Почему дети не хотят жить. Почему наши подростки не хотят жить
«Мой ребенок не хочет жить…»
Почему подростки совершают попытки самоубийства? В самом прекрасном цветущем возрасте, когда впереди еще столько открытий, любви и счастья, что, казалось бы, нужно жить да радоваться, дети принимают страшное решение добровольно уйти из жизни. Каким потрясением и шоком это становится для родителей юных самоубийц, невозможно передать словами. Мир буквально взрывается, раскалывается на две части: до и после. Вынужденные до конца жизни нести тяжелый груз вины, неутихающей душевной боли, раскаяния и сомнений, близкие люди переживают этот страшный момент вновь и вновь, не находя ответов на мучительные вопросы: «Почему мы не уберегли свое дитя? Можно ли было предотвратить трагедию? Кто виноват в случившемся?».
Попытки добровольного ухода из жизни в большинстве случаев действительно можно вовремя предсказать, а значит, и предотвратить. Суицид не происходит внезапно: от возникновения мыслей о самоубийстве до воплощения страшного замысла всегда проходит некоторое время. Иногда несколько часов или дней, иногда – месяцы и даже годы. Причем до совершения суицида подросток обычно выражает свою боль и протест в иной форме: уходит из дома, бросает учебу, совершает несвойственные ему антисоциальные поступки, разрывает все связи, начинает употреблять алкоголь или наркотики, раздаривает любимые вещи, прямо или косвенно сообщает окружающим о намерении уйти из жизни. Ребенок отчаянно ищет спасительную «соломинку», за которую можно было бы ухватиться. Испробовав все доступные способы и потерпев неудачу, он решается на самоубийство. Суицид – это последний отчаянный шаг, к которому прибегают дети, чей крик о помощи прозвучал в пустоту, не был своевременно услышан.
Если поведение ребенка вызывает у вас тревогу, если вы обнаружили записи, личные дневники, письма или запросы в поисковых системах, указывающие на то, что подросток планирует уйти из жизни, и, в особенности, если он прямо заявляет, что не видит смысла в своем существовании и хочет умереть, не упускайте драгоценное время! Бейте в набат – пока еще не поздно, пока можно помочь подростку, заблудившемуся, запутавшемуся в жизни. Не думайте, что ребенок «мается дурью», «перебесится», «перерастет». Помните, что только квалифицированная и своевременная психологическая, а иногда и медицинская, помощь специалистов поможет решить эту серьезнейшую проблему.
Трудный возраст
Исследования проблемы подросткового суицида показали, что самым опасным является возраст 10-14 лет: ребенок переживает острый возрастной кризис, сопровождающийся рефлексией, острым недовольством собой, своими способностями, возможностями и внешностью, поиском ответов на «извечные» вопросы: «Кто я? Зачем я живу? В чем смысл существования?». К тому же, подростки часто романтизируют смерть, чему в немалой степени способствуют молодежные субкультуры, продукция современной киноиндустрии, пропаганда суицида в социальных сетях и средствах массовой информации, месяцами смакующих подробности самоубийств известных людей. Ребенок пока еще не понимает, что смерть – это конец всего. Суицид представляется подростку способом быстро избавиться от душевной боли, сбежать от проблем, а смерть кажется переходом в некую иную форму существования.
Истинные попытки суицида редко встречаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это связано с тем, что маленькие дети практически полностью зависимы от родителей, у них только начинается процесс самоидентификации, поиска своего «Я», а потому мысль, что можно причинить боль самому себе или, в особенности, совершить попытку ухода из жизни, пока не приходит им в голову. С 14-летнего возраста число подростковых суицидов резко возрастает, достигая максимального пика в 16-19 лет. Хотя девушки в три раза чаще пытаются наложить на себя руки, две трети попыток, завершившихся смертью, приходится на юношей. Связано это с тем, что мальчики обычно выбирают жесткие экстремальные способы: прыжки с высоты, повешение, отравление сильнодействующими ядами.
Почему дети решаются на этот отчаянный шаг? В подавляющем большинстве случаев причиной становятся конфликты в семье, потеря доверительной связи с самыми близкими людьми – матерью и отцом, дефицит любви с их стороны, отсутствие поддержки и взаимопонимания, чувство одиночества, сомнения в собственной ценности. На втором месте этого печального рейтинга – проблемы в школе, включающие в себя плохие оценки, конфликты с преподавателями и травлю со стороны сверстников. Чем старше ребенок, тем чаще причиной попыток наложить на себя руки становится несчастная любовь и проблемы в сексуальной сфере.
В своей работе психологи очень часто сталкиваются с тем, что субъективное восприятие подростков очень сильно отличается от той реальной ситуации, которая существует. Например, родители говорят о том, что в семье много уделяется внимания детям, что все выходные проводятся вместе, что все сделано для того, чтобы у их отпрыска была хорошая модная одежда и гаджеты «не хуже, чем у других». Но нечаянно брошенные фразы в беседе с психологом, результаты психологической диагностики, рисунки, которые создает подросток, – все выражает крик о ненужности и непонятности.
Отчасти это происходит потому, что у подросшего ребенка другие критерии любви. Ему может казаться, что запреты и критика родителей, выставление требований к выполнению домашних обязанностей и школьной успеваемости, – придирки. На приеме психолога 14-летний мальчишка, попавший в кабинет специалиста после демонстративной суицидальной попытки, сказал: «Её (мать) волнует только то, что у меня в дневнике и в комнате, а на то, что у меня в душе ей плевать». Неправильное восприятие реальности и сильные душевные переживания приводят к тому, что подросток находит все новые и новые доказательства того, что он ничего не значит для окружающих, что «всем будет легче без него». День ото дня растет уверенность, что ничего изменить нельзя.
Наиболее важный фактор, который приводит к попыткам наложить на себя руки – чувство безнадежности. Ребенок не видит другого выхода, не знает, что его проблемы могут быть решены.
Как отличить истинное намерение от манипулирования?
Различают три вида суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Демонстративное суицидальное поведение носит театральный характер. Это форма эмоционального шантажа, с помощью которого ребенок пытается манипулировать окружающими, чтобы получить их интерес и внимание, добиться сочувствия, уйти от наказания за совершенный проступок, отомстить за нанесенную обиду. Если дело заходит дальше угроз, то попытка самоубийства происходит в явном расчете на спасение и редко заканчивается смертью.
Аффективный суицид носит спонтанный характер и всегда происходит в моменты сильнейшего психоэмоционального напряжения, на пике негативных эмоций. Суицид в состоянии аффекта может быть спектаклем, рассчитанным на «благодарных зрителей», но также может оказаться хоть и мимолетным, но истинным намерением. Предсказать эти попытки сложнее всего.
Наиболее опасным является истинный суицид, который чаще всего приводит к смерти. В этом случае подросток долго вынашивает замысел, ищет самые эффективные способы уйти из жизни, выбирает время и место, где ему не смогут помешать. При демонстративном суицидальном поведении обычно используют отравление неядовитыми веществами, порезы вен, имитацию попыток повешения. При истинном – в подавляющем большинстве случаев выбирают самоповешение и прыжки с высоты.
Распространенный миф гласит: человек, действительно собирающийся наложить на себя руки, не говорит об этом, не демонстрирует свои намерения, наоборот, тщательно скрывает их, молчит. Это не так. Большинство подростков, которые собираются покончить с собой, предупреждают об этом окружающих: прямо или намеком. Потому нельзя оставлять без внимания любые слова или фразы, свидетельствующие о желании свести счеты с жизнью. Даже если вы понимаете, что ребенок прибегает к эмоциональному шантажу и угрозам с целью напугать, произвести впечатление, обратить на себя внимание, вытребовать поблажки или материальные ценности. Такое поведение – не норма, оно свидетельствует о наличии серьезных проблем. Каких именно? Это сможет установить только специалист.
Если вы не знаете к кому обратится за помощью, начните с посещения психолога. Будьте готовы к тому, что, если уже были попытки суицида и существует хоть малейшая опасность их повторения, вас могут направить на консультацию к психиатру. В этом случае гораздо важнее сохранить жизнь ребенка, чем реноме в глазах окружающих. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее сможете изменить ситуацию.
История из жизни
«После развода Ольга М. воспитывала дочь Марину самостоятельно, без поддержки со стороны отца ребенка. Денег в семье постоянно не хватало, потому женщина была вынуждена несколько лет работать на двух работах, приходила домой поздно вечером и не могла уделять дочери достаточно внимания. По мере взросления ребенка в семье участились конфликты: Марина обвиняла мать в разводе, утверждала, что Ольга М. не позволяет отцу навещать её, упрекала в холодности и безразличии. Во время острых конфликтов в речи девочки мелькали фразы, которым Ольга поначалу не придала значения, считая эмоциональным шантажом: «Лучше умереть, чем так жить!», «Хочу уснуть и не проснуться», и т.д. Ольга всерьез испугалась, когда обнаружила в истории браузера ссылки, которые её дочь забыла удалить: 12-летняя девочка искала в Сети советы, как можно быстро и безболезненно уйти из жизни».
Что в таких случаях делать родителям? Нельзя заниматься нравоучениями, высмеивать подростка, устраивать скандал, выносить проблему на общее обсуждение. В первую очередь, нужно постараться вызвать подростка на доверительный разговор тет-а-тет и предложить вместе посетить центр психологической помощи. Ребенок должен знать, что его проблемы можно решить.
Поговорив с дочерью, Ольга предложила вместе съездить в центр психологической помощи, не упоминая, что обнаружила в истории браузера напугавшие её ссылки. На встречах с психологом Марина вначале вела себя замкнуто, «раскрывалась» с неохотой. Девочка признавалась, что дороже и ближе матери у неё человека нет. Вместе с тем, у Марины было острое ощущение, что она лишь обуза для семьи, что именно из-за нее им так тяжело. Случалось, что Ольга в порыве гнева бросала фразы типа: «Если бы не ты, мне бы не приходилось пахать как лошадь. Я все для тебя делаю, а ты даже спасибо мне порой сказать не хочешь».
Мать была обижена на дочь, что та не желает помочь ей хотя бы с домашними хлопотами, а дочь – злилась на то, что единственный родной человек как будто не замечает ее, не видит ее слез и переживаний, «даже в кино со мной ни разу не сходила». Встречи с психологом иногда проходили только с девочкой и были направлены на стабилизацию ее эмоционального состояния, иногда – только с матерью, где разбирались семейные конфликты и пути выхода из них, а чаще – совместно, чтобы помочь научиться понимать друг друга. После работы со специалистом доверительные отношения матери и дочери удалось восстановить, после чего депрессия и суицидальные мысли больше не возвращались к ребенку».
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
Почему наши подростки не хотят жить?
Надя
Девочка вырвала из тетрадки листок и написала: «Я больше не хочу жить. В этом мире все неправильно. Я совсем одна и никому не нужна и не буду нужна никогда. Поэтому лучше не жить. Надя».
Вершина айсберга
Интернет, особенно в последнее время, наводнен информацией о подростковых суицидах (этим иностранным словом все чаще называют самоубийство — и становится как будто бы не так страшно). Всплеск интереса вызван прежде всего появлением так называемых групп смерти в соцсетях — когда подростков склоняют к определенному поведению, действиям, а в конце этих ритуалов — к самоубийству.
Но еще в 2013 году Роскомнадзор объявил: Россия занимает первое место в Европе по числу самоубийств детей и подростков!
Число покончивших с собой ребят в разных изданиях называется разное. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова озвучила данные: количество подростковых суицидов выросло в 2016 году на 60 % по сравнению с 2015-м. Газета «Коммерсантъ», опираясь на официальные данные Следственного комитета, возражает: «в 2015 году совершено 685 суицидов, в 2016 году — 720. Рост составил 5 %».
Даже если эти цифры не занижены, вдумаемся: только за два года ушли из жизни почти полторы тысячи российских подростков. Это ровно 56 классов! Столько учеников в двух не слишком больших череповецких школах, где по два-три класса в параллели.
Горько. Невыносимо больно.
Но это лишь самая верхушка айсберга. По оценкам специалистов, число попыток самоубийства превышает число завершенных суицидов минимум в 10 раз. А это значит, что пытались уйти из жизни (но, к счастью, остались живы) более 7 000 девочек и мальчиков России. В Череповце правоохранительные органы ежегодно фиксируют 4 — 6 попыток суицида (на самом деле их еще больше), возраст ребят — от 13 до 17 лет.
Специалисты знают: самоубийство не совершается «вдруг» — ему предшествует немало событий.
Надя
Надя не любила шумные компании, предпочитая им чтение, в крайнем случае хороший фильм. В книгах и фильмах добро, как правило, побеждало, сильные и смелые герои боролись за справедливость — и справедливость торжествовала. Может, Наде просто попадались такие книги.
В жизни было как-то не так.
Надя жила с мамой, от отца они ушли, когда ей было года четыре. Она помнила, как они уходили: отец лежал пьяный на кровати, кричал и ругался, чего-то требовал. Было страшно. Мама с каменным лицом молча собирала вещи, торопливо засовывала одежду в дорожную сумку, они вышли на площадку, мама заперла дверь.
Все игрушки остались в квартире отца. Но испуганная Надя даже не попросила взять хоть одну: она чувствовала мамино внутреннее напряжение и побоялась напомнить о себе.
На улице было темно и метель бросала снег в лицо.
Жить они стали у дедушки. Надя не понимала, почему все изменилось, а спросить не решалась. Мамино лицо теперь постоянно было как каменное, и Надя, подходя к маме, чтобы приласкаться, почти всегда слышала: «Мне некогда, поиграй сама, ты уже большая». И у Нади внутри снова становилось темно и холодно, как в ту метельную ночь.
«Чего им не хватает?!»
Современные подростки. Никто, за редким исключением, не голодает, все одеты-обуты, все учатся в школе (по крайней мере, возможность такая есть, даже учебники всем выдают бесплатно), общаются в соцсетях или лично. «Чего им не хватает?!» — восклицают порой раздраженные взрослые. Так чего же? Почему уже дети 9 — 11 лет попадают в зависимость от компьютера, молодеют алкоголизм и наркомания, а в подростковой среде столько агрессии?
Самоубийство — это тоже агрессия. Только направленная на себя.
Надя
Мама работала много, возвращалась поздно. Строго спрашивала, готовы ли уроки, неодобрительно качала головой, если Надя еще не закончила работу. Училась девочка хорошо, но мама никогда ее не хвалила: еще зазнается, сладу не будет. Учителя ставили старательную Надю в пример одноклассникам, но им такой пример не слишком нравился: куда как веселее сбежать с урока на улицу, особенно весной, или завалиться всей гурьбой к Дашке (ее родители не очень ругались, когда обнаруживали следы присутствия большой компании в доме).
Близкой подруги у Нади никогда не было. Иногда она горевала об этом, иногда думала: так спокойнее, больше свободного времени, можно почитать. Да и не готова она была делиться сокровенным, так ее всегда учила мама — ничего о себе не рассказывать, и Надя привыкла.
Она завидовала Дашке: та жила легко, не парилась из-за двойки или резкого замечания учительницы. «Как с гуся вода!» — осуждающе говорила классная, а Надя понимала, что хотела бы быть такой же — не переживать, не плакать ночами в подушку, страдая от всего: от одиночества, грубого слова в трамвае, насмешливого взгляда. Все было больно, иногда настолько, что не хватало воздуха.
Праздником было общение с любимой учительницей, Нина Васильевна тоже любила иногда поговорить с Надей.
«Если даже мама меня не любит»
Если же родители заняты только своими проблемами, их сын или дочь чувствуют себя отвергнутыми, ненужными. Это приводит к трудностям в общении с другими людьми («Если даже мама и папа меня не любят — никто другой не полюбит тем более» — так рассуждают дети).
Не так давно публикации о «группах смерти» в Интернете, призывающих подростков к самоубийству, вызвали среди родителей панику. Позднее психологи разъяснили: если у подростка нет серьезных личностных проблем, ему такие группы неинтересны. Разве что нервы слегка пощекотать. Заставить же человека совершить самоубийство через Интернет невозможно — если только у самого человека нет к этому предпосылок.
Специалисты череповецкого детского телефона доверия подтверждают: звонков по поводу «групп смерти» практически нет ни от детей, ни от взрослых; лишь однажды позвонил мужчина, спросил, к кому направлять родителей, которые беспокоятся по этому поводу.
Надя
Придя в школу после каникул, Надя узнала, что Нина Васильевна уехала в другой город. Обида и боль захлестнули: любимая учительница даже не позвонила!
В эти дни с ней стала сближаться одноклассница Марина, Надя обрадовалась, оказалось, потребность делиться с кем-то своими переживаниями, шептаться на переменке в ней все же осталась. Но вскоре она услышала, как Марина в компании рассказывает ее откровения, перевирая, высмеивая.
В груди все сжалось, стало не хватать воздуха, Надя отошла, чтобы ее не заметили, с трудом досидела до конца уроков.
А вечером приехала из деревни дальняя родственница, тетя Зина. Увидела Надю и восхитилась:
Ночью Надю душили слезы. Она, как и многие ее ровесницы, ужасалась, глядя на себя в зеркало, но теперь уверилась навсегда: она уродина, каких мало, даже мама это подтвердила. И снова, как уже случалось, подумала: а зачем жить такой ужасной девочке на свете? Друзей нет, радости нет, мама не любит. Пусть живут другие — красивые, счастливые, а она не будет им мешать. Все сошлось.
Дождавшись, когда мама уснет, Надя вырвала листок из тетрадки.
«Я больше не хочу жить. »
Надежда
Девочка Надя осталась жива. Сегодня она жена и мама, вполне успешный специалист.
Но к тем давним своим мыслям и переживаниям она относится без насмешки:
На переднем рубеже
Ранняя профилактика. Об этом говорят все профессионалы: чем раньше начать работу, тем она проходит быстрее и эффективнее. Но как обнаружить подростка, склонного к суициду, подростка в депрессии? (Эта болезнь может протекать настолько тяжело, что человеку покажется легче уйти из жизни, чем терпеть душевную боль.) Внешне это не всегда видно, а слова о бессмысленности жизни взрослые не склонны воспринимать всерьез («Чего им не хватает?!»).
Поэтому на первый план выходят школьные психологи: именно они проводят диагностику состояния учеников и могут выявить проблему вовремя. И либо помочь в решении, либо подсказать родителям, что пора идти к специалисту.
Но в России на одного школьного психолога приходится в среднем 800 детей! В Череповце картина не лучше.
Право жить
В процессе подготовки этой публикации от одного из специалистов я услышала:
Неужели? Врач-психотерапевт Борис Ершов тоже категорически не согласен:
Если подросток говорит о самоубийстве, нужно относиться к этому серьезно. Не пытаться переубедить («Перестань, жизнь прекрасна!»), а понять состояние, которое вызвало эти мысли. Почему мальчик или девочка чувствуют себя одиноко и неуютно в этом мире? Чего им не хватает — любви, внимания, успехов, умения общаться, решать проблемы.
Почему дети не хотят жить. Почему наши подростки не хотят жить
Вам, наверное, известна печальная статистика суицидов среди подростков. К сожалению, такая ситуация не редкость в нашем мире, и если у вас есть ребенок, вы невольно начинаете опасаться и за его будущее. Ведь очень часто родители погибших детей совершенно не подозревали о наличии каких-то проблем у их ребенка, в то время как бедный подросток мучился от непонимания окружающих и всего-навсего хотел поговорить с кем-то, делясь своими мыслями.
Однако не всегда подросток отмалчивается и держит в себе свои мысли, очень часто он наоборот начинает выплескивать всю свою агрессию на домашних, напрямую говоря о том, что не хочет жить. И неизвестно еще, какой вариант развития событий лучше. Конечно, сейчас вы, так скажем, знаете врага в лицо и можете придумать немало способов, чтобы побороться с ним. Причины, побуждающие подростка говорить направо и налево о том, что он собирается умереть, обычно одни и те же.
1) В первую очередь, это нехватка внимания. Подросток вовсе не желает умирать и никогда не собирался поканчивать жизнь самоубийством. Ему всего лишь хочется с кем-то обсудить свои проблемы, рассказать все, что накипело. Но возможно, в его окружении нет людей, с которыми можно было бы поделиться мыслями. Или же они есть, но понимают его совсем иначе, нежели ему хотелось бы.
Очень часто в подростковом возрасте детям начинает казаться, что они особенные, не такие, как все остальные, и весь окружающий мир враждебен, чужд и настроен против них. Поэтому желание покончить с собой обозначает обиду на весь белый свет. Подросток думает, что его не принимают здесь, на земле, поэтому желает уйти отсюда. Но внутренний страх и неуверенность в правоте своих суждений не позволяет ему сделать это страшное деяние. Высказанные вслух фразы о том, что он хочет смерти – это некий крик души, призыв о помощи. Подросток хочет, чтобы его, во что бы то ни стало, убедили в обратном, утешили, успокоили.
2) Иногда разговоры о самоубийстве – это последнее предупреждение. К сожалению, нередки случаи, когда после подобных речей подросток действительно совершал этот поступок. А родители же не вопринимали его слова всерьез, поэтому не обращали на это внимание.
Поэтому, главное, запомните: если ваш ребенок вдруг заговорил о том, что хочет умереть, ни в коем случае не игнорируйте это. Попытайтесь разобраться, в чем дело, узнайте причины, побудившие его сказать такое. Он безумно желает сейчас с кем-то поговорить, и вы не должны ему в этом отказывать.
У тех, кто все-таки решился на самоубийство, были на то свои причины. И очень часто они настолько мелочны и несущественны, что взрослые просто поверить не могут, что из-за такого вообще можно сводить счеты с жизнью.
1) Проблемы с учебой. Часто напуганный строгими родителями ребенок бывает просто не в состоянии пережить какие-то неуспехи в школе. Также полученная плохая отметка может обсуждаться классным руководителем на уроке, что очень сильно унижает достоинство ученика. Учителя любят стыдить детей перед всем классом, считая, что такой метод очень продуктивен. Однако иногда он может оказать противоположное действие.
2) Неразделенная любовь. Подростки склонны к максимализму, поэтому любую, даже самую мелкую неудачу они вопринимают как масштабную трагедию. Неразделенная любовь, которая не так редко случается в этом возрасте, становится настоящим ударом, которые не все в состоянии пережить спокойно.
3) Отсутствие смысла жизни. В подростковом возрасте происходит переосмысление всего, с чем ранее сталкивался подросток или же продолжает сталкиваться. Иногда вспоминая всю свою предыдущую жизнь (хотя взрослые могут посмеяться над таким утверждением, ведь им кажется, что настоящая жизнь у ребенка еще даже и не начиналась), подростку кажется, что в ней отсутствует какой-либо смысл. Именно поэтому, копаясь в себе, он может так и не найти той соломинки, за которую можно было бы зацепиться. Решив, что так будет всегда и жить ему не стоит, он решается на такой шаг.
4) Проблемы в семье. Быть может, вы и не замечаете, как нервная обстановка дома отражается на вашем ребенке. Постоянные ссоры, крики, которые он слышит изо дня в день, могут довести его до отчаяния. Бывает и такое, что подросток, жалея одного из родителей, чащевсего, мать, не может больше наблюдать подобную картину и решает уйти из жизни.
Иногда неблагополучие в семье отражается на нем самом. Например, родители не уважают ребенка, а иногда могут даже позволить себе заняться рукоприкладством. Единственным выходом из этой ситуации ребенку кажется самоубийство.
Видео причины самоубийств (суицидальности) в философии Альбера Камю
– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”
Источники:
http://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/rebenok-ne-khochet-zhit/
http://35media.ru/articles/2017/05/19/pochemu-nashi-podrostki-ne-hotyat-zhit
http://meduniver.com/Medical/Psixology/kak_izbavit_podrostka_ot_suizidalnix_mislei.html