2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Весенние народные праздники. Весенние праздники

Весенние праздники — народные, славянские, христианские, патриотические, политические, городские

Самые любимые праздники весны — это не только 8 марта и 1 мая. Все наши люди свято чтят Праздник Великой Победы — 9 мая. Также на Руси испокон веков отмечали славянские и христианские весенние праздники. Пасха — великий весенний праздник православных верующих.

В Санкт-Петербурге обожают весну, которая стала, к тому же, свидетельницей основания великого града Петрова. Весна — это начало цветения и тепла, а также время посевной страды, а значит, будущего урожая и богатой жизни.

Женский день 8 марта

Праздновать женский день начали еще с первого века до н.э. Супруга и сестра Юпитера — богиня Юнона — древнеримская богиня брака и рождения, семьи и семейных постановлений, материнства, женщин и женской производительной силы. Первые дни марта в Древнем Риме были посвящены этой богине. Нарядные женщины отправлялись к храму Юноны. Они преподносили цветы и дары своей покровительнице и просили у нее женского счастья. Мужчины дарили подарки своим подругам, женам, матерям и родственницам.

Современная история этого праздника началась 8 марта 1857 года, когда в Нью-Йорке вышли на улицы работницы швейных и обувных фабрик с требованиями сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и повышения зарплаты. В 1910 году на Международной женской конференции социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила праздновать Всемирный женский день — 8 марта. Впервые этот праздник отметили в 1911 году в некоторых странах Европы. В России первый женский день отпраздновали в 1913 году в Санкт-Петербурге. В 1976 году Международный женский день был официально учреждён ООН.

Сейчас 8-го марта мы больше празднуем приход весны. Женщины подобны этой цветущей поре. Поэтому одновременно и прекрасная половина человечества отмечает свой праздник, получает поздравления, а также самые лучшие подарки, в том числе в виде приглашений на различные музыкальные, интересные и торжественные события. В Северной столице праздник весны и женщин отмечается пышно, с концертами, гуляниями и прочими мероприятиями.

Весенние праздники славян

В день весеннего равноденствия славяне зазывали на встречу Богиню Весту. Чтобы она побыстрее пришла с хорошими новостями, устраивались гуляния. Чтобы она была поласковее, пекли блины, бублики, пряники, жаворонки и другие изделия из теста, символизирующие Солнце и пробуждение Земли после зимы. В старину мужчины старались подарками побаловать своих любимых женщин. Сейчас этот день принято считать Женским днем.

Народно-христианский праздник, который ежегодно припадает на 30 марта, теплый Алексей, также связанный со встречей весны. Не зря его величали как “Алексей — с гор потоки”. С этого дня крестьяне начинали готовиться к полевым работам. Православная же церковь в этот день вспоминает Алексея — человека Божьего.

Христианские весенние праздники

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля — большой и светлый христианский праздник — возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа. В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. Этот день обычно очень теплый и благодатный. Природа оживает, на деревьях распускаются листики, взрослые и дети радуются теплу и весне.

Вербное воскресенье — великий христианский праздник, который отмечается за неделю до Пасхи. В этот день верующие вспоминают вход Господа в Иерусалим, незадолго до Его распятия, принятия смерти на кресте и воскресения. В Вербное воскресенье православные идут в церковь и освещают веточки вербы, приветствуя Христа, пришедшего на Землю, чтобы даровать всем уверовавшим в Него жизнь вечную.

Главный весенний праздник верующих — Пасха. День празднования каждый год устанавливается по церковному календарю. Православная Пасха отмечается обязательно в 1-е воскресенье после весеннего полнолуния, после весеннего равноденствия и после еврейской Пасхи. Православная Пасха исчисляется по лунному календарю, по старому Юлианскому стилю.

Праздник Пасхи — чудесного воскресения Иисуса Христа празднуется очень торжественно и с большим размахом. После пасхального поста устраиваются роскошные застолья и народные гулянья. Но сначала ходят в церковь, освящают куличи и крашеные яйца. Пасху любят и взрослые, и дети.

День смеха или День дурака

Этот праздник отмечают 1 апреля почти во всем мире, разыгрывая друзей и знакомых. История возникновения дня смеха относит нас к одному фламандскому дворянину, который дал своим слугам шуточные поручения 1 апреля 1539 года. Также известно, что английский писатель Джон Обри в 1686 году упомянул о празднике Дураков. Через 10 лет пишут о том, что некоторые жители столицы Туманного Альбиона 1 апреля приглашали прохожих на “мойку львов” в Тауэре.

В России первый розыгрыш состоялся 1 апреля 1703 года. Глашатаи ходили по городу и приглашали всех на “неслыханное представление”. Собралась толпа зрителей, когда на сцене открыли занавес, то взору зевак и любителей зрелищ представилось полотнище с посланием: “Первый апрель — никому не верь!” И было таковым все “неслыханное представление”.

Также утверждают, что эта фраза произошла от дня рождения домового, который приходился по славянским обычаям на 1 апреля. В первый день апреля дух домашнего очага просыпался от зимней спячки. Тогда наши предки шутили, разыгрывали друг друга, дарили смешные подарки, т.е. делали всё, чтобы растормошить домового, который должен был защитать жилища от злых сил.

1 мая

У 1 мая несколько имён — Праздник труда, День труда, Праздник Весны и Труда, День международной солидарности трудящихся. Праздник чествуют во многих странах мира 1 мая или в первый понедельник мая. В России с 1992 года 1 мая отмечают как Праздник Весны и Труда. Политическая подоплека праздника уходит своими корнями в Чикаго 1886 года, когда 1 мая десятки тысяч рабочих устроили массовую забастовку с требованиями улучшения условий труда.

В Российской империи День международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году проведением стачки. С 1897 года подобные “волнительные маёвки” уже приобретают регулярный и политический характер. Дальше — больше, в 1901 году первомайские выступления рабочих с лозунгами: “Долой самодержавие!”, “Да здравствует республика!” прошли в Санкт-Петербурге и других городах России.

На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тысяч рабочих. В 1917 году после Февральской революции рабочие вышли на улицы с лозунгами “Долой министров-капиталистов”, “Вся власть Советам”, “Долой империалистические войны!”

После Октябрьской революции праздник стал официальным, и получил название “День Интернационала”, позже “День международной солидарности трудящихся — Первое Мая”. К нему приурочили и 2 мая, которые стали нерабочими днями и отмечались по всей стране. Первого мая проходили демонстрации трудящихся и военные парады, второго мая проводились “маёвки” — массовые празднования на природе.

День Победы

9 мая — праздник Великой Победы, у становленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года. Весной 1945 года Красная Армия вошла в Берлин. Первого мая трое российских солдат установили красный флаг на крыше здания рейхстага. Восьмого мая в 22.43 (по европейскому времени, в 0.43 Девятого мая по МСК) был подписан Акт о капитуляции Германии. С тех пор ежегодно наша страна отмечает этот Великий Праздник Победы.

В День Победы в столице проходит торжественное шествие к Могиле Неизвестного Солдата, проводятся парады в городах-героях, повсеместно дают праздничный салют. Кроме того, каждый год 9 мая во многих городах России проводится акция “Бессмертный полк”, которая была инициирована в 2012 году жителями Томска. В последующие годы к ним присоединились миллионы человек по всей стране. В этом большом событии всегда принимает участие президент России Владимир Владимирович Путин.

В Северной столице, в городе-герое Ленинграде, 9 мая проводятся парады войск, военной техники и боевых кораблей. Центром служит Дворцовая площадь. В три часа дня по ней марширует «Бессмертный полк». Вечером устраиваются концерты с исполнением знаменитыми арстистами песен военных лет. Празднества в честь Великой Победы длятся весь день по всему городу, а также в Кронштадте и пригороде Санкт-Петербурга. В 10 часов вечера с Петропавловской крепости в небо взмывает салют. Безусловно, повсеместно поздравляют дорогих Ветеранов. Минутой молчания чтят героев, участников Великой Отечественной войны, которые не дожили до этого прекрасного Дня Победы.

27 мая

Праздник в честь основания великого города на Неве — Санкт-Петербурга. В ходе Северной войны в начале 18 века, Петр Первый отвоевав у шведов долину реки Невы, начинает здесь строительство Петропавловской крепости. 16 маем (по старому стилю) и 27 маем (по новому стилю) 1703 года датируется закладка царём Петром Великим Петропавловской крепости — первого здания города — на Заячьем острове. Так, в устье Невы был основан город Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге праздник очень торжественно и пышно отмечают все его жители и гости. С 10 утра на Сенатской площади проходит возложение цветов и венков к Медному всаднику, знаменитому памятнику, посвященному основателю города.

Читать еще:  Смс поздравления папе с днем рождения дочки

Далее горожане и иностранцы прогуливаются по нарядным площадям и улицам города. В этот день открываются фонтаны в Летнем саду и в Петергофе, осуществляется полуденный выстрел с бастиона Петропавловской крепости, также тут проводятся фестивали.

В 9 вечера на Дворцовой площади оперные звезды дают праздничный концерт. В целом, в течение всего дня весь город становится сплошной концертной площадкой, на которой выступают звезды эстрады, кино, цирка, большого спорта. Во всех районах города к 27 мая проводится множество выставок, экскурсий, спектаклей, общественных акций и флэш-мобов. Заключительным аккордом в праздновании Дня города Санкт-Петербурга становится торжественный салют, который трогает сердца буквально всех петербуржцев и гостей славного города на Неве. Праздник продолжается 28 и 29 мая.

День рождения «отца» Северной столицы

Через 333 года после появления на свет основателя Санкт-Петербурга, это событие стало официальным праздником в городе. Петр Первый родился 30 мая по старому стилю или 9 июня по новому. Поэтому празднования происходят уже, как правило, по современному календарю – летом. Благодарные потомки свято чтут праздник основателю родного и любимого города.

День начинается с возложением цветов к самым знаменитым и любимым памятникам Петру. Одновременно в городе проходит обычно около десятка таких церемоний. Также дается торжественный выстрел полуденной пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. В церемониях принижают участие члены военно-исторические клубы, духовые и роговой оркестры, артисты театров, хор и оркестр Капеллы и все желающие почтить память основателя нашего города. В 7 часов вечера в Академической капелле дается праздничный концерт.

ВЕСЕННИЙ ЦИКЛ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ

Масленица – переходный зимне-весенний праздник. Великий Пост. Пасха.

22 мариа, в день весеннего равноденствия и начала астрономической весны, на Руси праздновали Сороки –вторая встреча весны. В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц и первая из них – жаворонок, а сорока начинает вить гнездо. Накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли «жаворонков» ( в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а вдень праздника, раздавали детям. Дети бежали закликать жаворонков, а сними и весну. Для этого жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорок, бежали по деревне. Подбрасывая птичек вверх, дети пели зазывные песни-веснянки, звали, «гукали» весну. Затем собирались в одном месте и начинали есть своих птичек, оставляя от них только голову, которую берегли для своих матерей. Потом они целовались, поздпарляли друг друга с весной и разбегались по домам, где каждый отдавал голову «жаворонка» матери со словами:»На-ка ,мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так, чтобы и лен твой высокий был…». Поцерковному календарю – сорок мучеников (они пострадали в 320 г., когда особенно были жестоки гонения Лициния за христианскую веру; в Севастии Армянской «за непреклонное исповедание новой веры» сорок христиан сначала мучили, затем осудили простоять целую ночь в ледянной воде при пронизывающем ветре, утром их, полумертвых, вытащили из озера и подвергли новым истязаниям; в конце концов мучеников сожгли на костре, а пепел развеяли). Память сорока великомучеников Православная церковь чтит особо – совершается литургия и облегчается пост.

7 апреля – Благовещение(третья встреча весны). Благовещение обозначает провозглашение радостной вести, что Спаситель идет к людям. Благовещение – самый большой праздник у Бога (отмечается, согласно решению церкви, с 4 в. н.э. по легенде: до 16 лет Мария жила при храме и по достижению этого возраста, согласно традиции, ее следовало отдать замуж; в скором времени ей нашли мужа – престарелого плотника Иосифа, он хотел тайно отпустить Марию, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Он спасет людей от грехов их»; и Иосиф поступил так, как велел ему Ангел – принял свою жену; и родила Мария сына, и нарекла его Иисусом. В деревнях праздник считался днем покоя и совершенной свободы. В этот день считалось грехом заниматься каким-либо делом. У русского народа существовало поверье, что этот обычай как-то нарушила кукушка, попробовав свить себе гнездо, и была за это наказана: теперь она никогда не может иметь родного гнезда и вынуждена класть свои яйца в чужие гнезда.

Радуница – девятый день от Пасхи, вторник Фоминой недели. В этот день поминали родителей. По народному поверью, души предков в эти дни весны возносятся над землей и незримо касаются угощений, которые им приносят, чтобы их радовать. Воспоминания о родных, радение о роде своем и символизируют Радуницу. Само слово «радеть» означает хлопотать, стараться от всей души, заботиться. Народ считал, что, устраивая весенние поминки, мы радуем души предков, и печемся, заботимся о них. Целый день сидят люди на могилах, пьют, едят, оставляя явства отцу и матери; кругом них бегают дети, играют; вечером все идут по дома, а утром, до зари, все хозяйки спешат на могилы помотреть, тронули ли явства родичи.

Красная горка –первое воскресенье после Пасхи, последней день пасхальной недели, праздник красной весны, с него начанались хороводные игры, игрались свадьбя. По легенде: давным-лавно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах (холмах и пригорках). Название праздника связано с ткм, что солнце начинает ярче светить, окрашивает оттаявший снег на пригорках в красный цвет. Начинался праздник с восходом солнца, когда молодежь выходила на освещаемый холм или пригорок; водили хороводы, держа круглый хлеб в одной руке и красное яйцо в другой, и приветствовали весну; женихи и невесты гуляли в праздничных нарядах, присматриваясь друг к другу. Юноши и девушки водили хороводы, выбирая из своей среды молодую девушку, символизирующую весну, ее украшали зеленью, цветами, на голову надевали венок из живых цветов. Хороводы и венки символизировали возвращение солнца, новый круг в жизни природы. Красная горка считалась девичьим праздником; считалось дурной приметой, если кто-нибудь из парней или девушек просидят в этот день дома (парень или совсем не найдет жену, или возьмет рябую, уродину, а девушка совсем не выйдет замуж).

Преполовение – середина срока между Пасхойи Троицей, т.е. 25 день после Пасхи. Он принадлежит к числу праздников истинное значение которых почти непонятно для народа. По легенде: один раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках; добежала она да реки и бросилась в воду, но с младенцем на руках плыть было трудно (грести приходилось только одной рукой); тогда взмолилась Богородица к своему младенцу с просьбой дать ей третью руку, младенец услышал мольбу матери и появилась у нее третья рука, и она благополучно добраласьдо противоположного берега. Благодаря этой легенде русские крестьяне называют праздник «Преплавлением ( от слова «переплыть»). В этот день совершался обряд освящения воды на реках, озерах, в колодцах – и вода считалась целительной.

Вознесние – сороковой день после Пасхи, празднование «вознесение» Христа на небо. На праздник пекли пироги с зеленым луком и хлебные «лесенки» с семью перекладинами ( по числу семи небес Апокалипсиса). После их освещения в церкви, лесенки относили на колокольню и бросали вниз на землю; при этом гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему ( когда все семь ступеней оставались целыми, это указывало на прямой путь на небо, и наоборот — если все разбивались, то ни одно из небес не годилось, обнаруживался страшный грешник). На Вознесение совершался обряд «крещения и похорон кукушки», который продолжался от одного до трех дней. Это был сугубо женский (девичий) обряд, совершавшийся тайно, никто посторонний не должен был знать места «крещения» и «захоронения» кукушки. Изготовлыли кукушку из пучка травы «кукушкины слезки», придавая ей человеческий вид (иногда делали тряпичную куклу). «Кукушку» наряжали в девичий наряд, украшали лентами, бусами. «Крещение» происходило под березой, куклу сажали на ветку или ставили под дерево, покрывали плаком и три раза перекрещивали. Но под «крещением кукушки» понималось кумление девушек: девушки целовалис, менялись крестами, бусами, платками, затем ели яйца, а скорлупы развешивали на ветках деревьев и кустов. Кумление сопровождалось специальными «кумитными» песнями. Хоронили кукушку или в тот же день или на следующий, а то и через день. Если кукушка была из травы, то ее зарывали в землю одна- две из девушек в тайном месте; если кукушку оставляли на дереве, то все участницы обряда устраивали общий пир, пели песни, после чего расходились по домам.

Семик – седьмой четверг после Пасхи. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с ценральным персонажем – березкой. Наряженная в течение нескольких дней березка должна отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно — благополучию людей.Прихожане шли на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол храма устилали свежей травой. Рощи и дубравы служили местом таинственных обрядов язычества. Веселье начиналось после обеда. Девушки, украсив свои избы березками, шли за околицу под предводительством девушки, избранной по жребию и одетой в мужское платье (это – Семик). Они несли с собой печеные и сырые яйца для яичницы, лепешки и пироги. В ближайшей рощи выбирали кудрявую березку, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали в землюи устраивали хороводы. Пели песни до обеда, после трапезы рвали с той же березы ветки и плели венки. Потом они шли на реку и с зажмуренными глазами бросали венки в воду, загадывая: потонул венок – в тот год замуж не выйти, а можно даже умереть; смотрели в какую сторону поплывет венок – туда и замуж выходить. К вечеру девушки возвращались домой с венками и берегли их до Троицы. В некоторых деревнях пекли для девиц козули: род круглых лепешек с яйцами в виде венка. С козулями она шли в лес. В этот день проводился обряд кумления, который совершали девушки в лесу после завивания березки: ветки березки загибаются в круг, так что образуют венок;подвязываются крестики, а затем целуются сквозь венки и меняются крестиками. Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год. Существовал обычай делать в Семик соломенное чучело или даже два – Семика и Семичихи. Их сажали под наряженную березу, водили вокруг хороводы, а в Троицу со смехом и причитаниями»хоронили» — бросали в воду. Это великий день для русалок. Девушки в этот день плели венки и бросали их в лесу для русалок, чтобы они не добыли их суженных.

Читать еще:  Праздник "фруктовое шоу". Фруктовая вечеринка на день рождения

Родительская суббота– суббота накануне Троицы: в этот день принято посещать кладбище, жечь поминальные костры, могилы украшают березовыми ветками.

Троица – воскресенье, пятидесятый день после Пасхи ( отсюда второе название Пятидесятница), праздник в честь Отца, Сына и святого Духа. По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов, ученики Иисуса собрались все вместе и внезапно раздался шум с неба; явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников и начали говорить они на разных языка, чтобы проповедовать христианское учение среди всех народов. В народе Троица называется зелеными святками. В этот день украшают храмы и жилища ветками и цветами и стоят в храме тоже с цветами. Символ праздника – березка. В этот день устраивали праздничные шествия, танцы и хороводы; шутливое обливание водой друг друга; катание на лодках, украшенных зеленью и цветами; посещали святые источники. Троица – популярный девичий праздник с танцами, с выбором троицкой невесты и т.п. Троицкая невеста во главе праздничной процессии совершала обход деревни или города. Только в Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года (во время войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму); их тела зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Духов день – пятьдесят первый день после Пасхи ( не христианский праздник). В этот день развивают венки; основные поверья и обряды связаны с русалками ( вся неделя, начиная от Духова дня, считалась русальной неделей). Русалки – это души утоплениц или детей, умерших некрещенными. До Духова дня они живут в воде, а в этту неделю выходят на сушу, в леса и рощи, качаются на ветках деревьев как на качелях. Остерегались купаться на Духов день, ехать через засеянное ржанное поле: русалки могут напасть и замучить. Совершался обряд похорон русалки: делали куклу, наряжали ее в белое, клали на носилки; одна из девушек изображала попа; процессия проходила через ржанное поле, здесь раздевали куклу и разбрасывали куклу по полю.

После русальной недели начинался Петровский пост, затем шли Петровки.

Фольклор весенних народных праздников, его особенности, связанные с зарождением жизни, года, лета

Главная > Документ

Фольклор весенних народных праздников,

его особенности, связанные с зарождением жизни, года, лета.

Весна. На Руси новолетье отмечали в первый весенний праздничный день, названный Весновкой – свистуньей, который по современному календарю приходился на 14 марта. Скрытые возможности русских весенних праздников ныне далеко не исчерпаны. Народная культура праздника в наши дни, к сожалению, значительно подорвана. К.Д. Ушинский говорил, что воспитание, лишенное народных корней,- бессильно.

Сказанное справедливо по отношению к культуре празднования годовых праздников, среди которых весенние занимают особое место. Чтобы время не сбивалось с предначертанного ему ритма, верили предки, нужно помогать солнцу, луне, звездам цветению не сбиться с пути. Народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц и т.д.

В преддверии дня весеннего равноденствия, в народе уже ощущали оживление природы. Древнерусское название марта – протальник. Почитание воды было связано с представлением о ее живительной, целебной силе. Духам колодцев, родников, озер приносили дары.

Другие названия месяца – солнцегрей, водотек, капельник, грачевник – отражали природные явления этого времени года: затяжную борьбу тепла и холода. Творя праздники весны, совершая обряды, наши предки сознательно вставали на сторону красного солнышка, глубоко веря, что помогают ему разогреться в полную силу.

В этом магическом действии с первых дней весны обязательно принимали участие дети. Они зазывали, закликали радостное время года песенками, стихами – закличками, смехом, играми, помогая весне живительную силу:

Весна – красна! На чем пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочке,

Весна – красна! Что ты нам принесла?

В языческие времена солнце обожествляли, называя Дажбогом, Ярилой. Март начинался с Ярилиных праздников.

1 марта – Ярило с вилами, т.к. считали, что в этот день начинается борьба тепла с холодом и Ярило “поднимает зиму на вилы”. На ярмарке проводили состязания в силе, ловкости. На возвышенных местах в этот день зажигали костры – Ярилины огни. Дети играли во всевозможные игры, прогоняли сварливую зиму, убирали снег.

3 марта дети кормили птиц пирожками из овсяной муки.

4 марта – первая в Новом году Красная горка . В этот день одевались празднично и ярко, заклинали солнце – Ярилу, чтобы дал жизни силу.

5 марта – день Тимофея – весновея. Наблюдали за природными явлениями; предугадывая какая будет весна.

12 марта – день Прокопа, который по народным воззрениям, окончательно рушит зимний наст, дорогу прокалывает.

13 марта – Василий – капельник, когда собирали в лесу целебные ветки сосны, сосновые почки заваривали, вдыхали их целебный пар.

Первые две недели марта готовились к первой встречи весны – дню Весновки 14 марта. По Святцам – это день преподобомученицы Евдокии, в простонародье называемой Авдотьей Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, оседать.

По древнему обычаю детям делали свистульки, свист которых, похожий на голоса птиц навораживал счастливый год, богатый урожай.

Основная встреча весны на Руси праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта, называли его Сороки (церковный праздник – сорок мучеников). В “Поучении Мономаха детям” читаем: “На сорок мучеников птицы небесные из ирия идут”. Ирий в древнерусском языке означает рай. Обычно в этот день ожидался прилет жаворонков. На Сороки признаки весны уже вполне ощутимы, начинается прилет птиц: “сорок птиц прилетает”.

Последним праздничным днем этого месяца является 30 марта – Алексей теплый – “с гор вода, а рыба со стану”. Это праздник окончательной победы весны. “Покинь сани – снаряжай телегу”.

В последний день марта в русских деревнях выпускали гусаков и устраивали потеху – гусиные бои, а если в березах пробуждался сладкий сок, то устраивали праздник березового сока.

Второй месяц весны апрель в народе носил название березозол.

Апрель – это уже пролетье, дружная весна в этом месяце быстро раскрывает всю свою красу. Все начинает оживать не только в полях и лесах, но и в сердцах, наполняющихся чувством радости и любви. В слове “апрель” для нашего слуха звучит – прель, прелость; русское “преет” означает отогревается. Это слово рифмуется с капелью, с прелестью рождения новой жизни.

Особо поклонялись Матери Сырой Земле, ею клялись при заключении договоров, при этом целую ее. Земля на Руси считалась одной из главных “стихий” мира, как вода, воздух, огонь. Все эти стихии оживали весной. Но именно земля являлась источником всего живого в понимании наших предков.

В народе верили, что вместе с пробуждением природы пробуждаются и духи усопших, появляясь на траве и цветах; пробуждается и нечистая сила: обдериха, лоскотуха, щекотун, икотница и др. Боялисьна Руси и козней нечистой силы, старались держать дом в чистоте, не оставлять грязной посуды, накрывать горшки с едой, закрывать окна в нужное время, читать молитвы и сказки, оберегающие и детей и взрослых. Особенно следили за соблюдением обрядов в праздничные дни.

Читать еще:  Когда целуют в лоб. Символ поддержки и веры. Видео: значение поцелуев

Апрель начинается с обманного дня “ 1 апреля – никому не верим!” – кричали дети, начиная с петровских времен. Приносили радость скоморохи своими шутками, весельем. Ходили они из деревни в деревню, отгоняя смехом нечистую силу.

7 апреля – третья решающая встреча весны – Благовещенье. В канун Благовещенья пресвятой Богородицы жгли обрядовые костры, водили вокруг изб хороводы. Совершали обряд, называемый “чин хлебопреломления”, древние молили о ниспослании в новом году урожая. В эту ночь пекли особые хлебцы и раздавали их вместе с маленькими иконками Богоматери всем молящимся.

На Благовещенье по традиции совершали ряд ритуальных действий: выпускали птиц на волю и они возвещали богу о доброте своих освободителей; сжигали зимние соломенные постели и старую обувь; прыгали через костры, веря в очистительную силу весеннего огня и др.

На Благовещенье запрещалось выполнять какую — либо работу: “Красная девка косы не плетет, птица гнезда не вьет”. Детям доверяли очистительные обряды, чтобы отогнать проснувшуюся нечисть: они били в металлическую посуду, сковороды, звонили в медные колокольчики, поджигали мусор и т.д.

Много знаменательных дней в апреле.

12 апреля – день Иоанна Синайского, автора почитаемой на Руси книги “Лестница рая”, повествующей о духовно – нравственном восхождении человека к идеалу, к богу по ступеням самосовершенствования. Приготовлялись в этот день хлебные печенья или пироги в виде лестницы.

16 апреля – Никитин день, когда по поверью просыпается водяной, которого надо умилостивить. Ребята хлопали по воде ладошками, пробуждая водяное царство, бросали в воду крошечки хлеба, пшенную кашу, прикармливая обитателей рек и озер.

18 апреля – Федул – ветренник. “Пришел Федул – теплом подул”, “Федул губы надул”.

В последние дни апреля по всей Руси прокатывались буйные, веселые Ярилины игры, на оттаявших полях водили хороводы. Это были веселые праздничные деньки, смысл которых – забота о пашне, подготовка к земледельческим работам.

Третий месяц весны – май. Майя – богиня плодородия древних римлян.

на Руси май назывался травень, травный, пролетень, ярец. Зеленый шум и Шумиха ведут всю природу к лету. Шум и Шумиха – языческие славянские божества пробуждающихся лесов, они оберегают людей, безгрешным дают лечебные травы, а грешников могут завлечь в глубину леса и замучить, измаять. В мае все наполняется жизненной силой.

Полон май праздниками и трудами. На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справлять праздник – умеет и трудиться.

1 мая – Козьма – огородник, который покровительствует крестьянам,

оберегает посаженные в землю семена: “На Козьму сей морковь и свеклу”. Праздник огорода – явление древнее. При Петре I 1 мая называли “гуляный день”, водили хороводы вокруг “майского дерева”, изгоняли ветвями всякую нечисть, затевали веселые игры.

3 мая – день Феодора Власяничника, особый народный поминальный день. Считалось, что в этот день наиболее близко подходят друг к другу два мира: потусторонний и мир живых. “На Феодора покойники тоскуют по земле”. Нашим предкам Чуялось, что умершие скорбят в этот день по белому свету, по весеннему солнышку. Произносили причитания: “Встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, своих детушек, как мы горе мычим на сем белом свете…” И духи умерших, как верили, вылетали из земли. В домах прибрано, столы ломятся от доброй еды, все родные и близкие приветливы.

4 мая – красочный девичий праздник Ляльник. Девушки собирались в этот день на лесной поляне, выбирали самую красивую подругу, наряжали ее в белые покрывала, увивали свежей зеленью, на голову возлагали венок из цветов, величая Ляля. Вокруг нее водили хороводы, обращаясь с личными просьбами. Ляля бросала венки, которые становились оберегами, залогом счастья. Хранили их до следующей весны. Обряд заканчивался веселой трапезой. Потом девушки ходили по лесу, собирая цветки ландыша, лекарственные растения. На Руси праздник и труд часто сливались в единое действие.

Важный на Руси праздник – день Егория Великого – 6 мая. Имя этому торжеству дал православный великомученик Георгий Победоносец, покровитель земледелия и пастушества, хранитель Святой Руси. В языческой древности этот день посвящался Дажбогу, подателю жизни. День начинался гуляниями, игрищами, хороводами, освещением воды в источниках, первым выгоном скота в поле ветками, сохраненными от Вербного Воскресенья. Особенным он был по причине оживления природы, благодаря теплым дождям и обильным росам, пускающими зелень в рост. Люди верили, что сам Егорий на белом коне объезжает Русскую землю и там, где коснется он копьем, все живо зеленеет. Считалось, что у Егория есть особые ключи, которыми отмыкается “земля сырусенька”. Роса этого дня считалась лекарством от всех болезней:

Юрий, вставай рано – отмыкай землю,

Выпускай росу на тепло лето,

На ядренистое, на колёсистое.

По егорьевой росе катались, чтобы и сам человек, и все вокруг росло, процветало. Говорили: “Будь здоров, как егорьева роса”.

Хозяйки пекли обрядовое печенье – оберег, волшебную выпечку в виде лошадок, коровок. Егорий Великий представлялся в народе в образе всадника, оберегающего Русскую землю от недуга, от Змея. Белый конь – знак доброй силы – топчет Змея, копье Егория пронзает хищную пасть. Не случайно Георгий победоносей стал символом – эмблемой Москвы и всей Московской Руси, а Екатерина Великая ввела орден Святого Георгия, преобразовавшийся в XX веке в Георгиевский крест.

Рассказ о Георгии Победоносце – прекрасное завершение весенних праздных дней и преддверие летних праздников. Он небесный покровитель “христолюбивого воинства”, идеальный воин, олицетворяющий весну, цветение, силу роста. Вот как к нему обращались в народной песне:

Мы вокруг поля ходили,

Егорий ты наш храбрый,

Ты спаси нашу скотину в поле и за полем

В лесу и за лесом, под светлым месяцем,

Под красным солнышком

От волка хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого.

В русских духовных стихах дана сказочная версия жизни и подвига Георгия – Егория. Назван он в них сыном царицы Софьи Премудрой, которая царствует на самой на Святой Руси. Злым царем Демьянищем на 20 лет он был заточен “в глубок погреб”, а затем, чудесным образом выйдя из-под земли, пошел по ней, пробуждая ее и природно, и духовно; т.е. утверждая христианство, создавая на Руси порядок.

Вторым подобным народно – церковным праздником считается день Николы Вешнего – 22 мая. Николай Чудотворец также считался заступником и покровителем Святой Руси: “Проси Николу, а он Спасу скажет”. Весной Никола почитался как властитель вод, охранитель путешествующих. Помолившись Николе Мокрому, можно начинать с этого дня купаться.

В ночь под этот день выгоняли лошадей в ночное и проводили время до рассвета в играх и забавах. В этот день справляли на Руси праздник, называемый “крещение кукушки”. В образе кукушки воплотилась древняя память о славной богине Живе, дарующей жизнь, противоборствующей со всем, что связано с нечистой силой. Девушки в лесу совершали обряд кумления, менялись крестиками, клялись друг другу в вечной дружбе:

Давай с тобой девица,

Я тебе голубушка …

“Кукушку”, изготовленную из травы и одетую в рубашку, сарафан, после хороводов хоронили.

Прощай, прощай, кукушечка,

Прощай, прощай, рябушечка,

До новых до берез,

До красной зари,

До сего дня есть поверье, что кукушкины слезы, из которых и сплетали игрушку – кукушку, врачуют от несчастной любви, обращая несчастье в новое счастье. Так красочно завершались на Руси весенние праздники.

Методика работы по фольклору

на весенних праздниках.

Во все времена и у всех народов весна считалась и считается самой светлой и красивой порой года, порой желаний, надежд, любви. Уже само ожидание ее есть радость.

Проводя экскурсию на природу настраиваю детей почувствовать первые признаки проявления весны.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпают под ногами, но все кругом так весело, ласково, приветливо! Воздух ясен и прозрачен, лучи солнца играют и улыбаются и воробьи купаются в луже…

Весенняя природа вдохновляет на творчество: пишем стихи о весне, иллюстрируя их.

Выставка пополняется новыми детскими работами, рисунками. Дети проявили творческие способности.

Широко и образно отражены приход весны, различные ее приметы в народных поговорках, пословицах, суждениях о природе:

Вешний день, что ласковое слово.

Прилетел кулик из-за моря,

Вывел весну из затворья.

На весну приходится много примет, трудовых правил, наблюдений предсказаний.

В календарь наблюдений заносим заметки, наиболее яркие приметы каждого месяца. Привлекаю к этой работе, даю индивидуальные задания.

В итоге информация на стенде обновляется, и каждый учащийся участвует в этом виде деятельности …

Такая работа развивает наблюдательность, память, воображение, воспитывает ответственность за порученное дело.

Весенние праздники веют духовностью, воспевают солнце. В песнях и играх, которые разучиваем, присутствует образ весны, солнца.

Примерный план занятий по фольклору в весенний период.

Источники:

http://peterburg.center/ln/vesennie-prazdniki-narodnye-slavyanskie-hristianskie-patrioticheskie-politicheskie-gorodskie.html
http://studopedia.ru/11_258060_vesenniy-tsikl-narodnih-traditsionnih-prazdnikov.html
http://gigabaza.ru/doc/32089.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector