0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила сеансов гипноза. Гипноз: история, стадии и техники

Способы введения в гипноз и его стадии. Классический гипноз.

Способы введения в гипноз и его стадии

В специальной литературе описано более ста способов введения в гипнотическое состояние, но на самом деле их гораздо больше, так как почти каждый гипнотизёр на основе этих методов создаёт свой, индивидуальный способ погружения человека в гипноз. Эти методы можно разделить на две группы.

К первой группе относятся способы, основанные на монотонном воздействии на различные каналы восприятия человека. К этой группе относится и вышеописанный способ Брейда, широко использующийся до сих пор. К данному выше описанию следует добавить, что кроме фиксации взгляда на блестящем предмете Брейд предлагал также гипнотизируемому полностью расслабиться и сосредоточить свои мысли о сне.

В качестве монотонного раздражителя на зрительный анализатор также могут использоваться движущиеся стрелки часов, ритмические вспышки света и др. Наиболее распространенным способом воздействия на слуховой канал восприятия является тихий голос гипнотизёра, предлагающий расслабиться и сосредоточиться на ощущениях в теле или на раздражителях зрительного или тактильного каналов восприятия. Также для воздействия на слуховой анализатор могут использоваться звук метронома, тиканье часов, звуки дождя, морского прибоя и др. С целью монотонного воздействия на тактильный канал восприятия гипнотизёры чаще всего используют пассы — проведение ладонью руки вдоль лица и туловища пациента на расстоянии 2 — 3 сантиметра от тела.

Как правило, для введения в гипноз используется сочетание воздействия на зрительный и слуховой анализатор, значительно реже используется сочетание воздействия на слуховой и тактильный анализаторы или задействуют все три канала восприятия.

Ко второй группе способов введения в гипноз относятся способы, использующие шоковые методы воздействия на гипнотизируемого. При этом гипноз вызывается действием сильного внезапного раздражителя, такого как громкий звук, резкая вспышка яркого света, фарадический ток в сочетании с категорическим приказом: «Спать!». Автором шоковой методики считается Шарко, который нередко гипнотизировал своих пациентов, сопровождая приказ «Спать!» ударом гонга. Шоковые способы гипнотизёры используют значительно реже, т.к. для того, чтобы погрузить в гипноз с их помощью, пациент должен либо обладать повышенной гипнабельностью, как больные истерией в клинике Шарко, либо гипнотизёр должен иметь невероятный авторитет у пациента. Известно, что таким способом введения в гипноз пользовался классик советской психиатрии Довженко, автор широко известного в советское время метода лечения алкоголизма. Каждый сеанс гипноза у Довженко был тщательно подготовленным и срежиссированным спектаклем, на котором пациент мгновенно погружался в гипноз на глазах других пациентов, благодаря чему, когда доходило дело до них, у них даже не возникало мысли, что приказу Довженко «Спать!» можно не подчиниться.[1]

Выделяют три стадии, характеризующиеся глубиной погружения в состояние гипноза, по Каткову:

1 степень. Снижается тонус коры головного мозга. Процессы торможения и возбуждения изменяются. Пациент пребывает в приятном покое, испытывает состояние легкости при этом всё слышит и контролирует мысли, чувствует, может легко выйти из состояния.

2 степень. Ещё больше снижается тонус, тормозится двигательный анализатор, глаза начинают закрываться, ощущение тяжести в теле, чувствительность присутствует, может быть легко возвращён.

3 степень. Пациент ощущает дремоту и сонливость, мысли вялые, расслабление, не может открыть глаза, пошевелиться, слышит звуки, после выхода из состояния уверен, что мог бы это сделать самостоятельно.

При дальнейшем углублении состояния у большинства пациентов наступает вторая стадия:

1 степень. Пациент испытывает сонливость, движения отсутствуют, дыхание спокойное, начинает проявляться каталепсия, звуки слышит.

2 степень. Каталепсия проявляется в полной мере, появляется восковая пластичность, наступает частичная анальгезия.

3 степень. Проявляется уравнительная фаза — все слова воспринимаются дословно, без учёта интонации, громкости, тембра и переносных, двойных значений. Внушаемые иллюзии воспринимаются реалистично, собственные мысли исчезают, угнетаются ольфакторный и густаторный анализаторы — пробы с нашатырём и лимонным соком отрицательные.

В третью стадию, без подготовки, способны попасть только 30% популяции. Как показывает практика, пациенты, для которых трансовые состояния привычны из духовных или физических практик, входят в состояние глубокого гипноза гораздо быстрей и глубже, а от глубины погружения зависит степень проработки проблемы и глубина доступа к бессознательному.

Третья стадия — сомнамбулизм:

1 степень. Прекращается каталепсия, реализуются кинестетические, ольфакторные и густаторные, амнезия отсутствует.

2 степень. Реализуются все положительные галлюцинации с закрытыми глазами, при открытии галлюцинации исчезают, частичная амнезия.

Читать еще:  Питание годовалого ребенка. Надо ли отказываться от груди. Блюда из круп

3 степень. Полное изолирование раппорта. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Амнезия после пробуждения. Слово гипнотизера сильнее реального раздражителя.[2]

Реализуются все положительные и отрицательные галлюцинации, возможно проявление физиологического регресса (рассинхронизированное движение глаз, сосательный рефлекс, поза эмбриона, гуление ит.д.), полная амнезия после пробуждения

Гипнабельность – это способность человека к погружению в состояние гипноза. По опыту гипнотизёров, в состояние лёгкого гипноза могут быть погружены почти все люди. Лишь незначительное количество людей не гипнабельны, т.е. не могут быть загипнотизированы ни при каких условиях, их около 1 — 3%. Не гипнабельность не следует путать с сознательно выработанной устойчивостью к гипнозу, т.к. не гипнабельный человек не может войти в гипнотическое состояние даже тогда, когда сам этого хочет и сотрудничает с гипнотизёром. На вторую стадию можно погрузить примерно четверых из пяти, а вот полностью гипнабельны, т.е. могут быть погружены в глубокий гипнотический транс примерно 20-30% человечества.

Для наведения транса могут использоваться любые каналы передачи информации: текст, звук, изображения, причем, используя специфичные для каждого канала средства, гипнотизер может существенно усилить вызываемый эффект.[3]

[1]Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование. – М.: Юнити-Дана, 2009.

[2]Ермошин А.А. Вещи в теле. — М.: Класс, 1998.

[3]Васильева И.П. Телесная терапия. // Новые известия. – 2012. — №7.

Трансовое состояние и стадии гипноза

Трансовое состояние и стадии гипноза

Все начинающие гипнотизеры задаются вопросами: как определить, что человек погрузился в гипнотический транс? Насколько глубоко это состояние? Разработано несколько классификаций, разделяющих гипноз на стадии по глубине транса. Наибольшее распространение на Западе получила шкала Дейвиса и Хьюсбэнда, состоящая из 30 пунктов — от полной невосприимчивости до глубокого транса с неприятными зрительными и слуховыми галлюцинациями.

«Гипноз». Саша Шнайдер, 1904 год

В России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) в основном используется классификация Е. С. Каткова, предложенная еще в середине XX века. Она выделяет три стадии гипноза.

Первая стадия (легкий гипноз) характеризуется наступлением легкого дремотного состояния, когда возникает ощущение покоя, расслабления, веки становятся тяжелыми и глаза постепенно закрываются. Испытуемый не теряет связи с окружающим, чувствительность сохранена. Можно открыть глаза, подвигаться, односложно ответить на заданный вопрос, хотя все реакции замедлены. Сам испытуемый считает, что он не спит и в любую минуту прекратит сеанс.

Вторая стадия (средний гипноз) проявляется выраженной сонливостью, затруднением активных движений, снижением чувствительности. Ориентировка в собственной личности, окружающей обстановке сохранена. Команды гипнотизера выполняются без какого-либо сопротивления. Самостоятельно открыть глаза и выйти из состояния гипноза испытуемый не может. Важные признаки второй стадии: самопроизвольная анальгезия (потеря болевой чувствительности) и появление восковидной каталепсии (длительное сохранение заданной неудобной позы, например поднятая вверх рука застывает в воздухе). После выхода из транса отмечается частичная амнезия (потеря памяти на события, происходившие во время сеанса).

Третья стадия (глубокий гипноз, сомнамбулизм) характеризуется полной потерей ориентировки во времени, месте, собственной личности. Сохраняется только контакт (раппорт) с гипнотизером, другие внешние раздражители не воспринимаются. Отмечается полная амнезия на происходящее во время сеанса. Легко внушаются иллюзии (искаженное восприятие реального объекта) и галлюцинации (убежденность в наличии внушенного объекта при его действительном отсутствии).

Сомнамбула может выполнять лаже различные сложные действия: скакать на лошади, управлять самолетом, подводной лодкой, ловить бабочек. Возможна возрастная регрессия — человек перевоплощается в 6-летнего ребенка и ведет себя в соответствии с этим возрастом. Внушение отрицательных галлюцинаций [на тебя бежит тигр] сопровождается двигательным возбуждением, чувством страха, желанием убежать или спрятаться.

Опытный гипнотизер тонко чувствует глубину транса и управляет им с помощью определенных формул внушения.

Итак, общие признаки транса: малоподвижность, расслабленность человека, спокойное и поверхностное дыхание, отсутствие глотания, мигания, реакции на посторонние раздражители. Могут отмечаться подергивания отдельных групп мышц, каталепсия, амнезия, внушенные галлюцинации. Знание особенностей каждой стадии транса поможет гипнотизеру уверенно чувствовать себя во время сеанса, контролировать ситуацию и быстро добиваться желаемых результатов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Как научиться гипнозу? Быстрые техники гипноза из клинической практики

Слова «гипноз» и «гипнотизм» были придуманы Этьеном Феликсом д’Энином де Кювиллером (Étienne Félix d’Henin de Cuvillers) в 1820 году. Оба термина происходят от слова «нейрогипнотизм» (нервный сон), который, в свою очередь, происходит от древнегреческого слова ὕπνος hypnos, «спать» и суффикса -ωσις -osis, или от ὑπνόω hypnoō, «усыпить» (основа аористской гипноза) и суффикса –is.

Читать еще:  В прозе. Поздравление маме в прозе

В английском языке их, примерно, в 1841 году популяризировал шотландский хирург Джеймс Брейд (James Braid), которого интересовали разработки Франца Месмера (Franz Mesmer) и его последователей. На основе «месмеризма» Брейд создал оригинальную теорию. В своей книге «Нераскрытые тайны гипноза» Шойфет замечает «не назови Брейд гипноз сном, гипнотизируемый не ожидал бы наступления последнего состояния. Термин привел к тому, что возникло представление: если гипнотизируют — надо спать», но сам Брейд рассматривал гипноз как средство превращать людей в инструмент «выбрав только подходящую фазу сна, и заставлять их принимать игру их воображения за самую реальную действительность».

Выдержка из книги Платонова К.И. «Слово как физиологический и лечебный фактор»

«Когда я нахожусь в гипнозе, — пишет одна из испытуемых, — я в каждом сеансе испытываю различные по своему характеру ощущения. Так, в первый сеанс я продолжала чувствовать все свое тело, но ни одним членом двинуть не могла, ясно слыша голос усыпившего и все сознавая. Но мысли как-то путались. Это был, я бы сказала, телесный сон. Но с каждым последующим сеансом тело все более тяжелело, я переставала его ощущать, продолжая слышать все происходящее, но мне казалось, что все это происходит где-то далеко, сознается неясно, причем является для меня совершенно безразличным. В последний, 5-й сеанс я своего тела уже совершенно не ощущала, будто его не было совсем. Я слышала разные посторонние звуки, меня совершенно не трогавшие. При внушениях все ясно слышала, но мысли совершенно не работали и слова внушения, касавшиеся моих прежних переживаний, меня совершенно не трогали. При словах пробуждения я начинаю просыпаться сначала как бы головой: появляются мысли, начинаю думать о том, что надо двигаться, вставать, понимаю, что делается вокруг, но свое тело начинаю ощущать несколько позже, причем, когда сознание прояснилось, стала ощущаться тяжесть во всем теле, которая в дальнейшем, при полном пробуждении, исчезала».

Другой испытуемый описывает свое состояние во внушенном сне так: «Все отяжелело и как будто отнялось, не могу двинуть ни одной частью своего тела. И какая-то легкость, как в безвоздушном пространстве. Но сознание не ослабевало и мысли были четкие и ясные, несмотря на то, что усыпивший внушал мне отсутствие мыслей».

Центральный принцип гипноза.

Погружение в гипноз представляет собой последовательное моделирование состояния гипноза. Каждой стадии присущи свои физиологические феномены, которые и внушаются реципиенту, чтобы получить требуемый психический эффект.

Часто субъект находится гипнозе, надо лишь проявить симптомы, чтобы понять какая именно стадии. Точно также психотравма имеет собственные физиологические признаки, поэтому всегда гипнотизация представляет одновременно и тестирование и, в зависимости от обратной связи, направление процесса в нужное русло. Убедился клиент, что глаза склеены, значит лучше верит в силу слова, а вот оператор отмечает иной аспект наведения, что есть каталепсия и можно углублять дальше и смотреть будет ли амнезия. В этом смысле гипнотизер подобен железнодорожнику, кто переключает стрелки рельсов, чтобы поезд добрался до точки прибытия, а будет ли это поиск травмы или задача внушить противоправное действие не принципиально.

Средняя стадия гипноза характеризуется утратой контроля над частью тела, например над глазами, поэтому погружение в средний гипноз так или иначе сводится к обездвиживанию с обязательной проверкой, насколько это внушение реализовано. Оператор не должен бояться спросить, подействовало внушение или нет? Если есть каталепсия — углубляем дальше, если нет — разбираемся на месте, что пошло не так.

Варианты проверки наличия слабого гипноза: «Представьте, что веки склеены. Да, вы можете расслабить мышцы век настолько глубоко, что глаза просто перестанут подниматься. Хорошо. Теперь попробуйте открыть глаза, воображая, что веки буквально смазаны волшебным клеем!» или так «Поместите сознание в мышцы век и расслабьте глаза так глубоко, чтобы веки перестали работать. Как только вы поймёте, что вам удалось это сделать, сохраняя чувство успеха и расслабления, проверьте, что веки склеены силой вашего подсознания».

Самая желанная стадия, сомнамбулизм, моделируется стиранием чего-то, что например субъект забудет число или название родного города. Хотя как показывает опыт разных гипнотерапевтов, куда эффективнее поступать по иному. Проще придумать ритуал, где заложен процесс поэтапного забывания или «исчезновения данных» из оперативной памяти. Косвенное внушение куда проще осуществить, например: «Закройте глаза и считайте в обратном порядке от ста, расслабляясь все больше и глубже с каждым шагом. Позволяю числам уходить все дальше и дальше. По мере того ум расслабляется, постепенно цифры исчезают из памяти. Как только это произойдет, дайте знак, слегка приподняв указательный палец правой руки».

Читать еще:  Прикольные свадебные тосты. Рубрика "тосты на свадьба"

Амнезия может быть достигнута только в состоянии сомнамбулизма, поэтому если так получится добиться «амнезии на числа», значит получили состояние сомнамбулизма.

Стратегия гипнотизации включает:

0 шаг. Гипносценарий (план действий)

I шаг. Подготовка (выход на идеомоторную связь)

○ гипнотические, то есть через расслабление ума и тела (индукции, практики йоги и медитации),

○ через трансовые методы (использование психотравмы, шоковый гипноз),

III шаг. Углубление гипноза / транса или гипнотерапия.

0 шаг. Гипносценарий. План действий.

В гипнозе принято отталкиваться от конечной цели. Причем, конечная цель в развлекательном гипнозе (уличном или эстрадном) не обязательно должна совпадать с тем, что представляет себе гипнотизируемый. В гипнотерапии, наоборот, требуется четко согласовать цели и критерии их достижения. План лечения формируется на основе диагностики и ничем не отличается от плана выступления грамотного оратора, кроме одного: гипнотерапевт все время должен делать физиологические подкрепления своим внушениям. Например, он командует реципиенту: «сосредоточьте внимание на ощущениях в области головы». Тот отвечает, что «чувствует тепло», на что гипнотерапевт обязательно скажет: «сейчас ощущение тепла усилится» и поднесет ладонь ко лбу своего подопечного. Это называется «подкрепление слов действием». Или другой пример из клинической практики. Гипнотерапевт заметил, что веки склеены так крепко, что не получается открыть. Если промедлить, то внушение ослабнет, поэтому гипнотерапевт командует: «чем сильнее пытается открыть глаза, тем крепче веки склеиваются!». Подкрепление слов действием необходимо для снижения порога внушаемости. При этом сила воли суггестивного реципиента роли не играет.

I шаг. Идеомоторная связь. Подготовка к гипнотизации

Установление идеомоторной связи (от др.-греч. ἰδέα — идея, образ, лат. motor — приводящий в движение и actus — движение, действие) – это когда слова вызывают телесную реакцию. Максим Горький, описывая сцену убийства женщины в повести «Городок Окуров», до такой степени ярко представил себе ее боль, что свалился в обморок, и у него на месте предполагаемой раны образовалась стигма, которая держалась несколько дней (из воспоминаний М.Ф.Андреевой). Вот на этот – чувственный режим коммуникации гипнотерапевт должен перевести психику своего клиента.

В гипнотерапии принято использовать естественные, уже сформировавшие психосоматические феномены: невольное, едва заметное движение пальцев рук у пианистов, воспроизводящих мелодию в уме; выделение пота, учащение сердцебиения при переживании наблюдаемых или представляемых стрессовых ситуаций; микродвижения тела и лица человека, стремящегося скрыть свои намерения или поступки. Все эти непроизвольные движения вызываются идеомоторными актами (реакциями), возникающими вслед за представлением о них. Зная об этой особенности психики человека, гипнотерапевт заводит разговор о том, что может волновать собеседника, например, о его проблеме, и эмоции, как правило, не заставляют себя ждать. Этот момент ждут и фокусники, и жулики, и терапевты, потому что на одну-две минуты слово и эмоция (читай – подсознание) становятся единым целым, а этого достаточно, чтобы опытный человек подключился к подсознанию собеседника и начал, что называется, «вести клиента».

Как это происходит? Рассказал анекдот – рассмешил, но эмоции развеиваются быстро. Чтобы стать авторитетом в чужих глазах, тогда уже все слова приобретают гипнотический вес, надо подкреплять их реальным действием. Команды должны носить физиологический характер: «руки тяжелеют, тепло разливается по телу, веки расслаблены и склеены» и т.д. Обычно, под впечатлением от такого рода сигналов, реципиент сам подыгрывает оператору, невольно придавая его словам значение внушения.

Игра в гипноз есть привод, через который осуществляется реальная установка идеомоторной связи. При этом гипнотизер должен помнить, что идеомоторная связь держится крайне недолго, и при первых же ее признаках, надо сразу же переходить к гипнотизации.

II шаг. Техники гипнотизации.

Если вы услышите знакомый анекдот, то вряд ли это вызовет сильную эмоцию. Точно также с техниками, если мозг предупрежден, то вооружен. Тогда нужно сразу иметь под рукой иной инструмент влияния.

Вообще лучше, чтобы гипнотизируемый не был в курсе секретов внушения, тогда манипуляции обычно производят сильное впечатление, убеждая подопытного в полной реальности явлений самовнушения, и тем самым крепнет авторитет оператора.

Как показывает опыт для обучения гипнозу стоит сперва в совершенстве овладеть одним приемом, чем плохо зато десятью. Тем более принципиально различных техник гипнотизации от силы наберется штук десять.

В качестве основы гипнотизирования разберем индукцию Элмана (Elman induction).

Источники:

http://www.b17.ru/article/ways_of_introduction_to_hypnosis/
http://psy.wikireading.ru/42719
http://pikabu.ru/story/kak_nauchitsya_gipnozu_byistryie_tekhniki_gipnoza_iz_klinicheskoy_praktiki_5511353

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector