащимися, соответствованию внутренним устремлениям для становления в качестве личностно ценного.

ТЕМА 22. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

Транскрипт

1 ТЕМА 22. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ «Метод» в переводе с греческого путь, способ достижения цели. Метод воспитания способ организации совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на решение воспитательной задачи. Метод воспитания можно представить как совокупность воспитательных приемов. Прием составная часть метода (в методе поощрения приемами выступают одобрение, похвала, благодарность, награда). Выбор метода воспитания определяется рядом факторов: общей целью воспитания и конкретной педагогической целью воспитательного воздействия, спецификой воспитательной среды, возрастом воспитанника, индивидуальными особенностями воспитанника и воспитателя, содержанием воспитания воспитательными традициями учебно-воспитательного учреждения, уровнем профессионализма педагога. Существует много разных подходов к классификации методов воспитания. Классификация Л.Д. Столяренко: 1) методы убеждения, которые формируют мировоззрение воспитуемых (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения); 2) методы упражнений организуют деятельность воспитанников и стимулируют ее положительные мотивы (поручения, требования, состязания, пример, создание ситуаций успеха); 3) методы оценки и самооценки помогают выявить позитивные и негативные стороны поведения воспитанников (критика, поощрение, замечания, наказание, ситуация доверия). Классификация В.С. Кукушкина по степени гуманизации и демократизации общества: 1) методы авторитарной педагогики, 2) методы православной педагогики, 3) методы гуманистической педагогики. Традиционная классификация методов воспитания: 1) методы формирования сознания (убеждения): рассказ, беседа, разъяснение, пример, диспут, объяснение, лекция, дискуссия, работа с книгой; 2) методы организации деятельности: приучение, упражнение, поручение, игра, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж, наблюдение, иллюстрация,

Читать еще:  Смотреть лунный календарь стрижек на июнь. Cтатьи

2 3) методы стимулирования поведения и деятельности: требования, соревнования, поощрение (наказание), постановка перспективы, 4) методы самовоспитания: личное обязательство, самоотчет, самоконтроль, самоанализ, самооценка 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ Методы формирования сознания, или методы убеждения, направлены на сознание, волю учащихся с целью формирования у них системы взглядов и убеждений. В основе убеждений лежат знания, но одного знания недостаточно, чтобы оно стало убеждением, необходимо его подкрепление примером и закрепление в практическом поведении. Данную группу составляют рассказ, беседа, разъяснение, пример, диспут, объяснение, лекция, дискуссия, работа с книгой. Их иногда называют словесными методами воспитания, поскольку главным воспитательным средством в них выступает слово. Главное средство в формировании сознания слово, об этом писал еще К.Д. Ушинский. Пример формирование положительного отношения к чему-либо на основе образца. Используется в любом возрасте, но наиболее эффективен в дошкольном и младшем школьном. Используются положительные и отрицательные примеры. Требования к реализации метода: 1) авторитетность образца, 2) соответствие индивидуальным особенностям воспитанника, 3) необходимо иметь разнообразие примеров. Разъяснение доказательное изложение причинно-следственных связей. Разъяснение имеет целью раскрыть суть (социальную, нравственную, эстетическую) понятий, требований, поступков, явлений, чтобы помочь ребенку в формировании правильных оценочных суждений, отношения к миру и самому себе. Рассказ последовательное эмоциональное изложение материала, содержит фактический материал. Этот метод используется в любом возрасте, при соблюдении определенных требований: тема рассказа должна быть актуальна; четко определена структура рассказа; эмоциональность и краткость изложения; сочетание с другими методами воспитания. Беседа диалог педагога и воспитанника (группы воспитанников). Классифицируются в зависимости от темы (эстетическая, нравственная, познавательная и пр.); количества участников (групповая, индивидуальная, фронтальная). Особая разновидность эвристическая беседа (сократовский диалог), в результате которой воспитанник сам приходит к новому знанию. А.С. Макаренко использовал «отсроченную» беседу (тема была известна ученикам задолго до начала). Существенно ограничивает применение метода большая продолжительность беседы. Для правильной организации беседы необходимо соблюдать следующие условия: 1) четко сформулировать тему и обсуждаемые вопросы, 2) побуждать детей к активному участию, 3) опора на

3 чувственный опыт и знания учеников, 4) актуальность темы, 5) сочетание беседы с другими методами (наглядными, техническими средствами и пр.), 6) положительный эмоциональный фон. Диспут (дискуссия) активное выражение воспитанниками своего мнения, доказательство и отстаивание своей точки зрения при коллективном обсуждении проблемы. Чаще используется в работе со старшеклассниками. Требует дополнительной подготовки: за десять дней объявляется тема и вопросы к ней. Тема должна быть актуальной, желательно присутствие авторитетных взрослых. В ходе дискуссии нельзя принимать никаких решений, тем более осуждать участников за спорные или неправильные с точки зрения педагога высказывания. 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методы организации деятельности (методы формирования общественного поведения) направлены на формирование умений и навыков, стереотипов правильного поведения. Оказывают существенное влияние и на формирование сознания человека, т.к. с помощью данной группы методов воспитанник получает подтверждение и подкрепление правильности формирующихся у него убеждений. Большинство ученых эту группу методов считает самой важной. Приучение побуждение воспитанников к систематическому выполнению определенных действий (к выполнению режима дня, выполнению домашнего задания, организации рабочего места дома и в классе, выполнению общепринятых правил в общественных местах). Применяется с самого раннего возраста. Приучение состоит из следующих компонентов: 1) показ образца (он должен быть привлекательным для детей), 2) закрепление правильных действий под непосредственным наблюдением воспитателя, 3) повторяемость действий (для этого надо создать благоприятные условия), 4) контроль. Упражнение целенаправленное многократное повторение определенных действий в целях формирования умений и навыков, стереотипов социально одобряемого поведения. Чаще применяется в среднем и старшем школьном возрасте, но возможно применение даже у дошкольников. Упражнение является логическим продолжением приучения. А.С. Макаренко считал: «Воспитание не что иное, как упражнение в правильном поступке». Поэтому можно упражняться в вежливости, честности, дисциплинированности, гуманности, патриотизме и др. качествах. Упражнение процесс не механический, а творческий. При правильном использовании метода воспитанники должны знать, что и как следует делать, понимать сущность и значение того качества, которое у них формируется. Требования к применению метода: систематичность упражнений, регулярный анализ (самоанализ) результатов, поощрение воспитателем и

4 коллективом за достигнутые результаты, соответствие идеалу (образцу), соответствие индивидуальным особенностям учеников (темперамент). Поручение выполнение воспитанником заданий, предложенных педагогом. Это способ формирования общественной активности детей, их организаторских способностей, коммуникабельности, расширения кругозора, воспитания ответственности. Поручения могут быть постоянные и временные; индивидуальные, групповые и массовые. Требования к использованию метода: 1) воспитанники должны знать об общественной ценности поручения, понимать его важность, 2) поручение должно соответствовать склонностям, интересам и возможностям ученика, 3) требовать выполнения порученного, 4) при выполнении поручения у воспитанника должна быть возможность для реализации творческого потенциала ребенка. Создание воспитывающих ситуаций формирование такой обстановки в коллективе (общении, деятельности), которая требовала бы от ребенка проявления определенных качеств. Например, включение конфликтующих детей в одну команду, что заставляет их сотрудничать и гасит конфликт. Метод требует высокого профессионализма от педагога, глубокого знания взаимоотношений между детьми, учета возрастных особенностей и уровня воспитанности отдельного ребенка. 4. ГРУППА МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методы стимулирования побуждают детей к определенным действиям, могут активизировать или тормозить деятельность школьников. Содействуют проявлению и воспитанию конкретных деловых, нравственных качеств. Требования (иногда относят к методам организации деятельности) исходный метод, обеспечивающий стимулирование или торможение определенной деятельности воспитанников, проявление каких-либо личностных качеств. Особую роль данный метод играет в формировании требовательности к себе и ответственности. Существует множество форм предъявления требований: 1) прямая форма (указание, приказание) требование содержит конкретное указание, выраженное в решительной, настойчивой манере («делай так и только так»). Оно должно быть: позитивным, т.е. не запрещать или тормозить поступок, а его стимулировать, инструктивным, т.е. ясной и четкой рекомендацией для ученика, выполнимым, тон его уверенный, спокойный, но решительный и строгий одновременно, не должно переходить в крик и оскорбления ребенка.

Читать еще:  Как убрать растяжки после родов: проверенные методы. Растяжки после родов

5 2) косвенная форма содержит в себе не столько указание, сколько затрагивает психологические механизмы воздействия на ребенка (его эмоциональную сферу). Виды: положительное (требование-просьба, доверие, одобрение), нейтральное (совет содержит рекомендацию для самостоятельного принятия решения ребенком, приучает видеть в педагоге авторитетного товарища, намек скрытая форма стимулирования (жест, мимика, взгляд), условное, т.е. по формуле «если то», требование в игровом оформлении), отрицательное (осуждение используется, когда отрицательная оценка тормозит и стимулирует положительное действие, недоверие («Вы не можете без няньки!»), угроза предупреждение о возникновении неприятности. Особая разновидность косвенного требования общественное мнение (существует в коллективе). Выбор формы требования зависит от педагогической ситуации, реальных условий работы с детьми, мастерства учителя. Важным моментом является единство педагогических требований во всем коллективе и в семье. Переключение ненавязчивый для воспитанников переход от бесполезного, вредного или опасного вида деятельности к полезному. Чаще квалифицируется как прием других методов стимулирования деятельности воспитанников. Постановка перспективы выдвижение перед воспитанниками увлекательных, значимых для них целей, которые соотносятся с личными стремлениями, желаниями, интересами воспитанников. А.С. Макаренко писал: «Истинным стимулом является завтрашняя радость». Важно, чтобы у человека была и сегодняшняя цель, и перспективная (далекая, постоянная). Глубоко изучал метод А.С. Макаренко как один из методов создания коллектива. Ученый говорил о необходимости системы перспектив (близкие, средние и дальние перспективы). Соревнование имеет целью подтягивать отстающих до «передовых», добиваться общего подъема работы. Оно может быть индивидуальным и коллективным. Требования: 1) необходимо вызвать желание принимать участие в соревновании, 2) выдвигать новые привлекательные цели, 3) условия соревнования должны быть доступными, 4) регулярность подведения итогов, 5) связывать с игрой, 6) победитель должен быть поощрен (похвала, награждение грамотой, подарком и т.п.), 7) результаты должны быть сравнимы, 8) должны быть созданы условия для победы каждого участника соревнования. Поощрение способ выражения положительной оценки поступков учащихся. Психологический механизм поощрения заключается в состоянии эмоционального удовлетворения, радости, которые вызываются похвалой и выступают стимулом к дальнейшему проявлению одобряемых действий. Опасно захваливание (формируются тщеславие, эгоизм, черствость). Но

6 лучше перехвалить, чем «недохвалить» (может развиться комплекс неполноценности, неврозы и т.п.). Приемами поощрения выступают одобрение, похвала, благодарность, награда, почетные обязанности Требования: 1) поощряются только социально одобряемые формы поведения или действительные успехи воспитанника, 2) учет индивидуальных и возрастных особенностей в выборе формы, 3) авторитет того, кто высказывает поощрение, 4) нельзя поощрять часто одних и тех же детей, 5) уметь поощрять всех. Наказание используется для торможения или коррекции поведения ребенка. Психологический механизм основан на переживании чувства стыда, которое неприятно для ребенка. Метод позволяет тормозить негативные поступки. В идеале воспитание должно осуществляться без наказания (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.). Приемами наказания являются порицание, замечание, выговор, ограничение в чем-либо. Требования: 1) наказание должно быть объективным, 2) соразмерным поступку, 3) учет индивидуальных особенностей, 4) проявление педагогического такта, 5) нужно сочетать с другими методами воспитания, 6) нельзя наказывать физически. 5. МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Самопознание деятельность человека, направленная на изучение самого себя. Оно имеет несколько разновидностей: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение. Важнейшая группа методов самовоспитания, т.к. результаты, полученные с помощью самопознания дают ориентир, задачи для самовоспитания. Самообладание метод коррекции собственного поведения и состояния. Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Самовоспитание предполагает использование разнообразных приемов: самообязательство добровольная постановка перед самим собой осознанных целей и задач для самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества; самоотчет ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь (часто имеет письменную форму); самоанализ осмысление собственной деятельности и поведения, выявление причин успехов и неудач; самоконтроль систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания — это пути (способы) достижения задан­ной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы— это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выра­ботки у них заданных качеств. Несомненно, одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те из них, которыми вели своих учеников воспи­татели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими ме­тодами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным услови­ям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педаго­гического профессионализма.

Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих мето­дов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, прие­мы — это неизведанные тропинки, которые прокладывает вос­питатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспи­татели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути — методы. Знание методов и приемов воспита­ния, умение правильно их применять — одна из важнейших ха­рактеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания.

Читать еще:  Иск заявление о взыскании алиментов. Как подать на алименты в суд

Выделяется также понятие средств воспитания. Если под приемом понимается единичное воздействие, то под средством — совокупность приемов. Средство — уже не прием, но еще не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оцен­ка труда, указание на ошибку в работе — это приемы. Слово (в широком понимании) — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства присутствуют обяза­тельно.

ВЫБОР МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффектив­ным без учета тех условий, в которых он применяется. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспита­теля отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? Выбор методов жестоко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их примене­ния, тем правильнее намечает пути воспитания, выбирает наи­более эффективные методы.

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным назы­вается наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разум­ными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптими­зации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих вы­бор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены сле­дующие:

•Цели и задачи воспитания: цель не только оправдывает ме­тоды, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

•Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. Очень важ­но поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при класси­фикации.

•Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста вос­питанников. За возрастом — приобретенный социальный опыт, уровень социального, нравственного, духовного развития. Фор­мировать, скажем, чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспи­тания должны меняться. Те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пя­том классе.

•Уровень сформированности коллектива (школьного класса): по мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными, гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

•Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться приме­нять такие методы, которые дают возможность каждой личнос­ти развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

•Условия воспитания: к ним кроме материальных, психофи­зиологических, санитарно-гигиенических относятся и отноше­ния, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порож­дает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических си­туаций.

•Средства воспитания: методы воспитания становятся сред­ствами, когда выступают компонентами воспитательного процес­са. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в един­стве. Например, наглядные пособия, произведения изобрази­тельного и музыкального искусства, средства массовой инфор­мации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обес­печивающие нормальную жизнедеятельность учителей и уче­ников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, значение фактора может стать определяющим. Известно, напри­мер, какие послабления делаются больным детям. Невыспав­шийся, нервничающий воспитанник требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть, и т. д.

•Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выби­рает только те методы, с которыми он знаком, которыми владе­ет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие — гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных мето­дов, адекватных целям, задачам и условиям.

•Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно, первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это увеще­вания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стерео­типы поведения. Нет единой точки зрения относительно того, достаточно ли школьного времени для формирования ус­тойчивых качеств личности. Некоторые педагоги считают, что его недостаточно, а поэтому склоняются в пользу сильнодейст­вующих методов. Как бы там ни было, фактор времени остается очень важным при проектировании и выборе методов воспи­тания.

•Ожидаемые последствия: выбирая метод (методы), воспита­тель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо пред­видеть, к каким результатам приведет применение метода.

Источники:

http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/metody-i-priemy-vospitanija/
http://docplayer.ru/66711021-Tema-22-metody-i-priemy-vospitaniya-1-klassifikaciya-metodov-vospitaniya.html
http://lektsii.org/3-70374.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×