1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие самосознания дошкольника. Самосознание детей дошкольного возраста

Развитие самосознания дошкольника. Самосознание детей дошкольного возраста

Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание – это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Ребенок раннего возраста отношение к самому себе заимствует у взрослых. Поэтому он называет себя в третьем лице (Диме чаю, «Дать Даше пирамидку) и не редко беседует с собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с другими людьми, которую испытывает ребенок, не редко проявляется в его высказываниях. Мальчик, которому родители говорят: «Сашенька, мы идем в гости, спрашивает: «А мы меня возьмем? Здесь «мы» употреблено для обозначения всей семьи, включая и самого ребенка: все мы — и ты, и ты и я.

Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально–ценностного компонента самосознания). Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь быть как взрослый ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в кризис тех лет.

Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

Андрюша (2. 10.) Ему нравится говорить неподобающие слова. Когда сердится на свою бабулю, дразнит: «бабулетка».

Денис (2. 11.) Негативен. Прошу: «отнеси, детка, эту кружку на кухню».

Денис категорично заявляет: «Нет!»

— Ну что ж! Значит, отнесет Кирюша. Денис бежит следом за братом на кухню, берет кружку, возвращается в комнату, ставит кружку на прежнее место, снова берет и несет на кухню.

Половая идентификация, отождествление себя с представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я — мальчик» или «Я — девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Здесь осознание своего «Я» непременно включает в норме и осознании собственной половой принадлежности. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивым у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте.

  • В 3-4 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки или, например, в пожарников.

В 4 – 5 лет, самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов и сказок. Любой поступок хорошего, положительного героя оценивается как хороший, плохого – как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строится на понимании ситуации и того значения, которые имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?»«Плохо». «Почему он плохо сделал?»«Потому что развалил теремок».

К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе снова существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям. Агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, защите своего Я, доказательствам соей силы и превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем Я и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка.

Читать еще:  Что делать, если кормящая мама застудила грудь? Застудила грудь не кормящая

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

Особенности развития самосознания дошкольника;

Диагностика эмоционально- волевой сферы дошкольника.

1.«Графическое изображение уверенности и неуверенности». В данном тесте дошкольнику было предложено нарисовать себя карандашами.

Цель теста — прогноз переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

2 Методика выявления наличия страхов (Захаров А.И.). При проведении данного теста ребенку зачитывают конкретные ситуации в которых он может испытать чувство страха.

Цель теста — определить страхи ребенка, а также опасения по поводу вероятности того или иного события.

3. Тест тревожности – сказкотерапия Луиза Дюс.

Цель теста: диагностика эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации.

При проведении теста выявления наличия страхов (по Захарова А.И.)была проведена беседа, которая представлялась как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования.

Беседу мы вели неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторяли вопрос о том, боится или не боится ребенок, только время от времени. Тем самым избегали наводка страхов, их непроизвольное внушение.

При стереотипном отрицании всех страхов просили давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты» или «боюсь темноты», а не «нет» или «да». Мы, задавая вопросы, сидели рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть.

Самосознание – представление человека о своих взаимосвязях со средой, концепция своего «Я», установки в отношении себя.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я;

в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие;

он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.

Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.

Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7 годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

На формирование самосознания влияют: оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности.

По мнению Вольфа Саломоновича Мерлина, самосознание – сложная психологическая система, которая включает в себя четыре составляющие:

1)Сознание своего «Я»;
2) Сознание собственной тождественности;
3) Осознание личных психических качеств;
4) Система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом, но формируются они не одновременно.

Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа.

Самосознание – это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности.

Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами.

Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношение к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец, осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими.

Самосознание как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка.

Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально–ценностного компонента самосознания). В конце этого периода ребенок начинает впервые утверждаться как личность. Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь быть как взрослый ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей.

Читать еще:  Проблемные дети. В чем или в ком проблема

Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому-то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

Нет еще обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка утверждающего что он аккуратный спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю».

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

Половая идентификация, отождествление себя с представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я — мальчик» или «Я — девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Здесь осознание своего «Я» непременно включает в норме и осознании собственной половой принадлежности. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивым у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте.
В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.

В младшем и среднем дошкольном возрасте обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания.

В 3-4 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки или, например, в пожарников.

В 4 – 5 лет, самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов и сказок. Любой поступок хорошего, положительного героя оценивается как хороший, плохого – как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строится на понимании ситуации и того значения, которые имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?» — «Плохо». «Почему он плохо сделал?» — «Потому что развалил теремок». — «Тебе медведь нравится или нет?» — «Нравится. Я люблю мишек».

По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.
На вопрос, кто лучше всех поёт песенки в группе, Марина говорит: «Галя и я. Хорошо Лена поет. А Галя и я немножко. Я немножко хорошо и Галя немножко хорошо».

К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе снова существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям. Собственное Я ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Несмотря на очевидные различия поведенческих проявлений, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежит единое психологическое основание. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения и т.д.

Читать еще:  Ребёнок плохо читает? Ребёнок медленно читает

Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке , то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация :

• ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

• происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте

Дата публикации: 12.05.2018 2018-05-12

Статья просмотрена: 495 раз

Библиографическое описание:

Васильева В. Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 366-367. — URL https://moluch.ru/archive/205/50227/ (дата обращения: 12.02.2020).

Самосознание в дошкольном возрасте является важнейшим достижением в развитии, которое оказывает влияние на дальнейшее формирование и развитие личности детей. Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого — педагогических условий, способствующих развитию самосознания.

Самосознания является одним из важных направлений в психолого-педагогических науках. Самосознание представляет собой процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает интересами ценностными ориентациями, мотивами и идеалами. Самосознание является общественным явлением, поэтому, оказывает влияние на процесс социализации. От успешности формирования самосознания зависит успешность становления человека, как личности в обществе.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка, как основа самосознания. С помощью самооценки дети учатся адекватно или неадекватно оценивать себя, сравнивать себя с другими, регулировать свое поведение, на основе чего формируется социально-коммуникативные умения и навыки. Формирование адекватной самооценки является условием для гармоничного осознания детьми себя и своего внутреннего мира, что в свою очередь, позволяет гармонично приобщаться к окружающей действительности.

Самосознание детей дошкольного возраста является представление детей о себе, как о внешнем виде, так и внутреннем. Самосознание начинает развиваться, начиная с трех лет, когда начинает формироваться самооценка, хотя основы самосознания закладываются еще с раннего возраста. Самосознание создает условия для освоения детьми наколенного опыта человека. В старшем дошкольном возрасте основным условием развития самосознания является общение детей со сверстниками.

На основе полученных результатов исследования была выявлена специфика развития самосознания:

– формирование адекватной самооценки детей;

– формирование активность и инициативности;

– формирование положительных представлений о себе, о своих положительных сторонах;

– формирование понятия ценности каждого человека;

– формирование у детей представлений о положительных и отрицательных личностных качествах;

– формирование у детей позитивного представления о себе, учить рассказывать о себе;

– формирование представлений о полоролевых признаках.

Формирование положительного самосознания у детей необходимо специально организовывать, т. е. для того, чтобы сформировать у детей положительное отношение к себе и окружающим, нельзя пускать этот процесс на самотек, взрослые должны стать источником и условием воспитания и развития детей.

Современные дошкольники усваивают социальные роли, не до конца осознавая свою индивидуальность. Результаты исследования должны стать условием для разработки психолого-педагогических условий, которые будут способствовать развитию интереса к себе не только как к объекту и носителю социальной роли, но и как к субъекту — ребенку, обладающему внешними и внутренними достоинствами.

При развитии самосознания у детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, педагоги дошкольных учреждений должны построить активную и эффективную совместную работу с родителями. Известно, что семья является первым и главным условием развития и воспитания детей, в том числе развития самосознания детей. Поэтому, педагоги должны анализировать особенности семейного воспитания, и на основе этого, оказывать родителям психолого-педагогическую помощь. Помощь должна основываться на особенностях каждой семьи. Для этого, педагогам необходимо выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей; определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи.

Таким образом, развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов современности. На основе чего, перед педагогами дошкольных учреждений встает задача эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Работа по развитию самосознаний у детей должно осуществляться не только в рамках дошкольных учреждений, но также в условиях семейного воспитания. Поэтому, дошкольные учреждения должны организовывать совместную работы с семьей.

  1. Авдеева Н. Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет/Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова// Воспитание, обучение и психологическое развитие. — М., 2017.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: МПСИ, 2011. — 349 с.
  3. Назаренко Г. Познание ребенком собственного «Я»/Г. Назаренко//Психолог. — М., 2014. — № 43. — С. 16–18.
  4. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахарах-М», 2013. — 427с.

Источники:

http://doshkolnik.ru/vospitanie/22568-razvitie-samosoznaniya-v-doshkolnom-vozraste.html
http://studopedia.su/19_64780_osobennosti-razvitiya-samosoznaniya-doshkolnika.html
http://moluch.ru/archive/205/50227/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector