0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внушение, его виды и формы. Виды внушений

Содержание

Виды внушений.

Внушение или “суггестия” — основной инструмент работы гипнотерапевта. Состояние транса наводится именно с целью проведения внушений соответствующих проблеме клиента. Терапия называется “гипносуггестивной” по принципу связи гипноза и внушения в ней. Транс похож на таблетку лекарства, которую принимает больной, где внушения составляют лишь ее часть, а все остальное – неактивное вещество, необходимое для формирования таблетки.

Внушения бывают разными. Часто встает вопрос: а что же внушать человеку? С одной стороны, мы должны не подменять своими внушениями желания клиента, а с другой стороны, как узнать, что клиенту нужно. Мы говорили о необходимости отслеживания ключевых слов клиента. Они также могут помочь нам в знании, что человеку внушать. Используя ключевые слова, человек характеризует, чего он не хочет — он характеризует проблему, и он определяет, что является целью терапии. Важнее для определения внушений знать его понимание результата.

Существуют два вида мотивации – избегание и достижение. Мотивация достижения качественнее, когда есть цель, к ней легче двигаться. Но если мотивация избегания сильна, а цель неясна, такую мотивацию также можно использовать как катализатор процесса, предполагая, что видение цели и направления движения есть в бессознательном человека. Мотивация клиента – важнейшее условие работы. С помощью внушений ее можно пытаться усиливать, опираясь на ценности и убеждения человека, но самые быстрые и качественные изменения клиент проделывает, если мотивация к изменениям высока.

Классифицировать внушения крайне сложно, они переплетаются, сочетают в себе свойства друг друга, поэтому предлагаемая классификация будет условной. Большинство исследователей выделяют две группы внушений.

Первая группа — прямые внушения. К ним относятся команды: «Спать» или «Забыть».

Прямые внушения конкретны и подразумевают доминирование психолога во взаимодействии. Чаще используются в классическом гипнозе. Они не предоставляет клиенту возможности выбора, реализации своих потребностей. В случае нежелания клиента выполнять прямые внушения терапевта нарушается раппорт и возникает ситуация неподчинения, что уничтожает основу гипноза и возможность терапии.

В эриксоновском гипнозе данный вид суггестии имеет ограниченное применение, они используются или в условиях глубокого транса, или как постгипнотические внушения после выхода из транса. Чем глубже транс, тем меньше контроль сознания клиента над словами, которые вы говорите. Следует помнить, что внушения могут быть сформулированы по-разному. Можно сказать: «Забудь все, что было неприятного». И можно сделать это более закамуфлированно, сказав: «И какой-то внутренний голос может шептать тебе: «Забудь все, что было неприятного»». На самом деле, внушение тоже прямое, но закамуфлировано.

Второй класс внушений — косвенные внушения. Это внушения недирективные, мягкие, ненавязчивые, иногда вкрадчивые.

Мы можем выделить следующие виды косвенных внушений:

Сложное составное внушение представляет из себя сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Чаще всего первая часть предложения является присоединением, т.е. описывает, происходящее с клиентом, а вторая часть – ведением, т.е. говорит об эффекте, который терапевт хочет получить.

Последовательность принятия, который похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения, позволяя этим достичь большего согласия клиента. Речь идет о последовательном принятии каких-то идей. Человек, следуя за логикой вашей речи, мысленно соглашается с каждым последующим постулатом, поскольку согласился с предыдущим.

Пресуппозиция, под этим понимается явление, которое обязательно случится, которое не может не случиться. Предложение обычно строится, как сложносоставное и конструируется таким образом, что ударение падает на другую часть, а безударная часть и является пресуппозицией, поскольку звучит как само собой разумеющееся.

Трюизмы или банальности, которые можно рассматривать как разновидность внушения, а можно — как пустую породу, которая необходима для заполнения пространства вашей речи. Те, кто знакомы с фармакологией, знают, что в таблетках только определенную часть составляют лекарственные вещества, а все остальное — наполнитель. Вот, трюизмы иногда служат для наполнения, а иногда являются непосредственно внушением. Они представляют собой факты и явления, которые известны всем, и человеку даже становится скучно слушать подобное, ведь это все знают.

Читать еще:  Синастрия. Трактовка синастрий: аспекты планет

Негативные парадоксальны обычно в себе несут отрицательные частицы. Такое внушение может действовать трояко. Во-первых, мы привлекаем внимание клиента к предмету или явлению, хотя и просим обратное: «И вы можете не слушать мой голос, не слушать то, что я говорю». Во вторых, ряд клиентов привыкли не соглашаться со всеми и с вами в том числе, и вы используете их стратегию несоглашательства, по математическому принципу минус на минус – дает плюс. В-третьих, частица «не» бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: «Вы можете закрывать глаза и не закрывать глаза», звучит фактически, как двойное внушение закрыть глаза.

Двойная связка или выбор без выборапо логике действия близка к пресуппозиции, дает иллюзорную возможность выбора, там, где его нет. Такое внушение принимается легко, посколько есть видимость свободного принятия решения. Механизм патологической двойной связки может лежать в основе психологических проблем, когда перед сознанием есть формальный выбор, свобода, а бессознательное понимает, это тупик и выбора нет.

Метафора – основной вид внушений в эриксоновском гипнозе. Вам, например, необязательно говорить, что в жизни человека все может измениться. Контекст изменений можно ввести совсем иным способом через метафору. Например: «Мы знаем, как растет дерево, оно было ростком, а потом становилось все больше и больше, выше и выше, постепенно стало могучим деревом. Однажды налетела гроза и повредила дерево, и сейчас дерево стоит и не знает — это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы. И только, когда оно само себе прикажет жить, к нему снова вернется жизнь…».

Контекстуальное внушениеприсутствует, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или какими-либо другими речевыми характеристиками.

Мобилизующие внушения отличается тем, что для их создания используется особый порядок построения фразы, произносимой за один выдох. На ее конце ставится глагол или отглагольные части речи, например причастие, которые носят мобилизующий побуждающий характер, что усиливается ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессознательное субъекта, подталкивая его к действию.

Внушения, связанные со временем, подразумевают, что, когда наступит нужное время, внушаемые изменения произойдут. Клиенту дается интервал, когда он может выполнить предписанное действие. Поскольку такой временной зазор дается, и нет жесткого требования выполнения именно сейчас, клиент внутренне соглашается, и изменения происходят. Внушения связанные со временем, можно рассматривать как вариант двойной связки.

Аллюзии формируются, когда вы не называете словами какой-то факт или явление, но намекаете на это. Намек должен быть понятен клиенту, т.е. быть фактом из его жизни, деталью ваших предыдущих встреч или быть общеизвестным и общепринятым. Например, когда мой клиент, который приходит на прием не в первый раз, слышит фразу: «Пора поработать», он устраивается удобнее в кресле, кладет руки на подлокотники, закрывает глаза и начинает погружаться в транс без дополнительных команд.

Открытые внушения выделяют отдельной группой, но они близки к косвенным. Создаются следующим образом: вы даете человеку несколько идей на выбор, перечисляете варианты решения. Обычно вы не можете предположить все возможности клиента и лучше оставлять выбор открытым, чтобы он мог вложить в него свои мысли, при этом как бы принимая внушение от вас. «И для того, чтобы научиться гипнозу, вы можете читать книги, смотреть учебные видеофильмы, можете придти на семинар, а можете сделать что-то еще, что позволит вам достичь этой цели».

Возможны и другие виды внушений, которые может найти любой психолог в своей реальной практике.

Виды и формы внушения

Внушение – основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Направлено не на логику и разум личности, не на её готовность мыслить рассуждать, а на получение инструкций к действию, распоряжений.

в зависимости от наличия или отсутствия цели внушения: непреднамеренное (не ставиться специальная цель внушения мысли, действия, поступка. Например, так происходит, когда педагог внушает студентам страх перед экзаменом по своему предмету) и преднамеренное (сознательно организуемое воздействие с четко поставленными целями и усилиями со стороны внушаемого для достижения планируемого результата).

по результатам: положительное (итогом является формирование положительных психологических качеств) и отрицательное (прививаются отрицательные психологические качества – заниженная самооценка, необязательность и т.д.).

— команды и приказы. Будут выполняться только в том случае, если не противоречат сложившимся в данном коллективе традициям, нормам. Команды и приказы бывают: предварительные и мобилизующие (Внимание! Приготовиться!); исполнительные (Равняйся! Вперёд! Стой!); запретительные (Прекратить! Оставить!); действия по образцу (Делать как я! Повторять за Сашей!)

— широко применяется внушающее наставление. Отличается от команд и приказов тем, что используется для решения более сложных задач – перестройки сложившихся установок, формирования готовности к требуемым действиям. Осуществляется в виде лаконичных фраз. Например, учитель хочет добиться, чтобы у ученика сформировалась положительная установка на выполнение домашних заданий. Выразительно глядя ему в глаза, учитель максимально повелительным тоном говорит: «Ты можешь и хочешь хорошо учиться. Сегодня в три часа ты сядешь делать уроки». При этом учитель не даёт распоряжения, а именно внушает определённый образ действий и поведения. Условия применения: применяется для ограничения детей в нежелательных действиях, для выработки уверенности в себе; возможно только при установившихся положительных отношениях между учителем и учеником.

Читать еще:  Как растянуть джинсы в ляшках. Как растянуть джинсы после стирки

— применяют косвенное внушение.

Формы: намёк (Ты случайно не устал?), косвенное одобрение (Мне кажется, что наиболее точно сказано об этом в сочинении Тани), косвенное осуждение.

Приемы: через противопоставление (Эта гора не очень высокая, но у тебя вряд ли хватит смелости ее одолеть. Вот К. наверняка не побоялся бы спуститься), через запрет – работает с теми людьми, которые привыкли действовать наперекор, делать наоборот, доверием – «Я не могу подвести людей, потому что мне доверяют» — работает только по отношению к людям, у кого развиты моральные качества: ответственность, дисциплинированность, чувство долга и чести.

Факторы, оказывающие влияние на эффективность внушения:

— возраст – чем младше ребёнок, тем более он внушаем. С увеличением объёма знаний критичность повышается.

— состояние организма – больные или уставшие люди легче поддаются внушению.

— консерватизм – не гибкость – лучше держатся за идеи и взгляды, доверчивость – легко соглашаются с другими.

— уверенность внушающего в истинности своих слов, его авторитет. Сказанное твёрдо и уверенно воспринимается с большим доверием.

— обстановка воздействия – апартаменты директорского кабинета больше располагают к внушению, нежели те же слова, но сказанные в коридоре.

Некоторые приёмы внушения: Смотрите в глаза человеку. Держитесь спокойно. Говорите властно и ни в коем случае не проявляйте нервозность. Ваши высказывания должны быть предельно понятными и желательно краткими. Главный элемент – интонация – доверительная. Ключевые слова и фразы, выражающие основную мысль, произносятся акцентировано. Умело выдерживайте паузы. Однако злоупотреблять внушением нельзя. Внушённая информация прочно входит в сознание человека.

Определите вид педагогического воздействия? Выделите + и – данного воздействия.

Ситуация №1. Ученик 4 класса Коля очень застенчив, с явно заниженной самооценкой. Учительница русского языка на одном из уроков говорит: «Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза! Ты можешь отвечать громко и уверенно выученный урок. Иди к доске».

Ситуация №2. Молодая учительница, желая, чтобы её ученики хорошо подготовились к экзаменам, на протяжении всего года бесконечно повторяла: «Экзамен покажет, на что вы способны. Не думайте, что вам удастся легко проскочить. Все ваши недостатки на экзамене проявятся». В результате большинство учеников на самом экзамене показали результаты значительно ниже своих возможностей. Даже некоторые отличники получили тройки.

Определите вид педагогического воздействия? Выделите + и – данного воздействия.

Ситуация №1. Ученик 4 класса Коля очень застенчив, с явно заниженной самооценкой. Учительница русского языка на одном из уроков говорит: «Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза! Ты можешь отвечать громко и уверенно выученный урок. Иди к доске».

Ситуация №2. Молодая учительница, желая, чтобы её ученики хорошо подготовились к экзаменам, на протяжении всего года бесконечно повторяла: «Экзамен покажет, на что вы способны. Не думайте, что вам удастся легко проскочить. Все ваши недостатки на экзамене проявятся». В результате большинство учеников на самом экзамене показали результаты значительно ниже своих возможностей. Даже некоторые отличники получили тройки.

Определите вид педагогического воздействия? Выделите + и – данного воздействия.

Ситуация №1. Ученик 4 класса Коля очень застенчив, с явно заниженной самооценкой. Учительница русского языка на одном из уроков говорит: «Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза! Ты можешь отвечать громко и уверенно выученный урок. Иди к доске».

Ситуация №2. Молодая учительница, желая, чтобы её ученики хорошо подготовились к экзаменам, на протяжении всего года бесконечно повторяла: «Экзамен покажет, на что вы способны. Не думайте, что вам удастся легко проскочить. Все ваши недостатки на экзамене проявятся». В результате большинство учеников на самом экзамене показали результаты значительно ниже своих возможностей. Даже некоторые отличники получили тройки.

Определите вид педагогического воздействия? Выделите + и – данного воздействия.

Ситуация №1. Ученик 4 класса Коля очень застенчив, с явно заниженной самооценкой. Учительница русского языка на одном из уроков говорит: «Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза! Ты можешь отвечать громко и уверенно выученный урок. Иди к доске».

Ситуация №2. Молодая учительница, желая, чтобы её ученики хорошо подготовились к экзаменам, на протяжении всего года бесконечно повторяла: «Экзамен покажет, на что вы способны. Не думайте, что вам удастся легко проскочить. Все ваши недостатки на экзамене проявятся». В результате большинство учеников на самом экзамене показали результаты значительно ниже своих возможностей. Даже некоторые отличники получили тройки.

Внушение и его виды

Внушением называется прямое влияние на человека, из-за которого он совершает деяния, чувствует то, что не относится к его принципам и моральным нормам. Существует 2 типа внушений: словесное и бессловесное.

Вербальное внушение

Вербальное внушение делится на явное, косвенное и прямое. Последняя разновидность отличается четкостью операций манипулятора, когда ясно, что за цель стоит за этим. Подобная разновидность популярна в медицине, когда требуется отключать болевые ощущения. Прямое внушение может быть скрытым, если не сообщается, что случится, но дается намек, что результат зависит от человека.

Постгипнотическое внушение полезно для самогипноза, если требуется стереть воспоминания, чтобы человек забыл отрицательные моменты. Идет программирование подсознания, при нем пациент совершает действия.

Косвенное внушение – это возможность выбора, когда человек сам определяет, что ему нужно внушить. Эта разновидность применяется для направления пациента на тот путь, на который он сам стать не способен. Косвенное внушение имеет такие подвиды:

последовательное. Идет озвучивание разных формулировок, с которыми личность соглашается. В итоге произносится утверждение, его требуется принять;
импликация. Психолог говорит о результате событий, а пациент настраивается загодя на событие;
двойная связка. Человеку предлагают выбор из 2-х вариантов, которые идентичны. Идет описание серьезной ситуации, где основной элемент устраняется. Это позволяет пациенту сосредоточиться на нем.

Читать еще:  Я изменила мужу, он узнал

Явное внушение включает несколько подвидов. В каждом из них есть нечто общее: человеку предоставляют выбор действий. В ходе приема допускается применение расплывчатых границ, которые человек способен заполнить по своему желанию.

Невербальное внушение

Невербальное внушение базируется на интонациях и жестах. Оно базируется на подсознании, влияние происходит в ходе общения. Разновидности невербального общения таковы:

каталепсия. Личности требуется принять положение тела, о котором ей сообщают. Каталепсия бывает для всего тела или некоторых частей. Использовать подобный способ постоянно не рекомендуют;
паузы. Пауза помогает выделять ключевые мысли;
левитация. Здесь отсутствует непосредственное влияние, все случается в воображении. Момент для этого выбирается пациентом. С применением данного способа легче входить в транс. Популярный способ самовнушения.

Внушение и убеждение

Убеждение и внушение – это методы влияния на действия человека.

Убеждение является одним из разновидностей направленного воздействия на психику, что производится через аргументацию. Убеждение использует человеческое сознание, потому стоит выдвигать аргументы для пояснения сущности явлений. В процессе этого разъясняется причина и значение вопроса.

К приемам убеждения относят: повествование, приведение аргументов и демонстрацию. Так что убеждение доступно не только с использованием слов, но и с приведением примеров поведения. Есть внушение, что базируется на противопоставлении, что вызывает у человека желание опробовать недоступное. Убеждение влияет на поведение личности, но не напрямую, т.к. выступает в качестве внутреннего побуждения, а также принуждения к активности через обращение к разуму личности. На качество убеждения воздействуют такие элементы:

предубеждение. В данной ситуации главная работа проводится с формулированием проблемы и ее разрешением, которое уже есть у человека. Манипулятору требуется сменить установки убеждаемой личности;
вера в источник. Важно чтобы объект вам доверился, внушить ему симпатию, авторитет;
послание. Оно должно быть убедительным. Применяется не только приведение аргументов, но и образов, которые должны сосредоточить внимание на необходимом акценте;

эмоции. Невзирая на то, что убеждение взывает к разуму, нельзя обойти эмоции. Установки, волнующие человека, способны оказать на него более действенное влияние, чем факты.

Разница между убеждением и внушением в том, что внушение апеллирует подсознанием, оно обходит сознательность. А убеждение влияет на разум, при этом важно осмысливать данные критически, соотносить их с имеющимся опытом, выстраивать цепочки.

Способы внушения

Экспертами выделяется несколько способов внушения:

во время бодрствования человека, когда его сознание активно;
во время расслабления, когда психика и мышцы не напряжены;
гипнозом. В этом случае человек попадает в измененное состояние.

Есть и другая классификация методов внушения:

словами. При этом влияние производится речью, т.е. вербально;
мысленное. Здесь влияние идет без прямого контакта, на расстоянии;
метафизическое. Это объединение разговора о реальности «Я» и единении со Вселенной с мысленным внушением. Подобный метод применяется для исцеления тела и души;
духовное влияние. Применяется для оздоровления личности. Человек находится под влиянием потока исцеляющей силы от Вселенной. В ходе исцеления используется надсознание.

Кроме того, есть 3 формы внушения:

принуждение;
настойчивое убеждение;
влияние на волю и эмоции.

Гипнотическое внушение

Гипнотическое внушение является разновидностью воздействий, что требует использования измененного состояния, т.е. гипноза. В ходе сеанса клиент при содействии психолога помещается в гипнотический сон. В подобном состоянии человек живо реагирует на слова гипнотизера. Но нет критического осознания ситуации, а команды проникают прямиком в подсознание без анализа разумом. Они в последствии влияют на состояние здоровья и психику личности.

Способы данного типа убеждения подразделяются на:

механические. На личность идет воздействие путем применения монотонных средств;
психические – словесное влияние;
магнетические. Базируются на использовании исцеляющего магнетизма.

Мысленное внушение

Мысленное внушение применяется, если объект не находится в зоне доступности. Подобное действие является заочным. Производится оно так: требуется представить, что объект внушения находится рядом. Можно представлять человека на расстоянии, но осознавать, что он рядом. Теперь требуется представить, что мысли идут от гипнотизера и проникают в мозг внушаемой личности. Кроме того, допускается вариант, если гипнотизер представляет беседу с внушаемым.

Одним из ключевых условий данной методики является умение воображать требуемое состояние индивида. При трансляции мыслей на расстоянии не требуется много энергии. Важно представить, что идет переход мыслей от гипнотизера к объекту внушения.

Техника внушения

Ключевая техника внушения содержит такие этапы:

установка контакта с объектом и формирование доверия на подсознательном уровне. Для этого требуется система невербальной и словесной подстройки. Невербальная проявляется в неявном подражании, а вербальная производится путем согласия с мнением объекта;

введение в легкий транс для уменьшения активности сознания. Это производится с путем фиксирования внимания на предмете извне, с помощью манипуляции предметами. Далее требуется привлечь внимание объекта к определенной части его тела, сконцентрировать внимание на ощущениях. Теперь важно удержать сосредоточенность объекта на определенной эмоции;
снижение активности сознания;

производится запуск неосознанного поиска параллелей на уровне подсознания. Это делается путем использования вопросов, метафор;
прямое внушение. На данном этапе применяется введение команд в подсознание.

Нейрофизиология поясняет механизм внушения следующим образом: путем применения речи гипнотизер влияет на кору мозга, что действует как раздражитель. Приказы становятся причиной эмоций, что возникают из-за стимуляции подкорковых зон в мозге. Негативная индукция, что возникает по причине низкого сопротивления сознания, передается на весь мозг. По этой причине команда ограничивается от других воздействий, а человек поддается внушениям.

Источники:

http://www.b17.ru/blog/types_of_suggestions/
http://megaobuchalka.ru/11/10931.html
http://sunmag.me/sovety/29-03-2014-vnushenie-i-ego-vidy.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector