6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок 8 месяцев заводит руку за спину. Ребенок раскидывает ручки в стороны

Ребенок 8 месяцев заводит руку за спину. Ребенок раскидывает ручки в стороны

Признаки нарушений в развитии ребенка

Для ребенка самое близкое на свете существо — его мать. С ней он проводит основное свое время. Поэтому мама лучше кого-либо может заметить особенности развития своего малыша.
Далее приведены случаи, когда матери следует насторожиться и посоветоваться с врачом.

Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы — если ребенок к концу:
1-го месяца — в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку;
2-го месяца — не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее;
3-го месяца — не может, лежа на животе, удержать головку в течение 1 минуты;
4-го месяца — не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;
5-го месяца — ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;
6-го месяца — лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;
8-го месяца — еще не может ползти назад;
9-го месяца — не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
11-го месяца — не может ползать на четвереньках.
Когда у ребенка формируется умение сидеть, нужно знать следующие признаки нарушения этого умения. Если ребенок к концу:2-го месяца — совершает несимметричные движения ручками и ножками;
3-го месяца — не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении;
4-го месяца — у ребенка головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине;
5-го месяца — неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения лежа на спине;
7-го месяца — при поддержки за руку родителей не пытается сесть;
9-го месяца — при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;
11-го месяца — не может сидеть с вытянутыми ногами.
Умением ходить разные дети овладевают в разное время. Речь может идти о нарушении этой функции, если ребенок к концу:4-го месяца — когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног;
6-го месяца — в таком положении не «пританцовывает»;
8-го месяца — не может короткое время стоять при поддержке за руки;
10-го месяца — не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа;
11-го месяца — не может передвигаться, держась за опору;
12-го месяца — не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;
13-го месяца — не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 секунд;
15-го месяца — не может спокойно пройти 20 шагов;
16-го месяца — не бегает свободно;
20-го месяца — не может без поддержки пнуть мяч;
30-го месяца — не может без поддержки спуститься по лестнице;
36-го месяца — не может 1 секунду без опоры удержаться на одной ноге.
При рождении ребенок обладает хватательным рефлексом, который потом исчезает. Появляются осознанные хватательные движения. О их нарушениях можно говорить, если ребенок к концу:3-го месяца — не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;
4-го месяца — не разглядывает свои ручки;
5-го месяца — не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
6-го месяца — не может ухватить кубик;
8-го месяца — не может удержать между указательным и большими пальцами пуговицу;
9-го месяца — не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку с головы;
12-го месяца — не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;
18-го месяца — не может построить башню из трех кубиков;
20-го месяца — не может чертить прямые линии;
24-го месяца — не может отвинтить крышку от банки;
33-го месяца — не может аккуратно есть суп ложкой;
36-го месяца — не может налить воду в чашку.
Следует как можно раньше выявить нарушения слуха и зрения. Подозрения могут возникнуть в следующих случаях, если ребенок к концу:1-го месяца -ребенок не следит за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо-влево;
2-го месяца — не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
3-го месяца — не ищет глазами, откуда звенит колокольчик;
5-го месяца — не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;
6-го месяца — уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
7-го месяца — не может стучать кубиком по столу;
8-го месяца — не прислушивается к разговорам взрослых;
9-го месяца — не может стучать кубиками друг о друга;
10-го месяца — не сбрасывает игрушки со стола;
12-го месяца — не проявляет интерес к автомашинам;
15-го месяца — не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;
24-го месяца — не может отличить съедобное от несъедобного;
32-го месяца — не может выложить кубики в одну линию.
Выявить нарушения речи можно еще до того, как ребенок произнесет первые слова. Обратитесь к врачу, если ребенок к концу:1-го месяца — никогда не кричит перед кормлением;
4-го месяца — не улыбается, когда с ним заговаривают;
5-го месяца — не произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га-га», «ба-ба-ба»), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет («Где папа?»);
7-го месяца — не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
9-го месяца — не может повторить за взрослыми 8 различных звукосочетаний и слогов;
10-го месяца — не может махать головой в знак отрицания или несогласия («нет-нет») или помахать ручкой в знак прощания;
12-го месяца — не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (например, при словах «принеси мне мяч» не может отыскать и принести его);
15-го месяца — не может адекватно употреблять слова «мама» и «папа»;
20-го месяца — не может произнести 6 осмысленных слов;
24-го месяца — не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
29-го месяца — не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;
36-го месяца — не может показать какая линия из 3 самая длинная;
37-го месяца — не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
Такие качества, как самостоятельность, способность общаться с окружающими, ладить с ними и завоевывать уважительное отношение к себе, важны для социального развития. Чтобы выявить нарушения развития в социальном плане, советуем ориентироваться по следующим указаниям. Если ребенок к концу:1-го месяца — не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
2-го месяца — не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
3-го месяца — не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;
4-го месяца — не выражает радость, когда с ним играют;
5-го месяца — не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;
6-го месяца — не просится «на ручки», протягивая свои ручки к взрослому;
7-го месяца — не ласкается к матери или близкому человеку, не прижимается щечкой к лицу матери;
9-го месяца — не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается спрятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку;
10-го месяца — не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;
11-го месяца — не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь;
12-го месяца — не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;
15-го месяца — не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно удержать стакан и пить из него;
19-го месяца — не играет с плюшевым медвежонком или куклой;
20-го месяца — не может самостоятельно надеть носки обувь и шапку;
21-го месяца — не может, подражая матери, выполнять некоторые хозяйственные дела;
24-го месяца — не может самостоятельно вымыть и вытереть руки;
29-го месяца — еще не может словами попросить еду;
30-го месяца — не может один есть ложкой;
34-го месяца — еще не говорит о себе, применяя местоимение «я», не может самостоятельно одеться, не ходить своевременно в туалет.

Читать еще:  Вранье в подростковом периоде: причины и руководство к действию

Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу

Особенности развития новорожденного: гипертонус, срыгивания, сосательный и другие рефлексы

Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша. Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит родителей новорожденного?

У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?

Да, это гипертонус — повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев.

Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах.

Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией — такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев.

К 3,5–4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает, движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции − движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо, но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.

Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?

У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне.

Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.

У ребенка дрожат руки, ноги, подбородок — может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?

Дрожание, или тремор, — это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни.

Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки.

Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка).

Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго — всего несколько секунд; если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.

Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?

Это проявление одного из врожденных рефлексов — так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4–5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием.

Читать еще:  Что лучше всего подарить на новый год. Как выбрать подарки на Новый Год

Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения. Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным; после 4–5 месяцев он должен исчезнуть.

Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец). Может быть, он голодный, и ему не хватает молока?

У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс: именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша. Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3–4 годам.

Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2–4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения; хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2–3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.

Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?

Срыгивания — очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3–5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией, так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям.

Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем — всего 5–10 мл: вот почему нескольких капель молозива бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное.

Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям. Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.

Малыш часто «таращит глаз». Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом, и почему он появляется у маленьких детей?

Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем. Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами).

Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка. В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи. Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, косоглазие, отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад — это уже говорит о наличии у него неврологических проблем. Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.

Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет, и кажется, что единственное, что малыш делает, — это только ест, спит и плачет. Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову. С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии — остается только терпеливо дождаться этого времени.

Внимание! ДЦП

Психомоторное и эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

— К концу 1-го месяца жизни здоровый ребенок фиксирует взгляд, у него появляется первая улыбка;

— в течение 2-го месяца ребенок начинает, лежа на животе, поднимать голову, поворачивает ее в стороны, улыбается, когда над ним наклоняется взрослый;

— в течение 3-го месяца — поворачивается со спины на бок;

— в 3-4 месяца начинает «гулить», появляется комплекс «оживления» — на обращение матери или близкого человека ответная реакция: улыбка, звуки и движения рук и ног (ребенок как бы смеется всем телом), подолгу занимается висящими над кроватью игрушками;

— в 5 месяцев переворачивается со спины на живот, берет игрушки и подолгу удерживает их в руке, подолгу «гулит», начинает узнавать лица близких;

— в 5-7 месяцев ребенок ползает, вначале на животе, затем на четвереньках. Приученный — ест с ложки. Занимается с игрушками. Подолгу лепечет, произносит первые слоги «ма-ма», «ба» и др.;

— в 7-8 месяцев самостоятельно садится и сидит, пытается стоять с поддержкой, придерживаясь за перекладину кровати, сам встает, стоит, переступает и опускается;

— в 9 месяцев — ходит, придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке взрослых за обе руки. Узнает предметы, игрушки пытается называть их первыми слогами;

— в 10-12 месяцев ребенок ходит с поддержкой и без подержки. Выполняет несложные поручения взрослых («дай», «принеси»). Подолгу занимается с игрушками. Некоторые дети к году понимают смысл многих слов, произносят первые слова: («мама», «деда», «киса» и др.).

При определенном воспитании имеет навыки обслуживания себя во время кормления (пьет из чашки, захватывает ложкой еду из тарелки, подносит ко рту).

Непонятные записи

ДИАГНОЗ ПЭП в амбулаторной карте ребенка сегодня мало у кого вызывает чувство настороженности.

Родителям эта медицинская терминология ни о чем не говорит. Что такое ПЭП? Что такое синдром двигательных нарушений? Да и что такое задержка моторного развития? Совершенно непонятно, тем более если ребенку, скажем, месяцев 4-5. Он же такой любимый, такой родной, лучше всех, просто еще очень маленький. И мама, естественно, поначалу будет искать сотни оправданий для себя самой, надеясь, что ничего в этом страшного нет: еще пару месяцев — и все само собой образуется, все будет в полном порядке.

Читать еще:  Рацион питания грудничка. Питательно ли молозиво? Питание после года

Часто и врачи говорят маме, что ПЭП (перинатальная энцефалопатия) есть практически у каждого второго московского ребенка и благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма он сам справится с этими неврологическими нарушениями, и даже если он сейчас и отстает в развитии, то догонит своих сверстников.

Но, увы, нередко происходит следующее: сначала ничего страшного, затем, когда другие дети его же возраста в отличие от него уже начали осваивать ходьбу (это ближе к году), врач может поставить ребенку предварительный диагноз: синдром ДЦП, а после и ДЦП. Часто это происходит после года, а то и двух лет. И начинается беготня родителей по различным центрам, больницам в поисках ПОМОЩИ.

А ведь мало кто из родителей знает, что даже сам диагноз ПЭП может стать причиной последующих головных болей, приходящих двигательных нарушений, речевых и двигательных расстройств, вегето-сосудистой дистонии, быстрой смены настроений, плохой успеваемости в школе, отсутствия коммуникабельности и т. д. Но родители нечасто думают о том, что будет с их ребенком через 3, 5, 10, 15 лет. Мамы часто считают, что самое главное пережить первый год жизни ребенка. Он самый трудный. А потом разберемся.

И забывают мамы о настороженности. А она необходима, особенно для той мамы, у которой либо были проблемы со здоровьем до и во время беременности, сложно проходили сами роды, было кесарево сечение, наличие инфекций (токсоплазмоз, гепатит, герпес, цитомегаловирус, хламидиоз и т. д.), либо ребенок родился недоношенным, либо при отсутствии вроде бы веских причин ребенок отстает в развитии, и прежде всего в моторном.

Часто бывает так, что ребенок либо вообще не отстает в развитии, либо имеется небольшая, практически незаметная задержка: он может и улыбаться, и гулить, и играть в игрушки, но при этом не овладевает теми двигательными навыками, которые в его возрасте должны у него быть. Именно о таких случаях и пойдет разговор.

Диагностировать ДЦП в первый год жизни ребенка бывает очень трудно. Но чем раньше поставлен диагноз, тем лучше прогноз заболевания, и реабилитационный процесс будет во много раз эффективнее и качественнее.

Из многочисленных примеров своей практики приведу один.

Ребенку 6 месяцев. Лежа на животе. голову не удерживает, игрушки не хватает, при этом глазами следит за ними! Также следит за всеми, кто попадает в его поле зрения. Улыбается. Гулит. Ножки постоянно вытянуты и напряжены, развести в стороны их невозможно. Очень трудно поменять памперс! Когда мама пытается вложить в руку игрушку, даже очень удобную для захвата и яркую, хорошее настроение резко сменяется недовольством, продолжительным плачем. В поликлинике пока ничего особенного не говорят, знакомые матери успокаивают ее словами: «Да посмотри, как он улыбается, даже смеется». — «А руки, ноги?» — «Ну что же здесь непонятного? Просто пока не очень хочется ему двигаться, ленится! Подожди!» Вот уже 10 месяцев, а он все лежит, и не играет в игрушки, и не сидит, т. к. заваливается в разные стороны и руку подставить не может. На ноги ставишь — не стоит. Ноги вытянуты, как струна. Опирается на мыски и не может сделать шаг. При этом и смеется, и улыбается, как все. И опять находятся знакомые, родственники, которые говорят: «Ничего, пройдет, еще месяц-другой — и в один день как начнет все делать одновременно — и ползать, и играть в игрушки, и ходить». И мать ждет. И очень часто даже не обращается к врачу, не ищет специалиста.

Мама должна это знать

ТАКИХ примеров очень и очень много! А в дальнейшем происходит следующее: у ребенка нарастает неврологическая симптоматика, тормозящая его моторное развитие, и в один прекрасный день наблюдающий ребенка врач объявляет матери как приговор: «У вашего ребенка ДЦП». Время упущено, его не вернешь, конкретного целенаправленного лечения не проводилось. И сейчас можно вести разговор только о социально-психологической адаптации ребенка-инвалида.

А ведь при своевременном лечении у действительно высококвалифицированного реабилитолога (физического терапевта) во многих случаях этого страшного диагноза можно было избежать. Чтобы ориентироваться самой в сложных вопросах детской неврологии, мама ребенка обязана владеть элементарными знаниями.

Формирование движений у ребенка должно происходить в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем руки, руки — туловище, руки — туловище — ноги, ноги и совместные движения. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному.

Независимо от возраста ребенка (пусть ему даже 5 лет) в занятиях с ним определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился.

И если ребенок, например, не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать, невзирая на его возраст. Но заниматься только в одном «узком» направлении нельзя, особенно если у ребенка отмечается грубая задержка моторного развития, т. к. это понижает эффективность занятий. Поэтому лечебная программа должна как бы «заглядывать» немного вперед и предусматривать также применение таких комплексов коррегирующих упражнений, которые соответствовали бы более высокому (пусть в данный момент и невозможному) уровню двигательного развития.

Для того чтобы добиться хороших результатов, все рекомендации должны стать ежедневными и проходить в течение всего дня.

Необходимо обратить пристальное внимание на следующие вещи:

1. Ребенок постоянно манипулирует только одной рукой или ногой, при этом противоположная рука (нога) сильно сжата (спастика), приведена к туловищу, движение в ней незначительное, но резкое и малоамплитудное.

2. Ребенок не удерживает позу сидя.

3. Если поставить ребенка на ноги, то опора идет на мысочки или нет вообще опоры, а ноги, согнутые в коленях, «висят в воздухе».

4. У ребенка при попытке попасть своей рукой в рот происходит отворачивание головы в другую (противоположную) сторону.

5. Ребенок не любит лежать на животе.

6. При положении стоя, опора только на мыски, к тому же он крестит ноги.

Все это должно насторожить родителей, и они должны принимать срочные и эффективные меры по реабилитации своего ребенка. В противном случае его можно «упустить», и тогда трагедии не миновать.

Источники:

http://www.massage.ru/forum/viewtopic.php?t=2113
http://www.7ya.ru/article/Novorozhdennyj-lechit-ili-projdet-7-voprosov-nevrologu/
http://aif.ru/archive/1668487

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector