4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плохо читает: как помочь ребенку. Ребёнок плохо читает

Ребенок плохо читает: причины трудностей, как это исправить

Проблема чаще касается начальной школы, поскольку в это время выявляются и лечатся все неврологические отклонения, а также идет интенсивная проработка навыка. Что делать, если школьник плохо читает, какие на это есть причины?

Ребенок плохо читает — возможные факторы

Развитие малыша начинается в животике мамы, поэтому причины следует искать с самого начала. Беременность — самое ответственное время, так как идет формирование головного и спинного мозга, внутренних органов, нервной системы.

Если плод страдал от гипоксии, будущая мама болела с повышением температуры тела, скорее всего, были повреждены важные области мозга и нервная система, отвечающие за считывание и усвоение информации.

Кроме того, причиной служат сложные роды, низкая физическая активность ребенка, плохой уровень моторных навыков, пренебрежение общением с малышом. Наиболее известные причины, почему ребенок плохо читает:

  • неправильная система образования — школьнику трудно справиться со школьной программой
  • специфические трудности в обучении — дислексия, дизортография, дисграфия
  • нарушение развития речи
  • проблемы со слухом или зрением
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  • аутизм
  • эмоциональные расстройства — депрессия, тревожность, школьная фобия, посттравматический шок.

Прежде чем улучшать навык чтения, необходимо точно определить фактор, мешающий правильно развиваться в этой области. Ребенку может понадобиться соответствующее лечение, которое быстро приведет к успеху.

Если замечено плавное снижение скорости чтения, причина может заключаться и в неуверенности в себе. Помогите ребенку преодолеть страхи, постарайтесь внушить, что плохое чтение — не признак отстающего, а лишь временная трудность, преодолеть которую можно с помощью регулярных упражнений.

Страх неудачи на уроке литературы приводит к соматическим заболеваниям, таким как боль в животе и тошнота. Это первые сигналы того, что трудности ученика игнорируются взрослыми, отсутствует поддержка или родители завышают «планку» касаемую школьных оценок.

Проблемы со здоровьем могут и отсутствовать, в этом случае ребенок развивается по собственному, генетическому плану, но посещение специалиста все же требуется, поскольку малыш мог унаследовать скрытое расстройство.

Ребенок медленно читает — что это значит?

Основные симптомы выявляются на технике чтения, где учитывается скорость, выразительность речи, количество и тип совершенных ошибок, понимание текста. Для каждого класса и полугодия свои нормы техники, небольшие отклонения являются вариантом нормы:

  • первый класс — 40 слов в минуту
  • второй — 60 слов
  • третий — 80 слов
  • четвертый — 100 слов

Специалисты разделяют ошибки чтения на разные группы. Есть дети читающие быстро, но не понимающие смысла текста, тогда подозревается функциональная безграмотность.

Если школьник путает похожие буквы, порядок слогов, это может быть признаком обычной усталости, а в худшем случае дислексии или дисграфии. Придумывание окончаний словам профессионально называют аграмматическими ошибками, указывающими на дислексию.

Проблемы с чтением — как помочь ребенку?

Понаблюдайте за ребенком, есть ли регресс или наоборот, медленное, но улучшение. Плавное становление техники, хороший знак того, что ребенок скорее здоров, чем болен. Ухудшения, даже незначительные — повод обратиться к врачу для постановки точного диагноза.

Чтобы ускорить медленное чтение у здорового школьника начальных классов, достаточно ежедневно проводить специальное занятие по 10 — 15 минут.

Педагогическая терапия не только решает данную проблему, но и улучшает другие важные составляющие, например, зрительную память, концентрацию внимания. Также она мотивирует к обучению, положительно влияет на восприятие информации. Упражнения, которые помогут:

  1. Деление слов на слоги
  2. Чтение слогов изображенных на бумаге и экране c чередованием размера шрифта — от меньшего к большему и наоборот
  3. Чтение слогов из 3 — 4 -х букв на время
  4. Разбор длинных слов, а затем, чтение вместе с родителем
  5. Чтение слов только с определенной буквой или слогом
  6. Пересказ информации
  7. Сочинение собственных коротких произведение и их запись
  8. Поиск букв, слов родного языка среди иностранного
  9. Знакомство со стихами, подбор рифмы
  10. Неспешное чтение текста по ролям с выделением интонации героев
  11. Ежедневное изучение длинных слов в течение 15 минут
  12. Ответы на вопросы взрослого, после прослушивания текста.
Читать еще:  Картонный меч. Как сделать из бумаги меч своими руками

Кроме перечисленного вы можете приобрести книги, составленные для данной цели, обратиться к учителю с просьбой позаниматься с ребенком или нанять репетитора.

Во время занятий важно учитывать настроение ученика, если он не желает заниматься, результат будет минимальным. Включите воображение, упражнения в виде веселой игры или с подвижными элементами, значительно улучшат стремление научиться читать также быстро, как сверстники в школе.

Ребёнок плохо читает

Чтение – это первое, что волнует родителей при подготовке ребёнка к школе. Обычно, если ребёнок хорошо читает, считается, что к школе ребёнок готов. Мы в данной статье не будет опровергать это миф, у нас это есть в другой статье о школьной зрелости. Здесь же мы поговорим о том, что процесс обучения ребёнка чтению не в каждой семье идёт быстро и легко. Иногда родители сталкиваются с определёнными трудностями:

* ребёнок с трудом запоминает буквы, постоянно путает их;

* буквы знает, но никак не поймёт, как их складывать в слова;

* читает очень медленно, по слогам, часто догадываясь по первым буквам, какое слово перед ним, и, естественно, не всегда угадывает;

* не понимает смысла прочитанного, не может ответить на вопросы о том, что прочитал;

* не любит читать, избегает чтения;

* не может читать вслух (начинает сбиваться дыхание, появляется заикание и другие речевые проблемы).

Если все эти трудности у ребёнка-дошкольника не вызывают особую тревогу у родителей, то родителей первоклассников, а, тем более, второклассников, и далее, это очень беспокоит. И это понятно, ведь в начальной школе традиционно проверяют скорость чтения, и быть в числе отстающих очень неприятно. Но главная проблема даже не в этом. От навыка чтения напрямую зависит успеваемость ребёнка в школе. Ведь, чтобы решить задачу по математике, например, надо сначала её прочитать. Причём, прочитать правильно, безошибочно. И надо её понять. Следовательно, если с этим проблема, то и успеха в математике (а не только в чтении и письме) добиться трудно. Мы уж не говорим о тех предметах, где нужно читать целые параграфы… Кроме того, чтение развивает вербальный интеллект, тренируя речевые зоны мозга.

Как обычно решают данную проблему?

Учителя советуют родителям читать с ребёнком как можно больше, «тренировать» навык чтения. И родители стараются выполнять рекомендации учителя, заставляя ребёнка читать и в выходные, и на каникулах, и даже нанимают репетиторов. Но, как правило, такие меры не только не решают проблему, они её даже усугубляют, вызывая перенапряжение нервной системы ребёнка, и, кроме проявлений невроза и отвращения к чтению у ребёнка, никаких других результатов не добиваются.

Что может лежать в основе плохого чтения ребёнка?

* нарушения в той зоне мозга, которая отвечает за звуко-буквенный анализ (дислексия);

* нарушения зрения (астигматизм);

* страх перед чтением, вызванный неуспехом;

* перенапряжение нервной системы ребёнка (обычно при слишком раннем обучении чтению – до 5 лет).

Естественно, чтобы решить проблему, надо сначала найти её причину. И лучше всего это сделать, обратившись к специалистам – детским неврологу, офтальмологу, нейропсихологу. И, только проведя тщательное обследование, и найдя истинную причину плохого чтения у ребёнка, можно работать над решением проблемы.

Читать еще:  Как носить кюлоты летом. Cовет стилиста: С чем носить брюки-кюлоты

📜 Статья впервые была опубликована на сайте Психологической студии «РОСТ» Санкт-Петербург: https://www.psyrost.spb.ru/single-post/rebenok-ploho-chitaet

© Елена Викторовна и Александр Михайлович Созончук, психологи-психотерапевты, нейропсихологи, Психологическая студия «РОСТ»

🧡Если статья вам понравилась, подписывайтесь на наш аккаунт, ставьте лайк, поделитесь своим мнением в комментариях! Будем рады общению с вами!

Ребёнок читает медленно: что делать? Спросим у специалиста

Родителей часто волнует вопрос: что делать, если ребёнок медленно и плохо читает? А ведь из-за этого он медленнее справляется с уроками, страдает качество усвоения материала, да и ребёнок теряет уверенность в себе… Но если заставлять его бесконечно читать (некоторые родители уверены, что именно бесконечные тренировки помогут), то можно вообще отбить желание читать книги и породить нелюбовь к этому процессу…

Так вот: оказывается, у нас в Витебске преподают «Скорочтение»! 🙂 Поэтому мы решили обратиться к профессионалам и узнать, что делать в такой ситуации. И дать родителям ценные рекомендации, как правильно заниматься дома с ребёнком, чтобы помочь ему научиться быстрее и с удовольствием читать. Передаём слово педагогу, коучу-тренеру по курсу «Скорочтение» Центра образовательных услуг «НолиджЛэнд» Наталье Абазовской.

«Кажется, что всё просто, но это действительно сложный процесс»

С вопросом медленного чтения я столкнулась, когда мой ребёнок пошел в 1-й класс. Мне, как и многим взрослым, казалось, что чтение – это так здорово и интересно. Но на самом деле практически все мы – взрослые – ошибаемся, когда речь идет об обучении ребёнка чтению.

Нам кажется, что чтение – это легко, это же просто прочитать буквы, а их не так много, соединить их в слоги, а затем и в слова. Но мы забываем, что чтение – очень сложный процесс, в котором задействовано большое количество нейронных связей.

У некоторых детей скорость созревания определенных зон головного мозга и готовность читать появляются только после 8 лет и позже. А мы отдаем детей в школу с 6 лет, и все (и учителя, и родители) надеемся, что ребенок уже готов и может читать, но просто не хочет. Потом многие сталкиваются с ситуацией, когда дети тратят на домашние задания целых 4 часа, а то и шесть. Основная причина – дети читают очень медленно, а медленное чтение не позволяет качественно запоминать и воспроизводить материал.

Почему так?

Если ребенок читает медленно, для этого есть причины. Перечислю лишь некоторые из них, которые характерны для большинства детей (хотя для каждого ребенка педагог нашего центра проводит индивидуальную диагностику).

  1. Небольшой словарный запас ребенка.

Если слова, которые ребенку попадаются в тексте, ему незнакомы и непонятны, это замедляет процесс чтения и усвоения текста.

  1. Низкая концентрация внимания.

Многие дети часто отвлекаются от чтения, что замедляет скорость и в дальнейшем приводит к невозможности воспроизвести прочитанное.

  1. Малый угол оперативного поля зрения.

Поле зрения – участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Если у ребенка малое поле зрения, то его глаза делают много фиксаций, что также замедляет чтение и мешает восприятию текста.

Фото из открытых источников

  1. Слабо развитый артикуляционный аппарат.

Часто медленно читают те дети, у которых ранее были проблемы с развитием речи, кто занимался или продолжает заниматься с логопедом.

  1. Низкий уровень развития памяти.

Развитие техники и скорости чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино.

Возвратные движения глаз (регрессии) нарушают правильность чтения. Часто дети совершают возврат к уже прочитанному тексту, что заметно снижает скорость чтения, а также мешает его осознаванию и дальнейшему воспроизведению.

Читать еще:  Выкидыш. Почему это случается? Как происходит выкидыш

Чем можно помочь?

Можно ли научить ребенка быстро читать без потери качества прочитанного? Конечно, можно, но для этого понадобятся усилия, прежде всего, родителей.

На своем опыте я поняла, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Так как по образованию я учитель, магистр педагогики, я стала искать специальные упражнения, которые могли бы помочь моему ребенку. Многие из этих упражнений я применяю и сейчас, помогая детям освоить навык быстрого чтения в центре образовательных услуг Knowledge Land.

Во время занятия в образовательном центре

Совместно с другими педагогами центра был разработан авторский курс «Скорочтение для детей и подростков». Этот курс направлен, в первую очередь, на увеличение скорости чтения минимум в 2 раза. Но достичь такого результата обычным чтением, заставляя ребенка читать (не забывайте, что ребенку читать СЛОЖНО в возрасте 6-8 лет) невозможно. Поэтому в наш курс включены не только специальные упражнения по освоению навыка быстрого чтения, но и упражнения на повышение концентрации внимания, на развитие гибкости и нестандартности мышления, увеличения словарного запаса.

Ученик центра и его результат!

Каждое занятие состоит из нескольких блоков: в том числе интеллектуальные задания на активизацию работы головного мозга, упражнения на развитие наблюдательности и концентрации внимания; упражнения для развития памяти и познавательных процессов; работа с информацией и текстами, освоение приёмов и техник скорочтения; расширение словарного запаса, упражнения и игры на развитие речи.

В 2018 году мы выпустили авторское пособие по этому курсу и теперь наши занятия стали еще более интересными и увлекательными. Дети с удовольствием приходят к нам, ведь это не скучный урок, а интерактивная игра, которая помогает каждому ребенку получить устойчивый результат.

Что родители могут делать дома?

Приведу несколько упражнений, которые вы можете использовать дома, чтобы устранить некоторые причины медленного чтения.

  1. Таблицы Шульте в различных вариантах

Таблицы Шульте (таблица случайно расположенных чисел, обычно размером 5×5 элементов, состоит из цифр или букв) можно найти в интернете и распечатать. Вариант данного упражнения «Цветные числа». Необходимо за 1 минуту найти все числа от 1 до 40 (проделайте это упражнение от 1 до 40, а затем в обратном порядке – от 40 до 1). Данное упражнение также направлено на развитие периферийного зрения, повышения концентрации внимания.

  1. Чтение с буквами разного размера способствует улучшению памяти и организации внимания.

ЕсЛи взгЛЯнуТь ОСеНЬю На бесКРаЙнЮю нАШу СТраНУ с НеБа, кОНца-КРая НаШЕй ЗЕмЛи ВСё рАВНо Не УВиДишЬ. И пОКАжЕТсЯ с таКоЙ ВыСОТы, ЧтО вСЯ нАШа зЕмЛЯ в ДВИжЕНиИ. ЧтО-То дВИгаЕТся нАд ЛЕсАми, сТЕпЯМи, гОРамИ, МоРЯми… ЭтО БЕсчИСленНЫе пТИчьИ сТАи. НаШИ пЕРЕлёТНыЕ пТИцы пОКиДаЮТ роДИнУ — лЕТяТ нА зИМоВКу. НЕкОтОРые, кОНЕчнО, оСТАютСя: вОРОбЬи, гоЛУби, ГАлкИ, сНЕгиРи, чИЖи, СиНИцы, дяТЛы.

  1. Упражнение для устранения регрессий (возвратных движений глаз). Вам понадобится полоска бумаги, закрывающая строки текста выше того места, где читает ребенок. Пусть ребенок (возможно, с Вашей помощью) сдвигает полоску вниз и старается прочитать строки текста до того, как лист их закроет.

Это лишь несколько упражнений, применяя которые родители могут помочь ребенку постепенно развивать навык быстрого чтения. Однако для получения устойчивого результата необходимы систематические занятия, которые предлагает наш центр.

Педагоги и ученики курса «Скорочтение»

Мы постоянно проводим ознакомительные занятия для детей и родителей, на которых каждый желающий может познакомиться с нашей методикой обучения быстрому чтению. С удовольствием приглашаю всех в центр Knowledge Land на пробное занятие по курсу «Скорочтение». Запись на пробное занятие +375 33 3460621 или +37529 814 61 88.

Источники:

http://maminmayak.ru/rebenok-ploho-chitaet-prichinyi-trudnostey-kak-eto-ispravit/
http://www.b17.ru/article/rebenok-ploho-chitaet/
http://www.nashvitebsk.by/child/rebyonok-chitaet-medlenno-chto-delat-sprosim-u-spetsialista/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector