2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология отцовства. Роль отца в воспитании ребёнка

Роль отцовства на развитие личности детей

В психологической науке можно найти три главных подхода к пониманию роли отца в развитии личности детей в семье.

Г. Олпорт считает отца, прежде всего, наказующей и дисциплинирующей инстанцией, предполагая, что страх ребенка перед могущественным отцом, в конце концов, внедряет в его душу моральные и общественные нормы, которые делают его «человеком среди людей». Страх отца, с точки зрения этих психологов, заставляет ребенка подражать отцу — для того, чтобы убедить себя, что он и сам такой же сильный. В таком подражании и происходит передача социальных ценностей из поколения в поколение [24.С.90].

А.В. Мудрик утверждает, напротив, что подражание ребенка (чаще всего — мальчика) отцу является основным феноменом, который не требует дальнейшего объяснения. Просто дети так устроены, что сын подражает отцу, дочь — матери. С этой точки зрения, сын подражает не для того, чтобы «защититься» от отца, а просто потому, что так удобнее учиться мужскому поведению. А для дочери отец воплощает в себе набор мужских качеств, на которые она будет ориентироваться потом, в своей дальнейшей жизни [20.С.10].

А.Адлер полагает, что место отца — не внутри семьи, а как бы на границе между семьей и обществом. Отец представляет общество в семье и семью в обществе, его обязанность — взяв ребенка за руку, вывести его в большой социальный мир из маленького мира семьи. Отец — посредник между семьей и миром [1.С.48].

Пред­ставителями психоаналитического направления в основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребен­ка. Отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребен­ка до четырех лет. 3. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимоотношений отца и ребенка:

1) отец — воплощение силы, как объект восхищения и любви;

2) отец как объект реализации потребно­сти в безопасности и защите;

3) отец как авторитет, который наказывает за проступки и таким образом регулирует поведение, а в дальнейшем моральные установки человека [28.С.152].

Любовь матери — безусловная любовь принятие и теплота — обеспечивает чувство безопасности, удовлетворяет потребность в принятии создает базу для развития. Ребенок может исследовать мир только тогда, когда уверен что в любой момент может вернуться к матери. Отец же несет социализирующую функцию, кроме удовлетворения потребности безопасности, стабильности и надежности существования. Его любовь условна и таким образом дает ребенку возможность социализироваться, отец передает социально-культурные нормы, традиции и следит за их соблюдением. Быть отцом — это быть носителем истины, нормы в семье. Так как мать безоценочна, за социализацию отвечает отец. Отец — носитель нормы, с ним связано чувство опоры, надежности; и уверенности у других членов семьи [22.С.35].

Д.Б. Эльконин рассматривает отца как единственного взрослого в жизни ребенка, который может организовать жизнь ребенка, дифференцировать и интегрировать его в общество. Отношения с отцом даже на развитии совсем маленького ребенка сказываются положительно. Отец, являясь транслятором социальных норм, становится для ребенка фигурой, обеспечивающей связь поколений [29.С.74].

Результаты современных психологических исследований В.Н. Соколовой говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий [27.С.31].

У детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Отцы через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются:

1) страх потери любви родителей;

2) идентификация с родителем;

3) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий.

Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей , и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Роль отца в этом процессе огромна и в формировании дочерей и в формировании сыновей. При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей. Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости. Взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности.

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру. Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания. У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относя мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин [21.С.78].

Читать еще:  Небылицы для 2. Небылицы придуманные детьми. Кто поверит что это бывает

Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я».

Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. А.М. Прихожан выяснили, что одним из важнейших факторов, определяющих развитие эмпатии в детстве, является отцовское внимание. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше [26.С.84].

Было установлено, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем другие дети. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери — отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения отца в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях. Установки отцов, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности [11.С.13].

Таким образом, отцовство оказывает значительное влияние на многие сферы развития личности детей в семье. Являясь дисциплинирующим звеном в семье, он передает определенные социальные ценности детям, является объектом подражания в поведении и отношении ребенка к миру и самому себе, является посредником между миром и ребенком в его развитии. Оценочное отношение отца к ребенку носит социализирующую функцию, передает ему принятые в обществе нормы поведения, обеспечивает связь поколений. В целом существует согласие в том, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца. Отец влияет на следующие сферы развития детей: полоролевую идентификацию ребенка, интеллектуальное развитие, усвоение моральных норм, эмоционально-личностную сферу ребенка, характерологические особенности.

Роль отца в семейном воспитании и гармоничном развитии ребенка

Воспитание ребенка — тема, которая всегда будет вызывать массу вопросов и разногласий. Но в том, что отец играет здесь огромную роль, сходятся все специалисты. Ведь в каждом человеке, даже только что родившемся, соседствуют два начала — мужское и женское, и развиваться они должны в гармонии, под неусыпным вниманием обоих родителей, таких разных, но в то же время являющихся единым целым. Именно этот процесс и называется семейным воспитанием.

Первый год жизни: знакомство с папой

С мамой новорожденный, можно сказать, уже знаком. Участие отца в жизни малыша в идеале тоже должно начинаться еще до момента рождения. Если будущая мама чувствует себя защищенной и окруженной заботой, то и ребенок, скорее всего, будет спокойным. А присутствие и помощь папы на родах прежде всего ему самому помогает понять, какое это чудо — рождение его ребенка. Такая казавшаяся раньше дикой практика получает все большее распространение в России, и многие женщины уже оценили, какое это благо — когда родной человек поддерживает в такой необыкновенный момент.

Но даже участие в родах само по себе не пробуждает отцовский инстинкт. Он начинает развиваться только при условии частого и близкого контакта папы с малышом. Ребенок, в свою очередь, очень скоро начинает различать людей, которые с ним контактируют. Еще до того, как он научится различать лица, младенец узнает маму по голосу, который привык слышать с тех пор, как находился в утробе, по запаху молока (у новорожденных отлично развито обоняние!). Точно так же ему важно ощущение надежных отцовских рук, отцовского голоса и запаха.

Психологи утверждают, что именно в этом возрасте в человеке начинает закладываться способность делить любовь и привязанность между двумя людьми, что очень пригодится ему во взрослой жизни. Войдя в свою роль, отец чаще играет с ребенком, и со временем малыш определяет для себя, что мама — это молоко, забота и нежность, а папа — игры, сила, и иногда даже временная замена маме.

Оставляя малыша наедине с папой, не забудьте похвалить их обоих, когда вернетесь, даже если не все прошло удачно. Это позволит отцу испытать гордость от того, как хорошо он справился, и в следующий раз он охотнее согласится посидеть с ребенком.

Роль отца в воспитании девочек и мальчиков

Если вспомнить выражения «маменькин сынок» и «папина дочка», сразу становится ясно, что роль отца в воспитании детей обоих полов чрезвычайно важна. Причем если для девочки быть «папиной дочкой» хоть и почетно, но не обязательно, то быть «маминым сынком» для мальчика — фатально стыдно. Такой гендерный стереотип обусловлен статусом мужчины в обществе, и мальчику, лишенному полноценного общения с отцом, гораздо труднее будет его достичь.

Читать еще:  Ко дню рождения другу. Поздравления с днем рождения другу

Отец и сын

С незапамятных времен сыновья идут по стопам отцов. Это подтверждают легенды, сказания и другие литературные памятники. Ролью матери было родить и выкормить, больше от нее ничего не зависело. С тех пор прошло много времени, женщины добились равноправия с мужчинами, стали более самостоятельными, но они по-прежнему не в силах дать своим сыновьям то, что может дать только отец. В маленьком мальчике заложен огромный потенциал, для активации которого нужен достойный пример перед глазами. Именно поведение отца определяет, каким вырастет его сын, какая у него будет система ценностей. Без папы ребенок дезориентируется в социальном пространстве, не зная, на кого равняться, и в кумиры может выбрать не лучшую кандидатуру.

Влияние отца на мальчика проявляется уже в 1-3 года, когда малыш учится говорить, и не прекращается всю жизнь. Если отец не следит за своей речью, поведением — это, как в зеркале, отражается в речи и поведении его сына. Со стороны это иногда выглядит забавно, но в будущем может иметь печальные последствия. Если же мальчик растет совсем без отца, то он на всю жизнь получает незаживающую психологическую травму, что тоже порой заканчивается плохо. Такие дети гораздо чаще, чем дети из полных семей, становятся «трудными подростками».

Все, что требуется от хорошего папы — стараться быть достойным примером для сына и проводить с ним побольше времени. Отец и сын могут и должны стать лучшими друзьями, но при этом отцу не следует забывать, что на нем большая ответственность. Он тот, кто оценивает все слова и поступки своего мальчика, одобряет или порицает, поощряет или наказывает. При этом нельзя допускать, чтобы его слова расходились с делом: чтобы научить сына не лгать, самому нужно быть правдивым, чтобы научить быть терпимым — самому уметь признавать свои ошибки.

Папа и дочка

Часто бывает, что отцы, строгие и жесткие в отношении сыновей, души не чают в дочерях и балуют их без удержу. Это объясняется другим стереотипом: девочку должна воспитывать мать, а отцу разрешается просто любить ее. Действительно, мудрое женское воспитание жизненно необходимо девочкам, и мама для них всегда будет на первом месте. Но именно от отца зависит, какой идеальный образ мужчины начнет формироваться в детском сознании, чтобы впоследствии определить выбор спутника жизни.

Наиболее ярко влияние отца проявляется в подростковом возрасте, когда девочка начинает осознавать себя как женщина и ей нужно налаживать контакт с противоположным полом. Если отец всю жизнь общался с ней на языке денег — точно так же потребительски она будет относиться и к потенциальным партнерам. Наоборот, если он был скупым на подарки — девушка будет принимать за настоящее чувство любое проявление щедрости.

Не стесняйтесь выражать свои чувства к дочери, почаще говорите ей, что она красавица, восхищайтесь ею — это повысит ее самооценку, и у нее не будет желания броситься в объятия к первому, кто наговорит ей красивых слов.

Кроме образа идеального мужчины отец дает девочке незаменимое чувство стабильности, защищенности, спокойствия за себя и за маму. Он способен ответить на сложные вопросы, помочь решить логическую задачу. Так же, как и мальчику, девочке нужен пример отца как сильной личности, человека, на которого стоит равняться. Очень часто случается, что даже профессию дочери выбирают ту же, что и у папы.

Дети любого пола, получая гармоничное семейное воспитание, определяют для себя ту модель семьи, которая появится у них самих в будущем. Поэтому родителям важно создать в своем маленьком мире атмосферу полного доверия и взаимопонимания, в которой дети смогут получить любовь, заботу и правильную систему ценностей.

Во что можно поиграть с папой?

Игра — очень важный воспитательный и познавательный процесс, оказывающий влияние и на формирование характера ребенка, и на расширение его кругозора. Отцовские игры обычно связаны с физической активностью, но чем старше ребенок, тем больше в играх появляется элементов логики. Игровая деятельность развивается поэтапно.

  1. Через несколько месяцев после рождения малыша папа, освоившись с ощущением хрупкого младенца на руках, интуитивно начинает его подбрасывать в воздух и ловить. Это не только доставляет обоим массу удовольствия, но еще и развивает вестибулярный аппарат и укрепляет доверие малыша к миру в лице папы, который ни за что не даст ему упасть. Такие подкидывания могут продолжаться до 3-4 лет, пока ребенок не станет совсем тяжелым. Поразить воображение малыша исчезающим большим пальцем, привить ему такие умения, как показывать язык или пускать пузыри из слюней — тоже в папином духе. Также очень весело проходят игры в ванной во время купания.
  2. Примерно в возрасте 1 года можно начинать игры, побуждающие малыша учиться ходить — например, предложить ему попинать мяч, держась ручками за папины пальцы. Когда у ребенка начнется период гуления, а затем — лепета, папа может «переговариваться» с малышом, повторяя за ним наборы звуков. Такая игра очень полезна для развития речи. В этом возрасте отлично подходят для совместных игр и конструкторы с большими деталями.
  3. В 2-3 года, когда ребенок уже относительно хорошо ходит и даже бегает, можно играть с ним в догонялки, перебрасываться мячом, ходить по бревну, висеть на турнике. В этом возрасте малыш проявляет повышенный интерес к лестницам и горкам на детской площадке, и папина помощь тут очень пригодится, чтобы подстраховать юного скалолаза. Тянет трехлетку и к песочнице, но туда папа пойдет неохотно — скучно. А вот на морском пляже он способен увлечься и выкопать для своего чада целый бассейн.
  4. 4 года — возраст, в котором дети уже перестали тащить в рот все подряд, много чего умеют, пытаются выражать свое «я». Здесь на помощь папе к обычному набору подвижных игр приходят развивающие игры из детских магазинов, в веселой форме тренирующие логику, внимание, реакцию. Конструктор по-прежнему актуален, только его детали должны стать поменьше. Самое время ездить под присмотром папы на трехколесном велосипеде, на самокате, беговеле или даже на роликах, изучать дорожные знаки.
  5. 5-6 лет — это серьезный возраст, предшествующий поступлению в школу. Ребенок уже хорошо владеет своим телом, ориентируется в пространстве. Папа может научить его кататься на двухколесном велосипеде, зимой — на лыжах или на коньках. Он даже может взять его с собой в лес или на рыбалку — малыш надолго запомнит это событие.
  6. 6-7 лет — период, когда ребенку особенно нужна поддержка родителей, чтобы адаптация к школе прошла успешно. Отношения с отцом в это время укрепят интеллектуальные игры — шашки, шахматы, а также совместные игры на компьютере, выбрать которые тоже должен папа. Первоклассника уже можно привлекать и к чисто мужским занятиям, таким как починка бытовых приборов, расчистка снега, изготовление скворечника.
Читать еще:  Русское народное творчество и литература для детей. Педразвитие

Общение отцов и детей приносит пользу обеим сторонам вне зависимости от того, сколько ребенку лет. Укреплению их отношений способствуют совместные увлечения, общие интересы. Мужчины становятся более ответственными, понимая, что их примеру будет следовать маленький человек, а дети гордятся своими отцами и стараются заслужить их одобрение. Чтобы наладить и сохранить такую гармонию, активное взаимодействие с папой у ребенка должно начинаться как можно раньше. Если отец не возился с младенцем, ему трудно будет найти общий язык с дошкольником. А если он пропустил все детские годы, то поладить с выросшим без его внимания подростком будет невероятно сложно.

Психология отцовства

Наличие детей уже издавна считалось неким показателем мужской силы. По традиции мужчина просто обязан иметь семью и детей, для которых он является кормильцем и защитником.Психология отцовства довольно-таки сложна.

Давайте попробуем в ней разобраться!

  • В новое время содержание отцовской роли стало значительно меняться. Существенное влияние на институт отцовства оказывает общество, школа, сверстники, средства массовой информации и, конечно же, Интернет, а также непосредственное вмешательство государства в семейную жизнь.
  • Для современных мужчин значительно важными являются эмоционально-психологические аспекты отцовства. Семья должна занимать центральное место в жизни мужчины, так как именно она определяет психическое благополучие. Чаще всего, эмоциональная близость отца с детьми остается символической, а их реальные взаимоотношения по большому счету осуществляются с помощью посредничества матери.
  • Мы живем во времена, когда идет увеличение числа внебрачных детей, а количество разводов возрастает с каждым днем. И большая доля мужчин к сожалению не живет со своими семьями. А после разводов большинство детей, как правило, остаются с матерью, после чего их общение с отцами ограничивается, порой и вовсе прекращается. В основном это происходит из-за того, что мужчины сами теряют интерес к своим детям. Но может быть и такое, что бывшие жены сами препятствуют подобным контактам. Вследствие всего этого безотцовщина растет. Но страдают от этого не только дети и женщины, но и сами отцы. Мужчина, который любит своего ребенка, став отцом, приобретает новую ответственность, но при разводе всё это обращается лишь против него. Это значит, что дети делает мужчину более уязвимым.

Психология отцовства

Психология отцовства настолько многогранна, что понять её практически невозможно. Для этого необходимо изучать историю, как из поколения в поколения менялась роль отцовства в обществе. Кстати, о судьбах отцовства размышляют не только мужчины, но и женщины. Сейчас современные женщины ведут конкуренцию с мужчинами практически во всех сферах общественной жизни, раньше же такого не было и быть не могло. И это в свою очередь создает для мужчин новые проблемы. Но никто не может дать однозначного ответа на вопрос, почему нынешние мужчины значительно отличаются от мужчин прошлого времени…

Роль отца в воспитании ребёнка.

Роль отца в процессе воспитания ребёнка признаётся одной из самых важнейших в становлении и развитии ребёнка. Молодые люди, которые недавно стали отцами, начинают ощущать принадлежность к отцовству по мере взросления малыша. По этому поводу говорят, что пока отец не имеет всей полноты подобных чувств, он должен любить мать своего ребёнка.

Роль отца определяется по следующим категориям:

  • принятие участия отца в ранней стадии половой идентификации малыша;
  • восприятие ребёнком отца, как некого образца для подражания, символа настоящего мужчины и видение символичной функции, которая помогает ему в выработке представлений о себе и окружающих его людях;
  • мужчине – отцу при рождении дано быть защитником своего семейства и именно маленький ребёнок, в большей степени, активизирует эту черту в нём;
  • отец представляется ребёнком в роли тотема, который придаёт больше уверенности и авторитета, помимо этого, малыш осознаёт, что отец олицетворяет дисциплину и порядок;
  • отец отождествляется ребёнком с источником знаний об окружающем мире, то есть важным субъектом для определения дальнейшего жизненного пути и взаимодействия с обществом;
  • отец способен научить малыша применять адекватные техники борьбы с агрессией со стороны посторонних людей, а также развить в нём такие способности как инициативность и индифферентное отношение к групповому давлению;
  • отец считается авторитарным субъектом в отношении ребёнка и, в связи с этим, способствует благотворному его развитию;
  • отец даёт ребёнку больше самостоятельности, таким образом, прививая ему склонность к самодисциплине, что ускоряет внедрение малыша в социальную среду;
  • в глазах ребёнка отец представлен в виде эталона, который позволяет осуществить защиту от страхов потому, что является бесстрашным и неуязвимым.

Теперь, несколько слов о том, каким должен быть хороший папа.

  • он должен быть постоянно в зоне досягаемости ребёнка;
  • он должен постоянно иметь возможность общения с ребёнком, в частности, разъяснения непонятных для него вещей и явлений;
  • он должен оказывать содействие ребёнку во всех его достижениях и, затем, адекватного хвалить его за успешные результаты;
  • он должен постоянно принимать активное участие в совместной деятельности с малышом;
  • он должен быть ответственным за обеспечение всяческих потребностей ребёнка;
  • он должен всегда быть в курсе всех событий, которые происходят в жизни ребёнка, в том числе и его развития.

Отцовская любовь и забота о ребёнке даёт возможность развития в нём будущего примера родительского поведения. Папа, который любит своего малыша, чаще всего, оказывается более эффективным воспитателем, чем мать. Он способен помочь своему чаду сформировать адекватный характер.
Активное принятие участия отца в жизни ребёнка обеспечивает развитие следующих качеств: сдержанность, умеренность действий, стабильность в проявлении эмоций, спокойствие при любых обстоятельствах, безмятежный вид в случае, когда другие паникуют, оптимистичное настроение, исполнительность и ответственность.

Источники:

http://studopedia.ru/9_177035_rol-ottsovstva-na-razvitie-lichnosti-detey.html
http://razvivashka.online/psihologiya/rol-ottsa-v-vospitanii
http://semya.tv/otcovstvo/psihologija-otcovstva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector