7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль народной игрушки в воспитании детей

Консультация «Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Любовь Владимировна Волкова
Консультация «Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознанны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка. В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение — в этом большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку кто — то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро. Е. А. Флёрина. Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений, являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины. Игра и игрушка является первой ступенькой в постижении культуры своего народа. Народные игрушки имели большое значение на Руси. Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщённый характер. Впоследствии утрачивалось их ритуальное значение, изменялась пластика, предназначение. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребёнка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребёнка к дальнейшей жизни. Материалы для изготовления были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь всё, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению. Дымковские и каргопольские, филимоновские и богородские всё это – русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды.

Духовно-нравственное воспитание, через приобщение детей к народному творчеству и народным игрушкам способствует решению проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В процессе знакомства детей с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа. У детей возрастает интерес к художественному народному творчеству. Творчество обогащает жизнь детей новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат – своим рисунком он доставляет удовольствие другим. Дети знакомятся с народными игрушками, бытом, творчеством. Учатся готовить образцы, шаблоны народных игрушек, знакомятся с элементами росписи народных игрушек, играют в подвижные игры.

Читать еще:  Какие украшения подойдут к платью. Какие украшения подходят к чёрному платью

Это вызывает у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Развитие творческих способностей несёт в себе психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога, родителя делает процесс рисования успокаивающим, на лист бумаги выплёскиваются переживания, и дети освобождаются от них.

Подходя к знакомству детей с народной игрушкой с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разностороннее воздействует на развитие его чувств, ума, характера и интеллекта. Благодаря разнообразию народных игрушек, их видам, материалу и технике исполнения решается широкий круг воспитательных задач. При организации системной работы с детьми воспитателей, при тщательном отборе содержания и методов работы народное творчество, народные игры и народная игрушка способны влиять на умственное, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности. Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Таким образом, народная игра и игрушки, как средство приобщения к русской народной культуре, играет в жизни ребенка важное место. Благодаря народной игрушки дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Подводя итог, можно сказать, что народные игры и игрушки в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и патриотическую духовность. Работая с детьми, педагогу, родителю надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Вот поэтому и хочется, чтобы русское народное творчество и народные игрушки запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание в процессе воспитания ребёнка» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей — каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Роль народной игрушки в воспитании детей

Наука: Педагогика

  • Условия публикаций
  • Все статьи конференции

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДОВЫМ ТРАДИЦИЯМ

Кузан Надежда Ивановна

канд. пед. наук, доцент Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко, Украина, г. Дрогобыч

THE FOLK’S TOY AS A MEAN OF EDUCATION OF CHILDREN POSITIVE ATTITUDE TO LABOR TRADITIONS

Nadia Kuzan

candidate of pedagogical sciences, аssociate рrofessor Drohobych State

Pedagogical University named ofter Ivan Franco Ukraine, Ukraine, Drohobych

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыто роль игрушки в процессе воспитания у детей позитивного отношения к трудовым традициям и обычаям своего народа и подготовки их к реальной жизни. Обоснован выбор игрушек в соответствии с возрастным развитием ребенка и воспитательным значением. Вопреки современной игрушке народная вводит ребенка в круг его будущих занятий и обязанностей, способствуя формированию качества будущего хозяина. Главной задачей родителей является не перегружать ребенка неограниченным количеством готовых игрушек, а привлекать к их самостоятельному изготовлению.

ABSTRACT

The article deals with the role of toys in children upbringing of positive attitude to traditions and customs of their people and prepares them for life. The choice of toys is according to age of the child and the educational value. Contrary to popular contemporary toy folk toy introduces a child to circle the upcoming activities and responsibilities, creates a future owner. The main task of the family — not to overburden a child unlimited number of toys but attract to their manufacture.

Ключевые слова: народная игрушка; игра; ребенок; воспитание

Keywords: folk toy; game; child; education.

Эффективным средством воспитания у детей позитивного отношения к трудовым традициям и обычаям своего народа и подготовки их к жизни являются игра и народная игрушка. Именно они отражают педагогическую систему той или иной эпохи. Гравюры и картины художников XVI—XVII вв. с изображениями детских игр показывают, что триста-четыреста лет назад среди детей пользовались популярностью те же игры и игрушки, что и сегодня или в недалеком прошлом. Дети играли в жмурки, дочки-матери, ездили на лошадях-палочках [4, с. 22].

Читать еще:  Образец заявления по назначению пенсии. Как написать заявление на пенсию

Выполняя определенные действия, ребенок воспроизводит поступки конкретного человека определенного времени, получает необходимый объем знаний, норм поведения и морали. В игре формируются внутренние качества будущего хозяина: умение работать в коллективе, сотрудничать, оказывать помощь. Полезность игры состоит в том, что она тесно связана с трудовыми традициями и обрядами. Между игрой и трудовой деятельностью не существует огромных различий: игра приучает человека к физическим и психическим усилиям, необходимым для работы. Из песка и глины дети строят домики, печь, колодец; из коры и дерева мастерят коляски, водяные мельницы, лодочки; из травы и лозы плетут корзиночки, коляски. Множество игр и игрушек являются лишь внешними символами рождающихся идей. В свою очередь, потребность ознакомления со свойствами предметов внешнего мира, их видом, формой, весом, сопротивлением, гибкостью и др., предусматривает необходимость огромного количества моделей и постоянного их исследования. Следя за игрой, взрослые судят о способностях и трудолюбии ребенка [5, с. 82].

Воспитанию у детей позитивного отношения к трудовым традициям и подготовке их к работе, кроме игры, помогала и народная игрушка. Как считает Л. Герус, народная игрушка принадлежит к уникальным явлениям культуры. Она является и предметом детской игры, и средством воспитания и развития ребенка, и объектом творчества, и реликтом культуры, и декоративным изделием, и сувениром [2, с. 6]. Народные игрушки делали сами родители для детей, изготовляли дети и мастерили ремесленники.

Всем игрушкам, кроме традиционных, общенациональных и местных признаков, присущи ремесленные качества мастера. В игрушке отобразились глубокие знания мастеров психологии и духовных запросов детей, а также понимание значения игрушки в подготовке детей к жизни. За изготовление детских игрушек брались только те ремесленники, которые искренне, всей душой любили детей, хорошо знали их быт или сами занимались воспитанием. Поэтому первые игрушки они изготавливали именно для своих детей. Поскольку большинство народных игрушек по происхождению тесно связано с различными аспектами традиционной хозяйственной деятельности крестьян, то, кроме развлекательной функции, они имеют огромное воспитательное значение. Среди разнообразных игрушек, которые служат физическому, эстетическому, нравственному и умственному развитию ребенка, преобладают те, которые позволяют ребенку приобретать навыки трудовой деятельности. Функциональное назначение определяло содержательное наполнение народной игрушки. Среди них выделяли: 1) игрушки, изображающих людей и животных; 2) звуковые игрушки и модели музыкальных инструментов; 3) модели мебели; 4) модели посуды и кухонной утвари; 5) модели орудий труда и хозяйственного инвентаря; 6) модели средств передвижения; 7) модели оружия; 8) игрушки, не имеющие аналогов в окружающей среде [2].

Среди народных игрушек не было случайных. В любой возрастной период детства, в соответствии с развитием ребенка, они постепенно заменяли друг друга и имели конкретное воспитательное значение. Малышам от рождения до 1,5 лет предназначались тарахтелки, летунцы и т. п., способствующие их психофизическому развитию, стимулирующие движения, активизирующие зрение и слух. Детям. которые учились ходить некоторые игрушки — птички, лошадки, колясочки на колесиках и т.д. – помогали в развитии ходьбы и бега. В возрасте от 3 до 14 лет ребенка приучали к его будущим занятиям. Соответственно существовали игрушки для мальчиков и для девочек. Ребята, как правило, отдавали предпочтение игрушкам, касающимся “мужской” работы – обработки почвы, сбора и переработки урожая, уходу за животными (плуги, бороны, лопаты и т. д.). Девочки выбирали для игр кукол, мебель, кухонную утварь, согласно традиционным «женским» занятиям. Игрушка как объект игры и одновременно средство воспитания отображает обычаи, быт и занятия взрослых, воспитывает у детей стремление к коллективной деятельности, ведь играть самому ребенку неинтересно. Чаще всего дети в игре использовали самодельные детские игрушки, простые, неприхотливые, которые “вводят ребенка” в круг будущих занятий и обязанностей, приучают его к труду. Изготавливая игрушку, ребенок демонстрирует не только умение пользоваться готовым материалом, но и свою готовность к творчеству. Он мастерит не только простые орудия (грабли, лопаты, молотки, кочерги), но и игрушечные машины, изготовление которых требует смекалки и определенных знаний [5, с. 85].

Среди детских игрушек различают те, которые используются постоянно в течение определенного времени, и такие, которые изготавливали только для конкретной игры, а потом выбрасывали — тележки, куклы, тележка-лошадка. Как правило, материалом для изготовления игрушек служило все, что окружало ребенка: корни, трава, дерево и т. п. [3, с. 115]. Самодельные игрушечные куклы из ткани (преимущественно), соломы, травы, камыша, конопли, липового луба, коры, кукурузы являлись неотъемлемой частью детской жизни. Народные самодельные домашние куклы в своей образной основе — это воплощение добра и кротости. Кукла, как правило, является посредником между бабушкой и внучкой, то есть между старшим и младшим поколениями. Поэтому в ней, то ли сделанной наскоро, чтобы успокоить, «занять» ребенка, то ли изготовленной старательно, как подарок к празднику или ко дню рождения, прослеживаются, кроме индивидуального, еще и родовой, этнический, национальный факторы любви к ребенку, веры в добро и защиту от злых сил. В кукле (домашней, самодельной кукле) собственно фрагментарно представлены и портрет внучки, и автопортрет бабушки в детстве. Поэтому в таком изделии, в его пластически-декоративной основе более глубоко и правдиво выражены национальные, местно-этнические начала, чем в кукле сувенирной.

Читать еще:  Я узнала что беременна с чего начать. Я беременна что делать: стоп, паника

Игрушка является не только реликтом культа, средством воспитания, объектом творчества, эквивалентом обмена, но и предметом роскоши, показателем социального статуса ее владельца. Игрушки, отличающиеся изысканностью форм и великолепием украшений, редко предназначались для детской игры и впоследствии стали декоративными предметами интерьера, вызывающими удовольствие и удивление гостей. Г. Виноградов подчеркивал, что крестьянские дети не случайно получают минимальное количество игрушек. Этот факт не простое совпадение, поскольку в практике народной педагогики подтверждаются теоретические положения Платона, который не одобрял избытка игрушек у детей, или Тагора, считающего, что мир игры отравлен для того несчастного ребенка, который перегружен несметным количеством игрушек [1].

Сегодня народная игрушка занимает важное место в системе средств формирования таких черт характера, как трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, уважение к трудовых традициям и обрядам. Она уникальным образом интегрирует бытовые, художественные, педагогические традиции. Народная игрушка дает ребенку то, чего не может дать современная промышленная игрушка. Это не только предмет игры, она отображает обычаи и традиции народа, его образ жизни. Народная игрушка позволяет ребенку проявить свое творчество и стимулирует его к активному и самостоятельному поиску, формирует позитивное отношение к трудовым традициям.

Список литературы:

  1. Виноградов Г.С. Страна детей : избр. труды по этнографии детства / сост. А.В. Грунтовский. СПб. : Анатолия, 1998. — 540 с.
  2. Герус Л. Українська народна іграшка. Львів, 2004. — 264 с.
  3. Грушевський М. Дитина у звичаях і віруваннях українського народу К.: Либідь, 2006. — 256 с.; іл.
  4. Найден О. Українська народна іграшка: Історія. Семантика. Образна своєрідність. Функціональні особливості. К.: АртЕк, 1999 — 256 с.
  5. Сявавко Є.І. Українська етнопедагогіка в її історичному розвитку. К.: Наукова думка, 1974. — 152 с.

Значение народной игрушки в воспитании дошкольников 2019
консультация

Народная игрушка издревле была средством развлечения, физического и интеллектуального развития детей, исполняла роль важного культурного объекта. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Игрушка — первый рассказчик о Родине, друг и учитель.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Значение народной игрушки в воспитании дошкольников»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культуру любого народа невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. В народном искусстве отражается трудовая деятельность, быт, обряды, мировоззрение народа, его национально-самобытные художественно-эстетические идеалы, художественные вкусы, духовно-эстетические потребности, чувство национальной гордости, высокой гражданственности и человечности.

Народная игрушка является частью культуры каждого народа.

Народная игрушка издревле была средством развлечения, физического и интеллектуального развития детей, исполняла роль важного культурного объекта. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Игрушка — первый рассказчик о Родине, друг и учитель. Куклы («пеленашка», «гремотуха», «столбушка» и другие) и игрушки (Гжель, дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка) определенной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла. Народная игрушка – это не только предмет для забавы, она «включает» взрослых и детей в традиции своего народа и закладывает основы патриотического воспитания. Ребенок, который знаком с народной игрушкой, знаком с историей своего народа, а следовательно это патриотичный, нравственно-развитый и социально-адаптированный ребенок.

Для более успешного знакомства детей с народной игрушкой, в нашем ДОУ прошла выставка совместного творчества «Русская народная игрушка».

Родители совместно с детьми изготавливали народные игрушки из ткани, лоскуточков, дерева, глины, ниток. Все постарались и проявили фантазию. Наши уголки народного творчества были пополнены игрушками, изготовленными своими руками. Созданная своими руками народная игрушка воспитывает у детей стремление к добру и правде, любовь к красоте.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-rol-narodnoi-igrushki-v-procese-vospitanija-i-obuchenija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
http://sibac.info/conf/pedagog/xlv/39453
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/01/znachenie-narodnoy-igrushki-v-vospitanii-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector