16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Навыки 4 летнего ребенка. Терпение – залог успеха

Как научить ребенка терпению: советы родителям

Как научить ребенка терпению? Такой вопрос часто задают родители, отчаявшись донести до сознания чада, что быть терпеливым – это уметь отложить сиюминутное удовольствие, желание ради определенных целей. Психологи разъясняют: формирование терпеливости у дошколят требует от самих родителей огромной выдержки и терпения, знания психологических и возрастных особенностей деток, умения применить специальные приемы в домашнем воспитании.

Когда и как учить ребенка терпению

Что нужно знать о психологических особенностях малышей в таком важном деле:

  1. Дети раннего возраста обучаются терпению с трудом, что становится проблемой для родителей. Чтобы отношения с ребенком были теплыми и дружескими, взрослыми предстоит серьезная работа – выработать чувство терпеливости даже у самых маленьких.
  2. С двухлетнего возраста и далее развивается отдел мозга, отвечающий за интеллект, эмоции человека. Именно в этот период взрослым предстоит правильно развивать навык, опираясь на такое умственное развитие.
  3. Детки постарше со временем начинают контролировать желания, что облегчает воспитание, так как процесс обучения становится управляемым.

Важно! Стоит взять во внимание: данный факт не дает оснований перестать заниматься развитием терпения в раннем возрасте. Формировать у малыша терпеливость требуется в любом периоде, поэтому нужно постоянно заниматься, играть, трудиться.

Время приступать к обучению!

Начинать вырабатывать навык терпеливости необходимо как можно раньше, практикуя обучение в форме игры. Например:

  • приучая малыша ждать родителей, пока те заняты домашними делами, предложить покормить куколку;
  • когда разговаривают по телефону, посоветовать карапузу поговорить по игрушечному аппарату с бабушкой;
  • во время похода с мамой в магазин, пока та расплачивается за покупки в магазине, доверить ребенку подержать мамину сумочку.

Цель такова: не откликаться на просьбу чада сиюминутно что-то сделать, а дать понять, что есть дела поважнее, в которых тоже может поучаствовать ребенок. Психологи предлагают следующие приемы, которые позволят выработать навык терпеливости.

1. Отвлекайте ребенка

Важный момент: не отвечать грубо на просьбы, вопросы малыша. Не рекомендуется наказывать за неуважение и нетерпеливость по отношению к вам – карапуз не способен этого понять. Лучше погладить по голове и спокойно попросить, чтобы немного подождал. Попытайтесь предложить самостоятельно сделать то, чего желает, но в случае, когда речь идет об игрушке или мелочи. Когда ребенок категорически отказывается, добиться результата другим способом – в форме игры: проверить не положил ли зайчик игрушку под диван, столик. Малышу станет интересно, родитель добьется первых результатов в обучении.

2. Поощряйте и хвалите

Если сообщили, что собираетесь идти с малышом на улицу – не рекомендуется самим отвлекаться на посторонние дела. Когда ситуация не может ждать, спокойно объясните о необходимости подождать и пообещайте, что вы скоро пойдете в обещанное место. Можно дать подержать в ручках часы и показать, когда закончится время ожидания. За терпеливость поощрить тем, что любит ребенок, сказать похвальные слова.

3. Составьте список желаний

Дети с двух лет начинают просить покупать игрушки. Иногда исполнение таких желаний может стоить дорого, например, чадо стремительно требует дорогой вертолет, машинку или конструктор. В таких ситуациях не стоит отказывать, а сообщить, что данный подарок получить можно на Новый Год или день рождения. Для этого потребуется составить список желаний и “отправить его” Деду Морозу или волшебной фее. Таким образом снимается напряжение, малыш терпеливо ждет праздника.

4. Станьте примером

Дети перенимают привычки родителей. Прежде чем научить навыку терпения, внимательно следите за собой и подавайте показательный пример. Первое – на что обратить внимание – свое поведение. Если вы будете нетерпеливы и показывать такую манеру поведения – не следует ожидать хороших результатов в развитии навыка. А когда вы достаточно терпеливы, добиться того же от ребенка можно через творчество. В процессе работы он ощущает себя самостоятельным, взрослым – именно эти ощущения станут отличным помощником научиться ожиданию ради получения определенных целей.

Важно! Стоит отметить: когда учим ребенка терпению, необходимо быть самим терпеливыми по отношению к ребенку, всегда выполнять обещания – сказали, что закончите с домашними делами и пойдете в зоопарк, вот так и сделайте.

5. Объясните понятно и доходчиво

В общении с детьми старайтесь не оперировать словом “час” или “минута”, дети пока не понимают этого, так как не ориентируются во времени. Подождать 10 – 20 минут – предельно ясно взрослому, но не ребенку. Можно ожидание по времени превратить в игру. Скажите: “Пойдем в парк, когда будут собраны игрушки”. Или: “Когда придет время, часы пробьют на башенке”. В общении будьте спокойны и уравновешены. Не повышайте тон, иначе вызовите агрессивное поведение, чем добьетесь только отрицательного результата.

Тренировки, обучающие терпению

С точки зрения психологии учить терпеливости и сосредоточенности можно с малого возраста. Приступать к серьезным занятиям можно с двух лет. В этот период специалисты рекомендуют заниматься и играть с малышами при помощи тренировочных упражнений:

  • Играть в конструктор или складывание пазлов. Сначала делать картинки с помощью взрослого, через время предложить карапузу выполнить задание самостоятельно. Со временем перейти на сборку деталей конструктора.
  • Полезным будет поиграть в молчание или соревноваться, кто сможет долго неподвижно просидеть, далее перейти к игре в “прятки”. Подобные игры станут отличной практикой в выработке терпения.
  • Играть в фигуры, которые неподвижны, по типу игры “Море волнуется. “. Существуют упражнения на удержание частей тела в одной позе определенное время. Рекомендуется выполнять в игровой форме: попросить показать птичку, медведя или обезьяну, постоять так несколько секунд. Со временем можно увеличить время до 1,5 – 2 минуты. Упражнения станут полезны, если выполнять их ежедневно по несколько раз.

Важно! Надо понимать, в возрасте двух лет дети непоседливы, непослушны. Не стоит расстраиваться, это вполне нормально. Согласитесь, выглядело бы странно если ребенок беспрекословно выполнял все требования. Рекомендуем наслаждаться моментами проведенными вместе, помогать своему чаду учиться самоконтролю.

Учим терпению без скандалов

В этом плане можно поучиться у французов. Они воспитывают детей таким образом, что малыши готовы к тому, что им не всегда приносят все по первому требованию. Обучают терпеливости с малого возраста. А чтобы научить очень маленького ребенка без истерик и скандалов, важно сделать момент ожидания максимально комфортным. Например, отвлекать от ожидания и переключать внимание на что-то доступное для малыша: разобрать и собрать пирамидку, “почитать газету”, “покопаться” в пластиковом ящике с мелкими предметами или игрушками.

Важно! Родителям необязательно намеренно учить своих детей “отвлекающим маневрам”: каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают ему такую возможность. В воспитании часто недооцениваются когнитивные способности маленьких детей, а они же просто удивительны, если дать им шанс развиться. Родители во Франции именно это и делают. Не учат малышей отвлекаться каким-то определенным способом, а просто предоставляют им возможность научиться терпению на каждом шагу.

Читать еще:  Учимся правильно дышать. Одышка при беременности: как облегчить состояние

Учитываем психологические особенности малышей

К сожалению, в воспитании детей взрослые не знают о когнитивной (способность к познанию) особенности ребенка. Необходимо не только учить малышей отвлекаться определенным способом, но и предоставить возможность самостоятельно поэтапно научиться терпеливости. В этом плане очень помогут интересные и увлекательные по возрасту упражнения, занятия, в которых малыш выработает навык ожидания. Но! Слишком трудные, непонятные упражнения могут отбить все желание заниматься. Ближе к пятилетнему возрасту дети осознают, что за терпение могут получить определенную выгоду, например, с легкостью отказываются от конфет, чтобы получить шоколадку позже. Умение ожидать, которое развивается с малых лет, открывает ребенку множество возможностей, позволяет добиваться успехов в будущем.

Развиваем внимание

Не стоит забывать о необходимости правильного развития целенаправленного внимания. Данное качество – главная основа для формирования навыка ожидания. Подобные игры психологи рекомендуют практиковать на прогулке.

Кто больше отыщет предметов, одинаковых (по цвету, форме, назначению)

Предложите поискать вещи или предметы одинаковых по цвету, которые встречаются на пути. Или договориться заранее хлопать в ладошки – когда увидит голубей, топать ногами – когда кошку или собаку.

Что изменилось?

В возрасте 4-5 лет хорошей игрой станет поиграть в игру “Что изменилось?” Положите на стол предметы, вначале не более 5, а потом закройте глаза ребенку на 15 – 30 секунд, добавьте или спрячьте одну из вещей. Попросите сообщить, что изменилось. Со временем количество предметов можно увеличивать до 15.

Поищем “клад”

Предложив поискать “клад”, можно отлично потренировать терпение. Особенно хороших результатов можно достичь, если “кладом” является ценная вещь для ребенка (игрушка или угощение). Поиграть в игру можно где угодно – дома или на улице. Последнее место станет более интересным, и развитие навыка превратиться не только в обучающее занятие, но и в захватывающее мероприятие.

Выбрав правильные занятия можно прекрасно развить терпеливость. Игры, рисование, вышивание, сборка моделей, лепка и подобные виды творчества помогут стать не только терпеливым, но и дисциплинированным. Привлекая к занятиям, которые заставляют ждать и добиваться результата, можно выработать навык терпения.

Рекомендации детских психологов

  1. Существует множество интересных упражнений, занятий для малышей, которые с легкостью помогут выработать навыки терпеливости: лепка из пластилина, конструктор лего, рисование. Вначале заниматься с ребенком ежедневно по 10 минут. Начать рекомендуем с раскрасок и рассматривания книжек. Во время занятий рассказывайте в какие цвета необходимо раскрасить дерево, облака и сказочных героев. Важно советоваться, спрашивать ребенка в какие бы цвета он сам покрасил рисунок. Хвалите за любую помощь и терпение в подборе нужных карандашей для раскрашивания. Дальнейшие занятия проводите в другой форме, постепенно увеличивая их время. Малышу должно быть весело, интересно. Таким образом можно не только выработать навык ожидания, но и развить интеллектуальные способности ребенка.
  2. После выбора правильных занятий, вторая задача родителя – стать надежной поддержкой для ребенка. Разделять трудоемкие дела на этапы. Если ребенок не может собрать конструктор, игрушки – позвольте ему завершить этот процесс на следующий день. Когда речь идет об обучении правильному произношению звуков – вначале научите малыша воспринимать его на словах, потом понимать в какой части заданного слова он находится, тогда требовать правильное произношение. На каждом этапе обучения, поддерживайте и хвалите ребенка. Даже когда он не имеет успехов – хвалите, иначе у него отпадет желание заниматься.
  3. Правильно поддерживать ребенка можно на примерах любимых сказок про героев, которые стремились сделать дело, добились результата. Как пример родителям: мультик Винни Пух, где медвежонок думал как забраться на дерево к меду, нашел решение – использовать шарик Пятачка.
  4. Объясняйте почему необходимо прикладывать усилия. Если вначале не получилось выполнить задание, расскажите о необходимости попробовать еще и со временем ребенок добьется результата.
  5. Хвалить за достижение результатов, избегать похвалы за определенную черту характера. Вместо фразы: “ты очень умный” следует сказать “у тебя все получается, ты молодец.” Или похвалить за нарисованный рисунок, словами “очень хорошо, я знаю, ты старался”. Исходя из практики, дети, которых регулярно хвалят родители, прикладывают больше усилий, нежели те, которые не получают похвалы.

Важно! Родителям надо помнить, что дети, которых любят и поддерживают дома, не унывают в ситуациях, когда у них не получается, а упорно стараются достигнуть желаемой цели.

Научить ребенка терпению – задание не из лёгких. Правильно подобрав упражнения можно добиться хороших результатов в развитии навыка ожидания. Стоит помнить важное правило, которое относится ко всем видам обучения: хвалить и поддерживать малыша за малейшие успехи. Поощрение и похвала дает хорошую мотивацию для достижения результата.

Что должен уметь ребенок для успеха в жизни: 10 навыков

Чему учить подростков кроме школьной программы

Чему учить ребенка, помимо школьной программы? Что ему понадобится в жизни для успеха? Как раз школьные знания почти не пригодятся, считает психолог Ольга Юрковская, автор книги “Образование для жизни” и яростный критик школьной системы. Ее дочери — на семейном обучении, и мама бизнес-тренер составила для них целый список навыков, необходимых современному человеку. Здесь и скорочтение, и Photoshop, и навыки преподавания и. уборки. В общем, есть, с чем согласиться и поспорить.

Лично для меня самое важное — навыки эффективной работы с текстом, с информацией. Умение извлекать из потока нужные мысли, структурировать и обрабатывать.

На втором месте находится все, что касается компьютера и Интернета. В частности, грамотный развернутый поиск, работа с сайтами, верстка и прочие незаменимые навыки.

Важны также хорошо развитые коммуникативные и презентационные навыки.

Где всему этому учат?

10 навыков для успеха в жизни

Существует множество бесплатных инструментов. Вы сами ими пользуетесь. Если приложить немного фантазии, их можно адаптировать к нуждам детей и включить в процесс обучения.

Интеллект-карты для развития мышления. Есть бесплатные сервисы, где дети могут каждую сложную тему структурировать при помощи интеллект-карты. Во-первых, такой подход развивает системное мышление. Во-вторых, облегчает запоминание и обработку большого объема информации. И потом, это просто полезная привычка.

Развивать мышление можно, как это делают мои дети — на шахматах или в кружках логических игр. Подключайте обучающие компьютерные игры (главное — вовремя отказаться от них в пользу реальной жизни).

Работа с компьютером на базовом уровне. Незаменимый для современного человека навык — слепая десятипальцевая печать. И дело даже не в скорости набора, в 10–12 лет это не очень важно. Но пока ребенок осваивает навык набора текста с помощью того же “Соло на клавиатуре”, он становится более внимательным, снижает процент опечаток и пропущенных букв. К тому же в игровой форме усваиваются основы орфографии.

Простейшие программы и основы сайтостроения. Эту часть взаимодействия с Интернетом оценят подростки. Так они получат возможность вести блог, набирать подписчиков. При этом им придется осваивать работу с конструкторами сайтов, на простейшем уровне — программу Photoshop, а также другие редакторы. И даже вплотную познакомиться с основами маркетинга, созданием продающих текстов и вирусного копирайтинга.

Читать еще:  Признание девушке до слез своими словами. Письмо признание в любви девушке

Основы переговоров. В этом направлении хороши и теория, и практика. Вы можете отправить ребенка на тренинг по переговорам или публичным выступлениям. А можете доверить ребенку (в любом возрасте) вести переговоры с персоналом в магазине или кафе. Жизнь — самый требовательный учитель.

Навыки эффективной работы с информацией. В этом направлении существует множество платных и бесплатных онлайн-тренажеров. Я пошла по другому пути: оплатила курсы быстрого чтения (доступны для детей с 7 лет), а также курсы памяти и внимания (с 10 лет).

Физическое развитие ребенка не является навыком, но я отношу его к этой категории. Совершенно не обязательно отдавать чадо в профессиональный спорт. Меня вполне устраивала детская программа в нашем спортивном центре (плавание, водное поло, гимнастика, танцы, карате, йога, аэробика, тренажерный зал для детей), три раза в неделю занятия по выбору детей.

Сейчас мои дочки увлеклись брейк-дансом, старшая даже начала выигрывать международные соревнования всего лишь через полгода после начала занятий. То есть детский фитнес дал нужную ей спортивную подготовку.

Умение писать книги, статьи и рекламные тексты. Подберите дистанционные курсы писателей, журналистов и копирайтеров. Если подросток овладеет этим навыком, скоро ему будут предлагать гонорары за публикации.

Моим детям по возрасту рано проходить такое обучение, но они уже просматривают материалы семинаров “Вольная журналистика”, “Глянцевая журналистика”, “Копирайтинг” и других. Старшая уже начала писать сказки и рассказы, и я помогла ей сделать сайт для публикации материалов.

Навык преподавания. Это могут быть школьные предметы или хобби. В любом случае, в такой занятости очень много плюсов:

  1. Более глубокие и обстоятельные знания. Для того чтобы кого-то научить, придется самому копнуть гораздо глубже, чем обычно.
  2. Появится необходимость четко и системно излагать свои мысли. А это тренирует и навыки ораторского искусства, и уверенность в себе.
  3. Маркетинговый подход. Уже в подростковом возрасте ваше чадо научится монетизировать свои навыки.

Так что предложите ребенку вести какой-нибудь бесплатный кружок для ровесников. При желании организовать их несложно. Или пусть попробует себя в роли репетитора. Такая практика существовала в дореволюционной России: ученики старших классов гимназии обучали младших школьников.

Знание иностранных языков на хорошем разговорном уровне. Это уже жизненная необходимость (а не просто плюс при поступлении в вуз): то нужно информацию из иностранных источников собрать, то книгу в оригинале почитать, то за границей сориентироваться.

Я пришла к выводу, что месяц живого общения с носителями языка за границей сопоставим с пятью годами изучения иностранного в школе. Только нахождение в языковой среде даст знание языка без утомительной зубрежки.

Тем не менее хороший базовый уровень могут обеспечить:

  • компьютерные программы;
  • мультфильмы и фильмы с субтитрами;
  • аудиокурсы;
  • облегченные книги со встроенным переводом.

Навыки ведения хозяйства и бытового самообслуживания я считаю одними из самых важных. В первую очередь, умение готовить и убирать. Если ребенок способен сам себя обслуживать и даже помогать по дому — это хорошо со всех сторон:

  • во-первых, он чувствует себя взрослым, самостоятельным и охотнее берет на себя ответственность;
  • во-вторых, нагрузка на родителей становится меньше. Всегда можно либо попросить ребенка помочь, либо сделать часть работы по дому его повседневными обязанностями.

Научить могут специальные курсы для детей и подростков — например, кулинарные или по шитью и вязанию. А если нет нужных курсов? Например, таких, где учили бы детей уборке, ремонту одежды или обуви, ремонту бытовой техники?

Можно договориться о бесплатной стажировке для подростка. Хотите, чтобы ваш ребенок освоил навыки уборки? Организуйте ему стажировку в клининговой компании! Это ведь тоже непростое умение. Профессиональная уборщица умудряется за минимальное время выполнить работу, на которую у неподготовленного человека уходит весь день.

Чтобы получить навыки обслуживания и простейшего ремонта техники, отправьте мальчика на индивидуальное обучение к мастерам по ремонту бытовой техники, к автомеханикам в гараж, к строителям, отделочникам. К мастерам по ремонту одежды и обуви, наконец! И увлечение чаду подыщете, и сэкономите на профильных услугах.

6 умений, которым не учат в школе и на курсах

Еще я хочу привлечь внимание родителей к ряду способностей, которые либо угасают у детей по мере взросления, либо не развиваются вовсе, если ими не заниматься.

Умение задавать вопросы. Постоянное “почему”, “зачем” и “как” — естественное, природное состояние детей. Но по мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду четыре года, куда-то незаметно девается.

Часто по вине родителей. Если ребенок ожидает, что вместо обстоятельного ответа он получит либо отговорку, либо грубость, он прекращает спрашивать. А ведь вопросы — основной способ получения знаний.

Умение самостоятельно решать проблемы. Человек, который умеет разбивать сложные задачи на простые, а затем решать их по одной, справится с любой работой.

Хотите развить этот навык? Не бросайтесь на помощь по первому зову. Не важно, идет ли речь о безуспешном надевании колготок или решении задачи по математике. Конечно, гораздо проще написать ответ за ребенка и вернуться к своим делам. Только в итоге подросток привыкает перекладывать трудности на плечи родителей (то есть ваши) или другого взрослого. И с возрастом это не проходит.

Привычка завершать начатое. Любое действие, которое вы совершаете, может быть маленьким проектом. Объясните ребенку, что если он за что-то взялся, то важно это закончить.

Способность найти призвание или дело своей жизни. Если вы спросите у учеников выпускных классов, чем они хотят заниматься в жизни, получите печальные ответы. Большинство идет продолжать образование в вуз, который выбрали родители.

Я ни в коем случае не говорю, что высшее образование не нужно. Просто образование, навязанное родителями, или “абы какое, лишь бы высшее”, обычно пропадает впустую вместе с вложенными в него деньгами и временем.

Если ребенку нравится что-то делать, он из любого “непрестижного” занятия сможет сделать что-то действительно стоящее. И можно быть спокойными за его самореализацию и гармонию с самим собой.

Толерантность. Границы стерлись, и ваш ребенок не сможет нормально взаимодействовать с миром, если при виде человека, отличающегося от него расой, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, социальным статусом или имеющего какие-либо физические недостатки, будет впадать в ступор. Все мы разные, со своими взглядами и особенностями, и, чтобы взаимодействовать, людям нужно учиться принимать и понимать друг друга.

Умение быть личностью. Иногда мне кажется, что за семь десятилетий Советского Союза навык не выделяться и быть серой массой закрепился на генетическом уровне. Оставаться незамеченным, не высовываться, быть как все! Твое “я” ничего не значит. Главное — не отрываться от коллектива.

Читать еще:  Фетальный алкогольный синдром

В определенном возрасте у ребенка возникает вполне естественное желание быть похожим на кого-то. Но со временем это проходит. Однако, к сожалению, не у всех.

— Вот, у моей сотрудницы дети уже машину купили, дом построили и дерево посадили! А вы вообще ничего не делаете и непонятно, чем занимаетесь!

— На работу нужно ходить! А ты в Интернете сидишь или по встречам шляешься непонятным! Разве это работа? Что я людям скажу, если спросят?

Такие варианты родительских высказываний встречаются очень часто. Получается, что человек живет не своей жизнью, а какой-то “принятой в обществе”. Да, определенные социальные нормы нужно соблюдать (раз уж мы живем в обществе, а не в дремучем лесу), но полностью подстраивать свою жизнь под мнение большинства — не лучший выбор!

4 качества, которые принесут ребенку успех, но не гарантируют счастья

Специально для «Летидора» материал о модной ныне модели «4к» подготовили наши постоянные эксперты – специалист по профориентации Елена Романова и ее коллеги из психологического центра «Архитектура Будущего».

Немного исторической справки:

Еще в 50-х годах прошлого века специалисты в области развития персонала и корпоративного управления начали искать, описывать и пытаться измерять ключевые компетенции – набор качеств и навыков специалиста, определяющих успешность в той или иной деятельности. Одними из последних и наиболее известных шагов в этом направлении стали так называемые Давосские компетенции, или компетенции-2020.

Давосские, потому что были провозглашены в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе. А 2020 — потому что это десять самых востребованных качеств и навыков, которые стоит развивать, чтобы быть востребованным в 2020 году.

Сразу заметим, что речь идет не столько об успешной карьере, сколько об ожиданиях работодателей!

Люди любят «волшебные таблетки», поэтому понятные и лаконичные концепции быстро овладевают умами. Сразу появляется ощущение структурированности и понятности темы. Как будто свет в конце туннеля.

Со временем «10 навыков» трансформировались в более краткие концепты, ибо наш мозг еще и ленив. Так появилась модель «4К» – четыре характеристики человека, начинающиеся на букву «к»:

• командность (умение работать в команде).

Казалось бы, какое нам, детским психологам, дело до «идеального образа сотрудника» в глазах работодателя? А вот какое:

То есть теперь не только работники кадров озадачены, как совместить красоту модели с реальностью, но и психологи с педагогами, не говоря уже о родителях.

Справедливости ради стоит заметить, что проблемами совершенствования системы образования, модернизации ее в ответ на вызовы внешней среды озабочены не только в России, а и в большинстве развитых стран.

И каждая страна предлагает свои 6, 7 или 5 (подставьте любое число от 2 до 10) точек концентрации педагогической и родительской активности. И все они действительно полезны, важны и способствуют достижению успеха в любой деятельности. Ну разве что гороскопы не применяются.

А одним из прогнозов развития рынков образования и труда становится тезис об «отмирании» большинства известных профессий. Следовательно,

Так называемые soft skills (гибкие непредметные навыки – умение общаться, работать с информацией, ставить цели и планировать время) становятся важнее, чем hard skills – профессиональные предметные навыки.

Модель «4к» не хуже и не лучше других. Все перечисленные качества, несомненно, будут полезны их обладателю в решении разнообразных жизненных задач, в том числе профессиональных. Обратите внимание на словосочетание «решение задач» , это важно.

Подробнее о каждом «к»

Все перечисленные компетенции или качества (как их ни называй) – это ресурсы, помогающие справляться с вызовами и задачами, которые предстоит решать нашим подрастающим детям. Сложность, количество и непредсказуемость задач будут только возрастать.

Критическое мышление. Позволим себе чуть расширить формулировку и говорить все-таки о системном мышлении (в Давосских компетенциях есть еще такая формулировка: «комплексное решение проблем и когнитивная гибкость»).

Как максимум – преобразовывать действительность.

Сейчас все более необходимо умение ориентироваться в потоках информации, чтобы не потонуть в них, сохранить ясность ума, способность анализировать, делать выводы и принимать рациональные решения.

• Креативность. Креативный человек способен находить нестандартные решения, видеть ситуацию с различных сторон, выходить за рамки привычного и не следовать за стереотипами.

Набор «креативных» компетенций обеспечивает способность не пасовать перед изменчивостью и динамичностью окружающей действительности.

• Коммуникативные навыки. Нынче практически исчезли временные и пространственные барьеры и ограничения для контактов и взаимодействий, что предоставляет огромное количество новых возможностей. Но требует от нас всех готовности к общению с самыми разными людьми.

Умение договориться, аргументированно отстоять свою точку зрения, установить контакт для продолжения дружбы или сотрудничества – минимальный набор коммуникативных компетенций.

А если мы говорим об управленческой или лидерской успешности, то все перечисленное выше приобретает особое значение.

• Командность. Большинство действительно интересных задач таковы, что решать их в одиночку практически невозможно, слишком много информации, слишком быстро надо находить решения. Но умение быть командным игроком, работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков мой вклад в общее дело, – довольно сложный навык. Не будете же вы спорить, что его надо развивать.

Когда, что и как развивать

Конечно, ребенок не рождается на свет со всеми прекрасными вышеописанными качествами и навыками.

Даже о задатках можно говорить, пожалуй, только относительно мышления (критического, аналитического, системного). Но мышление как процесс интеллектуальный тоже развивается (или нет).

Конечно, многие родители хотят помочь своему ребенку развиваться максимально быстро и результативно. Но, занимаясь благим делом «эффективного родительства», стоит учитывать несколько важных моментов:

Владение навыками – ответ на вопрос «Что я могу?», но не на вопрос «Что я хочу?». В основе проявления потенциала лежит созидательная мотивация, желание что-то делать (и делать это хорошо), проявлять инициативу, брать на себя ответственность. И задача родителя эту мотивацию как минимум не убить – как максимум поддерживать и развивать.

Здесь очень важно отношение к успехам и неудачам, постановка амбициозных, но посильных для ребенка задач (своих в каждом возрасте), помощь в преодолении сложных ситуаций, а по мере взросления – способность прислушиваться к мнению сына или дочери, учет его , а не собственных интересов и амбиций.

Всему свое время. Формированию ключевых навыков, столь необходимых в будущем, тоже. У каждого возраста есть свои задачи.

Дошкольнику , например, в первую очередь надо научиться управлять своим вниманием и поведением, чтобы он смог успешно осваивать школьную программу.

А подростку , когда общение становится важнейшей ценностью и активно формируются навыки целеполагания, уже можно и полезно акцентировать внимание на умении работать в команде для достижения общей цели, соотносить свои желания, потребности и амбиции с другими.

Источники:

http://myintelligentkids.com/kak-nauchit-rebenka-terpeniyu-sovety-roditelyam
http://www.7ya.ru/article/Chto-dolzhen-umet-rebenok-dlya-uspeha-v-zhizni-10-navykov/
http://letidor.ru/psihologiya/4-kachestva-kotorye-prinesut-rebenku-uspeh-no-ne-garantiruyut-schastya.htm

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: