Особенности воспитания детей в неполной семье. Неполная семья
Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.
Когда развод необходим обоим родителям, он необходим и ребёнку, так как после развода появляется возможность гармонизации жизни каждого из родителей. Ребёнок будет испытывать больший дискомфорт в семье, где царят вечные ссоры, конфликты и эмоциональное напряжение. Такая обстановка в семье будет оказывать на ребёнка большее негативное воздействие, чем стабильная жизнь с одним из родителей. Но следует отметить, что даже оправданный развод окажет на ребёнка травмирующее воздействие, вызовет неблагоприятные последствия, которые непредсказуемым образом могут повлиять на его будущую жизнь. Развод наносит большой вред для психического здоровья ребёнка, ведь для него не существует развода с отцом и матерью. Родители могут стать для него чужими, только при условии, что они сами очень захотят этого. Одни говорят, что развод это всегда плохо, другие считают, что для ребёнка не имеет значение кто занимается его воспитанием, а третьи выделяются тем, что говорят о плюсах неполной семьи, так как оставшийся родитель несет персональную ответственность за происходящее в его семье и не пытается переложить ответственность за неудачи на других членов семьи.
Каждую из этих точек зрения можно как опровергнуть, так и принять.
Нельзя говорить о том, что каждая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребёнка. Однако, при наличии обоих родителей, многие задачи связанные с сохранением психического здоровья ребёнка получается решать успешнее. На этом не раз акцентировали и акцентируют внимание различные специалисты, занимающиеся проблемами неполных семей. Отмечается закономерность между воспитанием детей в неполной семье и их неудавшейся семейной жизнью в будущем.
Неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Есть дополнительная категория – функционально неполные семьи. В таких семьях два родителя, но из-за профессиональных или других причин почти не остаётся времени на семью. Время на детей в таких семьях есть лишь по выходным дням. Некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Например, когда один из родителей занимается бизнесом. Он как бы числится в семье, но не принимает участия в формировании личности своих детей.
В зависимости от того, кто занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские семьи.
В России, как правило, неполная семья состоит из матери и ребенка, соответственно, является материнской. Я хочу рассмотреть особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка.
По количеству поколений в семье различают неполную простую – родитель и ребенок; неполную расширеную – родитель, ребенок и другие родственники.
После расторжения брака, нередки случаи, когда мать с детьми возвращается к своим родителям. Характерным феноменом в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, где роль матери займет бабушка с авторитетными чертами личности, а вот роль отца выпадет матери с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью, либо дедушке.
Каждая неполная семья имеет свои особенности и это сказывается на развитии психики ребёнка, а так же на его формировании личностных качеств.
Каковы же перспективы воспитания детей в материнских семьях?
На этот счёт существуют различные точки зрения, как правило противоречивые, но почти все они сводятся под один знаменатель, что отсутствие не просто отца в семье, а мужчины будет существенной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка .
Дефицит мужского влияния в неполных семьях заключается в следующем:
1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, негативное влияние может сказаться и на математических, пространственных и аналитических способностях ребенка за счёт развития способностей вербальных.
Для полноценного развития интеллекта у ребнка необходимо, чтобы в его окружении, с раннего детства, встречались оба типа мышления: мужское и женское.
На развитие интеллекта оказывает влияние: наследственность, собственный опыт ребенка и его окружение. Поэтому очень важно, в каком возрастном периоде ребенка лишили возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первоначальным источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем сильнее страдает его умственное развитие. Особенно важным в этом отношении будут первые два года жизни ребенка. Потеря отца в результате его смерти, особенным образом сказываеться на школьных успехах ребёнка в том случае, если несчастье произошло в первые школьные годы. Наличие отца в семье влияет на формирование интереса у ребенка к образованию и стимулирует желание учиться.
Возможны следующие варианты, когда мнение отца, относительно обучения в дальнейшей жизни ребенка, может стать определяющим и негативно сказаться на его отношении к учебе. Особенно этому подвержены девочки. В частности, причиной учебных неудач у девочек становятся те правила женского поведения в их наиболее традиционной форме, которые отец внушал им с самого детства. Например: женщина слабая и ей необходима забота и ласка от мужчины, а ее обязанности, это порядок и чистота в доме, что касается науки и карьерного роста, то это является задачей мужчин. В результате такого мужского воздействия, девочка, определив свое место в жизни, будет довольна собой, и получая тройки полностью удовлетворена своей успеваемостью.
Речь идёт о часто встречающихся тенденциях. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием сильного и успешного отца в семье. А вот высокий уровень творческих способностей нередко отмечается у детей, которые воспитывались в неполных семьях, а именно, в материнских семьях.
Есть интересные данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, не редко выше, чем у детей из полных семей.
2. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; отмечается несформированность навыков поло-ролевого поведения.
Медиками и психологами отмечено, что утрата или же несформированность чувства пола порождает глубокие изменения личности человека, в целом. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается система его отношений с другими людьми.
В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромное значение отдается отцу. Замечено, что уже с первых месяцев жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым формируя их половую идентичность. Первые 5-7 лет жизни играют важную роль в развитии у мальчика черт мужественности и в установлении гетеросексуальных отношений у девочки. Наиболее успешно дети осваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте. Мальчики в 5-7 лет. У девочек этот период растянут, 3-8 лет. Под влиянием социальных воздействий, которые в дошкольном возрасте исходят от родителей, к 3-6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу, что оказывает сильное влияние на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. Чем дольше ребенок в этот период воспитывается без отца, тем серьезнее могут быть трудности половой идентификации, если же ни какой другой мужчина не станет эффективной заменой отца, для ребенка. Отсутствие отца, или человека, заменяющего его, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. Психотерапевты отмечают, что мальчик, лишенный отца в детстве, будучи в своей семье, не справляется с обязанностями отца в отношении к своим детям и тем самым отрицательно влияет на личностное становление своих детей.
Мальчикам, воспитываемым без отца, свойственно усваивать либо женское поведение, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они отрицают то, что хочет привить им мать. В обоих случаях складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом и жестоком.
Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок осознавал, что он такой же, как его отец (мать) и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым, при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.
Затрудняется обучение детей навыкам общения с представителями противоположного пола; становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы “оторвать” ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.
Основной проблемой, с которой приходится столкнуться детям из неполных семей, это их неумение противостоять трудностям, неуверенность в себе, что, как правило, может повлечь за собой низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии детей из неполных семей отмечают педагоги и психотерапевты. Таким детям чаще, чем детям из полных семей свойственно жить сегодняшним днем и надеяться на удачу. Им не интересно как они могут повлиять на изменения своей жизни в лучшею сторону и они не желают строить планов на будущее.
Подобное состояние, по мнению исследователей, в основном присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенность в себе, они не надеются на будущий успех в жизни. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они свое положение изменить не в силах и считают замужество единственным возможным выходом. Однако, в семейное счастье у них веры тоже нет.
Если говорить о социальной зрелости и проявлении активности мальчиков, которые воспитывались в неполных семьях, то здесь тоже можно говорить о ряде проблем. Психологами отмечена социальная, гражданская, психологическая незрелость их личности, т. е. инфантилизм, причину которого они видят в “женском” воспитании, в уменьшении роли отца в семье. Однако отсутствие отца в окружении ребенка является важным фактором, но не определяющим. Отсюда следует, что отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития у ребенка.
Воспитание ребенка в неполной семье: особенности и возможные последствия
Уважаемые читатели, данная статья будет интересна для тех, кого интересуют проблемы воспитания детей в неполных семьях. К сожалению, в наше время не редкость встретить ребенка, растущего без отца или без матери. С точки зрения психологии, безусловно, малышу не хватает второго родителя. Однако, вам под силу минимизировать отсутствие мамы или папы, соблюдая особые правила и не допуская ошибки.
Как воспитывать малыша
Родитель должен понимать, что, воспитывая ребенка в одиночку, необходимо учитывать все его потребности. Только так вы сможете вырастить человека, который будет здоров психически, с нормальной самооценкой и взаимоотношениями в обществе.
- Потребность развития социальных навыков. Ребенок должен понимать, как вести себя в обществе, очень важно общение со сверстниками. Не обойтись и без формирования опыта на своих ошибках.
- Активное участие в общественной жизни. Большую роль отыгрывает посещение мероприятий культурного характера.
- Родительское общение с малышом. Тут очень важно, не переусердствовать, но в то же время дать достаточно заботы и любви. Ребенок должен получать столько вашего внимания, сколько ему необходимо. Часто на плечи одинокого родителя ложится большая ответственность, необходимость добывать деньги и много бывать на работе. Однако, нужно находить время, выслушивать переживания малыша и помогать ему советом.
- Потребности эмоционального характера. Очень важно вовремя отвечать на вопросы, интересующие ребенка, его поступки, часто хвалить за успехи, принимать активное участие в его жизни.
Половое воспитание
Когда ребенок воспитывается в неполной семье, может возникнуть серьезная проблема, если мальчик остался с мамой или девочка с папой, то есть половая принадлежность родителя не совпадает с полом малыша.
Самым оптимальным выходом является адекватная замена. В данном случае, может рассматриваться либо новый папа, новая мама, либо близкий родственник или друг необходимого пола. Главное, чтоб у малыша сложились хорошие отношения и взаимопонимание с этим человеком. Если в вашей семье не хватает папы, то для мальчика хорошей заменой станет дедушка или дядя. Если отсутствует мама, то для юной принцессы хорошим примером будет тетя или бабушка.
Очень важно, чтобы удачно подобранный родственник максимально уделял внимание подрастающему поколению, регулярно общался с ребенком, подсказывал и направлял его.
Если дети из неполных семей не имеют других родственников, кроме единственного родителя, то задумайтесь, возможно, в вашем окружении есть сосед или коллега по работе, который с радостью составит компанию вашему ребенку. Тогда вам удастся избежать проблем неправильного полового воспитания.
Ошибки одиноких мам
Воспитание ребенка в неполной семье может отягощаться родительскими ошибками.
- Мама, которую бросил муж ради другой, может особо остро переживать эту потерю. Если она будет регулярно проговаривать то, какой папа предатель и то, что все мужики такие, то взрослеющая девочка так и не научится доверять мужскому полу, а соответственно не построит собственную семью.
- Когда мама регулярно настраивает малыша против папы, оскорбляет, унижает, то девочка не сможет впоследствии адекватно относиться к мужчинам.
- Если женщина рассказывает своему сыну гадости об отце, то такой мальчик будет расти с заниженной самооценкой и сложностями в общении с противоположным полом.
Проблемы пап
Первая проблема, которая возникает между родителем и ребенком — это отсутствие невидимой связи. Дело в том, что мать вынашивает малыша, дарит ему жизнь, вскармливает грудью. У них формируется крепкая взаимосвязь на подсознательном уровне. Зачастую мужчины просто не испытывают такой привязанности к ребенку.
Особую сложность папа испытывает, когда на его плечи ложится забота о подрастающей девочке. Чаще всего после такого воспитания можно встретить пацанку, у которой совершенно отсутствует женственность. Такой женщине будет сложно построить семью, она будет чувствовать себя «отцом семейства», что понравится не каждому мужчине.
Советы
Рассматривая особенности воспитания ребенка в неполной семье, необходимо учитывать такие правила.
- Уделяете ребенку, как можно больше времени.
- Всегда выслушивайте малыша, интересуйтесь его переживаниями и проблемами в детском саду или в школе.
- Не настраивайте ребенка против второго родителя.
- Попытайтесь стать лучшим другом для своего малыша.
- Не ругайте ребенка, если он вспоминает, как хорошо жилось в полной семье.
- Хвалите своего малыша, но только заслуженно, не перегибайте палку.
- Не замыкайтесь. Обязательно общайтесь с разными людьми, ходите на выставки, в театр.
- Очень важно, чтоб малыш имел общение с людьми того пола, какого недостающий родитель.
- Если ребенок интересуется причинами развода, не стоит придумывать сказки, лучше сразу рассказать всю правду, с учетом возраста малыша.
- Если ваш карапуз противоположного пола, читайте литературу, узнавайте гендерные особенности детей. Отец должен уметь поддержать и объяснить непонятные изменения в организме дочери, а мать — сыну.
- Нельзя впадать в депрессию. Помните о том, что малыш остро реагирует на ваше состояние, настроение передается и ему. Держите себя в руках, ведь вы не хотите, чтобы пострадала психика ребенка.
- Никогда не произносите вслух при малыше, что вы навсегда останетесь одинокой и никому не нужной или, что все женщины (мужчины) — плохие.
- Если вы планируете создать новые отношения, всегда учитывайте мнение малыша и старайтесь наладить контакт между ним и вашим новым избранником или избранницей.
Теперь вам известны особенности детей в неполных семьях. Придерживайтесь вышеизложенных советов и старайтесь сделать так, чтоб отсутствие второго родителя было максимально незаметным для подрастающего малыша.
Воспитание ребенка в неполной семье: так ли все плохо
Существует мнение, что лучше плохой отец, чем никакого, но так ли это на самом деле? Бывают разные ситуации, когда отсутствует один из родителей. Поэтому приходится постоянно сталкиваться с одной из самых актуальных проблем сегодняшнего времени — воспитание ребенка в неполноценной семье.
Ситуация в России
По данным статистики, в России каждый десятый ребенок дошкольного возраста и каждый седьмой школьник воспитываются одним из родителей. Чаще всего можно встретить одиноких женщин, растящих детей, чем одиноких мужчин. Сегодня становится популярным определение «материнская семья». Возможно, если бы государство, да и само общество более лояльно относилось к отцам-одиночкам, их число неукоснительно возросло бы.
Воспитание ребенка без отца только матерью — процесс более естественный. Именно от матери малыш получает свои первые навыки, первое представление и связь с миром, во всяком случае, так должно быть.
Отец, при всей своей любви и привязанности к ребенку, не способен заменить ему мать и дать то, что в него может вложить только женщина. Не каждый мужчина в полноценной семье готов включиться в процесс воспитания, а точнее обучения, своих детей. На такой подвиг способны только мужчины, для которых важны семейные ценности.
Как воспитать ребенка в неполной семье
Если так сложилась ситуация, что мужчине или женщине по причине развода или вдовства, приходится воспитывать ребенка самостоятельно, то ни в коем случае нельзя провоцировать в них негативное отношение к отсутствующему родителю.
Одинокими отцами, воспитывающими детей без женщины, как правило, становятся мужчины-интроверты, которым с детства были привиты семейные ценности. Бывает, что одинокий папа, опять же по ряду личных причин, категорически отрицает участие матери в жизни сына или дочери, что абсолютно не правильно. Никакой отец, даже самый любящий и ответственный, не способен заменить материнскую любовь и ласку.
Разведенные отцы нередко сохраняют глубокие обиды и плохое отношение к матери своих детей, перенося их на всех женщин, что еще хуже, навязывают это мнение ребенку. В худшем случае недоброжелательность к матери, глубоко проникает в психическое восприятие ребенка. Со временем убежденность отца в «плохой матери» может стать для сына отправным пунктом обид на всех женщин, формируя тем самым неблагоприятный жизненный сценарий.
С противоположным отношением, когда мама считает всех мужчин безответственными, может столкнуться девочка. К тому же у женщин бывает очень много оснований, которые формируют негативное отношение к мужчинам.
Отношения государства к неполным семьям
Работники образовательных учреждений — учителя и психологи постоянно сталкиваются с условностями в воспитании в неполной семье, а ведь им хорошо известны причины разводов и родительских конфликтов.
Нередко между собой дети в классе, обсуждают семейные ссоры или поведение родителей. Зачастую матери заслуживают сожаления, а отцы осуждения. Однако бывает, что мальчик копирует поведение между родителями и, повзрослев, переносит их уже на свою семью. Опасность такая существует, но привязывать ее к каждому ребенку мужского пола, не стоит.
Если женщина решает расстаться с мужем, вредные привычки которого влияют на формирование здоровых семейных отношений, то общество и религия, стараясь из последних сил сохранить в России институт брака, категорически выступает против разводов. Государственная политика не может закрывать глаза на такое массовое явление. В России разрабатываются всевозможные пакеты программ и льгот в оказании социальной помощи матерям одиночкам. Финансовый фон, со временем, становится более благополучным. Как все обстоит в области психологии?
Воспитание в неполной семье с точки зрения психологии
Распространено обывательское мнение в обществе: «Ребенок страдает, когда отсутствует один родитель». Однако многие неспособны объяснить, каким образом может быть нарушена психика ребенка, если воспитание происходит в неполной семье. Ведь развитие детей может происходить без отца или без матери, если правильно с ним заниматься и уделять внимание.
К сожалению, в обществе наблюдается тенденция, когда воспитание ребенка без отца воспринимается, как нормальное явление. Однако в этом нет ничего неприемлемого, важно то, как родитель подходит к воспитанию и как объясняет ребенку причину отсутствия полной семьи.
Мнение о том, что дети, воспитанные только матерью, имеют психологические проблемы или становятся неуправляемыми хулиганами — в корне неправильное.
Особенности воспитания ребенка одним родителем
Главное для малыша, чтобы родитель понимал его и помогал в развитии, взрослении. Психика не страдает при воспитании в неполной семье, а вот, когда от обоих родителей наблюдается отсутствие внимание и постоянные ссоры, это может повлиять на общее состояние ребенка. Надо понимать, что со временем меняется уклад жизни и особенности воспитания тоже, поэтому нельзя ровняться на опыт прабабушек и прадедушек.
Плохо, когда женщина терпит грубое отношение со стороны мужчины, а тем более, если оно переходит на детей.
Конечно, разведенные женщины могут встретить заботливого и внимательного мужчину, которые окажется лучшим отцом. А ведь такие случаи нередки.
Взрослым, а особенно родителям, необходимо понимать все плюсы и минусы воспитания детей в неполной семье, научиться разбираться в причинах алкоголизма мужей и изменах жен, от которых их, может быть, еще не поздно спасти. Сделать это можно, только поняв природу человека, узнав его психологические особенности.
Отцы, принявшие решение без матери воспитывать ребенка, отличаются строгостью и мужской сдержанностью. Некоторые женщины, стремятся оградить сыновей от влияния сверстников и улицы, даже не представляют, как это может повлиять на взрослую жизнь. Родители, воспитывающие детей так, как считают нужным, в соответствии со своим отношением к жизни, не учитывая интересов и желаний других, на самом деле, не дают ему развиваться как личности.
Источники:
http://www.b17.ru/article/106067/
http://zdorovyemalisha.ru/psyhologiya/osobennosti-vospitaniya-rebenka-v-nepolnoj-seme.html
http://moykarapuz.com/razvitie-rebenka/vospitanie-rebenka-v-nepolnoy-seme.html