Ребенок может ходить но не хочет. Причина: Нелюбимая еда
Мой комментарий: Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад?
В каком возрасте ребенку легче адаптироваться к саду? То, как ребенок пойдет в детский сад, как быстро он привыкнет к новым условиям жизни, зависит от многих факторов и/или их совокупности. Во-первых, это возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем легче ему переключиться от отношений с мамой на отношения с другими людьми.
Во-вторых, это индивидуальные особенности ребенка (физическое развитие, навыки самообслуживания, темперамент, характер, насыщенность привязанности). Дети-сангвиники, общительные и спокойные от природы, адаптируются к саду практически сразу, в отличие от детей-меланхоликов. Дети, которые в полной мере насытились качеством контакта с близкими людьми, легче отпускают маму в саду.
Что значит качество контакта, насыщенность привязанности? Это когда в раннем возрасте, до 1 года, мама (или другой значимый взрослый) удовлетворяла все потребности ребенка, давала ему много телесного и эмоционального контакта, то есть была с ним по-настоящему, а не формально – поменять подгузник – покормить – погулять с коляской. А в дальнейшем, когда ребенок подрастал и становился все более самостоятельным и все активнее исследовал окружающий мир, мама была доступна, устойчива и способна выдерживать все эмоции, капризы, «нет» и «я сам» ребенка, не отвергая его, не запугивая, не пристыжая фразами типа «будешь плохо себя вести, отдам той тете», «мне такой непослушный сынок не нужен», «как не стыдно плакать такой большой девочке» и т.п.
Часто желание не приучать к рукам, привить как можно раньше самостоятельность и послушание ребенку приводит к прямо противоположному результату: ребенок боится, что его бросят, отдадут, не будут любить, будет еще больше цепляться за маму. Закон привязанности гласит: полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и к способности обходиться без помощи.
В-третьих, это могут быть какие-то изменения в семье, например, рождение младшего брата-сестры, отношения между родителями, развод и т.п.. Дети очень чувствительны к этому. Например, когда появляется младший ребенок, старшего часто именно в этот период отдают в сад. Но именно в это время старшему ребенку нелегко принять появление нового члена семьи, оттягивающего на себя внимание любимой мамы. Ну как тут не почувствовать себя ненужным и нелюбимым? Лучше отдать старшего в сад чуть раньше или подождать некоторое время после рождения младшего ребенка.
И важно следить за обстановкой в семье. Чем чаще родители ругаются, тем больше ребенок склонен оттягивать своим поведением их внимание на себя. Когда ребенок часто болеет или устраивает каждое утро истерики перед садом, хочешь не хочешь, а приходится забывать о ссорах и переключаться на ребенка.
Частые болезни тоже могут быть симптомом нежелания идти в сад. Нежелание ходить в сад может проявляться не только активным сопротивлением, криками и плачем. Иногда начинаются частые болезни, резкое изменение поведения дома (веселый позитивный малыш вдруг стал грустным, шумный тихим и т.п.), отказ рассказывать, что было в садике, затягивание сборов в сад и т.п. Это может быть затянувшаяся адаптация или усталость, физическое и эмоциональное истощение. А вам всегда хочется идти на работу, да еще и с радостью и удовольствием? Дети, кстати, обычно считывают и отзеркаливают наше состояние.
Что еще может служить причиной нежелания идти в сад? Сложные отношения с воспитателем, нелюбимая еда, сон и прогулки/занятия, гиперопека в семье, отношения в детском коллективе (обижают, дразнят) – здесь важно разобраться и понять, что происходит с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью к воспитателям, администрации, психологам. Любое проблемное поведение ребенка – это своеобразный крик о помощи, когда напрямую либо не получается сказать о том, что не нравится или беспокоит, либо когда близкие не слышат или не хотят слышать.
Также важен настрой родителей И в первую очередь, мамы. Изначально нужно принять какую-то однозначную позицию по отношению к детскому саду. Потому что если вести ребенка в детский сад с негативными установками и в состоянии тревоги и страха («он же еще маленький», «как он там без меня?», «в детском саду детей унижают и оскорбляют» и т.п.), то ребенок обязательно откликнется на это нежеланием идти.
Многие родители переносят свой негативный опыт пребывания в детском саду на ребенка, постоянно жалея его и испытывая чувство вины за то, что его там оставили.
Бывает, родители не хотят водить в сад, но выхода нет – надо зарабатывать деньги. Или все вокруг наседают, что пора бы уже ребенку в коллектив. И также ведут ребенка с чувством вины и безысходности. Или маме нельзя опаздывать на работу, а ребенок медленно собирается в сад, и мама включается раздражением и злостью. Или у мамы совсем нет сил и ресурсов, чтобы сидеть дома с двумя детьми, и осталось одно желание – поскорее «сплавить» старшего в сад. На все эти мамины состояния ребенок реагирует своей эмоциональной реакцией. Здесь родителям нужно работать со своими чувствами, страхами и тревогами, не навешивать их на детей, разделять свои и не свои переживания.
Что делать? Найти хороший сад/воспитателя, которому будете доверять. Снижать свою тревожность и признать, что вы не можете все проконтролировать (если самим не получается, обращаться за помощью к психологу). Решить вопросы с графиком работы: договориться о более гибком графике, приходить попозже. Или просить помощи других членов семьи отвести ребенка в сад, кто более гибок со временем и/или способен дольше оставаться спокойным и устойчивым. Ну и самое главное – заблаговременная забота о себе, своих ресурсах, не доводите себя до состояния нервного истощения.
И все-таки что делать, если ребенок категорически отказывается идти в группу? Запастись терпением и большим количеством свободного времени. Не стоит отдавать ребенка в сад и сразу выходить на работу в период адаптации, например. Обычно воспитатели советуют родителю уйти, оставив рыдающее чадо в руках воспитателя. Потом зачастую оказывается, что плакал он именно для мамы, а без мамы вел себя спокойно.
Да, большинство детей будут способны справиться с возникшей ситуацией, переключившись на игру, других детей и т.п. и дождаться возвращения мамы. Но есть особо чувствительные дети, для которых подобная ситуация может быть довольно травматичной и нарушить безопасное мировосприятие малыша. В дальнейшем он будет все сильнее цепляться за маму, не отпускать ее (помните про закон привязанности?). Здесь все очень индивидуально, и мама, у которой есть тесная эмоциональная связь с ребенком, почувствует, можно или нет оставлять малыша в такой ситуации.
1. Я бы рекомендовала все-таки постараться успокоить малыша и тогда уже договариваться с ним дальше. Лучший способ успокоить ребенка – сесть на уровне его глаз, обнять, положить руку на спину между лопаток, сказать что-нибудь ласковое. Если самим сложно справиться с нахлынувшими эмоциями – закрыть глаза, подышать глубоко. Те же совместные объятия успокаивают не только ребенка, но и родителя. Маме нужно быть максимально спокойной и устойчивой, можно много раз повторить, что она любит своего ребенка и обязательно придет за ним.
2. Важно заранее договариваться с ребенком, рассказывать, на какое время вы его ведете в сад, что он там будет делать. Категорически нельзя обманывать ребенка: говорить, что заберете до сна, а самим приходить вечером, или говорить, что везете к бабушке, а привести в детский сад.
3. Если маме сложно выдерживать эмоции ребенка или малышу очень тяжело дается расставание с ней, стоит попробовать бабушке или папе отводить малыша в сад.
Если категорическое нежелание идти в группу появилось вдруг после длительного периода спокойного хождения в сад, когда адаптация давно позади, важно не игнорировать происходящее и разбираться в причинах – что произошло, на что ребенок так отреагировал. Если вы видите, что ребенку стало сложно, он стал более капризным, скорректируйте режим. Например, сделайте дополнительный «выходной день» в среду или пятницу. Забирайте по возможности пораньше, лучше сразу после полдника.
Что можно еще делать для профилактики нежелания идти в сад?
– Дайте с собой в садик небольшую игрушку, напоминающую о доме. Хороший вариант – сделать своими руками ребенку мягкую куклу-«целовашку», которая «заряжена» маминой любовью. Расскажите, что она будет рядом, пока мама вынуждена уйти. Игрушка с радостью «поцелует и обнимет» ребёнка, когда он сильно заскучает, и будет охранять малыша.
– Можно вместе с ребенком сделать или подарить ему «амулет силы» (это способ для деток постарше), наделить его нужными ребенку качествами: смелость, уверенность, терпение. Можно придумать целую легенду и периодически расспрашивать, как амулет помогает. Как вариант: выбрать какую-нибудь одинаковую деталь – браслет, значок, переводное тату, брелок – что-то, что показывало бы ребенку «вязь» – мы с тобой похожи, вместе, «одной крови». Когда мы уходим из дому – акцентируем внимание на этой детали – смотри, мы банда.
– Напитывайте вашу привязанность, перекрывайте разлуку с ребенком различными способами – пусть в вашем графике будет время, даже небольшое, но принадлежащее только ребенку. Играйте, гуляйте, просто лежите вместе перед сном, давайте много телесного контакта ребенку, одевайте и кормите его, даже если он сам уже умеет это делать, но просит вас – так ребенок тоже «берет» вашу любовь.
– Дома можно играть с малышом в «детский садик», с помощью игрушек придумывая положительные ситуации или рассказывать сказки про детский сад, придуманные вами или можно взять готовые в интернете или купить книги, предназначенных для периода адаптации к детскому саду.
– В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике.
– Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что-то интересное. Научитесь называть и принимать его чувства: «Я понимаю, тебе грустно, когда мы расстаемся» или «ты злишься на меня за то, что тебе приходиться оставаться в саду», делайте акцент на вашей любви «но я все равно тебя люблю… даже когда ты злишься, кричишь или плачешь».
– Заведите свой ритуал прощания – традиционные действия, которые вы делаете перед тем, как сказать «пока-пока» ребёнку. Постоянно повторяющиеся действия помогают малышу быстрее привыкнуть и понять, что мама его не бросает, а все также любит. Примеры ритуалов прощания: поцеловать, помахать рукой в окошко, сказать друг другу определенную фразу, например, «хорошего тебе дня», «до вечера» и т.п. Можно прощаться с помощью игры-забавы, когда вы каждый раз целуетесь/прощаетесь разными частями тела – носами, лбами, руками, ногами, локтями и т.п.
“Зачем тебе на работу?” Если вы говорите ребенку, что вам нужно на работу, а тот интересуется зачем, как правильно отвечать на такой вопрос?
Самый распространенный ответ обычно: Для того, чтобы зарабатывать денежку и покупать тебе игрушки (одежду, еду и т.п.). Такой вариант ответа возможен, но если аргументировать только деньгами, то легко получить в ответ аргумент типа “мне не нужно новых игрушек, хочу, чтобы ты была дома”.
Еще один не очень конструктивный вариант ответа – что маму будут ругать тети и дяди на работе, если не придет. У ребенка может сложиться впечатление, что жизнь состоит из одних заставлений и наказаний.
Есть вариант типа «в определенное время все дети идут в сад, а все мамы – не работу. Так принято, закон такой есть и т.п”. Но детям дошкольного возраста еще непросто понять абстрактные понятия «так принято». И как быть, если у соседской Ксюши мама не ходит на работу?
Неплохой вариант – рассказывать ребенку о том, что у каждого взрослого помимо семьи есть другие интересы и увлечения, которые важны для него. Что вам нравится то, что вы делаете на работе и люди, с которыми вы работаете. Но здесь важно быть честным – действительно ли вы работаете не только ради денег и работа приносит еще бонусы в виде удовольствия?
На самом деле, задавая этот вопрос, ребенку не важны карьерный рост или финансовые причины, для него главное – чтобы вы остались с ним, а не уходили куда-то. Поэтому что бы вы ни отвечали (про деньги, правила или интересы), не забудьте добавлять фразу типа «я всегда думаю о тебе, когда ухожу или нахожусь на работе, ты всегда в моем сердце» или «у меня на столе стоит твое фото, которое напоминает, что мы скоро будем вместе» или просто «я знаю, ты не хочешь, чтобы я уходила, но мы вечером обязательно встретимся и будем вместе». Ребенку важно обязательно знать, что мама непременно за ним вернется.
Советы доктора Комаровского о том, что делать, если у ребенка плохой аппетит
Хороший аппетит у ребенка — источник нескончаемой радости у родителей. Нет ничего приятнее, чем видеть, как чадо с удовольствием уплетает приготовленный обед, ужин или завтрак. Но чаще бывает наоборот. Мама с бабушкой старались готовили, и не просто так, а именно то, что любит карапуз. А малыш настырно отказывается от еды и капризничает.
В некоторых семьях каждый прием пищи превращается в настоящее сражение между «нехочухой» и его настойчивыми родителями. Ребенка уговаривают, пытаются обмануть разными маневрами и хитростями, настаивают и угрожают, что он не получит конфетку, если не не съест суп. Нужно ли так стараться и что делать, если у ребенка плохой аппетит, рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Аппетит бывает разный
Без еды жизнь невозможна, но не всегда аппетит приходит во время еды. Естественный аппетит возникает тогда, когда пища требуется организму для пополнения энергетических запасов, чтобы выжить. А избирательный сопровождает современного человека значительно чаще. Ребенок хочет печенье, потому что оно ему нравится, и не хочет кашу, потому что печенье лучше.
Избирательный аппетит отражает реальную картину потребностей только у грудного ребенка, он в 8-9 месяцев интуитивно чувствует, что ему требуется кальций, и отказывается есть суп. Не потому, что суп невкусный, а потому, что молоко полезнее. В возрасте 1 года, 2 лет дети по этой же причине отдают предпочтение молочным продуктам.
Если годовалый ребенок принципиально не ест мясо, это еще не значит, что в 3-4 года он не начнет кушать его с удовольствием. Просто для 12-месячного крохи важнее овощи и фрукты, творог и молоко. И он это понимает на интуитивном уровне.
Ближе к 3 годам проблема избирательного аппетита, по словам Комаровского, является надуманной — если ребенок не ест овощное пюре и требует только шоколад и колбасу, это обычная педагогическая ошибка мамы с папой, и никаких медицинских причин такого поведения искать не стоит.
Почему ребенок не ест?
Если карапуз отказывается от еды, у него на то, по словам Комаровского, может быть две причины: он не может или не хочет есть.
Не может — это значит, что аппетит присутствует, но физически покушать затруднительно. Например, у мамы молоко невкусное ( женщина что-то не то съела), дырочка в соске слишком маленькая, и кашка не сосется и т. д. У грудных деток довольно часто во время сосания начинает активно работать кишечник, не ко времени активизируется его перистальтика. Животик крутит, крохе больно, он перстает кушать и плачет.
Довольно часто у ребенка корень проблемы с аппетитом кроется во рту. Стоматит, воспаленные десны при прорезывании зубов, микротравмы десен (царапинки от игрушек, которые побывали во рту, или ногтей) — все это делает процесс поглощения пищи довольно неприятным.
Иногда аппетит отсутствует во время простудных заболеваний или ОРВИ. Если нос не дышит, то во время сосания перекрываться доступ к кислороду, что некомфортно, и ребенок прекращает есть. Если болит горло и глотать неприятно, почти всегда последует отказ от еды.
Порой ребенку не нравится сама предложенная еда – она горячая или слишком холодная, соленая или несоленая, крупная или протертая.
Тут все зависит от личных пристрастий каждого конкретного ребенка. Если мамам и папам удалось понять, что ребенок кушать хочет, но не может, то лучше всего обратиться к врачу, чтобы найти и устранить препятствие, которое мешает крохе нормально питаться.
Если ребенок плохо ест или не ест совсем не потому, что прием пищи доставляет ему неприятные ощущения, то он просто не хочет есть. Однако не стоит сразу обвинять его в хулиганстве и настаивать на том, чтобы каша была съедена. Нежелание кушать тоже имеет свои причины:
- Болезнь. Даже если родители еще не заметили, что малыш заболевает, сам он, как правило, заранее начинает чувствовать негативные изменения в своем организме. В этом случае ребенок, который ничего не ест, просто «включает» защитный механизм — натощак иммунитету легче бороться с возбудителем болезни. Не стоит кормить малыша насильно, он все делает правильно, как подсказывают ему природные инстинкты. Но это справедливо только для острых инфекций. Если у ребенка длительное хроническое заболевание, отсутствие аппетита — это плохой симптом, но такое случае редко.
Детский организме легко привыкает к новым для себя условиям, а потому малыш при затяжной болезни начинает есть, как обычно, а при некоторых недугах, к примеру, при сахарном диабете, наблюдается даже повышенный аппетит. Комаровский дает определенные рекомендации, как кормить больного ребенка: никак, пока сам не попросит. И маме нисколько не должно быть стыдно, что она не кормит заболевшее чадо. Это — лучшее, что она сейчас может сделать для его скорейшего выздоровления.
«Не хочу, не буду!» Почему дети отказываются от еды?
ПРИЧИНА 1. Физиологическая
Эту причину необходимо исключить прежде всего.
Малыш отказывается от вчера еще любимых блюд? Медицинских объяснений может быть несколько.
- Возможно, ребенок ощущает дискомфорт в животике, что может быть симптомом нарушения работы желудочно-кишечного тракта.
- У него режутся зубы – этот процесс, между прочим, длится до 2-2,5 лет, о чем мамочки, перешагнувшие через годовой рубеж своего чада, частенько забывают и не ждут такой «напасти».
- Неправильный прикус – затрудняет пережевывание пищи.
- Ребенок заболевает: ощущает слабость, боль в голове или горле, заложенность в носике.
- Приглушить аппетит могут и принимаемые лекарства во время болезни, особенно антибиотики.
Как понять, физиология влияет на аппетит или что-то иное?
Однозначный ответ может дать только врач после обследования, но ряд симптомов должен определенно вас насторожить.
Например, ребенок с охоткой начинает кушать, потом у него резко портится настроение, он горько плачет, отворачивается от ложки, выталкивает языком пищу из ротика. Нередко возникает рвота. Детки постарше – от полутора лет – могут держаться ручкой за больное место.
РЕШЕНИЕ
- Внимательно наблюдайте за общим состоянием ребенка (убедитесь, что нет температуры), стулом (консистенция, частота), состоянием кожных покровов (проверьте, нет ли высыпаний на теле).
- Если подобное поведение регулярно повторяется, обязательно обратитесь за консультацией к доктору (гастроэнтерологу, педиатру).
- Проверьте, не мешает ли что-то малышу находиться за столом, удобно ли ему сидеть? Может, стал мал стульчик для кормления, раздражают какие-то звуки, свет, духота, жара на кухне или, наоборот, холод.
- Если отказ от пищи или снижение аппетита обусловлено болезнью, приемом антибиотиков, желательно позаботиться о микрофлоре кишечника ребенка и вспомнить о живых полезных бактериях – пробиотиках.
Исключив проблему со здоровьем малыша, далее можно заняться выявлением причин поведенческого характера.
ПРИЧИНА 2. Ребенка перекармливают
Нередко родители или бабушки предлагают ребенку слишком большие порции еды – разумеется, только из лучших побуждений. Им кажется, что «толстенький» карапуз с умильными перетяжками и многочисленными складочками – это трогательно и характеризует здорового младенчика. Кроме того: «Растущему организму требуется много пищи!» – этим «лозунгом» они оправдывают свою стратегию.
Как результат – малыш вяло реагирует на предложение покушать, проглотив пару ложек, от последующих отказывается. Ребенок постарше без энтузиазма ковыряется столовым прибором в тарелке, в итоге, «поклевав» немного, отодвигает тарелку и норовит сбежать из-за стола.
РЕШЕНИЕ
- Необходимо учитывать индивидуальные предпочтения ребенка. Один любит покушать, а другой – малоежка. Недаром говорят, что организм малыша лучше знает, что и сколько ему требуется для обеспечения всех потребностей. Не бойтесь, что карапуз оставит себя голодным: если он действительно захочет есть, он обязательно попросит вас об этом.
- Кроме того, на втором и третьем году жизни ребенок уже многое умеет, он активно познает мир и не намерен долго сидеть на одном месте, в том числе, за обеденным столом. Скорость набора веса в этом возрасте значительно замедляется, организму требуется меньше еды, нежели в первый год.
- Уменьшите порции в каждый прием пищи и не думайте, что избыток веса может принести пользу здоровью – даже растущего организма.
ПРИЧИНА 3. Малыша заставляют есть
Эта ситуация, порой, становится логичным продолжением предыдущей: мамы и бабушки в погоне за суточными нормами потребляемой пищи и набором веса предлагают малышу слишком много пищи, от которой он отказывается. У крохи может быть слабо выражен пищевой интерес, или он такой гурман, что любит и ест только ограниченное количество продуктов. Остальные же ему просто не нравятся, не интересны. Но взрослые не отступают и пытаются накормить ребенка насильно, провоцируя развитие пищевого невроза.
Состояние это определить несложно: ребенок при виде тарелки с едой убегает, плачет, при попытке накормить малыша может вырвать, он совсем отказывается от любой еды или ест избирательно. Постоянно капризничает, нервничает, плохо спит, страдает запорами.
РЕШЕНИЕ
- Поверьте, худшее, что вы можете делать в ситуации отказа ребенка от еды, это заставлять его. Насильственный прием пищи может спровоцировать развитие пищевого невроза, вызвать нарушения характера малыша, отвращение не только к еде, но и к родителям!
- Не сравнивайте ребенка с его братьями и сестрами, а также с другими детьми. Не заставляйте ребенка доедать все, что лежит у него в тарелке. Уменьшите порции, кормите меньше, но чаще. Старайтесь, чтобы кроха попробовал каждое предложенное блюдо, хотя бы по чуть-чуть. Старайтесь кушать вместе, за одним обеденным столом. Только так вы сможете вновь заинтересовать маленького человечка пищей.
ПРИЧИНА 4. Ребенок избалован «вкусненьким»
Случается, что малыш отказывается от каких-то блюд, а родители сразу же предлагают ему «повкуснее», стремясь не оставить маленького капризулю голодным. А в итоге только побуждают ребенка все чаще отказываться от еды – в надежде получить любимое блюдо (не всегда полезное).
РЕШЕНИЕ
- Потворствуя такому поведению ребенка, вы не решите проблему отказа от еды, а только закрепите ее. Малыш станет неуправляемым, «сядет на шею», и в этом будете виноваты только вы.
- Что делать? Перестаньте идти на поводу у ребенка. Не хочет есть предложенное блюдо – обед (завтрак, ужин) закончен! Вкусненького совершенно лишать не нужно, но предлагайте любимые блюда не вместо основной пищи, а в определенное время дня.
ПРИЧИНА 5. Нет строгого режима питания
Некоторые чересчур демократичные родители позволяют своему чаду основательно перекусывать между основными приемами пищи (печеньки, пирожки, бутерброды, не дай бог – конфеты!), а потом удивляются тому, что ребенок уныло ковыряется ложкой во время обеда или вовсе отказывается от него.
А удивляться нечему, ведь постоянные и привычные перекусы обеспечивают организм калориями и создают чувство сытости.
Ситуация может усугубляться тем, что мамы-бабушки особо не стремятся выстраивать жесткий почасовой режим приема пищи. Плюс-минус час-два… хочет – не хочет… Вот и получается, что основной пищей карапуза становятся перекусы, а это совсем не полезно для здоровья желудка и кишечника.
РЕШЕНИЕ
- Все просто: ограничиваем перекусы или совсем отказываемся от них, расписываем строгий режим: завтрак – во столько-то, обед, полдник, ужин – во столько-то. Не отступаем от расписания, приучаем ребенка к дисциплине.
- Необходимо учитывать, что «плавающий» график приема пищи – это прямой путь к дисбалансу микрофлоры кишечника. Поэтому, устанавливая режим питания, вы заботитесь, в первую очередь, о здоровье малыша.
Источники:
http://www.b17.ru/article/detskiy_sad_ne_hochet/
http://o-krohe.ru/komarovskij/plohoj-appetit/
http://m.baby.ru/journal/eda-deti-appetit/