1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психология. Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка

Психология. Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка

Неполная семья и ее влияние на детей

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Что такое неполная семья и каковы ее разновидности?

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей – это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:

Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. Несмотря на то, что в любой неполной семье отсутствуют объективные условия для полноценного развития ребенка, каждая из ее разновидностей отличается своими психологическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на развитие личности воспитывающихся в таких семьях детей.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер эмоционального развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследователями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

нарушения развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных способностей);

недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

формирования избыточной, патологической привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно не было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей. Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общественными традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Родители мальчикам чаще, чем девочкам, прощают проявление агрессивности и поощряют их активность, инициативность. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание, ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция мальчика (девочки) обуславливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Ориентация ребенка на ценности своего пола прежде всего происходит в семье. Здесь многое зависит от традиций. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты – мужчина». И тот учится удерживать свои слезы. С ним солидаризуется отец, старший брат: «Мы – мужчины». Ребенок учится сдерживать свои слезы, гордится, что он принадлежит к категории мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по деревьям и заборам. Ты – девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка.

В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребенок.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений женщины и мужчины. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на личной и семейной жизни.

Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результат издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформацией личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье все перечисленные выше функции выполняет мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении ограничить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда личностные взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощрять его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способности рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Таким образом, роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и к различным отклонениям в поведении, состоянии психологического здоровья.

Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.

Когда развод необходим обоим родителям, он необходим и ребёнку, так как после развода появляется возможность гармонизации жизни каждого из родителей. Ребёнок будет испытывать больший дискомфорт в семье, где царят вечные ссоры, конфликты и эмоциональное напряжение. Такая обстановка в семье будет оказывать на ребёнка большее негативное воздействие, чем стабильная жизнь с одним из родителей. Но следует отметить, что даже оправданный развод окажет на ребёнка травмирующее воздействие, вызовет неблагоприятные последствия, которые непредсказуемым образом могут повлиять на его будущую жизнь. Развод наносит большой вред для психического здоровья ребёнка, ведь для него не существует развода с отцом и матерью. Родители могут стать для него чужими, только при условии, что они сами очень захотят этого. Одни говорят, что развод это всегда плохо, другие считают, что для ребёнка не имеет значение кто занимается его воспитанием, а третьи выделяются тем, что говорят о плюсах неполной семьи, так как оставшийся родитель несет персональную ответственность за происходящее в его семье и не пытается переложить ответственность за неудачи на других членов семьи.

Читать еще:  Что рисовать красками с ребенком 3 лет. Рисование с малышами

Каждую из этих точек зрения можно как опровергнуть, так и принять.

Нельзя говорить о том, что каждая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребёнка. Однако, при наличии обоих родителей, многие задачи связанные с сохранением психического здоровья ребёнка получается решать успешнее. На этом не раз акцентировали и акцентируют внимание различные специалисты, занимающиеся проблемами неполных семей. Отмечается закономерность между воспитанием детей в неполной семье и их неудавшейся семейной жизнью в будущем.

Неполная семья состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Есть дополнительная категория – функционально неполные семьи. В таких семьях два родителя, но из-за профессиональных или других причин почти не остаётся времени на семью. Время на детей в таких семьях есть лишь по выходным дням. Некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Например, когда один из родителей занимается бизнесом. Он как бы числится в семье, но не принимает участия в формировании личности своих детей.

В зависимости от того, кто занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские семьи.

В России, как правило, неполная семья состоит из матери и ребенка, соответственно, является материнской. Я хочу рассмотреть особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка.

По количеству поколений в семье различают неполную простую – родитель и ребенок; неполную расширеную – родитель, ребенок и другие родственники.

После расторжения брака, нередки случаи, когда мать с детьми возвращается к своим родителям. Характерным феноменом в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, где роль матери займет бабушка с авторитетными чертами личности, а вот роль отца выпадет матери с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью, либо дедушке.

Каждая неполная семья имеет свои особенности и это сказывается на развитии психики ребёнка, а так же на его формировании личностных качеств.

Каковы же перспективы воспитания детей в материнских семьях?

На этот счёт существуют различные точки зрения, как правило противоречивые, но почти все они сводятся под один знаменатель, что отсутствие не просто отца в семье, а мужчины будет существенной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка .

Дефицит мужского влияния в неполных семьях заключается в следующем:

1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, негативное влияние может сказаться и на математических, пространственных и аналитических способностях ребенка за счёт развития способностей вербальных.

Для полноценного развития интеллекта у ребнка необходимо, чтобы в его окружении, с раннего детства, встречались оба типа мышления: мужское и женское.

На развитие интеллекта оказывает влияние: наследственность, собственный опыт ребенка и его окружение. Поэтому очень важно, в каком возрастном периоде ребенка лишили возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первоначальным источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем сильнее страдает его умственное развитие. Особенно важным в этом отношении будут первые два года жизни ребенка. Потеря отца в результате его смерти, особенным образом сказываеться на школьных успехах ребёнка в том случае, если несчастье произошло в первые школьные годы. Наличие отца в семье влияет на формирование интереса у ребенка к образованию и стимулирует желание учиться.

Возможны следующие варианты, когда мнение отца, относительно обучения в дальнейшей жизни ребенка, может стать определяющим и негативно сказаться на его отношении к учебе. Особенно этому подвержены девочки. В частности, причиной учебных неудач у девочек становятся те правила женского поведения в их наиболее традиционной форме, которые отец внушал им с самого детства. Например: женщина слабая и ей необходима забота и ласка от мужчины, а ее обязанности, это порядок и чистота в доме, что касается науки и карьерного роста, то это является задачей мужчин. В результате такого мужского воздействия, девочка, определив свое место в жизни, будет довольна собой, и получая тройки полностью удовлетворена своей успеваемостью.

Речь идёт о часто встречающихся тенденциях. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием сильного и успешного отца в семье. А вот высокий уровень творческих способностей нередко отмечается у детей, которые воспитывались в неполных семьях, а именно, в материнских семьях.

Есть интересные данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, не редко выше, чем у детей из полных семей.

2. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; отмечается несформированность навыков поло-ролевого поведения.

Медиками и психологами отмечено, что утрата или же несформированность чувства пола порождает глубокие изменения личности человека, в целом. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается система его отношений с другими людьми.

В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромное значение отдается отцу. Замечено, что уже с первых месяцев жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым формируя их половую идентичность. Первые 5-7 лет жизни играют важную роль в развитии у мальчика черт мужественности и в установлении гетеросексуальных отношений у девочки. Наиболее успешно дети осваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте. Мальчики в 5-7 лет. У девочек этот период растянут, 3-8 лет. Под влиянием социальных воздействий, которые в дошкольном возрасте исходят от родителей, к 3-6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу, что оказывает сильное влияние на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. Чем дольше ребенок в этот период воспитывается без отца, тем серьезнее могут быть трудности половой идентификации, если же ни какой другой мужчина не станет эффективной заменой отца, для ребенка. Отсутствие отца, или человека, заменяющего его, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. Психотерапевты отмечают, что мальчик, лишенный отца в детстве, будучи в своей семье, не справляется с обязанностями отца в отношении к своим детям и тем самым отрицательно влияет на личностное становление своих детей.

Мальчикам, воспитываемым без отца, свойственно усваивать либо женское поведение, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому, и они отрицают то, что хочет привить им мать. В обоих случаях складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом и жестоком.

Читать еще:  Свойства камня халцедон. Разноцветный халцедон: камень и его свойства

Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок осознавал, что он такой же, как его отец (мать) и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым, при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.

Затрудняется обучение детей навыкам общения с представителями противоположного пола; становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы “оторвать” ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Основной проблемой, с которой приходится столкнуться детям из неполных семей, это их неумение противостоять трудностям, неуверенность в себе, что, как правило, может повлечь за собой низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии детей из неполных семей отмечают педагоги и психотерапевты. Таким детям чаще, чем детям из полных семей свойственно жить сегодняшним днем и надеяться на удачу. Им не интересно как они могут повлиять на изменения своей жизни в лучшею сторону и они не желают строить планов на будущее.

Подобное состояние, по мнению исследователей, в основном присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенность в себе, они не надеются на будущий успех в жизни. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они свое положение изменить не в силах и считают замужество единственным возможным выходом. Однако, в семейное счастье у них веры тоже нет.

Если говорить о социальной зрелости и проявлении активности мальчиков, которые воспитывались в неполных семьях, то здесь тоже можно говорить о ряде проблем. Психологами отмечена социальная, гражданская, психологическая незрелость их личности, т. е. инфантилизм, причину которого они видят в “женском” воспитании, в уменьшении роли отца в семье. Однако отсутствие отца в окружении ребенка является важным фактором, но не определяющим. Отсюда следует, что отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития у ребенка.

Влияние особенностей воспитания дошкольника в полной и неполной семье на его психоэмоциональное состояние

Татьяна Лукьянчук
Влияние особенностей воспитания дошкольника в полной и неполной семье на его психоэмоциональное состояние

Влияние особенностей воспитания дошкольника в полной и неполной семье на его психоэмоциональное состояние

Лукьянчук Татьяна Валентиновна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

государственного учреждения образования «Ясли-сад № 234 г. Минска»,

Республика Беларусь, г. Минск

Влияние семьи на развитие и воспитание дошкольника имеет огромное значение. Ребенка со всеми членами семьи связывают многогранные взаимоотношения, которые по-разному влияют на его развитие и социализацию, однако заметнее всего в этом процессе роль родителей. Малыш зачастую копирует модели поведения своих родителей в различных ситуациях, стиль взаимоотношения с другими людьми, благодаря заботливости, чуткости матери и уверенности, активности отца ощущает свою безопасность, учится преодолевать трудности, приобретает жизненный опыт.

Отношения, складывающиеся между родителем и ребенком в неполной семье не всегда можно оценить однозначно. Положительной стороной этих отношений можно считать последовательное влияние на ребенка единственного родителя. Ограниченное число членов семьи ведет к уменьшению трений, разногласий по поводу воспитания ребенка, конфликтных ситуаций. Однако ограниченность состава семьи может привести также и к односторонности в воспитании ребенка, не способствовать накоплению опыта общения с людьми противоположного пола, помешать идентификации ребенка с родителем. Особенно болезненно это происходит в дошкольном детстве в связи с некоторыми особенностями данного возраста [1, 94 ].

Далее в статье приводятся данные психологического исследования детей и их родителей из полных и неполных семей, представлен сравнительный анализ полученных средних значений, а также процентный анализ данных эмпирического исследования.

Сравнительный анализ средних значений, полученных в результате

психологического исследования воспитательских установок матерей

детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.

По результатам теста «PARY» [3], исследующего воспитательные установки матери, были получены значимые переменные по шкалам: «Раздражительность родителей», «Равенство родителей и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Избегание общения с ребенком».

По шкале «Раздражительность родителей», относящейся к фактору «Диктат в воспитании – отказ от авторитарности», средние значения составили: Х1 = 4,348837; Х2 = 5,619048 при к = 0,005 (где Х1 – средние значения, полученные по данной шкале в результате психологического обследования матерей из полных семей, Х2 – средние значения, полученные по данной шкале в результате психологического обследования матерей из полных семей, к – коэффициент допустимых отклонений). На основании анализа средних значений можно сказать, что и в полных и в неполных семьях матери стремятся к отказу от крайностей в воспитании ребенка. Однако в полных семьях их раздражительность по отношению к ребенку проявляется меньше, чем в неполных, они больше склонны к отказу от авторитарности в методах воспитания.

По шкале «Равенство родителей и ребенка», относящейся к фактору «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком – демократичность», средние значения составили: Х1 = 4,930233; Х2 = 5,809524 при к = 0,037. Снова мы наблюдаем, в целом, стремление родителей сохранить принцип «золотой середины». Однако полученные баллы свидетельствуют о несколько большем сдвиге в сторону равенства родителей и ребенка, демократичности в методах воспитания матерей из неполных семей.

По шкале «Поощрение активности ребенка», относящейся к тому же фактору, что и предыдущая шкала, разница в полученных средних значениях еще более значительная. Средние значения составили: Х1 = 3,790698; Х2 = 5 при к = 0,026. Эти данные могут свидетельствовать о большем стремлении матери к демократичности, поощрению активности ребенка в неполных семьях. Можно предположить, что в неполных семьях детей нередко поощряют к более раннему взрослению, самостоятельности, активности, т. к. им приходится раньше по сравнению со сверстниками брать на себя часть забот по ведению домашнего хозяйства, оставаться дома без присмотра взрослого, мальчикам по мере взросления выполнять некоторые функции отсутствующего отца, что и ведет к большему равенству родителей и детей.

По шкале «Избегание общения с ребенком», фактор которой не был выделен, средние значения составили: Х1 = 3,395349; Х2 = 4,47619 при к = 0,049. В результате сопоставления показателей мы можем прийти к выводу о большей тенденции к избеганию общения с ребенком в неполной семье. Возможно, это вызвано тем, что матери в неполных семьях стараются, по возможности, не затрагивать в общении с ребенком ряда болезненных для нее тем, например, касающихся отца ребенка (особенно матери-одиночки, их взаимоотношений, а также чаще пребывают в тревожном или депрессивном состоянии после процедуры развода, что не способствует общению.

Вывод: для матерей из неполных семей в большей степени характерна тенденция к демократичности в отношениях с ребенком: равенству между родителями и детьми, поощрению активности ребенка, однако заметна также и тенденция к большей раздражительности, тревожности, избеганию общения с ребенком.

Процентный анализ эмпирических данных, полученных в результате

психологического обследования групп детей среднего и старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.

В результате исследования уровня тревожности и ее акцентуации у детей из полных и неполных семей по методике Тэммл, Дорки, Амен (модификация «Выбери лицо») [3] были получены следующие данные, выраженные в процентном отношении.

В отношении низкого уровня тревожности, выявленного у дошкольников из полных и неполных семей, разница в обеих группах несущественна (соответственно, 2% и 5%). Средний уровень тревожности был выявлен у 86% детей из полных семей и 57% – из неполных. Высокий уровень тревожности показало 12% детей из полных семей и в 3 раза больше – 38% детей – из неполных. Вероятно, дети из неполной семьи чаще склонны относить ситуации, с которыми сталкиваются в жизни, к разряду негативных, вызывающих беспокойство и тревогу. Можно предположить, исходя из знаний о влиянии семьи на развитие ребенка, что в неполных семьях дети чаще испытывают дискомфорт из-за неприятия родителями, их недостаточно позитивной оценки своего ребенка или общей тревожной ситуации, которая складывается вокруг ребенка, что и ведет к тревожному реагированию на большинство жизненных ситуаций. Также научно доказано, что эмоциональное состояние матери влияет на эмоциональное состояние ребенка. Поскольку, по данным психологического исследования, одинокие и разведенные матери более склонны к тревоге и депрессии, чем матери в полных семьях, то они чаще «заражают» детей негативными эмоциями.

Читать еще:  Какая свадьба 9 лет жизни. Что дарить на фаянсовую годовщину (9 лет свадьбы)

При исследовании диапазона ситуаций, вызывающих тревогу и беспокойство у детей из полной и неполной семей, было обнаружено следующее. Все дети из обеих групп семей с тревогой относятся к ситуации агрессии. 93% детей из полной семьи и все дети из неполной с беспокойством относятся к агрессии со стороны сверстников. У большинства детей из обеих экспериментальных групп вызывают негативные ассоциации ситуации выговора (в группе полных семей таких детей 70%, неполных – 81%, собирания игрушек (у 51% детей из полной семьи, у 52% – из неполных, изоляция в группе сверстников (у 56% детей из полной семьи, у 76% – из неполной). Вызывают сильную тревогу ситуации игнорирования (у 42% детей из полной семьи, у 48% – из неполной, укладывания спать в одиночестве (у 47% детей из полной семьи и почти вдвое больше – 86% – из неполной). Игра со старшими детьми приносит беспокойство 21% детей из группы полных семей, 10% – неполных. Тревожно реагируют на ситуацию одевания 12% детей из полной семьи, 19% – из неполной. По остальным показателям признаки тревожности у детей из обеих групп выражены неярко и разница между ними несущественна.

Т. О. у детей из полной семьи наибольшую тревогу вызывают ситуации агрессии, изоляции, агрессивности со стороны сверстников, выговора, собирания игрушек. У большинства детей из неполной семьи, помимо этих, тревожное реагирование вызывают также ситуации укладывания спать в одиночестве, изоляции в группе сверстников. Мы можем предположить, что причиной тому может быть недостаточно позитивное отношение матери к своему ребенку, которое отражается на самооценке ребенка и, как следствие, – его отношении со сверстниками; складывающийся у ребенка тревожный стиль реагирования на жизненные коллизии вследствие общей беспокойной ситуации вокруг ребенка в неполной семье. Причиной может быть и нарушение базового чувства защищенности из-за отсутствия отца либо неадекватного стиля поведения и взаимодействия с ребенком матери.

При процентном анализе результатов теста-опросника Захарова [2, с. 46], в котором родители детей из полных и неполных семей сделали попытку оценить внешние (поведенческие) проявления симптоматики нервного расстройства у своего ребенка, были получены следующие данные. 42% детей из полной семьи в своем поведении проявляют несущественные отклонения от нормы, возможно, обусловленные возрастными особенностями, в то время как в неполных семьях процент таких детей в два раза меньше – 24%. В группах детей из полной и неполной семей, предрасположенных к нервному заболеванию, разница не столь существенна (35% детей из полный семей, 43% – из неполных). Заметное расхождение наблюдается среди групп детей, проявляющих признаки нервного расстройства, не обязательно достигшего стадии заболевания. Эти признаки проявляют 21% детей из полных семей и только 5% – из неполных. Скорее всего, дети из полных семей окружены большим числом людей, с которыми у них складываются многогранные отношения. Часто эти отношения бывают сложными и неоднозначными и могут приносить ребенку некоторые дополнительные трудности, преодолевая которые ребенок научается взаимодействовать с социальным окружением. Однако, по данным исследования, процент детей, которые болели неврозом либо заболеют им в ближайшее время, в неполных семьях в 14 раз выше и составляет 28%, в то время как в полных семьях – только 2%.

На основании этого можно утверждать, что существующие психологические особенности воспитания и развития детей в полной и неполной семье, вызывают у детей различную эмоциональную реакцию, отражающуюся в их поведении. Можно предположить, что реакцию беспокойства у детей из полной семьи могут вызывать ситуации, связанные с общением и взаимодействием между ее членами, воспитанием единственного ребенка в семье, авторитарности или непоследовательности в воспитании и др. Однако в неполных семьях может складываться более напряженная обстановка в случаях непринятия ребенка или неадекватного стиля взаимодействия с ним единственного родителя, тревожной обстановки вокруг ребенка, недостаточного удовлетворения потребности ребенка в любви, ласке, защите и другие, которые могут спровоцировать у ребенка состояние невроза.

В результате процентного анализа данных психологического исследования можно сделать выводы о том, что на тревожность ребенка и его восприятие жизненных ситуаций могут оказать влияние психофизическое здоровье матери, ее принятие-отвержение ребенка, ситуация, которая складывается вокруг ребенка в семье, его жизненный опыт и др. факторы. Таким образом, данные психологического исследования подтверждают гипотезу о влиянии состава семьи на эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста.

1. Воспитание детей в неполной семье / под общ. ред. Н. М. Ершовой. – М.: Прогресс, 1980. – 206 с.

2. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей/ Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.

«Современные подходы к пониманию сущности, цели, задач и особенностей патриотического воспитания детей старшего д возраста» Теоретические основы патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших.

Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей В последние.

Влияние музыки на развитие личности дошкольника Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического.

Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей: 1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности.

Особенности воспитания ребенка в неполной семье Особенности воспитания ребенка в неполной семье. Всем известно, как велико влияние семьи на воспитание ребенка. Полная семья, конечно, является.

Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей Плавание – широко распространенный, популярный,.

Современная семья и её влияние на психоэмоциональное состояние и формирование психики ребёнка Современная семья и её влияние на психоэмоциональное состояние и формирование психики ребёнка. Семья — это целостная система, и отношения.

Источники:

http://studbooks.net/696644/psihologiya/nepolnaya_semya_vliyanie_detey
http://www.b17.ru/article/106067/
http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-osobenostei-vospitanija-doshkolnika-v-polnoi-i-nepolnoi-seme-na-ego-psihoyemocionalnoe-sostojanie.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: