0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проекты по экологии. Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Проект «Живая душа природы» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Транскрипт

1 Проект «Живая душа природы» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье Автор проекта : Чемакина В.С., МБДОУ «Детский сад 12» г. Торжок, Тверская область

2 Аннотация Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей, педагогов и содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта: — образовательная деятельность, — опытно-экспериментальная деятельность, — игры, развлечения, — наблюдения и экскурсии, — работа с родителями, — природоохранные акции. Проект проведен в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

3 Актуальность — Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения, в особенности детей. — Незнание правил поведения детей в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм». — Потребительское отношение к природе и стереотипность мышления. — Дети не задумываясь срывают цветы, уничтожают объекты живой природы, а взрослые при этом проявляют равнодушие.

4 Цель проекта: формирование основ экологической культуры у дошкольников. Задачи проекта: — Заинтересовать явлениями, происходящими в природе. — Расширять деятельные познания детей о животном и растительном мире. — Помочь понять взаимосвязь природы и человека, почувствовать ответственность за результат своих действий в природе. — Воспитывать любовь к природе и развивать эстетическое восприятие природы. — Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ семья.

5 Участники проекта: — Воспитатели. — Дети. — Родители (лица их заменяющие). Тип проекта: — Долгосрочный. — Соцально-практикоориентированный.

6 Этапы реализации проекта: I этап Подготовительный: Определение цели и задач работы. Планирование работы. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение роли родителей в данном проекте. Анкетирование «Экология в воспитании детей». Обогащение предметно-экологической среды для реализации проекта.

7 II этап — Основной: Образовательная деятельность (уточнение и расширение представлений детей о среде обитания для животных, птиц, насекомых и растений). Работа с детьми в микроцентре «Природа» (формирование навыков ухода за растениями, посев семян). Кормление птиц зимой. Проведение экологической гостиной (КВН) родители и педагоги. Инсценированные развлечения для неорганизованных детей. Экологические акции. Родительское собрание. Развитие любознательности и познавательной активности. Чтение стихов, пословиц, загадок по данной теме. Дидактические игры экологической направленности, просмотр мультфильмов, фотографий, иллюстраций о неживой и живой природе, наблюдение, обсуждение.

8 III этап — Заключительный: — Подведение итогов проекта: анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями. — Отметить успехи и неудачи. — Обобщить собранный текстовой и фотоматериал. — Презентация материалов проекта.

9 В ходе реализации проекта работа с детьми строилась на принципах: — Индивидуальной работы с каждым ребенком. — Непрерывности и преемственности педагогического процесса. — Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста. — Рационального сочетания разных видов деятельности. — Деятельного подхода. — Развивающего характера обучения.

10 Механизм реализации проекта: Самообразование. Изучение научно-методической литературы. Образовательная деятельность и словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы). Экологизация развивающей среды в детском саду. Мониторинг детей и анкетирование родителей. Планирование работы с детьми и родителями. Практическая деятельность: выращивание цветов, сбор семян, экологические акции. Чтение экологических сказок, развлечения, экскурсии; викторины. Консультации специалистов. Опыты, эксперименты и наблюдения за растительным и животным миром. Создание наглядных пособий: «Экологический стенд» для детей и родителей и фото-уголок наблюдений.

11 Инструментарий: Использование опыта работы заслуженных педагогов (специализированная литература), интернет-ресурсов. Конспекты НОД и развлечений, сборники экологических сказок, выставка детских рисунков. Разработка опросников, анкет. Наглядные пособия: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.). Костюмы персонажей животных, растений. Условия, познавательная среда. Таблички с правилами поведения в природе.

12 1 Чтение художественной литературы 2 Наблюдение Методы ознакомления детей с природой 3 Эксперимент 4 Труд 5 Дидактическая игра 6 Образовательная деятельность 8 7 Беседы Работа с родителями

13 Ожидаемые результаты: — У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. — Дети поймут взаимосвязь в природе, станут бережно относится к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым и т.д. — У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. — Дети научатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы. — Пополнится развивающая среда в группе. — Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

14 Результаты проекта Воспитатели: Знание методик экологического воспитания, разработка интегрированных занятий и экспериментальная работа с детьми. Дети: Положено начало экологической культуры. Видят красоту природы, активно наблюдают за ее объектами и признают ценность жизни; знают правила поведения в природе. Родители: Рост экологического сознания и активное приобщение детей к природе, участие в совместных акциях.

15 Экологические центры в помещении детского сада: уголки живой природы, огород на подоконнике и мини-лаборатории

Читать еще:  Поздравления с днем татьяны. С татьяниным днем

16 Экологические пространства на территории ДОУ- клумбы, кустарники и деревья

17 Из наблюдений

18 Наблюдения Ромашки сорванные (утро) Постепенное увядание цветов (день) Засохшие ромашки (вечер) Вывод: Сорванные цветы быстро засыхают. Красивые цветы живые цветы. Они долго цветут, приятно пахнут, радуют бабочек, пчёлок и нас.

19 Бабочки любят цветы. Перелетая с одного цветка на другой они пьют нектар и опыляют их. Пчелки собирают цветочный нектар и делают из него мед.

20 Не рвите цветы, не рвите, Пусть будет нарядной Земля! И вместо букетов дарите:

21 Васильковые Незабудковые И ромашковые поля

22 Участие в международном конкурсе «Художественная фотография» на сайте pedolimp.ru Электронная почта:

23 Список использованной литературы: 1) Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО. 2) Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду. -,: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, с. 3) Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.-м., педагогическое общество России, с. 4) Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленнико, А.А Филиппенко. Волгоград: Учитель, с. 5) Зенина Т.Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Учебное-методическое пособие.-м., Центр педагогического образования, с. 6) Кротов В.В. Сказочная педагогика: Отношение к живому. М.: Издательство «Книголюб», с. 7) Петрова Н.А. Живая душа природы.-мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», с. 8) Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.- сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-волгоград: Учитель, с. 9) Интернет-ресурсы (фотографии).

Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников

Педагогические проекты в детском саду

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Автор проекта : Мельникова Ирина Юрьевна

Воспитатель с.п. ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный «Детский сад №13»

Содержание

1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с семьёй.

1.2. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

2. Проект работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников

Список использованной литературы

Введение

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Ожидаемые результаты:

— Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

— Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;

— Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

— физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

— эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

— условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:

— образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

— воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

— развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Читать еще:  Сильный зуд всего тела при беременности. Чешется все тело при беременности

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ — создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа, уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, ручеек, бассейн и т. д.

1.2 Формы работы с родителями по экологическому воспитанию

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

— Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

— Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

— Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

— Домашнее задание — участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

— Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

— Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

— Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Стань природе другом»

АНАСТАСИЯ ПОДЛУЖНАЯ
Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Стань природе другом»

Экологический проект: «Стань природе другом»

Участники проекта : дети группы, воспитатель,родители

Подготовила: Подлужная Анастасия Викторовна,воспитатель

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание дошкольников — является важной и неотъемлемой частью воспитания детей. Мир природы очень богат и прекрасен и все его великолепие нужно донести до ребенка. Ребенку нужно с ранних лет внушать,что любить природу — значит творить добро. Заставлять детей задумываться,над своими действиями и поступками

Под экологическим воспитанием подразумевают – непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой,животными,наблюдения за природой, практическая деятельность по уходу за растениями и животными,осмысление увиденного.

Огромную роль играет как практическая деятельность так и занятия по экологическому воспитанию в учебном процессе детского сада. Чем раньше будет начата эта работа,тем больше будет педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию на сегодняшний день является очень актуальной.

Данный проект определяет цели,задачи направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Цели проекта:

Формирование начал экологической культура младших дошкольников.

Прививать детям любовь ко всему окружающему.

Создавать условия для познавательных способностей дошкольников.

Изучение детьми живой и не живой природы.

Расширять кругозор детей.

Понимание необходимости жить в гармонии с окружающим миром.

Формировать экологические представления

Формирование основ экологического воспитания, развитие экологического сознания, мышления

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие окружающего мира.

Формировать умение анализировать поступки людей и свои,делать экологические выводы.

Воспитывать нормы поведения в природе и бережное отношение к ней.

Дать понятия детям,о том, что природа –наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.

Дать понять детям о том, какое место занимает человек в природе

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей

Осознанное правильное отношение детей к природе.

Развитие познавательной активности детей

Развитие у детей устойчивого интереса к представителям живого мира.

Интеллектуально – личностное развитие детей.

Усвоение детьми необходимых знаний о жизни животных в дикой природе.

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ,укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательно – информационный.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Поисковая работа по подбору иллюстрационного материала по теме: загадки,поговорки, стихотворения.

Рассматривание картин,иллюстрации в книгах.

Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»,голоса птиц, звуки издаваемые животными дикими и домашними

Наблюдения за живой и не живой природой.

При помощи родителей разрабатывали и дополняли уголок природы.

Этапы реализации проекта

Читать еще:  Точка джи у жены. Что такое точка G. Где находится и почему ее трудно найти

I. Занятия познавательного цикла.

Основы экологии.

Расширять знания о диких животных

Дать представления о жизни животных в диких условиях

Познакомить с характерными особенностями строения тела животных, средой обитания.

Развивать разговорную речь, внимание, память, умение систематизировать полученную информацию.

Воспитывать стремление заботиться о животных.

Основы экологии

Тема: «Живая и не живая природа»

Дать представления о живой и не живой природе.

Научить различать формы живой и не живой природы.

Закреплять навыки исследовательской деятельности, умения вести наблюдения.

Умения делать простейшие умозаключения.

Воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы.

Тема: Грибная поляна.

Продолжать учить детей раскатывать из пластилина столбики и соединять их с деталями из дополнительного материала.

Материалы: Четыре разных по цвету и форме грибочка, вырезанных из картона и разрезанных по вертикали пополам; скорлупа грецкого ореха, пластилин коричневого цвета, дощечка – подкладка.

Тема: «Осенние деревья и кусты»

Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцам с верху.

Развивать у детей чувство меры.

Прививать эстетический вкус.

Материалы: Картон с изображением контура дерева (ствол,ветви,без кроны,пластилин красного, желтого, зеленого,оранжевого цветов; дощечка-подкладка.

Тема: «Дикие животные. Заяц»

Учить детей составлять целый предмет из частей и аккуратно наклеивать их;

Доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.

Продолжать учить детей аккуратно выполнять работу.

Материалы: Картон голубого цвета, вырезанные из белой бумаги круги (голова,овал (туловище, 6 вытянутых овалов (лапы и уши,маленький круг (хвост, клей, кисть, салфетки, клеенка – подкладка, фломастеры.

II. Художественно –эстетическое развитие. Развитие речи.

Чтение художественной литературы.

К. Ушинский «Четыре желания»,

В. Бианки «Лесные домишки»,

К. Паустовский «Барсучий нос», «Заячьи лапы»

Г. Скребицкий «Митины друзья».

1. Ю. Кушак «Олененок»

2. В. Орлов «Почему медведь зимою спит»

III. Просмотр мультфильмов.

«Зимовье зверей», «Храбрый заяц», «Теремок» и т. д.

Сезонные наблюдения (за ветром, небом, деревьями и т. д.)

Звуки природы (голова птиц, диких и домашних животных)

Звуки леса (дождь в лесу,утренний лес и т. д.)

Песня Д. Кабалевского «Наш край»

Музыка БДХ «Это называется природа».

Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серый умывается», «Лиса и зайцы», «Зайцы и волк» и т. д.

Дидактические игры «Всякому свое место», «У каждого своя пара», «Улетаем, уползаем, уплываем», «Кто чем защищается?»

Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой», «Под грибом шалашик домик», «Меж еловых мягких лап», «За грибами», «Веселые зверята», «Медвежонок», «Ёжик и барабан».

Зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика.

VII. Воспитатель – родители

Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», «Экологическое воспитание детей в семье».

VIII. Дети – родители

Совместное изготовление поделок из природного материала.

Семейные прогулки в лес, парк, сквер.

Чтение книг о животных, природе.

IX. Подведение итогов

Выставка из природных материалов

Выставка рисунков детей «Как звери зимуют»

Презентация открытого занятия: «Зимовье зверей»

Выводы: Данный проект имеет положительный результат, не только в информационном плане, но и социально — коммуникативном. Дети научились делать самостоятельные выводы своих и чужих действий. Получили достаточный объем информации о жизни диких и домашних животных. Узнали о том как приспосабливаются животные к жизни в диких условиях леса. Также усвоили необходимость бережного отношения к окружающему вокруг нас. Имеют устойчивое представление правил поведения в природе.

Проект по экологическому воспитанию детей 4–5 лет «Вода — это жизнь» Проект «Вода – это жизнь» по экологическому воспитанию детей 4-5 лет. Цель проекта: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни.

Конспект НОД в младшей группе дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Хозяйство бабушки Варварушки» Задачи: закрепить с детьми разные виды транспорта, домашних и диких животных; развивать у детей память, логическое мышление, мелкую моторику.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как узнать птиц?» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Как узнать птиц?». Содержание:.

Конспект открытой ООД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Человек среди природы» Цель и задачи. Учить детей различать живую и неживую природу. Уточнить представления детей о свойствах воды и воздуха и их роли в жизни.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Осторожно — черепаха!» ОО «Познание» Цель: Формировать у детей знания о жизни диких животных в естественной среде обитания. Задачи: 1. Обучающие: Продолжать знакомить.

Образовательный проект «Прикоснись к природе сердцем» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Название проекта. «Прикоснись к природе сердцем» Актуальность. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и.

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Осень — чудная пора» Два года назад мы с детьми старшей группы работали над проектом «Осень – чудная пора». Проект направлен на изучение природы во всех её.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 — 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Источники:

http://docplayer.ru/31314363-proekt-zhivaya-dusha-prirody-ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-detskom-sadu-i-seme.html
http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/pedagogicheskii-proekt-v-dou-yekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector