1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Моя большая дагестанская свадьба. Дагестанская женщина: рабыня или царица

Моя большая дагестанская свадьба

Пока мы тут отстаиваем свое право на свободу и независимость современной женщины (а заодно боимся перестараться в своей борьбе), Анастасия Гостева побывала в числе 800 гостей на дагестанской свадьбе в Махачкале. И поделилась с нами своими впечатлениями.

Текст: Анастасия Гостева · 29 февраля 2008

День первый. Цена вопроса

Два серебристых «мерседеса» несутся по горному серпантину – сигналя проезжающим машинам, подрезая друг друга и притормаживая в опасной близости от края дороги. Один из них выскакивает на встречную полосу и, чтобы избежать столкновения с летящим навстречу «жигуленком», проскакивает между блокпостом и милицейским ограждением. Чудом уцелевшие гаишники не пытаются догнать нарушителя. Свадьба в Дагестане – это святое. Пока все живы, аварцы имеют право на честную джигитовку.

Помимо «мерседесов», свадебный кортеж состоит из «лэнд крузера» и «кайена», который, как и в Москве, поставляется в стандартной комплектации – с блондинкой в салоне. Правда, здесь блондинка сидит за рулем и по лихости вождения мало чем уступает мужчинам.

Рубли в клеточку и в линеечку

Пока счастливые родители Аиды принимают поздравления, у самого входа, тихо и незаметно, происходит едва ли не самое главное действо. За накрытым столом, разложив между тарелок и стаканов школьную тетрадку в линеечку, родственницы невесты собирают деньги, складывая их в большой пластиковый пакет и занося убористым почерком приходные данные – такой-то дарит молодым 600 рублей, да благословит Аллах их на долгие годы и да пошлет им столько же сыновей, сколько было волос в бороде у Пророка. Такая же тетрадка, но в клеточку, появится позже на свадьбе жениха. Дагестанская свадьба – это честный отъем денег у населения. Считается, что минимальная сумма, которую прилично подарить, – 500 рублей. Но большинство гостей дарят 1000, а то и больше. Причем, если гость приглашен на обе свадьбы, и к невесте, и к жениху, он несет наличность и туда, и туда. Если семьи не очень обеспеченные, то деньги, собранные на свадьбе невесты, остаются родителям невесты, а деньги, собранные на свадьбе жениха, остаются родителям жениха. Те, кто живет в достатке, отдают все молодым. Если учесть, что скромная свадьба предполагает не меньше 700–800 гостей, молодым никогда не приходится начинать хозяйство с нуля.

Кроме того, все деньги, которые гости кидают во время танца невесты с женихом и невесты с мужчинами-гостями, тоже остаются молодоженам. В результате обычно набирается еще тысяч 150–200.

– Слушай, Марат, а какая в Дагестане средняя зарплата? – спрашиваю я у дяди жениха, когда мы сбавляем газ, чтобы взглянуть на Буйнакский перевал. В ослепительно голубом небе реют соколы. Ветер пахнет Каспием. Невысокие горы, поросшие заполошными мелкими цветочками, лежат крупными складками, как кожа шарпея. Из этой безмятежности сообщения СМИ о том, что здесь скрываются боевики-ваххабиты и раз в неделю кого-то взрывают, кажутся нелепой пропагандой.

Читать еще:  Жадные дети — что делать? Психологические причины детской жадности

– Ну, простые люди тысяч 5 имеют.

– Значит, родители молодоженов – люди непростые?

– Да нет, что ты, конечно, простые. Отец жениха – таксист. Мама не работает. Отец невесты – инженер, мама – в кафе повар. Так никто же на зарплату не живет, все крутятся. А потом, к свадьбе с рождения детей готовятся.

За три часа до этого в банкетном зале «Венеция» в центре Махачкалы собралось 350 человек. За плотно сдвинутыми столами мужчины и женщины сидят по отдельности, притертые друг к другу, как горошины в стручке. Старухи в национальной одежде и с платками на головах едят хинкал и рассматривают молодежь. Молодежь стреляет глазками по сторонам. Большинство девушек, несмотря на 43 градуса в тени, – в длинном и темном. Со всех сторон доносится: «А ты видела, как он на меня посмотрел? А это чей родственник?» На столах – минеральная вода, фрукты, сочащиеся маслом конвертики долмы и почти домашние по виду и вкусу салаты. Алкоголя не видно, но стоит девочкам попросить шампанского, как его тут же приносят и наливают. И девочки, пригубив пару глоточков, стайкой отправляются танцевать.

Во главе стола в центре зала – молодожены, Омар и Аида. Это – свадьба невесты. Здесь ее родители и родственники, подружки и соседи. Отсюда жених заберет ее на свою свадьбу – в Буйнакск, к своим гостям и своей семье. А пока оркестр играет лезгинку и тамада заходится в красноречии, объявляя следующий номер – танец восточной красавицы Лейлы, – и в проходе между столами появляется девчушка лет 10, лихо двигающая бедрами и позвякивающая монистами.

Дагестанская журналистка — о браках по принуждению и вторых женах

Кадыров танцует на скандальной свадьбе 17-летней Луизы Гойлабиевой и главы РОВД, Астахов называет женщин после 27 «сморщенными», а Мизулина считает «нелепой» ответственность за многоженство. «Афиша» поговорила с шеф-редактором сайта о правах женщин Северного Кавказа daptar.ru о том, что происходит.

  • Светлана Анохина — шеф-редактор сайта daptar.ru о правах женщин Северного Кавказа Фотография: tushisvet.livejournal.com История с женитьбой начальника Ножай-Юртовского РОВД Нажуда Гучигова и 17-летней Луизы Гойлабиевой вызвала сильную общественную реакцию. Насколько она исключительна или, наоборот, типична для Северного Кавказа?
  • В этой истории есть несколько моментов. Во-первых, большинству бросилась в глаза огромная разница в возрасте, во-вторых, то, что девушке еще нет 18 лет. Наконец, предположение, что ее выдали замуж насильно. Последняя деталь главная, но разговор уводится в иную сторону — что ей 18 еще нет. В случае с возрастом ничего удивительного нет. В некоторых школах Нагорного Дагестана девочек часто забирают даже с последних классов — нечего просиживать с мальчиками, пусть лучше к свадьбе готовятся. Их судьба заранее определена. Это происходит по договоренности между семьей жениха и семьей невесты.
  • Согласны ли сами девушки бросать школу ради замужества?
  • Очень трудно разделить случаи, где согласие, а где роль, навязанная родительским диктатом или общественными нормами, которой она пытается соответствовать. Не так давно у меня было интервью с женщиной, которая сегодня свободна, независима и очень успешна. Но когда-то и ей пришлось выйти замуж под давлением обстоятельств. Ее пришли сватать, а она сказала: «Давайте я подумаю». Это было расценено как согласие, и сваты потащили в дом подарки, а по всему селу распространилась весть, что такие-то выдают дочку замуж. Приходили гости с поздравлениями, а она сидела в ужасе и говорила маме: «Я не хочу за него замуж». Родители ее никогда ни к чему не принуждали, наоборот, всегда подчеркивали, что она свободна в своих решениях, но тем не менее она вышла замуж и прожила в этом нелепом браке 10 лет. И все потому, что ей хотелось соответствовать каким-то принятым в ее селе стандартам, быть «хорошей девочкой». Не только на Кавказе, но и в целом в патриархальных обществах брак рассматривается чаще всего не как союз любящих людей, а как союз двух родов. В Дагестане крепкие семейные связи — и если девушка «правильно выходит замуж», вся ее семья может рассчитывать на разные блага, и статус этой семьи повышается. Нередки случаи, когда молодые впервые видят друг друга в день свадьбы.
  • До сих пор?
  • Скорее снова. В какой-то момент все это прекратилось. А в последние годы, после развала СССР, люди потеряли почву под ногами и стали искать свою идентичность. Некоторые откатились к давно забытым, а то и искаженным до неузнаваемости адатам (обычаям. — Прим. ред.).
  • Во сколько лет в среднем девушки выходят замуж на Северном Кавказе?
  • Раньше не было такого количества ранних браков. Но народ неожиданно стал сильно религиозным, и появилась новая тенденция — побыстрее выдать девочку замуж, чтобы, как они говорят, «не испортилась». Как правило, ждут 18 лет, но в селах ситуация проще, все свои, могут отдать и в 16–17 лет. Таких случаев масса. Конкретно про историю с Хедой-Луизой мы знаем очень мало. Я бесконечно доверяю Елене Милашиной (журналистке «Новой газеты», первой написавшей про готовящуюся свадьбу. — Прим. ред.), но я сейчас, наверное, скажу крамольную вещь: журналистская работа, пусть и выполненная добросовестно и честно, возможно, повредила ситуации. Была раздута такая буча, что вся эта чеченская камарилья оказалась приперта к стенке и была вынуждена обороняться. Возможно, девочку оставили бы в покое, опасаясь огласки, и начальника РОВД заставили бы отступиться. А тут все дошло до такой стадии, когда отступить было уже невозможно: Рамзану Кадырову надо было либо наказывать «жениха», либо целиком и полностью встать на его защиту. В итоге давление, оказываемое на Луизу, усилилось многократно. Вся эта история была скреплена словом Кадырова — теперь их уже никто не тронет. А на регистрацию брака позвали радиоведущую Асю Белову.
Читать еще:  Путешествие по золотому кольцу на машине маршрут. “Золотое кольцо”

Побывал на свадьбе в Дагестане. Интересные отличия от русской

Случилось мне побывать на Дагестанской свадьбе. Смотреть на обычаи других народов всегда интересно. Не скрою, пока я не стал часто ездить на Кавказ, у меня в голове было много стереотипов о том, как проходят кавказские застолья.

Часть эти стереотипов сформировалось фильмом «Кавказская пленница», другая часть – поведением некоторых кавказцев у нас на улицах.

Поэтому, я себе представлял Дагестанскую свадьбу как изобильные столы, бесконечные тосты, рога с вином, неистовую лезгину с числом танцующих от трёх сотен человек и выстрелами из автоматов и базук в небо.

Оказалось, что это совсем не так. На свадьбе царит порядок, который обеспечивается тамадой, который у аварцев называется » Цевехъан» (поправьте, если неправильно написал). Как и слово «тамада» это слово означает «руководитель, распорядитель».

Танцы тоже не проходят хаотично. Есть специальный жезл, которой представляет собой деревянную основу, украшенную тканью с вышивками. Традиционно его делает невеста. Жезл служит «эстафетной палочкой» которую передают следующему танцующему.

Но больше всего меня поразило угощение. Я ожидал чего угодно, но не таких столов.

Посмотрите внимательно на стол жениха и невесты. Не замечаете ничего необычного? Попади Шурик на такую свадьбу, никаких неприятностей бы с ним не произошло. И птичку ему бы не было жалко.

После отмены советской власти, началось возрождение исламских традиций, поэтому сейчас даже огромные застолья могут вполне обходиться без спиртного.

Как и у нас, есть регистрация брака светская – ЗАГСе, и духовная (никах) – в мечети. Насколько я понял, в отличие от христианства жених с невестой могут не появляться в мечети, за них к мулле могут явиться представители сторон. Духовная регистрация является обязательной, а светская – по желанию.

Читать еще:  Все что вы хотели знать о фотоэпиляции. Плюсы и минусы фотоэпиляции

Традиционно свадьба делается за счёт жениха. И не невесту отдают с приданным, а жених приходит с выкупом. Как мне сказали, выкуп принято называть «чемоданом» – поскольку дарят целый «чемодан» или «сундук». Но это уже традиция. Раньше это могли быть костюмы, ткани, драгоценности и тому подобное. В зависимости от благосостояния жениха, подарками могли одарить и родителей и близких родственников невесты.

В городе свадьбы отмечаются большим однодневным застольем (обычно), а в сёлах, как встарь, могу праздновать с пятницы по воскресение включительно.

Что примечательно – на свадьбы не приглашают. Просто слух о мероприятии разносится по селу, и все кто сочтёт нужным – придёт. Если у вас с кем-то натянутые отношения, то он скорее всего не придёт, но подарок через кого-то передаст, ибо неудобно.

Вот такой очерк. Прошу строго не судить. Поправьте, если где-то ошибся или что-то забыл или перепутал. Я не частый гость на кавказских свадьбах и память у меня так себе 🙂

Если вам понравились фото и было интересно читать, мне будет приятно, что вы поддержали этот пост лайком. Не забудьте подписаться на мой канал , чтобы не пропустить новые посты.

Возможно вам будет интересно, на что похожа жизнь в балкарском селе

Источники:

http://www.wday.ru/seks-otnosheniya/psihologiya/moya-bolshaya-dagestanskaya-svadba8089/
http://daily.afisha.ru/archive/gorod/people/dagestanskaya-zhurnalistka-o-brakah-po-prinuzhdeniyu-i-vtoryh-zhenah/
http://zen.yandex.ru/media/id/5ae8650df03173ba38d07c1c/5d3085464735a600adcc1e13

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×