Путешествие в поисках себя
Путешествие в поисках себя
Познай самого себя.
В самом начале моей профессиональной карьеры ряд глубоких переживаний, вызванных психоделическими веществами, а также клинические данные по их воздействию на психиатрических пациентов привлекли мое внимание к значительному терапевтическому и трансформирующему потенциалу необычных состояний сознания. Систематическое исследование теоретических и практических аспектов этих состояний стали центральной темой моих исследований в течение последующих тридцати лет. В течении первых двадцати лет эта работа фокусировалась исключительно на различных психоделических веществах. Она осуществлялась сначала в Праге, а потом в Мэрилендском центре психиатрических исследований (штат Балтимор). Эта работа убедила меня в том, что психоделики — если они употребляются должным образом и под квалифицированным руководством — являются великолепным средством для психиатрии и психологии. В отличие от других препаратов, они не вызывают специфических лекарственно-зависимых состояний, а действуют как неспецифические катализаторы и усилители бессознательных процессов. Повышая энергетический уровень психики, они обнажают ее глубинные содержания и внутреннюю динамику.
Таким образом, клиническая работа с ЛСД и другими психоделиками — это не какое-то изучение экзотических психоактивных веществ, а может быть, наиболее многообещающий путь к исследованию человеческой психики. Результаты, полученные в психоделических исследованиях, непосредственно применимы и для измененных состояний сознания, вызванных различными нефармакологическими средствами. Они проливают новый свет на сведения из истории, антропологии и сравнительного религиоведения относительно древних мистерий смерти и возрождения, посвящений и ритуалов перехода, действий шаманов и других целителей, духовных практик различных религиозных и мистических традиций и других подобных феноменов, имеюших большое значение в различных культурах.
Необычные состояния сознания вызываются в подобных контекстах либо употреблением священных психоделических растений (подробнее см. в Приложении А), либо мощными немедикаментозными техниками, в которых разнообразными способами сочетаются управление дыханием, пение, барабанный бой, монотонные движения танца, сенсорная перегрузка, социальная и сенсорная изоляция, пост, лишение сна. Интересно отметить, что спектр переживаний, вызванных психоделическими веществами, практически не отличается от переживаний, индуцированных различными немедикаментозными средствами.
Подобные феномены могут также наблюдаться в работе с помощью современных лабораторных методов, способных вызвать необычные состояния сознания. К ним принадлежат различные формы биологической обратной связи, сеансы сенсорной изоляции в специальной кабине или ванне, использование визуальной или акустической перегрузки, лишение сна или быстрого сна, использование кинестетических средств вроде “вращающейся кушетки”, электронная или акустическая стимуляция мозга и др. Феномены, переживаемые некоторыми испытуемыми в гипоксической камере, также могут напоминать психоделические состояния.
С точки зрения основной задачи этой книги специальный интерес представляет тот факт, что весь спектр переживаний, наблюдаемых в психоделических сеансах, может быть вызван различными формами немедикаментозной эмпирической (ехреriental) психотерапии, исследовательским гипнозом, «первичной» терапией, неорайхианскими методиками, гештальт-терапией, нудистским марафоном, акваэнергетикой, различными вариантами «ребефинга». Как будет показано позже, этот спектр переживаний характерен также для холотропной терапии мощной техники, которую я и моя жена Кристина используем в течение последних десяти лет.
В этом контексте следует также упомянуть два типа ситуаций ненамеренного возникновения необычных состояний сознания в повседневой жизни. Прежде всего это эпизоды необычных переживаний, спонтанно возникающих у различных людей по неизвестным причинам. Традиционная психиатрия рассматривает их как заболевания неизвестной этиологии. Вторая категория ненамеренных необычных состояний сознания — это опыт близости смерти, о котором рассказывают около 40 % людей, попавших в такие ситуации (Noody, 1975; Ring, 1980, SaЬ о m, 1982).
В части вышеописанного материала мы вынуждены опираться на исторические реконструкции. Другие ситуации требует полевых исследований в примитивных культурах, иные же слишком элементарны или непредсказуемы, чтобы быть предметом систематического научного изучения. Тот факт, что подобные феномены находят свое соответствие в психоделических состояниях, обеспечивает уникальную возможность изучать их в контролируемых условиях лабораторного или клинического эксперимента. Это особенно важно потому, что сведения о необычных состояниях сознания имеют важные следствия для многих других областей исследований.
Эти новые данные столь сушественны, что могут революционизировать наше понимание человеческой психики, психопатологии и психотерапевтических процессов. Значение некоторых наблюдений выходит за пределы психологии и психиатрии и представляет собой серьезный вызов общепринятой ньютоно-картезианской парадигме западной науки. Они могут решительно изменить наши представления о природе человека, о культуре и истории, о реальности в целом,
Читать онлайн “Путешествие в поисках себя” автора Гроф Станислав – RuLit – Страница 1
Путешествие в поисках себя
Путешествие в поисках себя
Сенсорный барьер и уровень биографических воспоминаний
Встреча с рождением и смертью
ПЕРВАЯ БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА (БПМ I)
ВТОРАЯ БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА (БПМ-II)
ТРЕТЬЯ БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА (БПМ-III)
ЧЕТВЕРАЯ БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА (БПМ-IV)
За пределами мозга
РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА В ПРЕДЕЛАХ ОБШЕПРИНЯТОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
1. Выход за пределы пространственных границ
a. Переживание двуединства
b. Отождествление с другими людьми
c. Отождествление с группой и групповое сознание
d. Отождествление с животными
e. Отождествление с растениями и ботаническими процессами
f. Единство с жизнью и всем творением
g. Переживание неолушевленной материи и неорганических процессов
h. Планетарное сознание
i. Внеземные переживания
j. Отождествление со всей физической вселенной
2. Выход за прелелы линейного времени
a. Внутриутробные переживания
c. Опыт расового и коллективного бессознательного
d. Переживания прошлых воплощений
e. Переживания планетарной эволюции
3. Физическая интроверсия и сужение сознания:
a. Спиритические и мелиумические переживания
b. Энергетические феномены тонкого тела
c. Встречи с духами животных
d. Встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими сушествами
e. Посешение других вселенных и встречи с их обитателями
f. Переживание мифологических и сказочных сюжетов
g. Переживания универсальных архетипов
h. Интуитивное понимание универсальных символов
i. Творческое вдохновение и прометеев импульс
j. Опыт Демиурга и переживание космического творения
k. Опыт космического сознания
Психоидные трансперсональные переживания
1. Синхронные связи между сознанием и материей
2. Спонтанные психоидные события
a. Сверхнормальные физические явления
b. Спиритические феномены и фиэический медиумизм
c. Повторяюшийся спонтанный психокинез (полтергейст)
d. Неопознанные летаюшие обьекты
3. Намеренный психокинез
a. Церемониальная магия
b. Целительство и ведовство
d. Лабораторный психокинез
2. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира
Принципы холотропной терапии
Терапевтические эффекты интенсивного дыхания (пневмокатарсис)
Терапевтические возможности музыки
Целенаправленная работа с телом
Процедура холотропной терапии
Первый сеанс дыхания
Второй сеанс дыхания
Третий сеанс дыхания
Эффективные механизмы исцеления и трансформации личности
Интенсификация известных терапевтических механизмов
Динамические сдвиги в системах, управляюших психикой
Терапевтические возможности процесса смерти и возрождения
Терапевтические механизмы трансперсонального уровня
Лечение как движение к целостности
Возможности и цели эмпирического самоисследования
Стремление к более вознаграждаюшей жизненной стратегии
Философский и духовный поиск
Психоделики в психотерапии и самоисслеловании
Психоделические растения и вещества
Ритуальное и психотерапевтическое использование психоделиков
Принципы психоделической терапии
Эту книгу я ждал с 1985 года, когда, вдохновленный главой о холотропном дыхании в работе С. Грофа “За пределами мозга”, я начал собственные эксперименты в этой области. Результатом одного из этих экспериментов, проводившихся на квартире врачц, исследователя йоги, Якова Маршака, явилось предложение профессора А. И. Белкика провести демонстрацию холотропного дыхания для медиков-профессионалов во Всесоюзном центре психоэндокринологии на Арбате, где тогда работал Я. Маршак.
Весной 1988 года я получил копию “Путешествия в поисках себя” и вскоре метод холотропного дыхания был в первьсй раз опробован официально. Результаты трехдневного семинара были столь удивительными, что о них докладывалось на Первой советско-американской конференции по человеческим возможностям в конце лета этого же года. Майкл Мерфи, основатель и президент Эсаленского института шутил тогда, что неплохо бы теперь провести через такой опыт горбачевское Политбюро, чтобы лидеры перестройки на собственном опыте испытали mo, о чем они пишут в книгах. Шутки шутками, но весной 1989 года при активном содействии А. И. Белкина в Москву приехали супруги Гроф, которые прочли несколько лекций по трансперсональной психологии и провели четырехдневный семинар по холотропному дыханию.
Тогда мы попали под обаяние личности “большого Стэна”, чей мягкий, глубокий голос, тихая сердечность, способность просто излагать сложнейшие профессиональные темы, открытое славянское лицо с карими, смотрящими из глубины в глубину глазами, с первой встречи завоевывали доверие.
Замечательный рассказчик, непревзойденный профессионал в эмпирической психотерапии и мастер самопознания, человек с тысячью талантами – таким раскрылся мне Стэн Гроф. И выходящая серия “Текстов трансперсональной психологии” является одним из следствий полученных за время обучения у супругов Гроф знаний и завязавшихся тогда контактов.
Когда вы познаете себя,
тогда вы будете познаны
и вы узнаете, что вы дети Отца живого.
Если же вы не познаете себя,
тогда вы в бедности
“Евангелие от Фомы”, изр. 3
Знающий людей благоразумен.
Знающий себя просвещен.
Побеждающий людей силен.
Побеждающий самого себя могуществен.
Познай самого себя.
В самом начале моей профессиональной карьеры ряд глубоких переживаний, вызванных психоделическими веществами, а также клинические данные по их воздействию на психиатрических пациентов привлекли мое внимание к значительному терапевтическому и трансформирующему потенциалу необычных состояний сознания. Систематическое исследование теоретических и практических аспектов этих состояний стали центральной темой моих исследований в течение последующих тридцати лет. В течении первых двадцати лет эта работа фокусировалась исключительно на различных психоделических веществах. Она осуществлялась сначала в Праге, а потом в Мэрилендском центре психиатрических исследований (штат Балтимор). Эта работа убедила меня в том, что психоделики – если они употребляются должным образом и под квалифицированным руководством – являются великолепным средством для психиатрии и психологии. В отличие от других препаратов, они не вызывают специфических лекарственно-зависимых состояний, а действуют как неспецифические катализаторы и усилители бессознательных процессов. Повышая энергетический уровень психики, они обнажают ее глубинные содержания и внутреннюю динамику.
Таким образом, клиническая работа с ЛСД и другими психоделиками – это не какое-то изучение экзотических психоактивных веществ, а может быть, наиболее многообещающий путь к исследованию человеческой психики. Результаты, полученные в психоделических исследованиях, непосредственно применимы и для измененных состояний сознания, вызванных различными нефармакологическими средствами. Они проливают новый свет на сведения из истории, антропологии и сравнительного религиоведения относительно древних мистерий смерти и возрождения, посвящений и ритуалов перехода, действий шаманов и других целителей, духовных практик различных религиозных и мистических традиций и других подобных феноменов, имеюших большое значение в различных культурах.
Необычные состояния сознания вызываются в подобных контекстах либо употреблением священных психоделических растений (подробнее см. в Приложении А), либо мощными немедикаментозными техниками, в которых разнообразными способами сочетаются управление дыханием, пение, барабанный бой, монотонные движения танца, сенсорная перегрузка, социальная и сенсорная изоляция, пост, лишение сна. Интересно отметить, что спектр переживаний, вызванных психоделическими веществами, практически не отличается от переживаний, индуцированных различными немедикаментозными средствами.
«Путешествие в поисках себя» или «Что такое тренинг?»
Тренинг – это игра, в которую играют взрослые люди, чтобы выиграть в жизни…
Жизнь каждого человека – это путь к самому себе,
попытка найти этот путь, нащупать тропинку
Однажды в своей жизни вы отправитесь путешествовать. Это будет самое долгое ваше путешествие. Это путешествие в поисках себя.
Тренинг по арт-терапии…
Тренинг по танцевально-двигательной терапии…
Тренинг по работе с детско-родительскими отношениями…
Тренинг по работе с жизненным сценарием…
Тренинг по разрешению конфликтов…
Тренинг по работе с сексуальностью… и т.д. и т.п.
Каждый день Вам предлагают принять участие в каком-либо тренинге…
Зачем это нужно?
Что такое тренинговая группа?
Зачем людям ходить на тренинги?
Чем отличается общение в тренинговой группе, что в нем особенного, чего нельзя найти в семье или компании друзей?
“Если представить себе абсолютно «наивного» наблюдателя, который заглянул бы на занятия нескольких тренинговых групп, вряд ли он вообще бы понял, что увидел разновидности какого-то одного явления.
В первом случае нашему наблюдателю пришлось бы осторожно обходить банки с водой, потому что участники тренинговой группы сосредоточенно рисуют красками на больших листах. Возможно, ему уда-лось бы услышать – и, скорее всего, от ведущего эту группу – тему, и тогда ему стало бы ясно, что люди эти рисуют не красоты ради, а пытаются красками выразить то ли состояние, то ли проблему, то ли еще что-то такое, что их волнует.
В другом – наш наблюдатель увидел бы людей в спортивной одежде, совершающих странные движения под не менее странную музыку, а ведущий явно руководил бы этим процессом.
Где-то он увидел бы круг людей, которые о чем-то увлеченно разговаривают… Или это мог бы быть не круг, а множество мелких подгрупп – по трое, например; эти тройки могли бы о чем-то яростно спорить, разыгрывать в лицах конфликт или сновидение, «лепить» по очереди друг из друга некие «живые скульптуры», то ли агрессора и жертву, то ли родителя и ребенка…
Восемь человек или двадцать. В движении или практически без него. Рассказывая о себе или проявляя себя каким-то другим способом. Но все это было бы тренинговыми группами!
Оставим нашего воображаемого наблюдателя обдумывать увиденное и зададим вопрос, который обязательно возник бы и у него: «Что же общего между всем, что удалось подсмотреть?» Во всех этих группах люди тем или иным способом выражают что-то, что для них важно, и это становится поводом для взаимодействия.
В группе никто никому ничего не должен, никого не призывают любить и никто не обязан быть «хорошим», как раз, поэтому к людям легче хорошо относиться, сопереживать, быть открытым. Не нужно «держать лицо» и соответствовать чьим-то ожиданиям. Можно злиться, грустить, говорить глупости. Можно молчать, и это не будет невежливым. Можно испытывать к людям разные чувства, не бояться этого и видеть, как это отзывается в других.
Группа – едва ли не единственное место, где люди действительно друг другу интересны, смотрят и слушают с вниманием. Здесь можно, наконец, сосредоточиться на себе и не испытывать за это чувство вины, рискуя быть обвиненными в эгоизме, потому что все другие тоже пришли за этим. Более того, группа – это место, где разные люди помогают друг другу думать о себе, о своих чувствах и желаниях” (Е.Михайлова).
Что еще можно сказать о тренинге?
Любите ли вы путешествовать?
Участие в тренинговой группе – это путешествие…
Путешествие – это нечто большее, чем просто перемена мест. Во время путешествия мы, наконец-то, делаем то, что действительно хотим, а не то, к чему обязывает нас повседневная жизнь. В обычной жизни мы часто «убегаем» от себя, заполняя и переполняя себя обязательствами перед другими. В путешествии человек может насладиться свободой, уделить внимание себе, распоряжаться временем по собственному усмотрению. Путешествия возвращают нас к самим себе.
Путешествуя, мы чувствуем себя авантюристами: первооткрывателями, искателями приключений, кочевниками. Мы путешествуем, чтобы лучше узнать себя.
Во время путешествий мы живем интенсивнее. Путешествия стимулируют наш интеллект, обостряют и «оживляют» чувства, делают ощущения более яркими.
В путешествиях нам часто приходится отказываться от привычного комфорта, нередко мы подвергаем себя опасностям. Путешествия – это испытание. Мы открываем в себе новые возможности, становимся выносливее, терпеливее, решительнее.
Путешествия учат нас быть готовым к неожиданностям в жизни и терпимо их переносить. Появляются силы, о существовании которых мы не догадывались.
В путешествии мы «проживаем» наши фантазии и мечты.
В путешествии мы учимся нести ответственность как за себя, так и за других людей.
Путешествия – это встречи и расставания… Люди, с которыми человек соприкасается, – попутчики. Они временные, мимолетные… Но с другой стороны, они порой дают человеку возможность раскрыться внутренне, так как у попутчика нет предзаданной концепции тебя, это своего рода возможность начать жить заново, не опасаясь последствий; если что-то пойдет не так, можно просто исчезнуть, навсегда затеряться в лабиринте дорог…
Знакомясь с новой культурой, ландшафтами, городами и людьми, мы обогащаем себя. Мы хотим их понять, живем в их традициях и обычаях, расширяя тем самым свое мировоззрение. Собственные проблемы становятся при этом менее значимыми.
Путешествия меняют нас, помогают вырваться из оцепенения и застоя.
Путешествия открывают для нас новое восприятие времени и пространства. Мы ощущаем суету больших городов и медлительность провинциальной глубинки. Опыт переживания «ускоренного» и «растянутого» времени ставит под сомнение привычки. Через переживание пространства и расстояний, мы чувствуем относительность мира, где мы живем, и нашей роли в нем.
Все это ломает стереотипы и делает нас восприимчивее ко всему новому.
Путешествия открывают перед нами возможности личностного роста, изменений, самопознания…
Главной целью путешественника (а жизнь это тоже путешествие) является укрепление собственной идентичности, утверждение своего «способа бытия в мире», поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я»?, «Чего я от жизни хочу (мои цели)?», «Как мне достичь моих целей?». Если человек не осознает собственную индивидуальность, он распадается на миллионы несвязных мыслей и впечатлений. Идентичность – это центр управления и контроля, объединяющий личность в единое целое.
Идентичность можно рассматривать как рассказ о себе, который человек непрерывно переписывает и редактирует, – история, которая достигает своей завершенности лишь со смертью рассказчика. Бесконечная история… Путешествие длиною в жизнь.
Проведение границ – составная часть процесса формирования идентичности. Они появляются, когда мы пытаемся ответить на вопрос, кто мы, сравнивая себя с другими и определяя, на кого мы хотим быть похожими и от кого хотим отличаться.
Путешествие – это пересечение границ и возвращение домой. Для человека время зачастую делится на повседневную жизнь, полную забот и тягот, и «настоящую жизнь» – путешествие. Граница между этими двумя жизнями обставлена своеобразными ритуалами перехода (сборами, проводами и т.д.). Ритуалы возвращения менее праздничны, но столь же обязательны: подробные отчеты перед друзьями, вручение подарков, демонстрация фотографий…
Причем здесь тренинг? Отъезд из дома, расставание с привычным кругом семьи и друзей, последующее возвращение – рассказ о впечатлениях, полученных во время тренинговой работы, показ групповых фотографий…ничего не напоминает?
Само путешествие обычно проходит в режиме, который психиатры называют измененным состоянием сознания: чрезмерное возбуждение, эйфория, напряженность, граничащая с болезненностью… Человек возвращается из путешествия вовсе не «отдохнувшим» и «полным сил». Он возвращается другим, примерившим на себя иную жизнь, отвыкшим от выполнения привычных домашних ролей и с трудом втягивающимся в исполнение рутинных обязанностей. Путешествие – это бегство от взрослой ответственности в мир свободы и спонтанности, где снимаются все табу, исполняются мечты, реализуются фантазии…Такой временный «уход в отрыв» часто дает силы жить дальше…Причем, при желании, жить иначе…
Участие в работе тренинговой группы – это:
– неожиданные эмоциональные переживания и интеллектуальные находки;
– дистанцирование от обычных забот;
– неистовый поиск другого себя;
– обучение новым умениям и навыкам;
– ощущение с пользой проведенного времени;
– уютное место, где тепло;
– возможность приятных знакомств.
Тренинг – это не только встречи с новыми друзьями, но и знакомство с…собой, поиск и обретение нового «Я». Это расширение границ, осознавание собственных чувств, желаний и потребностей… Это новый взгляд на жизнь…
Что в итоге? Возможно, Вы «за это время стали чуть мудрее, быть иль не быть решили в пользу быть»?…
Многие из нас выросли в стране дефицита и нехватки. И по инерции продолжаем, испытывая желание идентифицировать его как потребность в получении чего-то. И стремимся получать – больше любви, больше денег, больше успеха, больше внимания. В результате – отвращение и обесценивание. Изредка вспоминаешь про потребность избавиться от чего-то. Я этого не хочу, мне это мешает, я хочу сделать, чтобы этого не было. В результате – спокойно, но как то скучно… В процессе работы над собой понимаешь, что есть еще и третий вариант – кому то что-то дать, поделиться, создать, просто так, потому что вам этого хочется…
Любое путешествие когда-нибудь заканчивается… Любой тренинг тоже когда-нибудь подходит к концу… «Знаю: ничего не вернется, бьется злое сердце в часах. Только иногда отзовется Солнцем что-то вечное в нас…» Ведь:
Источники:
http://www.litmir.me/br/?b=57344&p=1
http://www.rulit.me/books/puteshestvie-v-poiskah-sebya-read-48269-1.html
http://www.b17.ru/article/6323/