Проблемы подросткового возраста и пути их решения
Содержание
- 1 Проблемы подросткового возраста и пути их решения
- 1.1 Проблемы подросткового возраста и пути их решения
- 1.2 Пути решения проблем подростков
- 1.3 Основные проблемы подросткового периода
- 1.4 Причины появления проблем у подростков
- 1.5 На что обратить внимание, воспитывая подростка
- 1.6 Советы для установления контакта с детьми:
- 1.7 Советы экспертов — Видео — обзор
- 1.8 Проблемы подростка и пути их разрешения
Проблемы подросткового возраста и пути их решения
Подростки: проблемы и их решение
Подростки: проблемы и их решения (советы для родителей)
Современные подростки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с черепами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобильники. Уже несколько лет за окном — пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: играли в футбол, казаки-разбойники, в дурака с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мирились. Как же сейчас современные подростки проводят время и с какими проблемами сталкиваются?
Сегодня многим взрослым подростки кажутся ужасными, невоспитанными.
Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное становление личности. Представители старшего поколения любят говорить: «Ну и молодежь пошла!». На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей. Современные подростки просто другие.
А что их делает другими?
Прежде всего социокультурная среда, в которой они растут.
Сегодня социокультурная среда — в основном телевидение и Интернет.
Современные подростки более информированы, обо всем наслышаны. У них широкий кругозор. Это связано с Интернетом, формированием единого информационного пространства. Однако эти знания не глубоки. Большинство подростков не проводит время за книгами. Они растут перед мелькающими картинками телевизора. И не готовы к углубленному постижению предметов. У современной молодежи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, короткую информацию, не вдаваясь в подробности. Поверхностность мышления — одна из причин трудностей, с которыми сталкиваются школьники во время учебы.
А на то, как общаются подростки, тоже влияет привязанность к телевидению и Интернету?
Общение — основной вид деятельности в подростковом возрасте. Раньше ребенок много времени проводил во дворе, общаясь со сверстниками, играя. Современные дети сидят у телевизоров и мониторов. Мама, считая себя хорошей, думает: «Куплю игру, посажу у компьютера, пусть развивается». Сажая маленького ребенка за компьютер, мама практически лишает его возможности приобретать навыки эффективного общения. Он учится общаться только с машиной, растет погруженным в виртуальную реальность. А в школе, в реальной жизни, нужно уметь выстраивать отношения, договариваться со сверстниками и взрослыми.
Подростковый возраст — период самоутверждения, когда человеку важно приобрести уважение, авторитет в значимой для него среде, завязать дружеские и партнерские отношения. Если ребенка с раннего возраста не научили выстраивать такие отношения, то в подростковом возрасте у него будет больше проблем. Он может стать «готом» или «эмо», то есть выбрать суррогатный способ общения.
А как реклама влияет на формирование жизненной позиции подростка?
Когда мы смотрим рекламу, то оцениваем ее с позиции взрослого человека.
А ребенок воспринимает ее как руководство к действию.
С раннего детства он слышит рекламные слоганы: «Не тормози — сникерсни» и «Пусть весь мир подождет». Цель рекламы — сформировать потребительское отношение к жизни: нужно удовлетворять потребности здесь и сейчас таким способом, как удобно мне, не задумываясь о других.
Родители должны понимать: телевизор влияет на психику.
Так, в 13-14 лет у ребенка мало позывов для учебы. Ему хочется выстраивать межличностные отношения. И когда мама ему говорит: нужно заниматься уроками, впереди ЕГЭ, — для него все далеко. Он уверен: нужно удовлетворять свои потребности здесь и сейчас,
это важнее. Поэтому необходимо, чтобы родители обсуждали с детьми рекламные ролики, вырабатывали критическое отношение к ним .
Смотришь телевизор и поражаешься детской жестокости.
Сегодня подросток знает героя компьютерной игры, у которого несколько жизней. Поэтому у него стирается представление о ценности живого.
Отсюда возникает проблема жестокости. Поступок мальчика, который убил сестру (эту тему обсуждали в передаче «Пусть говорят»), ситуации в сериале «Школа», где себя активно проявляют девочки — примеры потрясающей жестокости.
Унижение слабых — как стремление к самоутверждению, лидерству — приобретает уродливые формы. Ребенок может просто не знать другого способа.
Перед подростками сегодня слишком много соблазнов. Мнение друзей для них важнее, чем взрослых. Как родителям защитить их и при этом не ограничивать общение со сверстниками? Что делать, если конфликты уже начались?
Действительно, подростки больше прислушиваются к сверстникам. Но исследования показывают: уберечь их от асоциальных поступков могут не только пример кумира и страх, но и пример значимого взрослого. Таким взрослым может быть кто-то из родственников, или тренер, к примеру, сосед, если он хорошо влияет на ребенка. Поэтому важно установить доверительные отношения с подростком. Если вы понимаете: отношения далеки от дружеских, возникают проблемные ситуации, то необходимо обратиться к психологу. Он поможет разобраться в сути проблемы, попытается выстроить гармоничные отношения .
Так какие родителям выбрать приоритеты в воспитании ребенка?
Сегодня в обществе нет четких нравственных ориентиров. Долгое время задачей учебных заведений было воспитание конкурентноспособной личности, которая может найти место в жизни.
Сейчас приоритеты иные — воспитать высоконравственного человека, который умеет ценить общечеловеческие идеалы и семейные традиции.
Важно, чтобы родители понимали: с раннего детства нужно уделять внимание не только интеллектуальному развитию. Нужно научить человека быть человеком, давать ему возможность общаться, чтобы он пробовал себя в разных сферах, посещал кружки.
На что еще обратить внимание родителям, воспитывая подростка?
Важную роль в жизни человека играет семья, в которой он растет. Здесь он получает первый опыт общения.
Сегодня родителям приходится много работать, и часто даже в благополучной семье ребенок оказывается обделенным вниманием.
Подростковый возраст — черно-белый период, период нонконформизма, когда человек вырабатывает собственную шкалу ценностей как основу будущего развития.
Задача родителей — способствовать выработке у подростка умения принимать правильное решение в ситуации нравственного выбора.
Также подросток должен уметь ставить перед собой четкую цель и выстраивать пути ее достижения. Важно, чтобы он мог справляться с эмоциями, был стрессоустойчив.
Важно уделять внимание физическому здоровью ребенка, следить за режимом, чтобы он не сидел целый день перед компьютером, а ночью в Интернете.
Решая эти задачи, необходимо выстраивать такие отношения, когда ребенок точно знает: он как личность интересен родителям, его мнение для них значимо.
Тогда в трудной ситуации подросток будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркотикам.
Будьте внимательны к своим детям, не прячьтесь от проблем. И не бойтесь обращаться за помощью к психологам
Пути решения проблем подростков
Автор: Lina · Опубликовано 06.01.2018 · Обновлено 27.02.2018
Родители, чьи дети вступают в подростковый период, с ужасом опасаются внезапных изменений в поведении ребенка. Психологи и педагоги заверяют, что пути решения проблем подростков существуют, но не все мамы и папы достойно выдерживают этот сложный период.
У школьника нет реальных проблем, но он может создавать их для окружающих. Если бы родители и школа не обращали внимания на изменения в характере подростков, они и не чувствовали себя одинокими и не пытались показать свою независимость и индивидуальность вопреки всему.
Основные проблемы подросткового периода
Большая часть проблемных ситуаций легко решаются путем мирных переговоров. Но родители упорно продолжают воспитывать и направлять выросшего ребенка. А тот начинает настойчиво противиться этому.
Если попробовать конкретизировать проблемы подростков, то сразу видно, что они у каждого свои и не встречаются у всех поголовно. Странное поведение может зависеть от ситуации, половой принадлежности, характера, личности, воспитания и среды общения ребенка.
Специалисты выделили самые распространенные:
Желание найти сообщников по интересам.
Если подросток проводит время с друзьями, которые создали музыкальную группу или увлекаются определенным видом спорта – это не так страшно. Опасно, что дети после 12-13 лет испытывают желание попробовать сигареты, алкоголь, наркотики, и считают привлекательными компании, где подобные занятия модны. Стремление быть «как все» приводит к тому, что употребление запрещенных продуктов происходит против желания человека.
Осознание своей половой принадлежности.
Конечно, дети уже знают о различиях мальчиков и девочек, но именно в подростковом возрасте они осознают свое влечение к противоположному полу. Могут происходить связи с ровесниками и друзьями «постарше», появляется активная мастурбация. Девственность воспринимается чем-то постыдным, из-за чего особенно страдают мальчики.
Трудности в общении.
Распространение социальных сетей в последнее десятилетие усилило определенные проблемы подростков, связанных с установлением взаимоотношений с окружающими. Неумение общаться в живую приводит к скрытности, замкнутости, а после и к депрессии. Ребенок много времени проводит в интернете, в компьютерных играх, не желает идти на контакт.
Желание самоутвердиться в обществе.
Главным источником девиантного поведения является стремление отстоять свою индивидуальность и независимость. Чужое мнение и советы взрослых вызывают у тинейджера ярость и негодование.
Причины появления проблем у подростков
Понять, когда начнется сложный период у ребенка невозможно. Кроме того, кто-то переживает его ярко и болезненно, а кто-то не доставляет неприятности окружающим. Первые признаки могут появиться как в 11, так и в 16 лет. Резкие перепады настроения, изменения во внешности, грубость, агрессия, воровство, желание уйти из дома и оставить школу – далеко не полный список, с чем могут столкнуться взрослые. Из спокойного доброжелательного ребенка, подросток превращается в озлобленного и жестокого человека.
Что же вызывает такие изменения?
- Причиной этого может быть ошибки в воспитании сына или дочери. Излишняя строгость или вседозволенность негативно сказываются на подростке. Родители воспринимаются, как своего рода ограничители пространства для тинейджера. Они создают ему преграды во взрослую жизнь.
- На самом деле проблемы возникают из-за изменений в гормонах человека. Происходит изменение во внешности, меняется голос, появляются половые признаки. Подсознательный страх и непонимание, как жить дальше с этими изменениями и вызывают протест. Не всегда подростка устраивает отражение в зеркале. Большие уши, наличие прыщей, появление волос на теле пугает и раздражает его.
На что обратить внимание, воспитывая подростка
- Первый опыт общения человек получает в семье. Именно на основе семейных ценностей формируется характер и поведение. Современные родители очень много времени уделяют работе, поэтому дети часто чувствуют себя недолюбленными. Обилие игрушек и гаджетов занимает свободное время ребенка, но не заменяет ему человеческого общения. В семье, где регулярно обсуждают события, которые произошли с сыном или дочерью, редко возникают проблемы.
- Влияние улицы и интернета помогает подростку создать неправильную систему ценностей, где родители оказываются далеко не в выигрышном свете. Насильно лезть с советами опасно. Это еще больше отдалит ребенка, который будет воспринимать желание помочь, как посягательство на личную жизнь.
Советы для установления контакта с детьми:
- Постарайтесь создать комфортные условия в доме. Наступит момент, и ребенок снимет плакаты со стен или снимет странную одежду. Друзья обретут нормальный вид. Переживите это, как должное, не испортив отношение с ребенком.
- Постарайтесь стать другом. Не выпытывайте, не настаивайте, а старайтесь быть рядом в сложный момент.
- Не сравнивайте тинейджера со сверстниками. Это только понизит его самооценку. Ребенок должен знать, что он для вас самый любимый и самый лучший.
- Не унижайте его новых друзей и не вступайте с ними в открытый конфликт. Конечно, в пределах разумного. Вытащить из логова наркоманов нужно срочно, а вот осуждать музыкальное направление или увлечения, не разобравшись, не стоит. То же касается и первой влюбленности. Не важно, нравится вам избранник или нет – дайте подростку самому «набить шишки».
- Найдите время для общения. Предложите совместное занятие, которое понравится ребенку, пригласите его друзей.
Вспомните, что недавно вы также переживали подобное. Уважайте индивидуальность ребенка, дайте возможность решать самому, снимите замок с клетки, и он не захочет вас огорчать.
Сложные ситуации у подростков случаются часто. Смиритесь с этим, а вот сдаваться необязательно. Пути решения есть, и они несложные. Помогите ребенку пережить этот период достойно.
Советы экспертов — Видео — обзор
Проблемы подростка и пути их разрешения
Проблемы подростка и пути их разрешения
Подростковый возраст небезосновательно называют особым, трудным. Для успешного взаимодействия с подростком необходимо знать особенности этого возраста. Однако было бы большой наивностью полагать, что все трудности общения, взаимодействия с подростком, преодоления его собственных проблем связаны только с его возрастными особенностями. Это далеко не так. Воспитание и положительное влияние на ребенка вне зависимости от его возраста, развитие его личности – все это само по себе весьма трудные вещи. Поэтому разговор о проблемах взаимодействия подростка в семье выходит за рамки возрастных особенностей. Подобную точку зрения разделяют многие специалисты, занимающиеся подростковой проблематикой (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005).
Разумеется, особенности подросткового возраста необходимо учитывать в очень высокой степени, их нужно знать. Поэтому им следует уделить необходимое внимание.
Трудности взаимодействия с подросток редко концентрируются на одной конкретной проблеме. Из этого следует , что конструктивные отношения с ним в семье могут быть обеспечены распутыванием всего клубка, а не выделением какого-то приоритетного направления, за которым очень легко потерять проблемы конкретного ребенка.
Проблему взросления подростка можно охарактеризовать по двум направлениям:
1) переход в объективно более сложную сферу жизнедеятельности и недостатком личностных ресурсов;
2) эмоциональная нестабильность, вызванная интенсивными физиологическими процессами организма: эмоциональная неуравновешенность, перепады настроения.
Кроме этих двух проблемных направлений существуют трудности, связанные еще с индивидуальными особенностями подростков, которые в силу своего непростого формирования не всегда являются осознанными, они провоцируют подростков на экстремальные варианты решения тех или иных проблем. Что требует квалифицированной помощи со стороны родителей, педагогов и психологов.
Все проблемы с подростками и их взаимоотношениями с родителями, педагогами, окружающими можно разделить на четыре группы. Рассмотрим их более подробно.
- Первая группа – внеподростковые проблемы, обостряющиеся в подростковом возрасте. В этот перечень входят: конфликтность, ложь, неисполнение домашних обязательств, снижение успеваемости. Весь этот комплекс проблем имеет один источник. У каждого конкретного подростка они могут присутствовать в разной степени. Это в значительной степени связано с индивидуальными особенностями. Если есть что-то одно (из выше перечисленных качеств), то в той или иной степени присутствует и все оставшиеся. Весь этот комплекс проблем связан с ошибками родительской или педагогической позиции (опека, авторитарность вместо сотрудничества и партнерства) и особенно с недостатком педагогического внимания со стороны родителей, когда у ребенка не сформированы навыки самостоятельности и конструктивного компромиссного взаимодействия с окружающими. Чем больше таких проблем у подростка, тем труднее ему взаимодействовать с окружающими. Если таких проблем накопилось слишком много, то процесс может стать уже необратимым.
Одной из наиболее беспокоящих родителей проблем является снижение успеваемости. Неуспеваемость – сама по себе очень сложная проблема. Еще больше она усугубляется эмоциональностью подросткового возраста, нарастающими трудностями и объемом изучаемых предметов. Подавляющее большинство подростков нуждается во внимании со стороны взрослых. Внимательность к успехам ребенка с первых лет обучения, оказание помощи, поддержки и сопровождения в процессе обучения может быть собственными силами или с привлечением репетиторов, поиск и раскрытие способностей как приоритетного направления жизнедеятельности подростка – такой список мер может способствовать повышению качества успеваемости.
Важным направлением формирования подростков является посещение им учреждений дополнительного образования. Поиску способностей в профессиональном самоопределении может поспособствовать поощрение со стороны родителей чтения всевозможной научно-популярной, философской, этической и специальной (по какой-то профессии – медицине, истории, юриспруденции, психологии, биологии и т.д.) литературы.
- Вторая группа – проблемы подросткового возраста. Данный блок проблем связан со спецификой подросткового возраста. Для других возрастных групп они не являются характерными и столь заметными.
Эта группа хорошо описана в классической литературе. Позволю себе лишь кратко их наполмнить. Одной из ярких характеристик проблем подросткового возраста является недостаток позитивных оценок в самоотношении (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011); отсутствие снисходительности и полутонов в оценках себя и окружающих; перфекционизм; максимализм; всплеск невротичности. В силу эмоционального дисбаланса возникает необходимость внимания взрослых к положительным качествам подростка, проявляющихся в конкретных действиях, ситуациях, поведении, общении, поступках и др. Вместе с тем взрослые часто не видят достоинств подростка, но легко замечают недостатки. Задача взрослых – помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира.
Интенсивные физиологические процессы, происходящие в организме подростка, способствуют появлению возбудимости, эмоциональной неустойчивости, самоуверенности и переоценке своих возможностей, подростковый максимализм.
Особенность эмоциональной сферы подростка состоит в том, что ему кажется, что окружающие постоянно за ним наблюдают, выискивая недостатки. Это в свою очередь увеличивает его нервозность, добавляет эмоциональную напряженность, неуверенность. Нередко подросток идет по пути демонстративного поведения, как бы играет на публику. Эту особенность поведения в научной литературе описывают как феномен воображаемой аудитории (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011). Подросток, воображающий себя центром внимания негативно настроенных к нему окружающих, находится на эмоциональном «взводе», что и определяет чрезмерность его эмоциональных реакций в ответ на то или иное мнение окружающих. Данная особенность, вероятно, является последствием экспериментирования подростка с новым для него миром взрослых отношений.
Высказываемые опасения взрослых по тому или иному поводу игнорируются подростком, так как он себя представляет себя исключительной, уникальной личностью, на которую не распространяются закономерности и логика окружающей жизни («со мной никогда ничего не может случиться, я не такой как все»). Собственная жизнь и личные переживания подростку кажутся настолько уникальными и неповторимыми, что окружающие просто не в силах его понять, и потому он обречен на одиночество. Такая позиция нередко порождает склонность к самолюбованию на фоне чувств эмоциональной напряженности, тревожности, одиночества, саркастического отношения к окружающим.
Начинается поиск подростком форм, в которых наиболее удачно и доступно могла бы воплотиться его взрослость. В зависимости от личностных качеств, которые смог освоить подросток, взрослость может принимать как позитивные созидательные разновидности, так и негативные, сводящиеся к манерничанью и подражательству.
Ну, и, наконец, кодекс товарищества. Подростки центрированы на группе сверстников, дорожат ее мнением больше, чем мнением взрослых. Склонны сплачиваться, ели кто-то из них вступил в противостояние со взрослым, вне зависимости от того, прав ли взрослый или нет. В общении со сверстниками подросток осваивает «взрослые» отношения – уважительное отношение друг к другу, позиция равноправного общения, доверие, сотрудничество. От себя добавлю, что подростковая мораль отличается от зрелой нравственной позиции. Источником подростковой морали часто являются общественные штампы, привязанность к группе и направленность поведения в сторону мнимых интересов группы. Часто моральный тон в группах задают доминантные подростки, которые всю группу могут направить в сторону действий с совершенно непредсказуемыми последствиями. В этом случае весьма вероятны критические моменты, острые конфликты, в том числе и с непоправимыми последствиями. О возможности таких конфликтов взрослым необходимо знать, т.е. уметь их прогнозировать и не допускать ситуаций, в которых вероятны криминальные исходы.
Для овладения ролями взрослых, взрослой позицией подростку необходимо общение со сверстниками. Однако источником истинной нравственности является не подростковая среда, а создание условий взрослыми для формирования навыков рефлексии, опыта самостоятельного осмысления происходящего и умения воплощать в жизнь плоды собственных размышлений, освоение общечеловеческих ценностей.
Подросток нуждается в духовном наставничестве – интенсивном взаимодействии с человеком, людьми, книгами, умеющими правильно сориентировать его по основным направлениям жизнедеятельности. Конечно, наиболее удачно, если родитель сможет выполнить эту роль. В данном случае последнему необходимо знать, какие направления жизнедеятельности являются наиболее сложными, и какие стратегии поведения в них являются наиболее предпочтительными.
- Третья группа – проблемы новой сферы жизнедеятельности подростка. В эту сферу входят взаимоотношения с окружающими, с противоположным полом, выбор друзей, любовь, выбор профессии, определение критериев успешности жизненного пути, становление мировоззрения, определение смысла жизни. Это наиболее острая сфера проблем, с которой сталкивается подросток. Совершенно определенно, что он не осознает остроту и сложность данных проблем и не подготовлен к ним. Фактически в большинстве случаев с этими проблемами он остается один на один. Подросток «трогает» новую для него реальность – взрослый мир – наподобие того как грудной ребенок трогает окружающие предметы. Вначале это получается примерно также неумело и морально разрушительно, как и у грудничка физически. Это неизбежно вызывает у окружающих раздражительность, неприятие его поступков и поведения.
Наиболее привлекательной из данных проблем подросткам кажется любовь и взаимоотношения с противоположным полом. Сфера, по которой с одной стороны нет школьных предметов, а с другой – по сложности кратно превосходящая любой школьный предмет. В эту область их толкает огромная биологическая внутренняя сила – легкость образования привязанности, совмещенная с возрастающим влечением к противоположному полу. Один на один с этой проблемой у подростка нет никаких шансов на победу. Но ему кажется, что решение очень близко и просто. Он даже не видит необходимости, чтобы по такому «пустяку» обращаться за помощью к взрослому. К тому же из предыдущего жизненного опыта общения со взрослыми у него складывается протест-предчувствие против такого обращения. Взрослые, в общем-то, и сами в этой сфере по большому счету беспомощны. Единственный ориентир, который понятен взрослым и которого они придерживаются – «рано-пора». Формула взаимодействия с подростком о введении в данную сферу – «запрет-разрешение».
Кто же должен отвечать за эту сферу, и как она должна выглядеть в том виде, когда она решается грамотно. Отвечают за нее родители и педагоги. Попытаемся найти те ориентиры, из которых мог бы исходить родитель или педагог, если бы он все-таки набрался решимости поработать с подростками в этой проблематике. Мы видим здесь два ориентира для совместных с подростком размышлений:
Первый ориентир – статистика разводов, типичные последствия любви, ранние половые взаимоотношения. Приведем, например, данные соотношения браков и разводов по Москве (см. таблицу ниже). Как видно из таблицы, ситуация далека от идеалов – распадается почти каждый второй брак.
Источники:
http://kozheldor.edusite.ru/p81aa1.html
http://mst-woman.ru/beremennost-i-materinstvo/deti-ot-6-let/puti-resheniya-problem-podrostkov/
http://www.b17.ru/article/93048/