0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое воспитание в россии. Правосознание и правовое воспитание

Раздел: статьи

Актуальность исследования проблемы правового воспитания обусловлена двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также присоединением России к международным документам о правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения.
В наше время важность правовой культуры в условиях становления подлинно демократического правового государства все возрастает.
Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. Суть проблемы в том, что необходимо найти оптимальное сочетание вмешательства государства и свободы усмотрения общества во всех сферах жизни людей. На современном этапе необходимо конструктивное взаимодействие общества и государства, в том числе и по вопросам образования. Единственным инструментом, позволяющим обеспечить участие общества в делах государственных, гарантом его интересов выступает закон.
Но недостаточно только наличия хороших законов. Во всем обществе должна сложиться обстановка безусловного уважения закона. Иначе закон, гарантирующий самые передовые демократические нововведения, будет фикцией, пустым звуком. То есть необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры.
Ведущими принципами в осуществлении системы правого воспитания являются принцип гуманизма и принцип законности.
Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности.
Принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Назначение правового воспитания состоит в том, чтобы служить осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего соблюдения всех норм права.

Правовое воспитание: понятие, формы и цели

Кому из нас не хотелось бы жить в правовом государстве, чувствовать, что ты защищен дома, на улице, на работе? Россия идет по пути коренного обновления правовой системы. Но более полувека назад выдающимся русским мыслителем, правоведом и философом И. А. Ильиным были сказаны следующие слова: «Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца». Справедливость этих слов ежедневно подтверждается нашей жизнью. Вот почему правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем, стоящих перед нашим государством. Это направление может быть названо глобальным в силу своего влияния на все сферы общественной жизни.
Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание — целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Правовое воспитание сложная и многоаспектная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные не правовые формы и каналы общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.
Правовое воспитание — сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:

  • » пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.;
  • » издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);
  • » устная правовая пропаганда — лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;
  • » правовое образование граждан — изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы — постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;
  • » профессиональное правовое образование, подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);
  • » наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);
  • » влияние юридической практики — законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;
  • » влияние произведений литературы и искусства , посвященных правовым проблемам — кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, Т. Драйзера, современных российских авторов).

Правовое воспитание — это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм. Целями правового воспитания являются:

  • » достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;
  • » повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
  • » создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Правосознание, правовая культура и правовое воспитание

Правосознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.

1. Правосознание – одна из форм общественного сознания.

2. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям.

3. Его содержание составляют идеи, взгляды, теории, чувства, эмоции, настроения, оценки, установки.

4. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

5. Характеризуется преемственностью.

· Правовая психология (совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям). Правовая психология проявляется в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления.

· Правовая идеология (совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям). Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих.

1. Познавательная (через восприятие и осмысление права и правовых явлений происходит познание общественной жизни).

2. Оценочная (выражается в оценке конкретных жизненных обстоятельств как юридически значимых).

3. Регулятивная (реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок).

Виды правосознания:

1. По субъекту (носителю):

– индивидуальное (носители – отдельные люди);

– групповое (носители – социальные группы);

– массовое/общественное (носитель – общество в целом).

2. По содержанию (уровню):

– обыденное (носители – лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; в его структуре преобладает правовая психология);

– профессиональное (носители – юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и знании юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология);

– научное (носители – ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология).

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениями, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной).

Структура правовой культуры:

– правовая культура личности;

– правовая культура общества.

Элементы правовой культуры личности:

1) гносеологический (означает правовую информированность личности, знание норм права);

2) ценностно-ориентационный (правовые установки, правовые ценностные ориентации, определяющие направленность правовой активности личности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформированного отношения);

3) деятельностный (устойчивые формы правомерного поведения, направленные на реализацию правовых норм).

Элементы правовой культуры общества:

1) состояние и уровень общественного правосознания и правовой активности общества;

2) уровень развития права;

3) культура юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, научной, образовательной).

Функции правовой культуры:

1) познавательная (она заключается в освоении отечественного и зарубежного правового опыта);

2) регулятивная (осуществляется посредством реализации правовых норм);

3) нормативно-ценностная / оценочная (состоит в изменении индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права);

4) трансляционная (состоит в передаче правового опыта);

5) коммуникативная (реализуется в правовом общении и способствует согласованию индивидуальных, групповых и общественных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);

6) прогностическая (выражается в прогнозировании развития общества, государства, права).

Важнейшим средством формирования правосознания и правовой культуры личности и общества является правовое воспитание.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности и общества. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом.

Правовое воспитание следует отличать от правовой социализации, которая представляет собой длительный процесс формирования правосознания и правовой культуры личности, протекающий на протяжении всей жизни человека (но особенно в детские и юношеские годы) под воздействием различных факторов. Правовое воспитание – один из инструментов правовой социализации личности.

Элементы системы правового воспитания:

1) субъекты воспитания (родители, учителя, воспитатели, преподаватели, ученые, журналисты, должностные лица и т.д.);

2) объекты воспитания (индивиды, социальные группы, общество);

3) содержание воспитания (Правовые нормы, идеи, ценности, которые передаются воспитуемым);

4) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5) формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Действенность правового воспитания зависит от многих факторов объективного и субъективного характера.

77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Понятие, структура и виды правосознания

Правосознаниеэто совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, о гренок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей. В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание граждан. Все это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п.

Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, конкретные проекты нормативных актов и т.п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон «О ветеранах» сначала обрадовал участников и инвалидов войны. Установленные в нем льготы и гарантии они восприняли как запоздалую, но все же заботу о тех, кто отдавал свою жизнь и свое здоровье на полях Великой Отечественной войны. Однако как только данный закон стал реализовываться, радость сменилась разочарованием, ибо он практически не был обеспечен финансово-экономическими мерами.

Правосознанию присущи следующие черты:

  • — это есть самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;
  • — оно выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и правоприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т.п.);
  • — оно охватывает и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духовного опыта;
  • — дает представление о прошлом, настоящем и будущем права (взгляд в прошлое помогает понять историю его становления и развития; оценивая настоящее, можно понять, насколько сегодня право соответствует сложившимся представлениям о свободе, равенстве и справедливости; внося предложения по совершенствованию права, люди тем самым закладывают основы желаемого, будущего права).

Структура прав осознания включает в себя два элемента:

  • 1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права);
  • 2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.

В зависимости от субъектов правосознание может быть:

  • — индивидуальным (правосознание отдельных граждан);
  • — групповым (правосознание различных социальных групп — государственных служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян и т.п.);
  • — общественным (правосознание всего общества).

По содержанию правосознание подразделяется:

  • — на обыденное (массовые представления людей, настроения «по поводу» права, возникающие под влиянием жизненного опыта; это чувства неискушенных в юридической материи граждан, решающих самостоятельно жилищные, семейные и иные проблемы; это выполнение обывателем роли избирателя, потребителя, налогоплательщика);
  • — на профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов в процессе получения ими юридического образования и на основе юридической практики);
  • — на научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права, складывающиеся у ученых в процессе исследований права и правовой жизни; результатом такой работы являются монографии, статьи, в которых раскрываются сущность, содержание правовых явлений, дается прогноз их дальнейшего развития).

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как уровня правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов). В процессуальном законодательстве сказано, что судья разрешает дело, руководствуясь конкретной статьей закона и собственным правосознанием.

Правосознание играет ведущую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности. Оно наполняет правовые акты своим содержанием, стимулирует обновление законодательства в целях обеспечения поступательного развития общества. Особенно ярко это проявляется на референдумах, куда выносится обсуждение основополагающих законов.

Таким образом, правосознание пронизывает всю правовую жизнь конкретного общества, предшествует изданию юридических норм и сопровождает их на всем протяжении действия.

Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Правовое воспитаниеэто целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должноcтных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание — сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

  • 1) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);
  • 2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
  • 3) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
  • 4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
  • 5) формы воспитания.

К формам воспитания относятся:

  • — правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);
  • — правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);
  • — юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);
  • — самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Источники:

http://www.sama.ru/~arbitr/stat/stat4.htm
http://studopedia.ru/7_54851_pravosoznanie-pravovaya-kultura-i-pravovoe-vospitanie.html
http://studme.org/12140310/pravo/pravosoznanie_pravovoe_vospitanie

Читать еще:  Выходные дни нового года
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector