Весенние праздники. Первый день весны: традиции, обычаи и приметы праздника
Первый день весны – праздник жизни: традиции и приметы для садовода
Наступление весеннего периода ассоциируется с началом новой жизни и символизирует обновление природных ресурсов. 1 марта всегда считался особенным днем – переходным периодом, который до сих многие садоводы считают очень важным, или даже магическим. Мы расскажем, почему наши предки отмечали Первый день весны, какие традиций и приметы связаны с этим праздником.
История праздника: почему отмечают первый день весны
Наши предки верили, что вместе с зимней стужей уходят недуги и проблемы, а им на смену идёт благополучие и удача. Славяне всегда почитали природу, поэтому многие праздники были тесно связаны с жизненными циклами земли.
Сотни лет природные календари помогали славянскому народу вовремя возделывать землю, собирать урожай, выбирать время для охоты и рыбной ловли. 1 марта считался последним праздником великой Марены – божества, символизирующего смерть. С наступлением этого времени года его силы исчезали, и не могли нести людям невзгоды.
В начале весны также отмечался и другой праздник – день бога Ярилы, символизирующего плодородие и солнце. До конца 15 века именно в этот день славянский народ встречал Новый год. Солнце в начале весны не только несло свет, но и начинало греть – “ярить”. Земля просыпалась от зимней спячки, а природа готовилась к новому циклу.
1 марта отмечают пробуждение земли от зимней спячки
В народных славянских календарях 1 марта всегда отмечали границу зимнего и весеннего сезонов. Люди в это время прощались с прошлым, и готовились к новой жизни, на которую всегда возлагались большие надежды.
Принято считать, что у современного праздника нет религиозной основы. Фольклористы отмечают, что он тесно связан с Масленицей, символизирующей начало весеннего периода. Многие россияне День весны считают праздником природы и наступления тепла. Но даже в наше время, многие староверы придают этому дню магическое значение.
Первый день весны – праздник садовода
Первый весенний месяц – важнейший период в посадочном календаре. Наши предки считали 1 марта днём плодородия, поскольку он открывал новый сезон в земледелии, начиналась подготовка к посевам и посадкам. Считалось, что боги наделяли этот день силой земли и солнца, что впоследствии сказывалось на урожайности.
Считается что Первый день весны наделен магической силой солнца и земли
Современные садоводы и огородники в начале весны приступают к работам по защите растений, белят стволы и основания кустарников. Если погода стоит теплая, можно начинать подготовку земли к посевам ранних культур. На юге России в этот период уже возможна посадка стойких к низким температурам овощей, с последующим утеплением грядок мешковиной.
Принято считать, что именно 1 марта садовод должен приступить к основным весенним задачам:
- подготовить почву и семена для рассады;
- проверить деревья и кустарники на предмет повреждений;
- провести посев однолетних цветов на рассаду;
- заняться формированием крон деревьев;
- выполнить посев овощных культур на рассаду.
В начале марта проведите обрезку плодовых деревьев
В начале марта особое внимание дачники уделяют плодовым деревьям и кустарникам. Проводится обрезка слив, яблонь, груш, смородины, у молодых растений удаляют побеги с внешней стороны кроны.
Традиции празднования и приметы на 1 марта
Если в ночное время 1 марта выпадал снег, мамы посылали с утра детей смести его с крыльца и расчистить подход к колодцу. Считалось, что такие действия принесут здоровье малышам и достаток в жилище.
Если в этот день сугробы ещё не растаяли, с помощью небольшой веточки можно узнать, как скоро наступят тёплые дни. Бросите её в снег, и она исчезнет – можно ожидать потепление, а останется лежать на поверхности – холода отступят не сразу.
1 марта – день солнечной силы, поэтому было принято смотреть на восход солнца, впитывать его энергию. Особенно важной эта примета была для беременных женщин. Староверы считают, что лучи солнца 1 марта помогут выносить крепкого и здорового ребёнка.
Стараются не пропустить этот период и рыбаки, потому как были уверены, что 1 марта рыба клюёт особенно хорошо. Традиция ходить на рыбалку в этот день сохранилась и сегодня.
Первый день весны особенно удачлив для рыбаков
В некоторых регионах страны талая вода, собранная 1 марта, считается лечебной и сегодня. Ею умываются женщины, чтобы сохранить молодость, а также используют для приготовления различных настоек.
Погодные приметы в этот день несколько противоречивы. Поверья говорят, что если 1 марта резко потеплело – стоит ожидать заморозков, а если идёт снег – обязательно будет урожайный год.
Начало весеннего периода отмечают в Румынии, Беларусии, России и даже в Америке, в регионах, куда эмигрировали люди, имеющие славянские корни. В этот день принято дарить весенние цветы, подснежники или мимозы. Один из символов 1 марта – журавель из бумаги, которого легко можно смастерить самостоятельно. Первое марта – рабочий день, но вполне возможно, что в недалёком будущем он получит статус праздничного.
Весенние праздники. Первый день весны: традиции, обычаи и приметы праздника
Герб получен 27.03.1626г. от польского короля
Герб утвержден 08.12.1983г. райисполкомом
Ты знаешь край, где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора ?
Герб утвержден 04.06.1782г.
Новгород-Северским
наместничеством
Туда, туда всем сердцем я стремлюся,
Туда, где сердцу было так легко,
Где из цветов венок плетет Маруся,
О старине поет слепой Грицко.
А. К. Толстой
Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся В. Ключевский
- Главная
- Историко-экономический очерк Мглинского края. Батурко Ф.Ф.
- 69. Весенние праздники, обряды и обычаи
69. Весенние праздники, обряды и обычаи
69. Весенние праздники, обряды и обычаи
С приходом весны люди получали возможность выйти и из курных и душных изб на свежий воздух, вздохнуть полной грудью и после долгой и суровой зимы, понежиться в теплых лучах весеннего солнца.
Весна порождала в человеке радостные чувства и праздничное настроение. Поэтому весенние праздники наших отдаленных предков справлялись особенно торжественно и изобиловали разными очистительными и магическими обрядами, заимствованными из времен дохристианской эпохи.
Так основываясь на вере, что за темную и холодную зиму собиралось много всякой нечисти и злых духов, которых нужно было изгнать из своих жилищ и полей, наши предки мыли свои избы и жилищную утварь, мылись сами, во дворах собирали весь мусор и сжигали его на костре, стараясь сделать костер наиболее смрадным и дымным, золу от очистительных костров выносили на поля, а по углам поля втыкали ветки вербы. Все это якобы отгоняло нечисть.
Вербе, освященной в церкви в вербную субботу, приписывались многие магические свойства. Она якобы охраняла людей и животных от злых духов, от пожара, спасала посевы от градобития, прекращала бури и даже помогала находить спрятанные чертями клады.
Принося домой освященную вербу, хозяин дома стегал ею своих домочадцев и приговаривал: «Здоровье в хату, хвороба в лес!».
В день Георгия (23 апреля ст. стиля) вербой производили первый выгон скота в поле, пучки вербы вешали в хлевах и скотских сараях.
Освященную вербу в течение всего года хранили на куту за иконами, считая этот обычай, как средство обрести счастье.
Самым главным, самым важным и многодневным весенним праздником наших предков была Пасха, которую в старину называли «светлым воскресением». Этот праздник посвящался мифическому воскрешению Иисуса Христа.
Илья Репин . Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883
Пасха, которую в России также называли Светлое Христово Воскресение, – главный праздник православного календаря. Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего вслед за днем весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта (4 апреля) по 25 апреля (8 мая).
В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме, которое начиналось в ночь с субботы на воскресенье. Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход – все это вызывало у верующих радость и ощущение причастности чуду. В день Пасхи люди поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!».
В народном сознании Пасха ассоциировалась с обновлением и возрождением жизни. Этого праздника молодежь ждала с нетерпением. Пасха знаменовала собой конец Великого поста, когда запрещалось всякое веселье и громкий смех. С Пасхи начиналось своего рода обновление молодежной жизни: устраивались молодежные гулянья, торжественные шествия нарядно одетых девушек, во время которых они демонстрировали себя деревенскому сообществу. Перед девушками вновь открывалась перспектива радости, счастья и хорошего замужества.
Считалось, что в Пасхальную неделю девушки могут «ухватить удачу за хвост» – добиться желаемого, поскольку в эти дни «Бог делит счастье» и происходят всякие чудеса. Для этого девушки отправлялись рано утром смотреть, как солнце «играет на восходе», во время праздничной литургии просили у Бога хорошего жениха, каждая девушка старалась первой попасть на колокольню и позвонить в колокол, чтобы первой из подруг выйти замуж.
Праздничный колокольный трезвон, длящийся целую неделю, по мнению суеверного народа, отгонял злых духов, постоянно живущих в могильной тишине и очень боящихся крика, шума, звона и стрельбы.
Колокольный звон на Пасху церковники толковали, как радость по случаю победы «живота над смертью».
По поверьям наших предков большую роль в изгнании нечистой силы имел огонь. Поэтому из страха перед демонами на страстной неделе в четверг во время богослужения верующие держали в руках зажженные восковые свечи, а затем, придя домой, огнем этих горящих свечей выжигали кресты на дверях домов. Церковь старалась внушить верующим, что Пасха – это «из праздников – праздник, торжество из торжеств».
Богослужение заутрени «светлого воскресения» отличалось особой торжественностью: церковь ярко освещалась, в ней в изобилии курился ладан, духовенство облачалось в светлые златотканые одежды, пел большой хор, совершался крестный ход вокруг церкви с хоругвями и иконами и пением пасхальных гимнов.
Николай Пимоненко. Пасхальная заутреня в Малороссии, 1891
После того, как священник возвещал о воскресении Христа, начинался колокольный трезвон, пальба из холостых ружейных зарядов и христосование, то есть пасхальное целование.
Христосование – это пережиток обряда радостной встречи членов общины, когда они после долгой зимы с наступлением теплых весенних дней сходились на свой весенний праздник.
Традиционными пасхальными блюдами в народе были: крашеные яйца, куличи, творожные пасхи, пасхальный свиной окорок, пришедший на смену древнееврейскому пасхальному ягненку и христианскому агнцу.
Известный пасхальный обычай катания яиц был связан с верой наших предков в демонов. Люди верили, что катая яйца, можно заставить злых духов плясать, валяться, кувыркаться, что якобы причиняет им невыносимые страдания.
Катание яиц на Пасху
Если же одно яйцо ударять о другое, то это якобы заставляет злых духов биться своими лбами. Поэтому бой яйцами получил такое широкое распространение на празднике Пасхи. Бой яйцами в последнее время стал обычаем игры и производился с учетом выгоды в этой игре, а не как выполнение религиозного обычая и его религиозного значения.
Говоря вообще, в глазах наших предков с яйцом и его способностью перевоплощаться в птицу был связан ряд религиозных представлений и таинственной силы; разгадать сущность этого было непосильно суеверным людям.
Православная же церковь крашеное яйцо истолковывало как символ воскресения Христа, ссылаясь на то, что якобы святая блудница Мария Магдалина публично засвидетельствовала на пасху в римском амфитеатре свое христианство, преподнося императору Тиверию крашеное яйцо со словами «Христос воскрес!».
Жадное до наживы православное духовенство не упускало возможность и от этого «светлого праздника» извлечь для себя доход, установив, как церковный обряд, подворный обход своих прихожан на пасхальной неделе «с молитвой». За эту «молитву» в городе прихожане награждали попа, дьяка и мехоношу деньгами и продуктами.
В селах и деревнях этот подворный обход прихожан «с молитвой» превращался в настоящий крестный ход. В царское время небывалая по смелости и силе обличения духовенства картина художника Перова, без всяких преувеличений изображает этот «сельский крестный ход на пасхе». Вот что изображено на этой картине (по описанию Елшиной в отрывном календаре 1963 года за 20 ноября).
Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе, 1861
«По грязной деревенской улице бредет нестройная процессия с крестами, иконами и хоругвями. Участники крестного хода только что отведали праздничное «угощение». Пьяно пошатываясь от очередной выпивки, ступая по лужам, они разноголосно поют пасхальные молитвы.
«Батюшка» с отекшим от пьянства лицом, зажав в кулаке крест, держится за столб на крыльце, боясь двинуться дальше. У его ног растянулся дьячок, уронивший в грязь молитвенник»
К ее описанию этой картины нужно добавить: что стоя на крыльце, хозяйка дома льет воду на голову свалившегося с ног у самого крыльца одного участника этого крестного хода и приводит его в чувство, а деревенская близкая к церковному причту молодайка – эта «жена мироносица» – на руках несет икону богоматери, спьяна перевернув ее головою вниз, и во все горло тянет пасхальный тропарь.
По приказанию царских властей эта картина была убрана с выставки, считая ее правдивое содержание клеветою на духовенство. За эту картину художник Перов был 8 лет под надзором полиции.
Другим весенним праздником наших предков был праздник «красных горок», получивший свое название от «красных», то есть красивых горок, холмов и возвышенностей, которые под лучами весеннего солнца первыми покрывались молодой зеленью.
Борис Кустодиев. Красная горка,1912
«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата». За Антипасхой следует Фомина седмица, которую и называют Красной горкой.
На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть.
Караваджо. Неверие святого Фомы, 1601-1602
На этих горках и происходил сам праздник, играли в народные игры, пели, плясали, водили хороводы, качались на качелях. Впоследствии этот праздник «красная горка» был перенесен церковниками на первое воскресение после Пасхи, и это воскресение получило название «красного воскресения».
Дж. А. Аткинсон. Качели, 1800
По укоренившемуся обычаю после «красного воскресения» наступала весенняя пора заключения брачных союзов, что являлось несомненным пережитком обычаев наших древних предков «умыкать» себе жен в праздник «красных горок» во время хороводной игры в прососеяние.
Вторник после «красного воскресения» посвящался поминкам умерших родственников. В народе этот праздник называется «радуницей».
Радуница, http://sotvori-sebia-sam.ru/radunica-chast-1/
Поминовение усопших, известное у нас под именем Радуницы, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радуница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посту поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении.
К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их сродников, так как у нас есть обычай и при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю подавать весь свой семейный синодик для совместного поминовения. А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших, тем более, что обычай весенних поминок по усопшим был у наших предков и до принятия ими христианства (“Навий день”). Христианство придало иной характер этим поминкам.
Обычно в этот день жители города, сел и деревень шли на кладбище, расстилали белые скатерти на могилах своих родственников и после отправления священником поминок усопших, съедали принесенную из дома пищу, выпивали вино и катали по могилам крашеные яйца. Бой яйцами, как обычай, в этот день проводился взрослыми на кладбище.
Обряд поминовения покойников на кладбище среди верующих людей сохранился и до сего времени, а церковь постаралась узаконить этот древний обычай, как радостный символ единения живых и мертвых, так как от этого поминовения покойников получался немалый доход служителям церкви.
За эту «радуницу» служители церкви собирали от своих религиозных прихожан крупные суммы денег, десятки мешков куличей, корзины яиц и ведра меду.
Все это услужливым церковным причтом грузилось на подводы и увозилось на дома священнослужителей, для которых день поминовения покойников был не днем траура, а по справедливости настоящей «радунецей».
Первый день весны 2019. Традиции и обряды, приметы, поздравления
Наши предки славяне ежегодно 1 марта отмечали день Марены. Считалось, что именно в этот день в права вступает бог весны и света Ярило. Праздник сопровождался народными гуляньями, песнями и плясками. С приходом христианства этот праздник перестал отмечаться как и многие другие, связанные с языческой верой. Однако приход весны — это важное события для всего живого мира, которое связано с пробуждением природы и потеплением. Поэтому даже если вы никогда не отмечали приход весны и никогда никого не поздравляли с первым марта — это не повод не сделать этого в первый день весны 2019 года.
Традиции и обряды, которые сопровождают приход весны
У древних славян конец зимы ассоциировался с уходом не только холодов и морозов, но и всех проблем, недугов и забот. По этой причине год начинался не 1 января, как принято в наше время, а с первым днем весны. 1 марта традиционно праздновали приход тепла и весны, организовывались шумное веселье, а все дела старались отложить на другой день. В России по сегодняшний день в первый весенний день устраиваются концерты, ярмарки и другие массовые мероприятия с целью весело проститься с зимними холодами.
Символами первого дня весны являются два цвета: красный и белый. Белый цвет олицетворяет первые весенние цветы — подснежники, а красный — любовь и красоту. До сих пор в Румынии сплетают в этот день два бело-красных шнурочка.
Болгары чтут традицию дарить друг другу бело-красные бутоньерки, которые носят на одежде на протяжении всего марта, а в конце первого весеннего месяца ними украшают деревья. В Болгарии верят, что этот обряд способен обеспечить успех во всех сферах жизни на протяжении целого года. Похожие традиции существуют и на Балканах. Там принято одаривать близких двухцветным амулетом, который защищает от сглаза, бед и болезней.
Народные приметы в первый день весны
С приходом весны наши предки связывали множество примет: люди старались определить каким будет лето и когда придут теплые дни. Многие приметы актуальны и в наши дни. Среди наиболее распространенных можно выделить следующие:
- если в первый день весны тепло, значит еще предстоят заморозки;
- если 1 марта снежная погода, то земледельцы могут рассчитывать на хороший урожай;
- если брошенная на снег ветка проваливается — тепло придет совсем скоро, а если останется лежать на поверхности сугроба — начало весны будет холодным;
- паводок 1 марта — сулит нашествие грызунов и насекомых;
- рыбаки верят, что в этот день особенно хорошо клюют щука, плотва и лещ.
Вместе с тем, значительные климатические изменения во всем мире делают многие народные приметы неактуальными в наши дни. К примеру, все реже 1 марта можно наблюдать снег на улице. Так, глубина снега в Москве в 1966 году составляла 51 см, а влажность — 80%, в 2000 году глубина снега уменьшилась до 26 см, а влажность — до 75%. В 2014 году глубина снежного покрова составила всего 1 см, а уровень влажности — 56%.
Лучшие поздравления для друзей и близких с 1 марта
Все любят праздники за море поздравлений и теплых слов, которые можно услышать от друзей и близких. 1 марта — это отличный повод поднять настроение себе и окружающим, напомнив о приходе долгожданной весны.
Один из способов поздравить друзей — отправить открытки с помощью почтовых сервисов или используя специальные приложения в телефоне. В интернете можно найти множество картинок с изображением весенней оттепели, первых цветов, солнца и пр. Весельчаки могут отправить друзьям тематические приколы с призывом отправиться на пикник, с изображением смешных котов или мультипликационных персонажей. Любители креативных поздравлений могут найти стихотворения, песни или короткие анимационные фильмы, посвященные приходу весны.
Для самых близких друзей и родственников можно приготовить символические подарки, которые станут приятным сюрпризом и подарят весенне настроение. Женщинам и девушкам понравятся нежные букеты из подснежников, а парней порадуют сувениры с изображением котов, так как именно мартовские коты считаются в народе вестниками прихода весны.
Источники:
http://vsadu.ru/post/pervyj-den-vesny-tradicii-primety-spisok-del.html
http://www.mglin-krai.ru/2015-02-06-18-17-57/242-69-vesennie-prazdniki-obryady-i-obychai
http://god2018.su/pervyj-den-vesny-2019-tradicii-i-obrjady-primety/