Пенсионная реформа в Украине. Пенсионная реформа в России
Пенсионная реформа на Украине. Как власть обманула население
Поздравил украинцев с этим событием и президент Петр Порошенко. Однако кардинально в жизни пенсионеров ничего не поменялось: большинство людей пожилого возраста на Украине, по расчетам ООН, живут за чертой бедности. На деле реформа привела к увеличению пенсионного возраста и сокращению числа получателей пенсий, а многие граждане вообще рискуют остаться без пенсий.
Не разгуляешься
Как только закон приняли, минимальный размер пенсии составил 1452 гривны (3540 рублей), что на 140 грн больше, чем раньше. Кроме того, ранее назначенные пенсии пересчитали с учетом средней зарплаты за три года (с 2014 до 2016 год), и теперь они составляют 3764 грн (9180 рублей). Начиная с 2019 года пенсии будут назначать, исходя из средней зарплаты за последние три года и стоимости одного года стажа в размере 1%. До пенсионной реформы коэффициент равнялся 1,35%. Олег Устенко: Реформа не спасет украинскую пенсионную систему
Согласно данным Пенсионного фонда Украины, в июле 2018-го средняя пенсия в стране составляла 2562 грн (6250 рублей). В 2019-м должно произойти небольшое повышение: планируется, что средняя пенсия в следующем году составит 2585 грн (6305 рублей). А вот в 2020-м и в 2021-м средняя пенсия будет расти на 200 грн (около 500 рублей).
При этом министр социальной политики Андрей Рева ранее заявлял, что в 2019-м средняя пенсия благодаря индексации может вырасти на 18,5%. Вот только проиндексировать пенсии правительство, нарушая законодательство, намерено лишь в марте, украв у и без того нищих стариков два месяца.
Обвели вокруг пальца
Решив уйти от непопулярного термина, украинское правительство скромно именует «повышение пенсионного возраста» увеличением страхового стажа, то есть количества трудовых лет, за которые человек платил отчисления в Пенсионный фонд. Теперь, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, придется отработать от 25 до 35 лет. Более того, тем, кто не отработал хотя бы 15 лет, пенсия и вовсе не светит. Напомним: до реформы можно было получить минимальную пенсию по возрасту, отработав 15 лет.
С 2018 года минимальный страховой стаж (чтобы человек вообще мог претендовать на пенсию) составил 25 лет и за 10 лет будет повышен до 35 лет. Именно это новшество некоторые эксперты называют «скрытым повышением пенсионного возраста». Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет — в 65 лет. Каждые 12 месяцев до 2028 года нормативы по минимальному страховому стажу будут увеличиваться на один год. Это значит, что в 2028 году для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа.
Поблажку раннего выхода на пенсию оставили тем, чей стаж 40 лет. Это позволяет уйти на заслуженный отдых в 56 лет. Но эта норма будет внедрена только через десять лет. Если же стажа недостаточно, то его можно купить, но не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен (41 200 рублей), а пять лет — 84 480 гривен (206 000 рублей). Для тех, у кого нет необходимого стажа, с 65 лет будет назначена государственная соцпомощь, которая для большинства категорий населения составляет 30% от минимальной пенсии. На Украине вступила в силу пенсионная реформа
И годы учебы на стационаре, и декрет засчитываются в трудовой стаж. Также в страховой стаж включается ведение предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения с 1 января 1998 года по 31 декабря 2017 года включительно. Кроме того, в стаж засчитывается военная служба до 31 декабря 2017 года включительно.
Учитывая то, что начиная с 90-х годов многие украинцы потеряли работу или работали без официального оформления, предъявить к 60 годам 35 лет стажа будет для миллионов будущих пенсионеров крайне проблематично. Для лиц, которые по умолчанию нуждаются в социальной помощи, а это больные гипофизарным нанизмом (карликовость), лица с инвалидностью по зрению I группы, слепые и лица с инвалидностью детства I группы, женщины, родившие пятерых и более детей и воспитавшие их до совершеннолетия, матери лиц с инвалидностью с детства, воспитавшие их до 6-летнего возраста, минимальный стаж увеличили с 10 до 20 лет.
Реформаторы отменили и возможность досрочного выхода на пенсию для госслужащих, судей, ученых и прочих категорий граждан, которые имели привилегии. Все они переведены на общую систему начисления пенсий.
Кроме того, отменено право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и прокуратуры. Ранее эти категории могли выходить на пенсию досрочно. Исключение по досрочному выходу на пенсию оставили лишь для военных и сотрудников силовых органов. Особые условия по досрочному выходу на пенсию сохраняются для тех, кто работает на вредных предприятиях по так называемым спискам 1 и 2.
Псевдореформа
Традиционно украинская власть постаралась переложить ответственность за непопулярную реформу на Международный валютный фонд. Дескать, это они требуют сократить количество пенсионеров.
Однако фонд работает совершенно иначе. В МВФ ставят условие для выделения траншей: вы должны уменьшить дефицит Пенсионного фонда. А уже Порошенко-Гройсман предлагают варианты, и, к сожалению, они выбрали именно вариант пенсионного геноцида украинцев. Кстати, в МВФ не считают действия украинской власти по сокращению количества пенсионеров полноценной реформой пенсионной системы и употребляют термин «параметрическая реформа».
Как известно, в мировой практике пенсионные накопления — и основа материального благополучия самих пенсионеров, и большая доля средств в государственном бюджете. Сейчас объем всех пенсионных накоплений в мире составляет почти 41 триллион долларов. В бюджете Украины, напротив, дефицит порядка 5 миллиардов долларов. Дефицит ПФУ продолжает расти, а ситуации с задержками выплаты пенсий, похоже, будут происходить все чаще. Жизнь после Майдана: Четверть населения Украины скатилась в нищету
В ходе пенсионной реформы планировалось, что с июля 2018 года на Украине может быть запущен второй, накопительный, уровень пенсионной системы. В начале второго этапа пенсионной реформы из зарплат молодых украинцев в обязательном порядке будут вычитать 2%, а со временем — до 7%. Отчисления будут обязанностью работодателя.
Эксперты считают такой процент чрезмерным. Работодатель, который захочет привлечь молодежь, будет увеличивать брутто заработной платы, чтобы сумма, которую человек получает на руки, сохранилась. Таким образом, работодатели будут для молодежи увеличивать эти начисления, а для людей преклонного возраста — нет. Получается, что дискриминируются люди старшего возраста, поскольку те, кому больше 35 лет, будут дешевле обходиться работодателям.
Но, похоже, запуск второго уровня пенсионного обеспечения рискует остаться всего лишь в планах. Если на прошлогоднем пересмотре пенсионных правил лично настаивал премьер Владимир Гройсман и пугал всех своей отставкой, если законопроект не примут, в этом году о введении накопительной пенсии в публичной плоскости не вспоминают.
Минсоцполитики после изучения опыта других стран должно было презентовать проект, как обязать украинцев откладывать деньги на вторую пенсию, где они будут храниться, и кто будет ими заниматься. Однако вместо этого в ведомстве предложили ввести «профессиональное страхование» только для тех, чья специальность входит в списки тяжелых и вредных работ.
Успеть до конца года разработать регулирование, обсудить новый законопроект и принять его уже не смогут, уверены эксперты. Фактически обещание накопительной пенсии останется всего лишь обещанием, а пенсионная реформа завершится латанием старой солидарной системы.
Кто прокормит пенсионеров
Кстати, пенсионная реформа, проведенная правительством Гройсмана по наущению МВФ, не решает главной проблемы: низкая рождаемость и массовая эмиграция уже в ближайшее время приведут к тому, что пенсионеров некому будет кормить. Бедность не порок, а средство для латания дыр в бюджете Украины
По данным прошлого года, на Украине на 11,7 млн пенсионеров приходилось 12,8 млн плательщиков единого социального взноса. То есть один работающий содержит одного пенсионера, естественно, что дефицит бюджета Пенсионного фонда только нарастает. А в ситуации, когда примерно четверть из 26 млн граждан трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет) не охвачены пенсионными отчислениями, значительно увеличить пенсионные выплаты украинцам практически невозможно.
Демографическая ситуация на Украине не позволяет надеяться на увеличение количества работающих (средний коэффициент рождаемости на одну женщину в стране — 1,506, то есть нет расширенного воспроизводства населения). По прогнозам социологов, до 2050 года население Украины сократится до 36 миллионов человек. В Институте демографии и социальных исследований имени Птухи отмечают, что если Крым и Донбасс не вернутся в состав страны, то количество граждан снизится до 32 миллионов. Такой неутешительный прогноз связан с низкой тенденцией рождаемости, высоким уровнем смертности и большим потоком миграции.
Проблема миграции очень актуальна для Украины, особенно с учетом того, что уезжают в основном люди трудоспособного возраста. Получив образование, иногда и высшее, украинцы выезжают в поисках лучшей жизни в другие страны. Украина по сути стала донором дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.
Два пути спасения
По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, чрезвычайно актуален вопрос, кто будет кормить украинских пенсионеров уже через 2-3 года. По его мнению, если в ближайшее время экономика Украины не заработает и не будут проведены структурные реформы, пенсионную систему Украины ждет коллапс. Экономист: Гройсман — это охранитель бедности на Украине
«Каждый год мы будем решать проблему, как отсрочить коллапс пенсионной системы, потому что в такой постановке эта проблема не решается. Я даже не могу назвать это пенсионной реформой, потому что в реальности речь идет о расчистке поля: вопрос сохранить и дать вообще этой системе выжить.
Если не остановить миграционные процессы, коллапс просто неизбежен. А единственная возможность остановить миграцию — показывать высокие темпы экономического роста и на этом фоне улучшать жизненный уровень граждан. И второй, дополнительный, путь — пытаться детенизировать экономику. А это означает проводить структурные реформы.
Иначе при высоких миграционных процессах и стареющем населении будет сохраняться дефицит Пенсионного фонда», — сказал в комментарии Украина.ру Олег Устенко.
И если сегодняшние пенсионеры уже обречены на получение тех нищенских выплат, которые на Украине считаются пенсиями, то специалисты советуют ныне работающим гражданам позаботиться об альтернативе и накапливать сбережения на старость, насколько это возможно. Но, к сожалению, строить индивидуальные инвестиционные стратегии в стране может незначительный процент людей, которые имеют доход выше среднего. Все остальные сегодня заняты выживанием.
Пенсионная реформа в Украине: последние новости, особенности, изменения, критика
Вопрос пенсионного обеспечения в Украине на протяжении многих лет остается важнейшим, требуя эффективного и грамотного решения. В течение долгого времени велись жаркие дискуссии среди чиновников и парламентариев о том, как реформировать пенсионную систему.
В результате Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», проделав длительный путь согласований, уточнений, корректировок, был принят депутатами Верховной Рады Украины 3 октября 2017 года. В этой статье изложены основные тезисы, изменения и принципы расчета пенсий для разных категорий граждан в свете новых законодательных новшеств. В чем их суть – речь пойдет ниже.
На сегодняшний день планы по изменению пенсионной системы становятся реальностью. Благодаря принятому Закону стартовала процедура осовременивания пенсий, за которым последуют и другие нормы, прописанные в документе. Принятие этого важнейшего документа является серьезным шагом на пути реформирования пенсионной системы и сферы социального обеспечения в целом.
Население Украины, в частности, пенсионеры и те, кто вот-вот перешагнет границу пенсионного возраста, пытаются понять, чего ждать от пенсионной реформы, в чем состоит суть изменений, какие планы государства на этот счет и в какие сроки следует ждать нововведений. Разобраться в сложностях пенсионных реформ поможет эта статья, в которой изложена информация из официальных источников, мнения аналитиков и ответы на самые «горячие» вопросы.
В чем суть пенсионной реформы в Украине
Итак, еще в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.
Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.
Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.
В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, – поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.
Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.
В планах Правительства Украины – запуск механизма солидарной пенсии в комплексе с добровольным пенсионным страхованием, которое должно стать неотъемлемой частью всей пенсионной системы в стране:
- солидарная система
- общая накопительная
- добровольная негосударственная накопительная
Новости пенсионной реформы
В планах Кабмина и профильных министерств – сокращение дефицита ПФУ, который составляет более 145 млрд грн. Этот разрыв между доходной и расходной частью покрывается средствами Государственного бюджета Украины.
Средний размер пенсий увеличится и это также приведет к росту расходной части бюджета ПФУ. Таким образом, при возросшей расходной части сокращение дефицита ПФУ можно воспринимать как существенный шаг по исправлению ситуации в пенсионном обеспечении.
Статья 26 Закона Украины «Об общем государственном пенсионном страховании», в соответствии с принятыми поправками теперь регламентирует пенсионный возраст 60 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет (см. таблицу).
Право на досрочный выход на пенсию имеют женщины 1961 года рождения и старше, которые имеют необходимое количество лет страхового стажа.
В возрасте 65 лет могут выйти на пенсию лица, имеющие на 1 января 2019 года количество лет страхового стажа, указанного в таблице ниже.
На данный момент проводится существенное осовременивание пенсий, а работающим пенсионерам предоставляется право получения пенсий в полном объеме.
В чем заключается смысл осовременивания пенсий:
- Единый показатель средней зарплаты, используемый при назначении пенсии на уровне 3764,4 грн
- Стоимость показателя страхового стажа – 1%
- Страховой стаж для женщин – 30 лет, для мужчин – 35 лет.
- На переходный период для новых пенсий стоимость года страхового стажа останется 1,35%.
- Для усовершенствования расчета пенсий предполагается их автоматический перерасчет.
Если застрахованное лицо имеет стаж 30 лет (женщины) и 35 лет (мужчины), то предусматривается пенсия на уровне прожиточного минимума. Ежегодно будет проводиться индексация пенсий: в 2019-2020 г.г – по решению Кабинета Министров Украины, начиная с 2021 года, – с учетом индекса потребительских цен.
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не должен превышать 10 прожиточных минимумов для трудоспособных граждан. Такая же норма предусматривается для страховых выплат лицам, утративших кормильца.
Отменяются специальные пенсии для:
- Государственных служащих
- Научных деятелей
- Должностных лиц местного самоуправления
- Прокуроров
- Депутатов
- Журналистов
Пенсии, которые были назначены в более ранние сроки, остаются в прежнем объеме. При недостатке страхового стажа предусматривается его «покупка» с коэффициентом 2 – до 12 месяцев и с коэффициентом 1,5 – до 24 месяцев.
Поправки в Закон о пенсиях также предусматривает целый ряд механизмов совершенствования пенсионных начислений и выплат. Это касается и возможности автоматического перерасчета без обращения в Пенсионный фонд, и упрощение проверок документов о заработной плате, других процедурных вопросов.
Виды пенсий
Пенсии подразделяются на четыре вида:
- по достижению определенного возраста
- по получении инвалидности
- при потере (отсутствию) кормильца
- военные пенсии
Пенсии, назначаемые по достижению определенного возраста, будут находиться под администрированием ПФУ, Фонд будет аккумулировать денежные средства и производить выплату пенсий.
Пенсии по инвалидности будет выплачивать Фонд социального страхования. Пенсии по утрате кормильца также будет финансировать ФСС – Фонд социального страхования Украины.
Пенсии по выслуге лет останутся только для военнослужащих, имеющих выслугу не менее 25 лет. Выслуга будет фиксированной, но взносы, уплачиваемые с фонда оплаты труда, будут перечисляться в двойном размере. По словам министра социальной политики, пенсионные выплаты военнослужащим до 60 лет будут производиться за счет средств Государственного бюджета, свыше 60 лет – за счет средств Пенсионного фонда.
В связи с увеличением пенсионного возраста в Украине стоит отметить, что в нашей стране даже после повышения пенсионного возраста этот показатель остается одним из самых низких в Европе. Например, в ряде стран пенсионный возраст составляет 60-65 лет как для мужчин, так и для женщин, а в Швеции ведется обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста до 75 лет.
Безусловно, не вполне корректно сравнивать социальное обеспечение достаточно благополучной Швеции и только выстраивающей свою национальную экономику Украины. Но постепенный переход на европейские социальные и жизненные стандарты является необходимым условием развития нашего общества на новом качественном уровне.
Цели пенсионного реформирования
Пенсионная реформа, кроме того, что она обусловлена требованиями Меморандума с МВФ, несет в себе механизм поступательного развития социального обеспечения в Украине. Специалисты сходятся во мнении, что пенсионное реформирование принесет ряд положительных результатов, а именно:
- Обеспечит надежность и стабильность пенсионных выплат
- Оптимизирует механизм управления средствами, поступающими в ПФУ
- Стимулирует украинцев отказываться от зарплат в конвертах, чтобы своими взносами обеспечить себе пенсию по возрасту
- Повышает сознательность граждан в части заботы о своем будущем
- Повысит уровень жизни пенсионеров, что является самой главной целью пенсионной реформы.
Забота о пенсионном обеспечении
Одной из целей реформирования является развитие у каждого гражданина чувства ответственности за свое будущее. Перекладывать ответственность на государство, надеясь, что оно будет заботиться о человеке в старости, – несколько безответственно. К сожалению, наше государство пока не в состоянии обеспечить достойное денежное обеспечение пожилых людей.
В стране, где экономика подорвана военными действиями на востоке страны, а также олигархическими и политическими распрями, снимать с себя ответственность за собственное благополучие, мягко говоря, неразумно. Говоря словами классика, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Эта мысль опосредованно заключена в третьей составляющей пенсионной системы, – в добровольном пенсионном страховании.
Для справки: на сегодняшний день в Украине 12 млн пенсионеров, на которых приходится 10 млн работающих граждан. Взносы в виде ЕСВ, который удерживается с фонда оплаты труда, являются источником доходной части бюджета ПФУ. Становится очевидным, что выход из «тени» выплат по заработной плате будет способствовать увеличению объема поступлений в ПФУ.
В минувшем году размер единого социального взноса был существенно снижен. Правительство надеялось таким образом ликвидировать дефицит бюджета пенсионного фонда за счет увеличения притока финансирования. К сожалению, этого не произошло, а дефицит бюджета ПФУ увеличился еще больше.
Пенсионная реформа: таблица выхода на пенсию
Ожидается, что реформирование пенсионной системы принесет пенсионерам стабильность и повышение размера пенсии.
Пенсионная реформа для работающих пенсионеров
Для работающих граждан пенсионная система принесет четкое понимание, что ждать при наступлении пенсионного возраста, в каком возрасте он наступит в зависимости от года рождения. Пенсионное реформирование также даст возможность работоспособным гражданам активно участвовать в добровольном пенсионном страховании, чтобы подготовиться к выходу на пенсию и обеспечить себе благополучную старость.
Со стороны государства для работающих, которые рассматриваются как потенциальные пенсионеры, следует ждать дальнейших шагов по реализации пенсионной реформы, улучшению администрирования финансовых потоков и стимулированию работодателей проводить регулярные отчисления в ПФУ.
Пенсионная реформа 2019: таблица выхода на пенсию и новые законы
Узнайте: какие нововведения ждут украинцев с приходом новой власти?
Изменится ли что-нибудь для пенсионеров с приходом новой власти? Чего ждать госслужащим, педагогам и людям других профессий, а также работающим пенсионерам? Узнайте: что будет представлять собой новая пенсионная система и кого могут коснуться грядущие изменения. Давайте поговорим об этом более детально. Ведь скоро может стартовать новая пенсионная реформа.
Пенсионная реформа 2019: последние новости, Украина
Дискуссии избранников относительно пенсионной реформы в Украине от политической силы «Слуга народа» уже имели место в 2019 году. Соцэксперты сообщили о своих дальнейших намерениях. Изменения касаются не только людей, которые уже находятся на пенсии, но и будущих пенсионеров.
В планах нового правительства – осовременивание и запуск второго этапа пенсионной реформы. Будут обязательные накопительные пенсии, которые предполагают их постоянное формирование в негосударственных ПФ. То есть украинцы должны будут обязательно ежемесячно отчислять часть денег из своей заработной платы в пенсионный фонд (далее – ПФ).
Однако ввиду нестабильной экономической ситуации в Украине запуск второго этапа полноценной пенсионной реформы пока под сомнением. Эта идея, вероятно, найдёт своё воплощение и эффективность. Но только при успешных темпах роста экономики страны. При благоприятном прогнозе это произойдет, скорее всего, не раньше, чем через 3-4 года.
Когда у нас внедрят обязательные накопительные пенсии, пока неизвестно. Несомненно, украинский пенсионный законопроект нуждается в усовершенствовании. Эффективность работы накопительной пенсионной системы возможна только в случае экономической стабильности. Если украинцы будут защищены от инфляций, о чём говорить пока ещё слишком рано, тогда они смогут быть уверенными в завтрашнем дне.
В Европе, к примеру, есть страны, в которых пенсионные системы организованы на высшем уровне. Так, лучше всего живется пенсионерам Норвегии, Нидерландов, Финляндии и Дании. Здесь люди преклонного возраста и будущие пенсионеры могут быть спокойны относительно пенсионного соцобеспечения.
А вот экономике нашей страны пока что не хватает защиты накопленных средств от возможных инфляций. Наши законы далеки от совершенства. Новая пенсионная программа может формировать свои требования. Однако говорить о внедрении второго этапа пенсионной реформы пока рано. Ведь украинцам не хватает еще и прозрачности.
Как правило, многие сотрудники различных организаций работают неофициально. Некоторые физлица-предприниматели не хотят платить за наемных работников налоги. В результате страдает пенсионное страхование. А теневая экономика по-прежнему процветает.
С 1.01.2019 года новый размер минимальной заработной платы составляет 4 тыс. 173 грн. В связи с этим поменялся и размер налогов, которые должны платить работодатели. Однако у нас в стране легальные схемы легко превращаются в нелегальные.
Несмотря на то, что украинское законодательство за неоформленные трудовые отношения предусматривает штрафы, предприниматели пренебрегают законами, уклоняясь от пенсионного страхования наемных работников. Многие украинцы работают, не имея декретных, выпускных и больничных. В некоторых случаях — даже гарантированной заработной платы.
Тогда о каком пенсионном обеспечении может идти речь? Что ожидает будущих пенсионеров, если сегодня для многих работающих в Украине людей пенсионные сроки размыты? Здесь имеется ввиду то, что украинские граждане не имеют чёткого представления о своем пенсионном будущем.
Сегодня не все работодатели платят страховые взносы. Многие украинцы не могут позволить себе делать пенсионные взносы ввиду низких заработных плат. Так что говорить о достойных пенсиях пока рано.
Кроме этого, основным камнем преткновения нынешней пенсионной системы является неэффективная работа государственного ПФ. Еще в 2017 году с помощью пенсионной реформы политики пытались сбалансировать работу госсистемы.
Однако и в прошлом, и в настоящем старые и новые парламентарии пока так и не определились, стоит ли создавать орган, который будет заниматься пенсиями. Этот пенсионный вопрос пока отложен до 2020 года.
Пенсионная реформа в Украине: страховой стаж
В большинстве своём в Украине на пенсию выходит те украинцы, у которых есть 25 и более лет стажа. Однако никому не помешает знать, какой страховой стаж (оплаченные страховые взносы в ПФ) у вас лично.
Страховой стаж стал особенно важен для начисления пенсии с 1.01.2004 г. С тех пор трудовая книжка перестала подтверждать страховой стаж. Основным фактором при перерасчете пенсии стал тот стаж, который был оплачиваемым.
То есть, если работодатель исправно платил страховые взносы в ПФ, то и пенсия будет начислена соразмерно этому. К сожалению, некоторые предприниматели шли и продолжают идти на хитрость: они не платили и не платят пенсионные страховые взносы. В результате таких нерадивых манипуляций страдают наемные работники.
Не исключено, что с 2020 года будущие пенсионеры смогут добровольно выходить на пенсию. Это новшество может стать актуальным не только после достижения пенсионного возраста, но и до этого.
На сегодняшний день досрочный пенсионный выход приемлем только для людей «вредных» профессий. Для госслужащих-женщин возрастной ценз составляет 60 лет, мужчин – 61 год. После достижения этого возраста люди, работающие на государственных должностях, обязаны уйти на пенсию.
Специалисты по соцвопросам предполагают, что запуск второго этапа пенсионной реформы возможен в 2020 году. И благодаря этому люди возрастом до 40 лет смогут накопить достойную пенсию.
Виктор Колбун, экс-заместитель главы ПФ считает, что размер пенсии у человека, который досрочно вышел на пенсию, должен быть меньше, поскольку он внёс меньше денег в общий резерв пенсионной системы.
Безусловно, индексация доходов украинского населения нуждается в реформировании. Экономисты говорят, что сложнее всего сохранность покупательскую способность накопительных пенсий будущих пенсионеров на протяжении 30-35 лет.
Эксперт Галина Третьякова считает, что этого можно достичь, если у нас в стране будет развито кредитование негосударственными ПФ частного бизнеса, будет работать фондовый рынок и будущие пенсионеры станут самостоятельно оплачивать пенсионные взносы.
Таблица выхода на пенсию женщин Украины и мужчин
Существующий закон диктует постепенное повышение пенсионного возраста для женщин. Каждый год он увеличивается на 6 месяцев. С 2019-го года пенсионный возраст для женщин составляет 59 лет, для мужчин — 60. В конечном итоге к 2021-му он будет составлять для украинских женщин 60 лет.
Время отсчета пенсионного возраста напрямую связано с датой рождения. Так, в 2019 году идут на пенсию в 59 лет те женщины, которые родились не позже 30.09.1960. Верховная Рада Украины может внести новый пенсионный возраст, но только для женщин. Для мужчин этот вопрос пока не рассматривается.
Таблица выхода на пенсию женщин Украины
В последнее время в сети интернет появились слухи о том, что пенсионный возраст отменят. Новое правительство действительно рассматривает этот вопрос. ВРУ планирует рассмотреть законопроект, который отсрочит повышение пенсионного возраста для украинских женщин до 2022 г.
Правда, вернуть выход на пенсию в 55 лет для женщин достаточно сложно. Со слов экспертов, если это сделать, то сразу появится большое количество людей, которые должны будут выйти на пенсию.
Придется выплачивать пенсии женщинам-учителям, медикам и украинкам других профессий 55-ти, 56-ти, 57-ми и 58-ми лет. Для этого необходим резкий скачок в выплатах, ввиду чего в ПФ возможно возникновение дефицита средств. Кроме этого, новое поколение вышедших на пенсию людей в 59 и 60 лет, сможет требовать компенсацию за утерянное время выплаты пенсий.
Старший научный сотрудник Института демографии и научных социсследований им. М. Птухи НАН Украины Лидия Ткаченко считает, что снижение пенсионного возраста может привести к тому, что некому будет работать.
Тем временем эксперт по соцвопросам Галина Третьякова уверена, что украинцы должны выходить на пенсию тогда, когда сами пожелают. Она имеет ввиду то, что имея 35 лет стажа в 55 лет, желающий может оформить пенсию и не работать.
И если кому-то в 70 лет захочется трудиться и получить пенсию, то это также должно иметь место. Некоторые специалисты поддерживают такое мнение. Другие не разделяют его, придерживаясь точки зрения, что если пенсионер в возрасте работает на руководящей должности, он при желании может продолжать работать на пенсии. Но только должен стать подчиненным, чтобы дать дорогу молодым.
Экс-заместитель главы ПФ Виктор Колбун, анализируя возможные новшества в пенсионной реформе, выражает уверенность в том, что пенсионерам в возрасте нецелесообразно работать на руководящих должностях.
По его мнению, они должны трудиться рядовыми исполнителями, чтобы не лишать перспективы карьерного роста молодых работников. Он также уверен, что это может послужить причиной оттока молодых украинцев на работу за рубеж.
Последние новости о повышении пенсии в Украине
Когда с 1.01.2019 года увеличился размер минимальных заработных плат, повысились пенсии и около 2 млн. пенсионеров. Это новшество коснулось некоторых украинцев. Увеличились пенсии у военнослужащих и тех пенсионеров, которым более 65-ти лет и у них есть полный пенсионный стаж.
1.03.2019 года состоялся автоматический перерасчет пенсий. В сентябре 2019 года стало известно, что украинцам повысят пенсии. Первая волна повышения запланирована на 1.12.2019.
В настоящее время минимальное пенсионное обеспечение соизмеряется в эквиваленте к прожиточному минимуму и составляет 1 тыс. 564 грн. С началом зимы этот размер увеличится на 74 грн. И будет составлять 1 тыс. 638 грн.
Такую пенсию получают примерно 1-1,5 млн. украинцев. Второе повышение запланировано на весну следующего года: 1.03.2020. Повысят пенсии и тем украинским пенсионерам, у которых годы по стажу выше нормы.
Напомним: на сегодняшний день в Украине около 11 млн. пенсионеров. Пенсии по выслуге лет стали получать до 1 млн. человек. Ввиду того, что у нас отменили установление минимально необходимого возраста для начисления пенсии за выслугу лет, эксперты в области социсследований оценивают увеличение числа пенсионеров, у которых выслуга лет, на 20 тыс. человек в среднем.
Источники:
http://ukraina.ru/exclusive/20181017/1021441937.html
http://maanimo.com/helpful/142461-pensionnaya-reforma-v-ukraine
http://web777.kiev.ua/pensionnaya-reforma-2019-tablitsa-vyihoda-na-pensiyu-i-novyie-zakonyi/