0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внушение и его виды. Методы внушения и самовнушения

Внушение и внушаемость: научный обзор феноменов

Внушение и внушаемость играет важную роль в психической, физиологической и эмоциональной жизни человека, способствует развитию познавательных процессов, влияет на память и запоминание и является одним из наиболее незаметных видов воздействия на человека, его психику и поведение.

Использование внушения для активизации психической и эмоциональной жизни человека идет с глубины веков.

Первые попытки научного определения внушения предложил Д. Брэд. Прямым воздействием слова Брэд достигал высокой потери чувствительности, что сделало возможным проводить хирургические операции. Внушенный сон Брэд назвал гипнозом (от греч. — сон). Долгое время гипноз и внушение были синонимами. Ж. Льебо под внушение понимал представления, вызываемые словами или жестами, следствием которых в человеке возникали психические или физические явления. И. Бернгейм описывал внушение как способ передачи идеи или представления воспринимаемого мозгом и считал, что в основе гипноза лежит феномен внушаемости. А. Форель трактовал внушение, как динамическое изменение нервной системы. А. Моль описал внушение как воздействие, вследствие которого результат обуславливается тем, что вызвало представление о его наступлении. Взаимосвязь влияния внушения с аффективностью предложил Э. Блейер. По его определению, характер влияния внушения тождественен характеру влияния аффектов. В результате аффективной окраски мысли и возникающей ассоциации создаются хорошие условия для восприятия мысли без критики. Внушаемость же является частичным проявлением аффективности. Э. Куэ считал, что внушение есть самовнушение и гетеровнушение становиться мотивом самовнушения. Д. Элман определял внушение как диссоциацию между сознанием и подсознанием. М. Эриксон, внесший существенный вклад в мировую психотерапию, обратил внимание, что методы прямого внушения не всегда действуют на пациента ввиду его сопротивления. Эриксон разработал техники замешательства для преодоления психологической защиты и техники косвенного внушения в виде историй и рассказов, в которых пациент находил ассоциации со своей проблемой и принимал рассказ, как внушение. Эриксон использовал сопротивление человека для погружения в транс, много раз демонстрировал на публике внушение методом пантомимы с помощью жестов людям, не знавшим английского языка. Его многочисленные практические эксперименты и техники, которые Эриксон не пытался описать в теории, легли в основу создания нового направления в психологии и психотерапии – эриксоновского гипноза.

Глубокую научную работу в области физиологии психических процессов провел И.М. Сеченов. Он внес существенный вклад в мировую физиологию и психологию, открыв науке нервные процессы торможения и расширив теорию рефлекса. Сеченов впервые своими исследованиями показал, что нервная система и головной мозг оказывают не только возбуждающее воздействие, но и тормозящее. В механизмах мышления Сеченов обращает внимание на процесс торможения как способ сохранения в головном мозге психических актов на внешние действия. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее был назван «интериоризацией» и стал важным объяснительным принципом поведения на внешние раздражители. Сеченов ввел модель психического акта в облик рефлекторного кольца, которую в будущем расширил Н.А. Бернштейн. По Сеченову совокупность внешних актов мозговой деятельности предшествует одному явлению – мышечному движению. Сеченов дал физиологическое определение ассоциации как непрерывному ряду касаний конца предыдущего рефлекса с началом последующего. Таким образом, конец рефлекса есть движение, а его спутник – мышечное ощущение. Ученый приводит пример человека способного вызвать у себя гусиную кожу в теплой комнате путем простого воображения, что ему холодно. В этом он видит идентичность воображения и реального чувственного возбуждения, что и является внушением. И.М. Сеченов не занимался исследованиями внушения, однако он способствовал становлению научному представлению о физиологии феномена внушения и его связи с ассоциациями.

Существенный вклад в определение механизмов внушения и его терминологии внес В.М. Бехтерев. По определению Бехтерева, внушение – это прививание психических состояний одного лица другому в обход воли принимающего и нередко без осознания с его стороны. Бехтерев связывал внушение с верой, эмоциями и воображением. По его представлению, вера пробуждает эмоциональное воображение прокладывающее путь внушению. В. М. Бехтерев посвятил много лет глубокому клиническому и экспериментальному исследованию феномена внушения и впервые вывел практическое использование внушения за пределы медицины, предначертав его роль использования в педагогике и общественной жизни, заложив фундамент изучения социально-психологического значения внушения. Бехтеревым была проанализирована роль внушения в межличностных отношениях, его отличие от убеждений и о влиянии внушения на происхождение психических эпидемий. По словам В. М. Бехтерева внушение в целом является актом гораздо более распространенным, нежели гипнотическое внушение, так как оно проявляется в бодрствующем состоянии и при этом в жизни встречается везде и всюду. Гипноз же, по В. М. Бехтереву, представляет собой искусственно вызванный видоизмененный физиологический сон, при котором, однако, сохраняется контакт с гипно­тизером.

Читать еще:  Чем вызвано агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Точные описательные и ясные представления о механизмах гипноза и внушения сформировал И.П. Павлов. Внушение по Павлову происходит посредством воздействия словом через вторую сигнальную систему на первую сигнальную систему и далее на подкорку. Изменения на подкорке в свою очередь и изменяют регулируемые ею вегатативно-соматические функции. Павлов смог объяснить исключительное значение слова в физиологии нервных процессов и влиянии речи в психотерапии. Ученик и последователь Павлова, К.И. Платонов полагал, что речевое воздействие при определенных условиях может влиять на любые функции в организме человека. В своей монографии Платонов писал: «всякое слово как раздражитель является без­различным для человека до тех пор, пока в коре его мозга не возникла условнорефлекторная связь между этим словом». По мнению Платонова, физиологическими предпосылками внушаемости является снижение тонуса коры больших полушарий, вследствие чего внушаемость непостоянна, изменчива и динамична. Платонов один из первых использовал гипноз и внушение в работе со спортсменами, доказав экспериментально эффективность использования внушения и гипноза в спортивной деятельности. Работу по применению внушения в спортивной практике продолжил последователь Платонова – В.В. Кузьмин. Кузьмин в работе со спортсменами использовал «внушенный сон-отдых по Платонову». В процессе своих исследований Кузьмин обратил внимание на то, что воздействие неосторожно сказанного тренером слова спортсмену может быть источником его психогенных расстройств, поскольку пройдет, как внушение. Вклад в теорию механизма внушения оказал А.М. Свядощ, сформулировав верификационную концепцию, как способность мозга проверять внушаемую информацию на достоверность и степень значимости для субъекта. Попытку формулировки внушения и его популяризации в педагогическом процессе сделал И.Е. Шварц. По определению Шварца внушение – это психическое воздействие, воспринимаемое субъектом без критики, но имеющее значение для его мотивов, установок, деятельности и представлений. Шварц доказал, что внушение может использоваться в педагогическом влиянии на личность, а его эффективность зависит от степени внушаемости. Внушаемость по Шварцу, это динамическое свойство личности, выраженное неосознанной реакцией на внушающее воздействие. Шварц выявил три степени внушаемости (низкая, средняя, высокая) и создал модель механизма внушения. А.Ц. Пуни определял самовнушение как идеомоторную реакцию и считал, что с его помощью можно эффективно развивать двигательные качества спортсменов.

Проведя анализ обзора иностранной и отечественной научной литературы можно подойти к формулировке определения терминов «внушение» и «внушаемость», а также словосочетания «субъект и объект внушения».

Внушение или «суггестия» (присоединять, прибавлять, присовокупить) – это психологическое воздействие субъекта внушения на объект внушения, осуществляемое с помощью вербальных (слов) и невербальных средств (жестов, мимики и пр.) результатом которого информация, чувства, эмоции и другие психофизические состояния воспринимаются объектом без критики сознания.

Внушаемость (суггестивность) это динамичное свойство психики, выраженное в восприимчивости к внушению, определяемое субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по требованию или желаний, исходящих от себя, другого лица или группы лиц. При этом сам человек не отдаёт себе ясного отчёта во внешнем воздействии, считая свои действия и поступки результатом собственного выбора. Таким образом, внушаемость является процессом саморегулирования личности под воздействием внешней среды.

Внушаемость может усиливаться под влиянием следующих факторов: конформность, неуверенность в себе, боль, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, впечатлительность, слабость логического мышления, авторитет суггестора, эффект неожиданности, влияние группы или толпы, медленный темп психической деятельности, состояние транса.

Внушаемость зависит от возраста, а дети более внушаемы, чем взрослые. С возрастом внушаемость снижается. Внушаемость может оказаться избирательно повышенной в случаях определенного круга представлений.

Субъект внушения в современной научной литературе принято называть – суггестором, объект внушения – суггерентом.

Термин «раппорт» принято определять как связь между субъектом и объектом внушения.

Завершая обзор, можно сделать вывод о том, что методы внушения достаточно объемно представлены в теоретических и практических разработках в психологии, психотерапии, педагогике, спорте, однако современные теории внушения не имеют общепринятой единой психо-физиологической характеристики и модели, а лишь формируют целостное понимание и представление о механизмах, способах внушения и его высокой эффективности.

Читать еще:  Рейчел зоуи. Фотографии зои рейчел разных лет

Методы внушения и самовнушения

Методы внушения и самовнушения

Внушение как эффективный метод воздействия на человека используют в течение тысячелетий. За это время накоплен огромный опыт, разработаны сотни действенных методик. Так как в рамках книги невозможно рассмотреть все, обратимся к наиболее любопытным и простым для реализации.

Внушение может быть прямым и косвенным, проводиться в состоянии бодрствования (наяву), в гипнотическом и естественном сне, в состоянии, вызванном действием специальных фармакологических препаратов. Для достижения гипнотического транса до настоящего времени широко используются классические методики внушения. При этом применяют сильные внезапные раздражители или длительное монотонное воздействие на зрительный, слуховой, кожный анализаторы.

В последние десятилетия распространение получил эриксоновский гипноз, значительно расширивший возможности психотерапии. Внушения незаметно для человека проникают в его сознание и обеспечивают впечатляющие результаты.

Комбинация различных методик позволяет подобрать оптимальный вариант в каждом конкретном случае. Вообще, противопоставление классического и эриксоновского гипноза искусственно, это две стороны одной медали. Как правило, их совместное использование только повышает эффективность воздействия.

Для успешного лечения практикуют сочетание гипноза с рефлексотерапией, физиотерапевтическими методами, мануальной терапией, диетой, лечебной физкультурой.

Современные технологии обогатили методики психотерапии. Музыкальное сопровождение, аудио- и видеозаписи сеансов гипнотического воздействия, возможности радио и телевидения позволяют повысить эффективность лечения, расширить аудиторию.

Кроме гетеросуггестии, то есть внушения, проводимого другим лицом, применяется аутосуггестия (самовнушение). Метод Куэ и прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона, аутогенная тренировка и ее многочисленные модификации, восточные медитативные практики, заговоры и молитвы, лечебные настрои и метод Хасая Алиева — вот далеко не полный перечень методик для саморегуляции (некоторые будут рассмотрены в соответствующих разделах книги).

Иногда гипноз сочетают с акупрессурой и мануальной терапией

Для чего нужен гипноз в повседневной жизни? Сложно поверить, но и для решений проблем со здоровьем, затруднений в общении, понимании, для помощи в достижении поставленных целей (обучении, бизнесе, творчестве).

Однако такие эффективные методики могут использоваться и криминальными структурами, представителями различных религиозных течений и сект, коммерческими организациями для достижения весьма сомнительных целей.

Знание приемов защиты собственного сознания не позволит вам превратиться в послушного исполнителя чужой воли.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Внушение и его виды

Внушением называется прямое влияние на человека, из-за которого он совершает деяния, чувствует то, что не относится к его принципам и моральным нормам. Существует 2 типа внушений: словесное и бессловесное.

Вербальное внушение

Вербальное внушение делится на явное, косвенное и прямое. Последняя разновидность отличается четкостью операций манипулятора, когда ясно, что за цель стоит за этим. Подобная разновидность популярна в медицине, когда требуется отключать болевые ощущения. Прямое внушение может быть скрытым, если не сообщается, что случится, но дается намек, что результат зависит от человека.

Постгипнотическое внушение полезно для самогипноза, если требуется стереть воспоминания, чтобы человек забыл отрицательные моменты. Идет программирование подсознания, при нем пациент совершает действия.

Косвенное внушение – это возможность выбора, когда человек сам определяет, что ему нужно внушить. Эта разновидность применяется для направления пациента на тот путь, на который он сам стать не способен. Косвенное внушение имеет такие подвиды:

последовательное. Идет озвучивание разных формулировок, с которыми личность соглашается. В итоге произносится утверждение, его требуется принять;
импликация. Психолог говорит о результате событий, а пациент настраивается загодя на событие;
двойная связка. Человеку предлагают выбор из 2-х вариантов, которые идентичны. Идет описание серьезной ситуации, где основной элемент устраняется. Это позволяет пациенту сосредоточиться на нем.

Явное внушение включает несколько подвидов. В каждом из них есть нечто общее: человеку предоставляют выбор действий. В ходе приема допускается применение расплывчатых границ, которые человек способен заполнить по своему желанию.

Невербальное внушение

Невербальное внушение базируется на интонациях и жестах. Оно базируется на подсознании, влияние происходит в ходе общения. Разновидности невербального общения таковы:

каталепсия. Личности требуется принять положение тела, о котором ей сообщают. Каталепсия бывает для всего тела или некоторых частей. Использовать подобный способ постоянно не рекомендуют;
паузы. Пауза помогает выделять ключевые мысли;
левитация. Здесь отсутствует непосредственное влияние, все случается в воображении. Момент для этого выбирается пациентом. С применением данного способа легче входить в транс. Популярный способ самовнушения.

Внушение и убеждение

Убеждение и внушение – это методы влияния на действия человека.

Убеждение является одним из разновидностей направленного воздействия на психику, что производится через аргументацию. Убеждение использует человеческое сознание, потому стоит выдвигать аргументы для пояснения сущности явлений. В процессе этого разъясняется причина и значение вопроса.

Читать еще:  Канзаши сложные цветы мастер. Ободок канзаши. Мастер классы с фото и видео

К приемам убеждения относят: повествование, приведение аргументов и демонстрацию. Так что убеждение доступно не только с использованием слов, но и с приведением примеров поведения. Есть внушение, что базируется на противопоставлении, что вызывает у человека желание опробовать недоступное. Убеждение влияет на поведение личности, но не напрямую, т.к. выступает в качестве внутреннего побуждения, а также принуждения к активности через обращение к разуму личности. На качество убеждения воздействуют такие элементы:

предубеждение. В данной ситуации главная работа проводится с формулированием проблемы и ее разрешением, которое уже есть у человека. Манипулятору требуется сменить установки убеждаемой личности;
вера в источник. Важно чтобы объект вам доверился, внушить ему симпатию, авторитет;
послание. Оно должно быть убедительным. Применяется не только приведение аргументов, но и образов, которые должны сосредоточить внимание на необходимом акценте;

эмоции. Невзирая на то, что убеждение взывает к разуму, нельзя обойти эмоции. Установки, волнующие человека, способны оказать на него более действенное влияние, чем факты.

Разница между убеждением и внушением в том, что внушение апеллирует подсознанием, оно обходит сознательность. А убеждение влияет на разум, при этом важно осмысливать данные критически, соотносить их с имеющимся опытом, выстраивать цепочки.

Способы внушения

Экспертами выделяется несколько способов внушения:

во время бодрствования человека, когда его сознание активно;
во время расслабления, когда психика и мышцы не напряжены;
гипнозом. В этом случае человек попадает в измененное состояние.

Есть и другая классификация методов внушения:

словами. При этом влияние производится речью, т.е. вербально;
мысленное. Здесь влияние идет без прямого контакта, на расстоянии;
метафизическое. Это объединение разговора о реальности «Я» и единении со Вселенной с мысленным внушением. Подобный метод применяется для исцеления тела и души;
духовное влияние. Применяется для оздоровления личности. Человек находится под влиянием потока исцеляющей силы от Вселенной. В ходе исцеления используется надсознание.

Кроме того, есть 3 формы внушения:

принуждение;
настойчивое убеждение;
влияние на волю и эмоции.

Гипнотическое внушение

Гипнотическое внушение является разновидностью воздействий, что требует использования измененного состояния, т.е. гипноза. В ходе сеанса клиент при содействии психолога помещается в гипнотический сон. В подобном состоянии человек живо реагирует на слова гипнотизера. Но нет критического осознания ситуации, а команды проникают прямиком в подсознание без анализа разумом. Они в последствии влияют на состояние здоровья и психику личности.

Способы данного типа убеждения подразделяются на:

механические. На личность идет воздействие путем применения монотонных средств;
психические – словесное влияние;
магнетические. Базируются на использовании исцеляющего магнетизма.

Мысленное внушение

Мысленное внушение применяется, если объект не находится в зоне доступности. Подобное действие является заочным. Производится оно так: требуется представить, что объект внушения находится рядом. Можно представлять человека на расстоянии, но осознавать, что он рядом. Теперь требуется представить, что мысли идут от гипнотизера и проникают в мозг внушаемой личности. Кроме того, допускается вариант, если гипнотизер представляет беседу с внушаемым.

Одним из ключевых условий данной методики является умение воображать требуемое состояние индивида. При трансляции мыслей на расстоянии не требуется много энергии. Важно представить, что идет переход мыслей от гипнотизера к объекту внушения.

Техника внушения

Ключевая техника внушения содержит такие этапы:

установка контакта с объектом и формирование доверия на подсознательном уровне. Для этого требуется система невербальной и словесной подстройки. Невербальная проявляется в неявном подражании, а вербальная производится путем согласия с мнением объекта;

введение в легкий транс для уменьшения активности сознания. Это производится с путем фиксирования внимания на предмете извне, с помощью манипуляции предметами. Далее требуется привлечь внимание объекта к определенной части его тела, сконцентрировать внимание на ощущениях. Теперь важно удержать сосредоточенность объекта на определенной эмоции;
снижение активности сознания;

производится запуск неосознанного поиска параллелей на уровне подсознания. Это делается путем использования вопросов, метафор;
прямое внушение. На данном этапе применяется введение команд в подсознание.

Нейрофизиология поясняет механизм внушения следующим образом: путем применения речи гипнотизер влияет на кору мозга, что действует как раздражитель. Приказы становятся причиной эмоций, что возникают из-за стимуляции подкорковых зон в мозге. Негативная индукция, что возникает по причине низкого сопротивления сознания, передается на весь мозг. По этой причине команда ограничивается от других воздействий, а человек поддается внушениям.

Источники:

http://www.b17.ru/article/150367/
http://psy.wikireading.ru/42712
http://sunmag.me/sovety/29-03-2014-vnushenie-i-ego-vidy.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector