1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое воспитание. Правовое воспитание: понятие, методы, формы

Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Воспитание –это процесс воздействия на поведение человека, это система мер, направленных на интеграцию в сознании людей, политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности, как мировой, так и национальной правовой культуры.

Правовое воспитание в широком смысле – представляет собой весь процесс формирования правосознания и правовой культуры под влиянием различных социальных факторов.

Правовое воспитание в узком – это систематический управляемый процесс воздействия на сознание людей и их поведение, осуществляемый в особых формах с помощью специальных средств и методов, в целях формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры

Содержание правового воспитания:

Приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности и выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание включает в себя элементы:

1)Субъекты воспитания (органы гос-ва, гос. служащие, политики, преподаватели)

2)Объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы)

Формы правового воспитания:

1)Нравственно – правовое воспитание ребенка в семье

2)Изучение основ правоведения в общеобразовательных школах и иных учреждениях

3)Профессиональное юридическое образование

4)Самообразование (собственный анализ правовых явлений)

5)Правовой всеобуч (работа специальных правовых семинаров)

6)Правовая пропаганда СМИ (распространение правовых идей и правовых требований среди населения, посредством телевидения, радио, иных СМИ, это беседы на правовые темы, круглые столы специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам, тематические передачи)

7)Массовая воспитательная работа с гражданами по месту жительства:

· Лекторий по юридической тематике

· Недели правовых знаний

· Научно практические конференции

8)Работа с молодежью – школьные правовые олимпиады, диспуты на тему права и морали, кружки молодого юриста

9)Юридическая практика – способствует передачи юридической информации, знаний, посредством участия граждан в процессе и прежде всего, в правоприменительной деятельности.

10)Издание литературы по юридической проблематики (комментарии законов, юридические практики, брошюры).

11)Создание и распространение компьютерных баз данных (Консультант+)

Методы правового воспитания –совокупность приемов и способов воздействия на правосознание и поведение людей с целью формирования у них правовой культуры.

Правовое воспитаниедолжно осуществляться на следующихпринципах:

1)Связь с юридической практикой, с жизнью

3)Яркость и образность

5)Ориентация на укрепления законности, повышение авторитета закона

6)Выработка знания действующих норм и умения ими пользоваться

Правовой нигилизм, недооценка правового воспитания – затрудняет процесс воспитательной работы.

61. Правомерное поведение: понятие, виды, значение.

Правомерное поведение –социально полезное поведение, волевое, осознанное поведение субъектов права соответствующие предписаниям и гарантированное государством. Правомерное поведение отвечает интересам общества, государства, отдельных лиц, соответствует требованиям правовых предписаний и обеспечивается государством.

Признаки правомерного поведения:

1)Социальная полезность поведения

2)Волевой, осознанный характер, проявляющийся в выборе варианта действий, в соответствии со своими интересами и потребностями

3)Подконтрольность государству (гарантированность государством – обеспечение охраны)

4)Соответствие правовым предписаниям

5)Влечет юридические последствия

Правомерное поведение имеет структуру (Краснов и Власенко):
1) субъект правомерного поведения – право и дееспособное лицо

2)объект – общественно полезный результат

3)Объективная сторона – действиебездействие, не противоречащее праву

4) субъективная сторона – позитивные цели, мотивы, установки.

Виды правомерного поведения:

1)По степени социальной значимости:

· Необходимое – соблюдение запретов и выполнение обязанностей (уплата налогов, служба в армии)

· Желательное поведение – использование субъектом права на участие в выборах, заключение брака (гос-во заинтересовано)

· Допустимое поведение – государство не заинтересовано в данном поведении, но допускает его (развод, неявка на избирательный участок, отправление религиозных культов – Власенко относит в допустимое поведение)

2)В зависимости от субъектного состава:

3)По форме реализации:

· Соблюдение (не совершать преступление)

· Исполнение (уплата налогов)

· Использование (получение образования)

4)По субъективной стороне:

В зависимости от его мотивов, в соответствии с которыми оно подразделяется на:

– социально активное правомерное поведение (осознанное, инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержания правопорядка, законности, направлена на защиту интересов государства, общества и личности. В данном случае субъект предпринимает действие по пресечению правонарушений, содействует правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Нормы права воспринимаются субъектом, как объективно-необходимые, целесообразные, выражающие его собственные взгляды, потребности и устремления. Данный вид поведения наиболее желательный в обществе, потому что субъект действует на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения).

– социально пассивное поведение – это когда субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий без активности, равнодушно соблюдают законы, хотя внутренне могут быть с ними не согласны.

Читать еще:  Сокращения матки при беременности. Сокращается матка при беременности

– привычное поведение. В основе данного поведения лежит привычка субъекта к соблюдению и исполнению нормы права, следование усвоенным правовым идеям для человека становится само собой разумеющимся постоянно повторяющимся действием. Привычное поведение формируется под воздействием семейного, иного воспитания, сложившихся правил, стереотипов, традиций.

-конформистское поведение – стремление к единообразию, соответствию, поступаю как все. Оно выступает как следствие, приспособление личности к внешним обстоятельствам пассивного соблюдения норм права, в силу подчинения своих действий, либо бездействия, поведению окружающих по инерции. Это ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая у субъекта еще не сформировалась.

– маргинальное поведение – личность по разным мотивам, например, личных расчетов, страха перед ответственностью, либо боязни осуждения со стороны окружающих, понимания выгодности законопослушания, соблюдает нормы права, но его индивидуальное правосознание находится в противоречии с теми нормами права, которые субъект соблюдает. Данный вид поведения наименее значимый для общества и государства.

77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовое воспитание

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Правовое воспитание (в узком смысле) — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целыо формирования высокого уровня правовой культуры.

К основным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение, а также правовое просвещение и правовую пропаганду.

Методы правового воспитания включают в себя убеждение, поощрение, принуждение.

Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходима целенаправленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры необходимы правовое формирование и правовое воспитание личности.

Эти два понятия не являются тождественными. Под правовым формированием личности (иногда называется «правовое воспитание в широком смысле») понимается весь многогранный процесс формирования правовой культуры под влиянием самых различных факторов (экономических, социальных, политических, идеологических и др.).

В задачи правового воспитания входит формирование:

  • знаний о праве;
  • внутреннего уважения к праву;
  • умения применять правовые знания на практике;
  • привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Понятие правового воспитания

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания – передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

  • правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
  • правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
  • правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
  • юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Читать еще:  Поздравить жену с международным женским днем

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

  • на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
  • устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

Вопрос № 1 Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы правового воспитания

Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего привитие специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.

Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования (начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права как социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений.

Ни в правотворческой, ни в правоприменительной деятельности правовая безграмотность, какие-либо ошибки, негативно сказывающиеся на человеческой судьбе, недопустимы. Неквалифицированное, неправильное толкование правоприменителем тех или иных правовых нормативов порождает неверные, несправедливые правовые решения, которые дискредитируют деятельность правоприменительных органов, способствуют распространению правового нигилизма, выражающегося в скептическом отношении к указанным органам, неверии в реальную эффективность и ответственность их деятельности, отчужденности от органов государственной власти.

Путем формирования правовой культуры является правовое воспитание. В настоящее время в юридической литературе существуют различные определения правового воспитания.

В.К. Бабаев: “Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения”.

А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: “правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности”. “Отсюда, – продолжает автор, – необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон”.

Л.П. Рассказов: “Правовое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры. В его задачи входит формирование:

а) знаний о праве;

б) внутреннего уважения к праву;

в) умения применять правовое знание на практике;

г) привычка действовать в соответствии с правовыми предписаниями”. Далее Л.П. Рассказов раскрывает сущность правового воспитания, которое представляет: “. систему элементов, образующих правовоспитательный процесс. Эта система включает в себя субъекты (воспитателей), объекты (воспитываемых), правовоспитательные мероприятия (формы, методы, средства)”

Правовое воспитание — составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

Читать еще:  Белые пятна на замшевых сапогах. Как убрать соль с замшевой обуви

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.;

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Поскольку не все члены общества приобретают специальное юридическое образование, важное значение для формирования правовой культуры имеет пропаганда правовых знаний, навыков, правовой идеологии, т.е. их распространение и компетентное разъяснение, среди различных слоев населения по месту их жительства, учебы, работы с учетом национального фактора, что особенно актуально в многонациональных государственных образованиях. Осуществляется это работниками юстиции, юристами (учеными и практиками) как в прямой устной форме (например, в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов и т.п.), так и посредством использования широкой сети средств массовой информации – радио, телевидения, печати, Интернета.

Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право — свое и чужое.

Ценностную значимость имеет взаимосвязь правовой культуры с нравственной культурой, генетическая и функциональная специфика которой обусловлена закономерностями общественного бытия и имеет диалектический характер. И та и другая содержат определенный регулятивный потенциал, отражающий человеческие потребности, интересы, но сферы непосредственного действия этих культур не идентичны. Они не имитируют друг друга, ни одна из них не подчинена другой, и вместе с тем они не противостоят друг другу, имманентно взаимосвязаны. Повышение правовой культуры невозможно без повышения нравственной культуры, и наоборот.

Правовые идеалы выработаны нравственными идеалами человека, поэтому всякий правовой идеал имеет определенное нравственное значение. Чувство справедливости – главное соединительное звено нравственности и права. Справедливость – руководящее начало правового бытия правовой жизни. Феномен нравственности породил феномен права. Однако реальное осуществление нравственных идеалов, их претворение в жизнь невозможно (во всяком случае не всегда) без права, которое создает для этого соответствующие нормативные условия правовой значимости. Нравственность формулирует, нормативно цементирует жизненные цели, право своими средствами, включая при необходимости принудительные (порой весьма жесткие) средства (против антинравственного), актуализирует, реализует эти цели. Таким образом, не только нравственность как таковая способствует развитию и совершенствованию права, но и само право, его нормы имеют непреходящее значение для развития и совершенствования человеческой нравственности.

28 апреля 2011 г. Президентом РФ были утверждены “Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан”. Основы являются в определенной степени программным документом, основные положения которого носят ярко выраженный декларативный характер, однако его значение в настоящее время особенно велико, поскольку с утверждением Основ на высшем уровне (не с политической трибуны, а в официальном документе) был признан сам факт существования правового нигилизма, препятствующего развитию России как современного цивилизованного государства и, что наиболее важно, в качестве одной из целей государственной политики отмечена необходимость “скорейшего и безболезненного” преодоления правового нигилизма.

Источники:

http://studopedia.ru/9_217502_pravovoe-vospitanie-ponyatie-formi-metodi.html
http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravovoe-vospitanie.html
http://megaobuchalka.ru/7/20256.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: