5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология наглядного моделирования на практике в мбдоу

Портал педагога

Автор: Пушина Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 «Чебурашка»
Населённый пункт: г.Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ»
Дата публикации: 16.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ»

Актуальность:
В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н.Н.Подъякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что- либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти-вербальный.
Моделирование
— это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. Доступность моделирования дошкольникам отмечалась и в исследованиях Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком.
Следовательно, актуальность в том, что:
1-дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему. 2- Использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь- записывай, рисуй, черти!» З-Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания. Таким образом, моделирование- это наглядный практический метод обучения, разработанный Д.Б.Элькониным.Н.Н.Подъяковой, Н.А.Ветлугиной. Он заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.
Данная технология обладает варьеативностью ,гибкостью, многофункциональностью, т.к.условности легко воспринимаются детьми. Использованные в работе пиктограммы, схемы. Мнемотаблицы, значки- символы, стелизованные картинки, графики, планы не только активизируют детей. Но и способствуют переводу речевых навыков из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития».
В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей:
 предметные — в которых воспроизводятся конструкторские особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, глобуса, экосистемы.  Предметно-схематические модели — в них существуют признаки, связи, отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка, уход за растениями. Технологии приготовления блюд, логоритмические упражнения)  Графические модели (графики, схемы) передают условно-обобщённые признаки, связи, отношения. Явления. Примером может служить «Календарь погоды и природы», план группы, участка, кукольного уголка, маршрута путешествия. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации — моделью.В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.
Добывая информацию методом наглядного моделирования, дети учатся:
 исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных действий,совершенствовать речевые функции.  Формировать и высказывать суждения и умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание, память, мышление. Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих принципов обучения:
 развивающий и воспитывающий характер обучения;  системность и последовательность;  сознательность и самостоятельность;  творческая активность;  наглядность и доступность;  сочетание коллективной и индивидуальной работы. Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам:  усвоение и анализ сенсорного материала;  перевод его на знаково-символический язык;  работа с моделью.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие

задачи:
1.Знакомство с графическим способом предоставленной информации. 2.Формирование навыка дешифровки модели. З.Формирование навыка самостоятельного моделирования. В школе знаково-символическая система используется постоянно. С помощью её детей учат кодировать изучаемую информацию.Это необходимый компонент обучения, а правильная речь — один из показателей готовности ребёнка к школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Введение нами наглядного моделирования в своей группе в процесс обучения позволило целенаправленно развивать речь, обогащать словарь, закреплять новое словообразование, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описание предметов, составление рассказов. Перессказывание, правильное использование предлогов. На начальных этапах своей работы по внедрению наглядного моделирования мы использовали следующий материал: картинки, предметы, стилизованные изображения, обеспечивающие опору на наглядно-образное мышление, что соответствовало начальному этапу обучения-мыслительным операциям: синтезу, анализу, классификации.
На последующем этапе использовали более сложные операции — обобщение, абстракции, где наглядные модели опирались как на образное, так и на словесно-логическое мышление, то есть речевой образец.
Способы наглядного моделирования в нашей группе включают в себя:
 обозначение предметов с помощью разнообразных заместителей;  использование и создание разных видов условных схем, изображение реальных предметов и объектов;  умение считывать и создавать графические изображения признаков. Объектов, относящихся к тому или иному классу (одежда, обувь, фрукты, овощи и т. д.)  умение ориентироваться в пространстве по схеме;  умение составлять план реального пространства (комната.,группа, участок.)  умение использовать пространственно-временные модели при пересказе, составлении рассказа;  самостоятельное создание моделей по собственному замыслу. Таким образом, наглядное моделирование используется во всех видах детской деятельности и во всех образовательных областях, потому, что это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. В данном возрасте развитие воображения и образного мышления является главным направлением умственного развития. Моделирование мы большей частью используем на занятиях по обучению связной речи, грамоте, познанию, изодеятельности, труде, экспериментальной деятельности, самостоятельной, игровой, музыкальной, физкультурной, но конечно же с учётом возрастных особенностей.
Этапы внедрения в практику работы наглядного моделирования:
1 этап-научить читать таблицы: а. сообщение информации по теме в форме познавательной беседы; б. рассматривание готовой таблицы. Составленной по содержанию темы, расшифровка символов, раскодировка информации; в. пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью взрослого и без
него; г. графические зарисовки схем, мнемотаблиц по результатам деятельности. 2 этап: познакомить с общими моделями кодировки информации о предметах, объектах, явлениях. а.сообщение темы; б.рассматривание общей схемы кодировки (материалом для этого является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, транспорт, деревья и др.) в. составление модели-информации о конкретной теме с опорой на общую схему.  Моделирование осуществляется под руководством взрослого с использованием наводящих вопросов.  Что обозначает этот знак?  Что мы можем рассказать об этом объекте?  Как мы это изобразим в нашей модели?  Отгадывание загадок- мнемотаблиц составленных воспитателем с опорой на общую схему. З. этап: совместное кодирование информации, обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого предмета и самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу. 4 этап: отрабатывание навыков кодирования в разных видах деятельности. Спомощью картинно-графического плана, представленного в виде пиктограмм, предметных картинок дети перессказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы, зарисовывают тексты загадок, четверостиший, небольших рассказов. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, а рисунок показывает направление мыслей. Самым положительным в использовании пиктограмм является то, что речь воспитателя сводится к минимуму. Пиктограммы можно менять, дополнять. Всё зависит от творчества педагога. На начальном этапе обучения составлению описательных рассказов мы делали схему из отдельных карточек, подставляя их поочерёдно к описываемому
предмету, а затем постепенно их отдаляли друг от друга и в конце концов объединяли в единую схему-клетки (мнемотаблицу.)
Использование мнемотаблиц даёт положительный эффект:
1. мощно развивается визуальное мышление; 2. вырабатывается устойчивое внимание, длительная концентрация; 3. формируется способность к эффективному самостоятельному обучению. Таким образом, с помощью наглядного моделирования можно достичь следующих результатов: 1.появится интерес к заучиванию стихов, логоритмических упражнений, пальчиковых гимнастик; 2.увеличится словарный запас; З.дети преодолеют застенчивость, робость, а приобретённое умение поможет свободно держаться и высказываться перед аудиторией.Повышенное чувство заинтересованности, удовлетворение своими ответами, результатами своего труда совершенствуют у ребёнка психологические процессы: память, внимание, мышление, речь, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы.

Читать еще:  Стоит ли общаться с бывшим мужем. Правила, как вести себя с бывшим мужчиной

Слово педагога

Автор: Пащенко Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ детский сад №248 ОАО «РЖД»
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: презентация
Тема: «Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ».
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

моделирования на практике

познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память

Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально

занятию. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные

предметы замещаются рисунком, схемой, значком.

В наш динамический век значительно увеличился поток информации.

Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации. На

действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В

дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель.

отметить что-либо письменно на занятии, поэтому в детском саду, в

основном, задействован один вид памяти- вербальный .

Следовательно, актуальность в том, что:

1-дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет

интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту

запоминания. А ведь одно из правил запоминания гласит:

записывай, рисуй, черти!

З- Графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать

ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в

наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того

детей в процессе работы.

В дошкольном возрасте применяются различные виды

в которых воспроизводятся конструкторские особенности,

модели построек, глобуса, экосистемы.

в них существуют признаки, связи,

отношения, представленные в виде предметов-макетов. Примером могут

служить алгоритмы, последовательности действий (умывание, сервировка,

уход за растениями. Технологии приготовления блюд,

Календарь погоды и природы

, план группы, участка, кукольного уголка,

Добывая информацию методом наглядного моделирования,

— исследовать, сравнивать, составлять внутренний план умственных

действий, совершенствовать речевые функции;

— формировать и высказывать суждения и умозаключения.

Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние

на развитие не только речевых процессов, но и не речевых: внимание,

Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения

следующих принципов обучения:

— развивающий и воспитывающий характер обучения;

— системность и последовательность;

— сознательность и самостоятельность;

— наглядность и доступность;

— сочетание коллективной и индивидуальной работы.

решают следующие задачи:

1.Знакомство с графическим способом предоставленной информации.

2.Формирование навыка дешифровки модели.

З.Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ

Кузнецова Татьяна
Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ

Тема: «Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ»

1. В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс ее восприятия. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н. Н. Подьякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель.

Читать еще:  К чему снится выбирать кольцо. Кольцо толкование сонника

2. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что-либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти-вербальный.

3. Моделирование —это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально задействовать зрительную, двигательную и ассоциативную память и активизировать речь для решения познавательных задач.

4. Наглядное моделирование— это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним, в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Доступность моделирования заключается в том, что в его основе лежит принцип замещения реальных предметов рисунком, схемой, значком.

5. Следовательно, актуальность в том, что:

• дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему.

• Использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Формирует навык практического использования приемов работы с память.

• Графические аналогии помогают видеть главное, анализировать, синтезировать и систематизировать полученные знания. Активизируют память и мышление.

6. Таким образом, моделирование- это наглядный практический метод обучения, заключающийся в том, что мышление, внимание, память и речь ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.

7. Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т. к. условности легко воспринимаются детьми. Новизна метода заключается в том, что овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков ведет к способности употреблять заместители и модели в «уме», решать задачи «про себя», во внутреннем плане. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т. д., педагог дает ребенку шаблон, используя который, ребенок учится элементарному исследованию.

8. Цель применения наглядного моделирования:

Изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

9. Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам:

• усвоение и анализ сенсорного материала увязывается с наблюдением за реальными объектами и явлениями, свойствами и отношениями в окружающей действительности.

• перевод его на знаково-символический язык, т. е. процесс замещения предметов схематическими образами.

Выполнение первых двух этапов являются необходимым условием для перехода к третьему:

• работе с моделью, т. е. ее использования для раскрытия отраженных в ней связях.

10. Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие задачи:

• Знакомство с моделями, как способом предоставленной информации.

• Формирование навыка дешифровки модели.

• Формирование навыка самостоятельного моделирования

11. В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей:

Предметная модель:

имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью. (Глобус, экосистема, модели построек, точные копии автомобилей, домов, животных и т. д.)

Предметно-схематическая модель:

Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. (Алгоритмы умывания, сервировки стола, ухода за растениями и т. д.)

Графические модели:

передают условно обобщенные признаки, разные виды отношений, явлений, связей (графики, формулы, схемы). «Календарь природы», план группы, участка, кукольного домика и т. д.

12. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.

13. Метод наглядного «моделирования» используется во всех видах детской деятельности и образовательных областях – это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности.

Моделирование в области «Познавательное развитие»:

Раздел «Развитие элементарных математических представлений».

Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги. Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года. Числовой и сериационный ряды, предметно-схематические картинки, карты-схемы и т. д.

Раздел «Развитие экологических представлений».

Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.

Можно использовать карточки-модели, отражающие общие признаки объектов, явлений.

Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями

С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)

Читать еще:  Освежить ковер на полу в домашних условиях. Увлечения

Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

Можно использовать модели «Части суток» «Времена года», схемы признаков времен года.

Раздел «Ознакомление с пространственными отношениями».

Используют макеты, планы, схемы, вектор, как направление движения, предметно-схематические изображения, с целью овладения детьми умений ориентироваться в пространстве, использования пространственных предлогов, составления планов комнат, схем маршрутов и т. д.

Предполагает использование картинок построек (с передачей объема, схемы построек, схемы-развертки построек и отдельных деталей. Построение предметных моделей детских площадок, различных объектов из деталей конструктора.

Раздел «Сенсорное развитие»

Использует модель расположения основных цветов спектра (радуга) схемы свойств предметов и явлений, контурные изображения сенсорных эталонов.

Раздел «Развитие элементов логического мышления»

Предметные картинки, схемы, таблицы для обобщения, классификации и взаимосвязей предметов и явлений.

Моделирование в области «Речевое развитие»:

Раздел «Чтение художественной литературы» и «Первоначальные основы грамоты и произвольных движений рук».

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация (графические модели сказок, загадок и т. д.)

Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.

Развитию у детей умения моделировать, замещать способствует «зарисовка» загадок.

Предметно-схематические изображения сказок (контурные и силуэтные изображения, контурные рамки).

Предметные модели-атрибуты персонажей для драматизации сказок.

Схемы-описания картин, предметов и т. д. Опорные схемы для составления описательных рассказов о животных, временах года, природных явлений и т. д.

С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине.

Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.

При произношении чистоговорок можно использовать различные символы. Предметные модели звуков «твердый» и «мягкий», схема слов, предложений. Предметные картинки. Модель «часов» для слогового анализа. Предметные заместители слов.

Моделирование в области «Художественно-эстетическое развитие»:

Развитие изобразительной деятельности и художественное конструирование.

Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений. Так же могут использоваться схемы построения различных композиций и узоров. Схемы строения объектов, их движения. Модель спектрального круга.

Моделирование в области «Социально-коммуникативное развитие»:

Предполагает создание и использование макетов объектов, созданных руками человека. Пиктограммы (эмоции человека, картинки и схемы-модели трудовой деятельности человека. Схемы самообслуживания (умывание, одевание, пользование предметами личной гигиены и т. д.) Схемы–модели семьи, родственных отношений и правил поведения в социуме. Использование схем и карточек – символов уместно в бытовой деятельности, игре.

Моделирование в области «Физическое развитие»:

Создание и применение схем с правилами подвижных игр. Схемы последовательности упражнений зарядки. Графические изображения тела в движении и т. д.

Требования, предъявляемые к модели:

Чтобы модель, как наглядно- практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.

2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;

3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

4. она должна облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев).

Инновационные подходы в обучении связной речи детей младшего дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Составление синквейна с помощью метода наглядного моделирования Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей Задачи: 1. Закрепить понятия: предмет, признак.

Использование метода наглядного моделирования при составлении рассказов по личному опыту Использование метода наглядного моделирования при составлении рассказов по личному опыту. Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в.

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического.

«Путешествие в лесную сказку». Конспект занятия по развитию речи с помощью метода наглядного моделирования Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с использованием метода наглядного моделирования МКДОУ детского.

Конспект занятия по ПДД с использованием элементов наглядного моделирования «Приключение дорожных знаков» Цель: совершенствование представлений о дорожных знаках и навыках звукобуквенного анализа и синтеза путем применения наглядных моделей.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста с элементами наглядного моделирования» Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста с элементами наглядного моделирования» Актуальность темы и ее обоснование. Овладение родным.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи Консультация для педагогов МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонска Тема: «Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи».

Источники:

http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6473
http://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3670
http://www.maam.ru/detskijsad/tema-tehnologija-nagljadnogo-modelirovanija-na-praktike-v-dou.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×