Виды развития ребенка. Психоэмоциональное и социальное развитие
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Психологическая характеристика дошкольного возраста.
Можно утверждать, что воображение начинает свое развитие с трех лет.
Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия между образом реальности, существующим в сознании ребенка и самой отражаемой реальностью. Невозможность разрешить его приводит к росту внутреннего напряжения и как следствие этого возникновению тревоги и страха. Однако многие противоречия дети разрешают самостоятельно при помощи именно аффективного воображения.
Познавательное воображение возникает при необходимость построения целостных образов событий и явлений, помогая также преодолевать возникшие у ребенка противоречия.
Этапы развития воображения: 1 этап – 2,5 – 4 года – воображение разделено на аффективное и познавательное.
Основу для развития аффективного воображения составляет выделение личностного «Я» в раннем детстве. Основа для развития познавательного воображения – становление наглядно-действенного мышления.
Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в игре с игрушками, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий, развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний (особенно страха).
2 этап – 4-6 лет – идет активное усвоение правил, норм, образцов поведения,
что укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным.
3этап – 6-7 лет – ребенок осваивает основные образцы поведения и получает
свободу в оперировании ими.
Аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем многократного их варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной творческой деятельности. B случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются κ замещающему воображению.
B этом возрасте творчество ребенка носит проективный характер.
Познавательное воображение сильно изменяется на данном этапе. Дети передают переработанные впечатления, начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Впервые появляется целостное планирование.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Особенностью дошкольного периода является наличие богатой эмоциональной палитры. С одной стороны эта особенность обеспечивает более адекватное эмоциональное поведение ребенка. Ho с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка.
Скрытая (латентная) форма развития эмоциональных расстройств в дошкольном периоде приобретает открытую форму при поступлении ребенка в школу.
Что же тревожит в эмоциональном поведении:
• вредные привычки – самые распространенные – «сосание пальца» и «грызение ногтей»,
• гиперактивность и невнимательность – создает возможность высокого риска для развития антисоциального поведения в подростковом возрасте.
• тревожность и страхи дошкольников – чаще проявляются в ситуациях
взаимодействия ребенка с другими детьми. Выделяются инстинктивные и социальные
страхи.
Инстинктивные – преимущественно эмоциональные страхи; когда страх выступает как эмоционально воспринимаемая угроза для жизни.
Основной источник социальных страхов – взаимоотношения ребенка с родителями.
• страх одиночества, · страх сказочных персонажей, · страх темноты
• страх нападения, · страх замкнутого пространства, · страх смерти.
Эмоциональные отношения в кругу близких взрослых:
От родителей требуется умение говорить с детьми, слушать их, понимать
язык жестов и эмоций. Родителям нужно быть искренними, правдивыми сребенком, доверять ему.
В этом возрасте происходит формирование нравственно-эстетических категорий, развивается чувство стыда, вины, сопереживания. Ребенок различает понятия «хороший-плохой», «добро-зло», «красивьй-некрасивый»,. «правда-неправда».
У дошкольников ярко выраженная эмоциональность. Дети непосредственно выражают чувства. Они легко плачут, быстро успокаиваются. Их настроение зависит от обстоятельств. Преобладает спонтанность в выражении чувств и эмоций.
Однако родителям не нужно блокировать выражений эмоций, в том числе выражения гнева, недовольства, раздражения. Надопонимать источники, причины эмоциональных состояний ребенка и управлять ими.
К 7 годам у ребенка развивается способность обобщать. Это обобщение он распространяет и на внешний, и на внутренний мир. До этого ребенок лишь переживает, а не чувствует (чувство подразумевает стойкие, длительные отношения).
РАЗВИТИЕ-ВНИМАНИЯ ‘
Основная отличительная черта внимания в дошкольном возрасте – это
непроизвольность. Ребенок легко отвлекается от деятельности, быстро появляются другие интересы. Однако не следует забывать, что прежде чем отправить
ребенка спать, взрослый заранее должен проговорить, что пора заканчивать,
нужно потихоньку собираться ко сну. Подобные действия способствуют развитию плана действий, более четкой фокусировке внимания ребенка на собственных действиях и действиях взрослого. Также большое значение в развитии
произвольности внимания имеет игра. Именно в игре ребенок, подчиняясь правилам, учится произвольности.
Психосоциальное развитие в дошкольном возрасте
Ребенок входит в бесконечное число отношений с окружающим миром, социальная среда выступает для него не только условием развития, но и его источником. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого как посредника.
В возрасте 2 – 3 лет ребенок уже отделяет себя от взрослого, осознает собственные возросшие возможности. Но особенно отчетливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни. Развивается моральное сознание ребенка – представления ребенка о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, также личное сознание ребенка – возникновение осознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми (таблица 8).
Таблица 8. Развитие самосознания ребенка
Самооценка дошкольника формируется, с одной стороны, под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, с другой, под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.
В разных видах деятельности самооценка разная:
• в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
• в грамоте переоценивает;
• в пении недооценивает себя.
Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, как бы он это не делал – словом, жестом, мимикой, улыбкой.
Прежде всего осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.
Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы (таблица 9). Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой.
Помогая ребенку в повышении его самооценки, взрослый тем самым помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.
Таблица 9. Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания
(по М.И. Лисиной)
В целом самооценка дошкольника очень высока, и это помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.
Важным новообразованием дошкольного возраста является возникновение соподчиненности мотивов. Оно развивается от младшего возраста с личностным “ХОЧУ” – к старшему возрасту, когда формируется общественное “НАДО”. Возникающая иерархия мотивов придает определен-ную направленность всему поведению ребенка.
Все желания ребенка младшего возраста были одинаково сильны и напряжены. Становясь мотивом, каждое из них определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он может подавить свои непосредственные побуждения, например, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, выполняющим роль ограничителей. Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды, более слабый – наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее – собственные обещания ребёнка (требовать от ребенка выполнения обещаний бесполезно и вредно, так как ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность), самый слабый – запрет каких-то действий.
Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания. Появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение, ведет к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели. Поведение дошкольника становится все более управляемым, волевым.
Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений дошкольники осваивают и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием: мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества и др.
На примере мотивации достижения отчетливо прослеживается изменение мотивации на протяжении дошкольного возраста. На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору. Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Но если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости. Допустим, ребенок пытается сделать аппликацию из цветной бумаги. Ему удалось вырезать что-то, отдаленно напоминающее цветок, и, довольный результатом, он с энтузиазмом начинает его приклеивать к картону. Если же здесь его постигнет неудача – клей то совсем не капает, то бьет фонтаном, и всю бумагу покрывает липкая лужица, – ребенок все бросает, не желая ни исправлять, ни переделывать заново работу. Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуcпех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются “сдаваться”.
В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него – главное. Это – коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое “серьезное” занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, – у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Здесь значимо не столько что делать, а как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.
Мальчики и девочки младшего и среднего дошкольного возраста активно интересуются друг другом. У них появляется интерес друг к другу и выраженная потребность в общении со сверстниками. Начинает складываться детское общество, где ребёнок приобретает первые навыки среди равных участников общения. Ребёнок должен научиться согласовывать действия, особенно выполнять навыки поведения, усваивать свою половую принадлежность и действовать в соответствии с половой ролью.
Половые различия в поведении детей проявляются уже на первом году жизни.
Половая идентификация – отождествление себя с представителями своего пола. Сторонники половой типизации убеждены, что следует придерживаться естественных и “подобающих” полу норм и образцов поведения. В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей родителями, воспитателями, средствами массовой информации, сверстниками.
Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.
К 3 годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола: “Я-мальчик”,
“Я-девочка”. Осознание своего “Я” включается в осознание собственной половой принадлежности.
После трех лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.
Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.
Взаимоотношения детей дошкольного возраста – это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя и игровые роли. В играх дети отрабатывают роли соответствующие мужскому и женскому поведению. Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину). Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки – аккуратными, мягкими, кокетливыми.
К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек. В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:
• дети группируются по полу;
• возникает общность интересов;
• появляется специфическое чувство “МЫ”: “Мы мальчики”, “Мы девочки”;
• возникает “солидарность” мальчиков (девочек). В однополых группах развивается способ-ность видеть себя глазами товарищей.
Внешний мир – мир социальных отношений – требует от ребенка нравственного развития, которое определяется знанием норм общества, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения.
Нравственное развитие ребенка определяется по следующим параметрам.
1. Знание норм общества. Через общение с окружающими людьми ребенок усваивает социаль-ные нормы поведения. О нормах общества ребенку сообщает взрослый.
2. Осмысливание норм общества. Ребенок начинает понимать значение, необходимость той или иной нормы. Большое значение в усвоении образцов и правил поведения, их осмысливания имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.
3. Привычки нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта. Формирование привычек нравственного поведения осуществ-ляется с помощью упражнений. При этом следует иметь ввиду, что упражнение это не простое повторение действия. Взрослый должен помочь ребенку после осуществления им действия, осознать и скорректировать его для последующего выполнения.
4. Эмоциональное отношение к правилам поведения. Необходимо обращать внимание на переживание успеха и неуспеха ребенка, связанные с его поведением и деятельностью. Эмоциональное и рассудочное отношение к нравственным нормам и их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Взрослый своим отношением к поступку ребенка санкционирует определенный тип поведения, он помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание в сфере морального поведения. Оно основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений. Потребность в признании переносится и на отношения со сверстниками. Возникают сложные отношения: для взрослого ребенок хочет “быть лучшим”; для сверстников в игре потребность в признании может проявляется в двух планах: “быть как все” (при ориентации на достижения и формы поведения сверстников) и “быть лучше, чем все” (претендуя на статусную роль в игре).
В дошкольном возрасте начинается осознание себя во времени. В 6–7 лет ребенок помнит себя в прошлом, сознает в настоящем и представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.
Основные условия развития самосознания ребенка уже были перечислены, так как самосознание – это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности, ответственности.
Важнейшей комплексной характеристикой личности ребенка дошкольного возраста как итога полноценного физического, когнитивного и психосоциального развития является компетентность (Программа развития ребенка-дошкольника. – М.: “Истоки”, 1997).
Компетентность в смысловом значении включает в себя три аспекта: знания, умения, навыки. Кроме того, компетентность – это гармоничное сочетание «хочу» и «могу». Она выполняет ряд функций: умение выбирать соответствующую информацию для выполнения действия по достижению намеченной цели; для построения нового действия; для пользования знаниями, извлеченными из успехов и неудач; для корректировки, отказа от нецелесообразного действия; для выбора возможных альтернатив; для глубокого, широкого взаимодействия с окружающим миром. Компетентность– определенная произвольная направленность деятельности, осознанность и значительная мотивационная насыщенность ее.
Интеллектуальная компетентность означает то, что у ребенка в каждом из возрастов формируются соответствующие виды деятельности; их опыт обобщается в форме психических образований, которые во внешнем плане представлены соответствующими обобщениями, а затем и универсальными способами действия. Ребенок приобретает способность видеть общее в единичном явлении и находить, соответственно, необходимый способ решения новых задач своей деятельности.
Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых – жестах, мимических, пантомимических) средств.
Социальная, или коммуникативная, компетентность включает в себя проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия, способность понять другого человека (взрослого, сверстника), его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния, умение выбирать адекватные ситуации способы общения, этически ценные образцы поведения.
Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке; способен выбрать адекватную альтернативу поведения; знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать ее; уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих; управляет своим поведением и способами общения.
Под физической компетентностью понимают владение своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем возрасту ребенка, умением адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Компетентный физически ребенок пользуется своим телом как инструментом познания окружающего мира, творческого его преобразования и разрушения в необходимых ситуациях. Ребенок знает возможности своего тела, чувствует потребности отдыха и напряжения.
Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте
Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
С самого рождения
Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.
Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.
С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.
Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.
Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.
Для чего нужно развивать эмоции ребенка?
Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.
Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.
В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.
Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.
Особенности детских эмоций
Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.
В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.
- Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
- Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
- Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
- Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.
Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.
- До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
- С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).
Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.
Что влияет на развитие детских эмоций?
Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.
Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:
- интерес к окружающему миру;
- интерес к игре;
- сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
- самоутверждение, самолюбие и др.
Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.
В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.
Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.
Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.
Что помогает развивать эмоциональную сферу?
Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.
Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.
Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.
Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.
Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.
Полезные игры
Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.
Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.
Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.
Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.
Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.
Источники:
http://helpiks.org/9-48269.html
http://studopedia.ru/8_95818_psihosotsialnoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste.html
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/emotsionalnoe-razvitie-detey