0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Пробы и клейма на ювелирных изделиях. Клейма — история и как их читать

Виды клейма на золотых изделиях в России и мире

Очень редко золото используется в чистом виде. Обычно продукт, именуемый нами золотом, состоит из самого драгоценного металла и так называемой лигатуры, то есть примеси иных металлов. Добавки включаются в состав золота для улучшения показателей выносливости и плотности, ведь золото в его чистом виде очень мягкое. Чистый металл быстро истончается, а изделия из него очень легко поцарапать или сломать. Качественные изделия имеют клеймо на золоте, о котором поговорим далее.

Еще в древние времена было вычислено, что лучшими примесями для золота являются серебро и медь. Ну а для обозначения содержания золота в сплаве стали применять пробы.

Проба – это главный показатель примесей в изделии, но этой цели служат и клейма – знаки, которые ставятся в контрольных учреждениях и гарантируют наличие драгоценного металла в сплаве. Во Франции первое клеймо было поставлено в 1275 году, ну а в России первое клеймо появилось на изделии в Москве в 1651-1652 годах. Оно выглядело как двуглавый орел с датой, написанной славянскими буквами, а его назначением была демонстрация серебряной пробы. Пробы в современном понимании были введены Петром Великим в его указе от 13 февраля 1700 года, который установил по 4 пробы для золота и серебра.

Системы золотых проб

В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата – это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.

В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го – в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.

В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.

На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,9.

В связи с проблемой погрешности исчисления в славе золота, устанавливают так называемый ремедиум, иными словами, отклонение от нормы. В соединениях серебра и золота, золота и меди и всех трех компонентов вместе обычно установлен ремедиум в 3 единицы. К примеру, сплав 583-й пробы должен иметь ремедиум 3 единицы, следовательно, содержание золота будет примерно 580-586 гр/1кг сплава. Золотые сплавы с примесью никеля обладают ремедиумом в 5 единиц.

В России ювелирные изделия на продажу могут иметь пробы от 375-й до 958-й. В Союзе также было золото 583-й пробы, но в Европе имелась проба 14 карат, которая имела показатели выше советской. Для избегания более низкой цены за наше золото в Европе, стандарт был изменен на 585-й.

Читать еще:  Тату на груди рианны. Все тату Рианны. Татуировки Рианны: фото и значения

В современной системе России 23-каратное золото соотносится с 958-й пробой, 18 карат – с 750-й и так далее. Чтобы выполнить перевод из метрической системы исчисления в каратную, необходимо умножить пробу на 0.024.

Популярные пробы золота

В нашей стране имеется пять уровней качества золотых изделий.

375-я проба – сплав с содержанием 38 процентов металла (примеси – серебро и медь), имеющий разброс цвета от желтого до красноватого, со временем такая смесь тускнеет.

500-я – сплав с 50.5 процентами золота (примеси – серебро и медь).

585-я – смесь 58,5 процентов золота с серебром, медью, палладием и никелем. Такое сочетание делает изделие твердым, прочным, стойким к влиянию воздуха, из-за чего оно часто используется в производстве.

750-я – сплав с 75.5-процентным содержанием драгметалла, смешанного с серебром, платиной, медью, никелем и палладием. Может иметь цвет от зеленого и желтого до розового и красноватого. Довольно прочный, но хорошо обрабатывается и полируется. Очень популярен для изготовления украшений, используется для высокоточных работ.

958-я – сплав с долей золота в 95.38 процента, который довольно редко применяется из-за мягкости и невыразительности цвета.

Сплавы выше 750-й пробы не поддаются потускнению при взаимодействии с воздухом, а 999-я проба не применяется из-за плохих показателей надежности. Для произведений искусства лучше всего подходит 958-я проба, 900-я используется для чеканки, ну а для ювелирных целей применяется 585-я проба.

Клейма на золоте

Во всех странах содержание металла в сплавах контролируют государственные органы, а если украшения выпускаются ювелирной корпорацией, то проверка осуществляется их внутренними силами. К примеру, в Голландии и вовсе разрешено производство изделий из серебра и золота любого качества.

В Российской Федерации доля золота в сплаве определена государством и указана в постановлении “О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов”. Изделия из таких металлов должны иметь клеймо государства и соответствие стандартам России.

Процедура опробирования и клеймения проводится Российской государственной пробирной палатой, находящейся при Министерстве финансов. А за соблюдением золотых проб и их соответствием реальности следят специалисты Федерального пробирного надзора.

В Турции, Египте, Греции и США золотые и серебряные изделия не контролируются. В связи с этим, российские ювелиры говорят, что 90 % турецкого золота не соответствует заявленному качеству: часто при указанной 585-й пробе она реально едва дотягивала до 500-й. Но в последнее время доверие к турецким пробам и вовсе исчезло, дело в том, что в любом магазине этой страны можно выбрать непромаркированное золотое изделие, после чего продавец поставит на него при помощи специальной машинки желаемую цифру.

Обычно в изображении клейма сочетается некий рисунок и цифровое обозначение пробы, а саму пробу, как говорилось ранее, ставят государственные службы.

Виды клейма

Для оклеймения изделий в разных странах применяются различные рисунки и формы, так какие же клейма бывают изображены в разных странах на золоте? К примеру, в Беларуси на изделиях ставится зубр.

До 1896 года в России ставили “тройники” – клейма, на которых были соединены в один узор число пробы, герб, первые буквы имени проверяющего и год постановки клейма. И если до 1897 года сами знаки имели выпуклую форму, то после этого года они приобрели вдавленный вид.

Уже в 1899 году в России было введено одно клеймо – “знак удостоверения”, которое выглядело как женская голова в кокошнике, изображенная в профиль слева.

С 1908 по 1927 годы работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России.

В 1927 году в России появилось новое клеймо – голова рабочего с молотом, а само исчисление перевелось в метрическое. С 1 июля 1958 года для изделий из всех драгметаллов стало применяться клеймо в виде пятиконечной звезды, внутри которой располагались серп и молот.

Сейчас российские ювелирные изделия также клеймят женской головой в кокошнике. Клеймо может быть как совмещенным, так и располагаться раздельно. На клейме совмещенного типа в рамке находится голова в кокошнике смотрящая вправо и цифры, обозначающие пробу, а слева от головы есть маленькая буква, обозначающая Госинспекцию, которая и поставила клеймо.

Для штампа на раздельных или легко отделяемых вещей используют клеймо раздельного типа, голова ставится на одной, а цифры пробы – на другой части изделия.

На украшениях российского производства должен иметься оттиск Госинспекции и клеймо производителя с шифрованным годом клеймения и шифрованным же именем предприятия.

Читать еще:  Петрушка для кожи вокруг глаз: лучшие рецепты. Маска из петрушки

Подделка золотой пробы

Подделывать пробу золота решится далеко не каждый пройдоха, так как это сложно и сопряжено с огромными рисками. Обычно мошенничество заключается в проставлении высокой пробы на некачественном изделии, которое все же содержит золото. Подобные товары можно купить в маленьких магазинах по всему миру, но волею случая они могут быть в продаже и приличных ювелирных лавок. Хорошо сделанную подделку пробы практически не определить на глаз, именно поэтому необходимо проверять сам сплав.

В этом может помочь переносной прибор – определитель золота, который можно носить с собой во время покупок. Стоит помнить, что прибор может иметь свои ограничения и погрешности, поэтому всецело ему доверять не стоит.

Как отличить драгоценность от подделки по пробе

Пробы на ювелирных изделиях: что нужно знать покупателю?
6 ответов на важные вопросы

Проверьте клеймо на кольце, если хотите, чтобы оно служило вам верой и правдой: ведь под видом золотого кольца в подозрительных магазинах могут продать серебро с позолотой, которая вскоре слезет, обнажив реальный состав металла.

Поскольку клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов – это обязательная процедура в России, странах Европы и Азии, то отсутствие клейма в нужном месте должно служить серьезным предостережением. Кстати, в нашем магазине все украшения имеют маркировки!

Вопрос №1. «Куда ставят клеймо на серьгах, цепях, кулонах, браслетах?»

Согласно международным правилам, апробирование и клеймение ювелирных изделий не должны влиять на их внешний вид. Поэтому клеймо можно располагать только на обратной стороне украшений, застежках, или, если речь идет об интерьерных аксессуарах или изделиях, стоящих из тонких деталей, на специальной припаянной пластине из такого же металла.

На кольце клейма ставят на внутренней стороне тыльной части изделия посередине или под креплениями для драгоценных камней (со стороны пальца). Клеймо на обручальном кольце, если оно не украшено камнем или орнаментом, может находиться с внешней стороны обода.

На кулонах пробу ставят в районе колечка, на котором крепится основная часть подвеса. Если вы хотите проверить подлинность сережек, клеймо стоит искать на застежке изделия. То же касается колье и браслетов. Впрочем, на цельных браслетах клеймо может быть и на обратной стороне основы.

Вопрос №2. «Виды проб на ювелирных изделиях: какую информацию сообщает клеймо?»

Многое зависит от страны, в которой было изготовлено украшения, а также от того, когда это произошло – так как до XIX века в мире были более распространены золотниковые и каратные системы апробирования (золото в России и Европе), а также лотовая (серебро). Тем не менее, сегодня система апробирования более или менее стандартизирована в разных странах мира. В России и основной части Европы использую метрическую систему (трехзначные числа), а в США, Швейцарии, Великобритании – каратную (число и буква «К»).

Цифры в составе клейма в метрической системе означают пробу, буквы – место прохождения проверки, а также в отдельных случаях мастерскую или регион изготовления, геометрический знак, который иногда «опоясывает» основную часть клейма – тип металла, а графический символ – страну изготовления или продажи. На украшениях, которые были изготовлены в СССР или ранее, вы можете найти и двузначное числовое клеймо – последние цифры даты изготовления. На иностранных изделиях вместо геометрического знака используют надписи «gold», «silver».

Вопрос №3. «Сколько может быть проб на украшении?»

Если вам попалось украшение, на котором менее 4 обозначений – либо перед вами подделка, либо стоит поискать клейма лучше. Согласно международному законодательству, на всех украшениях из золота, серебра, платины и палладия, а также любых сплавах с ними, в составе которых более 30% драгоценного металла, должно стоять минимум четыре клейма.

Первое (геометрическое) обозначает тип металла (прямоугольное клеймо для золота, прямоугольное с закругленными боками – для серебра, восьмиугольное клеймо для платины и вытянутое клеймо с закругленной передней частью – для палладия).

Второе клеймо на ювелирных изделиях – расшифровка качества металла, то есть процента содержания в нем чистого материала. Третье клеймо говорит о том, в какой стране произведено или продается украшение. Обычно это клеймо в виде герба страны или специального символа (в России – женская голова в кокошнике). Четвертое клеймо сообщает, в каком регионе был проверен состав металла и поставлена проба.

Вопрос №4. «На каких металлах ставят пробы?»

Клеймо ставят на серебре, золоте, платине и палладии, а также сусальном золоте и серебре. На других металлах пробы ставить не принято. Кстати, клеймо «Два кольца» не относится к ювелирным и ставится на стальные изделия (к примеру, топоры и ножи) для обозначения типа товара и производителя.

Читать еще:  Снежинки из пенопласта своими руками схемы. Объемная снежинка своими руками.

Вопрос №5. «Какие пробы золота и серебра бывают, а каких не бывает?»

Некоторые предпочитают покупать те украшения, которые подчеркивают их привлекательные особенности – к примеру, цвет волос или глаз, оттенок кожи или доминирующий в их ежедневном образе цвет. Для других же украшения – это, в первую очередь, возможность подчеркнуть свою общественный статус.

И тем, и другим стоит знать, какие бывают пробы золота и серебра. В ювелирном деле различают высокие и низкие пробы, о каком бы металле ни шла речь. К низким пробам в международной (и наиболее распространенной!) метрической системе относят пробы ниже 958-ой (золото), 925-ой (серебро), 900 (платина), 500 (для палладия). Другая проба на ювелирных изделиях в России относятся к высоким, а украшения с ней могут стать хорошим капиталовложением – ведь стоимость чистого драгоценного металла на рынке только возрастает. В метрической системе не существует проб со значением менее 300, а в каратной – менее 8 и более 24.

«Пробы золота и серебра» – таблица, которая вам обязательно пригодится. Особенно, если вы делаете покупки не только в магазинах России, но и за границей.

Вопрос №6. «Чем отличаются пробы серебра и золота?»

Серебро и золото – самые распространенные ювелирные металлы в мире. Пробы в метрической системе для каждого из ювелирных сплавов подобные: цифры означают процент содержания в них чистого металла.

К примеру, 999-ая проба означает, что перед вами практически чистый (100%) металл. Поскольку принято считать, что 100% драгоценного металла не существует в природе; 99,9% сплав считается эталонным. Если вы хотите проверить, настоящая ли драгоценность перед вами, запомните, что в Российской Федерации для ювелирных изделий используют пробы – 375, 500, 585, 750, 958 и 999 для золота, а для серебра – 800, 830, 875, 925, 960 и 999.

Учимся читать клейма на русском антикварном серебре

Ко мне часто обращаются за помощью в атрибуции антикварных предметов из серебра. Научиться определять время и место изготовления достаточно просто. Попробуем разобраться.

С чего начать ?

Тема хотя и выглядит достаточно обширной, тем не менее в ней можно разобраться. Начнем с начала. Если мы имеем дело в русским серебром, то уже с начала XVIII века на нем появилось цифровое обозначение пробы серебра.

Самая распространенная проба это 84 , но встречаются и другие — более высокие 88 и 91 , а также более низкие, например 72 .

До 1899 года в ходу были годовые и городские клейма. Например, клеймо Москвы — Георгий Победоносец (всадник на коне с копьем). Клеймо Санкт-Петербурга — скрещенные якоря.

Затем система изменилась, годовые клейма перестали ставиться. Городские клейма также были изменены.

Период до 1899 года.

Читаем слева направо: И.К. — инициалы пробирного мастера (ответственное лицо пробирной палаты), под ним годовое клеймо 1876. Далее цифровое обозначение пробы «84», правее городское клеймо Москвы — всадник с копьем. Еще правее в прямоугольном щитке «Н.Ф» — клеймо мастерской.

Читаем слева направо: NP в прямоугольном щитке — клеймо фирмы Никольс и Плинке; правее удостоверение придворного поставщика — двуглавый орел; РК — клеймо мастерской; Э.Б. — инициалы пробирного мастера; под ним годовое клеймо 1859. Далее цифровое обозначение пробы «84»; городское клеймо Санкт-Петербурга — скрещенные якоря.

Период с 1899 до 1917 года.

С 1899 года система клеймения изменилась. Появились известные «дамы в кокошниках». До 1908 года изображения были более схематичными. Голова женщины при этом смотрела влево.

В 1908 году женщина в кокошнике начала смотреть вправо, при этом изображение стало более реалистичным.

Читаем слева направо: «84» — цифровое обозначение пробы; далее голова женщины в кокошнике, смотрящая влево — период 1899-1908 гг; ЯЛ — инициалы пробирного мастера Якова Ляпунова в Санкт-Петербурге; правее клеймо мастерской.

Читаем слева направо: треугольник (на самом деле это греческая буква дельта) — знак Москвы; далее голова женщины в кокошнике, смотрящая вправо — период 1908-1917 гг; «84» — цифровое обозначение пробы; правее клеймо мастерской.

Заключение

Не всегда все так же гладко, как на приведенных выше примерах. Часто клейма бывают плохо читаемы, иногда смущает расположение, бывает, что клейм не хватает.

И я совсем не упоминаю «левые» клейма, то есть подделки. Это отдельный разговор, и для этого требуется отдельная статья.

Тем не менее всегда нужно с чего-то начинать. Надеюсь, статья была вам полезна.

Источники:

http://golden-inform.ru/proby/klejmo-na-zolote/
http://www.topgrant.ru/blog/jenciklopedija-dragocennye-metally-proby/
http://zen.yandex.ru/media/id/5dc97fa8e9686b2cdd9174fc/5dcb0a322535bb706a2f8124

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector