4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всякие небылицы. Небылицы в лицах

Небылицы для детей 1-3 класса

Небылицы — это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.

В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это — шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки.

Небылицы для детей

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась перепутаница.
(В. Бурыкина.)

Мельник

Дождик греет, солнце льётся.
Мельник мелет воду в колодце.
Прачка на печке стирает корыто.
Бабушка в речке поджарила сито.

Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

Слетались все птицы:
Чечетки-сестрицы,
Кукушка-подружка;
Воробушек-шурин
Глазки прищурил;
Ворона-невеста
Села на место.
Только нет жениха.
Не позвать ли петуха?

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.

Злой кабан сидел на ветке
И чирикал со своей соседкой
Как вчера он у болота
Встретил синего бегемота
Тот взобрался на сосну
И хотел поймать лису.

Жили-были

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё –
Два козла:
Сивка да Бурка!
Ю.Чёрных

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

Гром по горам прокатился –
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи –
Две грохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
— Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Жил-был дедушка Егор
На лесной опушке,
У него рос мухомор
Прямо на макушке.
Вышел Лось из-за куста,
Гриб красивый скушал
И Егору прошептал:
«Надо чистить уши».

Ох, случилась беда:
Загорелась вода.
Проходил стороной
Солдат отставной.
Отставной солдат Тарас
От пожара речку спас,
Огонь затушил,
Себе славу заслужил:
«Тарас седой
Тушил воду бородой!»
Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.

Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикообраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Еж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.

Удивительная грядка
У меня на грядке —
Крокодил
Растёт.
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок —
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)

У СЛОНА НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
АН — ло — ти — па — ди — ко — дил,
Ко — кро — шим — зе — пан — ко — ри — рил,
Ена — мот — ге — бе — раф — ги,
Мур — го — ла — ле — бра — браз — жи!

Была репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!

Короткие небылицы для детей

Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул носик под листочек –
Спрятался!

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
З. Александрова

Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.

Дети любят самостоятельно придумывать небылицы, им это занятие очень нравится.

Небылицы, придуманные детьми.

Коля, Коля, Николай,
Он запрыгнул на трамвай.
На трамвае борщ хлебал
И на козочку упал.
Коля козочку прогнал,
В волосах своих застрял.

Даша в театр собиралась.
Умывалась, одевалась:
Ласты на ножки,
На голову рожки.
В руки портфель.
Побежала быстро в дверь.

Г. Сапгир. «Небылица в лицах

— С кудыкиных гор.

— А как у вас, Егор, поживают?

— На босу ногу топор надевают,

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

А лошади наши – с усами,

Бегают в подполье за мышами.

— Да ведь это кошки!

— Комара тебе в лукошке!

Читать еще:  Игры для детей идеи. Во что поиграть с ребенком? Шедевры в ванной

Наши кошки живут в гнезде,

Прилетели во двор,

— Да ведь это вороны!

— Мухомор тебе вареный!

Наша-то ворона ушаста,

В огороде шастает часто.

Белым пятнышком – хвосток.

— Да ведь это зайчишка!

— В нос тебе еловая шишка!

Все звери пугаются.

Прошлой зимою в лютый мороз

Серый зайчище барана унёс.

— Да ведь это волк!

— По лбу тебя щелк!

Неужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты?

Волк трясет бородой,

— Да ведь это козлище!

— Щелчков тебе тыща!

Под корягу ушёл,

Ставить сети не велит.

— Да ведь это налим!

Мы про налима не так говорим.

Носит шапку соболью,

Ни перед кем её не ломает

И шуток тоже не понимает.

Г. Сапгир «Как лягушку продавали» (сказка-шутка)

И поехала на рынок…

К овощной палатке.

Все видно лягушке

Вот по рынку идет

В корзинке несёт

Этот славный огурец!

Прыг – и на бабку.

А за нею прыгает

Мой зелёный огурец»

Тут пошла такая

Что в бочонок спряталась

А за нею прыгнула

А за ней – продавец

А за ними вслед –

Весь базар очутился

Только слышно оттуда

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»

Жил-был Кот, который умел петь и пел вечерами для своей знакомой кошки.

Но его знакомая кошка не обращала на него никакого внимания и не выходила гулять, а целыми вечерами сидела и смотрела телевизор.

Тогда кот решил сам спеть по телевизору. Он пришел на телевидение петь, но ему там сказали:

— Мы с хвостами не берем.

— Это пара пустяков.

Он зашел за угол, подвязал хвост к поясу и снова пришел на телевидение.

Но там ему опять сказали:

— С какой стати у вас лицо полосатое? На экране это будет выглядеть странно – все подумают, что это у них телевизоры испортились.

— Это пара пустяков.

И он снова зашел за угол, потерся о белую стену и стал белый, как стена.

Но на телевидении ему опять сказали:

— Что это еще за меховые варежки у вас?

Тогда кот разозлился и сказал:

— Меховые варежки? А вот это вы видели?

И высунул свои длинные острые когти. Ему сказали:

— Ну, знаете что, с такими ногтями мы вообще на телевидение петь не берем. Всего вам хорошего!

Кот тогда сказал:

— А я вам все ваше телевидение тогда испорчу!

Он залез на телевизионную вышку и стал оттуда кричать:

— Мяу! Мрряу! Фрряу! Пш-пш! Ку-ку! До-ре-мифа-соль!

И все передачи телевидения стали путаться. Но зрители терпеливо сидели и смотрели.

А кот кричал все громче, из-за этого все еще более перепуталось, и диктора показали вверх ногами.

Но зрители терпеливо сидели и смотрели, только головы перевернули так, чтобы было видно перевернутое изображение.

В том числе это сделала и котова знакомая кошка.

А кот прыгал и бегал по телевизионной вышке, и передачи от этого стали не только перевернутые, но и перекошенные.

И все зрители в ответ перекосились, чтобы удобней было смотреть перекошенное изображение.

И котова знакомая кошка тоже вся, бедная, перекосилась.

Но затем кот задел на вышке лапой какое-то хитросплетение, и телевизоры испортились и погасли.

И все тогда вышли на улицу гулять.

И знакомая котова кошка тоже вышла погулять со своей перекошенной внешностью.

Кот увидел это с высоты, спрыгнул, подошел к своей знакомой и сказал:

И они стали гулять вдвоем, и уж тут-то кот спел ей все песни, какие хотел.

А. Митяев «Сказка про трёх пиратов»

В одном доме жила семья: мама, папа и дочка. Был выходной день. Они позавтракали поздно и собирались мыть посуду на кухне. В это время постучали соседи и позвали всех к себе смотреть породистого щенка. Это было интереснее мытья посуды, и все побежали к соседям. А кран над раковиной забыли завернуть. Стоит ли говорить, что кран обязательно надо завёртывать, если уходишь, иначе будет беда.
Вода из крана бежала ровной струйкой. Вдруг струйка прервалась. Кран громко чихнул, и из него с брызгами выскочило что-то, потом ещё что-то и ещё что-то. Эти три что-то как раз и были три пирата: пират Синий Нос, пират Красный Нос и пират Нос Крючком. Их стукнуло о тарелки, которые лежали в кухонной раковине, на них лилась вода, поэтому они некоторое время валялись, как попало, потом стали приходить в себя.
Первым пришёл в себя пират Синий Нос. Он втянул воздух в свой синий, как слива, нос и закричал:
— Тысяча чертей! Пусть сожрёт меня акула, если это не камбуз!
— Камбуз! Камбуз!- завопили Красный Нос и Нос Крючком. — Отличный камбуз, адмиральский камбуз. Ну и попируем мы здесь! На разведку, ребята!
Пираты выскочили из раковины и разбежались по кухне.
Синий Нос прикатил банку с перцем, Красный Нос притащил на спине вафлю, а Нос Крючком приволок ложку с остатками сметаны. Пираты намазали вафлю сметаной, посыпали перцем и начали есть её с трёх сторон, не разламывая. Ели они страшно быстро, через мгновение вафля исчезла в их животах, и они чуть было не откусили друг другу носы.
— А теперь,- сказал Нос Крючком, поглаживая круглый живот, — за мной! Я нашёл склад оружия.
В ящике кухонного шкафа лежали ножи. Они были острые и сверкали. У пирата Красный Нос от счастья закружилась голова, и он свалился в ящик с ножами. Однако ножи для пиратов были тяжелы и велики. Пираты приуныли. Но тут попался нож от мясорубки. Они его взяли один на троих и двинулись дальше.
Пока они идут с ножом от мясорубки, озираясь по сторонам, самое время сказать о них следующее.
Это были ужасные пираты. Когда-то очень давно их боялись на всех морях и океанах. Потом перестали бояться, и они от такого несчастья стали маленькими. В огромном море им нечего было делать. Они пробрались в речку. Там их всосала водопроводная труба. По ней-то они и попали на кухню.
Из кухни коридорчик вёл в прихожую. Пираты очень быстро достигли прихожей. Первое, что увидели они, — это вешалку, даже не саму вешалку, а одежду на ней.
— Осмотреть карманы!- отдал команду Синий Нос.- Возможно, там спрятаны клады золотых дукатов.
Красный Нос ухватился за полу мужского пальто и ловко, как обезьяна, стал подниматься к карману. Синий Нос забрался в карман женской шубки, а Нос Крючком — в карман детской курточки.
— В этих душистых мешках нет ни пылинки,— проворчал Синий Нос, скатываясь по скользкому меху на пол.
Из кармана мужского пальто слышалось сопение, пыхтение. Красный Нос вылетел оттуда, чихая. Зацепившись ногой, он вывернул карман, из него посыпалась жёлтая пыль. Синий Нос тоже стал чихать, нос у него стал фиолетовым.
— Тысяча чертей! Это же табак! — догадались Красный и Синий Носы.
Услыхав про табак, Нос Крючком, не куривший тридцать лет ровно, начал быстро спускаться по шерстяной нитке, торчавшей из кармана куртки. Нитка всё удлинялась. Когда Нос Крючком спустился почти до пола, нитка натянулась, и из кармана упала четырёхпалая перчатка — пятый палец весь распустился, пока пират спускался. Нос Крючком тоже стал чихать.
Начихавшись всласть, пираты занялись дальнейшим осмотром. Их внимание остановили галоши.
— Пусть меня проглотит кашалот!— заорал Нос Крючком.— Это отличные корабли. Без единой трещины, просмолённые как надо. Возьмём один из больших кораблей. Пусть у него меньше скорость, зато он поднимет больше груза.
Пираты уцепились за большую галошу и потащили её.
— Клянусь потрохами каракатицы,— закричал Синий Нос,— мы делаем бесполезную работу! Куда мы тащим корабль? Ни шагу дальше. Мы его загрузим здесь. Всем искать клад!
Пираты кинулись в детскую комнату. Синий Нос подбежал к кожаному сундуку с большим никелированным замком. Открыть замок — сущий пустяк пирату. Скоро Синий Нос скрылся в кожаном сундуке.
Красный Нос и Нос Крючком напали на кукол, которые сидели в уголке. Они отбирали у тех капроновые одежды и сваливали в вороха. Нос Крючком надел голубую юбку с кружавчиками. Красный Нос напялил на голову чепчик с бантиком. Пираты пригрозили голым куклам ножом от мясорубки и запихали их под тахту.
В это время вылез из кожаного сундука Синий Нос. За поясом у него было три кинжала — пёрышки, которые он нашёл в пенале. В руках он сжимал авторучку.
Синий Нос страшно рассердился, увидев друзей в кукольных нарядах: как они смели заняться дележом без него? Он отвинтил колпачок у ручки и, нажимая насосик, открыл стрельбу. Первую чернильную струю Синий Нос запустил в физиономию Красному Носу, и нос у того стал синим. Вторая струя ударила в физиономию Носа Крючком. У него нос тоже стал синим.
— Пусть меня задушит осьминог! — захохотал стрелок.- Мы все теперь Синие Носы — стало быть, братья! Давайте мириться.
Пираты обнялись, потом надели на настоящего Синего Носа кофточку. Синий Нос подарил им по кинжалу и отсалютовал в обои на стене несколькими очередями из авторучки.
— А теперь без промедления носить добро на корабль!- распорядился настоящий Синий Нос.
И только он распорядился, как за входной дверью на лестничной площадке послышались шаги.
— Клянусь омаром и кальмаром, — прошептал Нос Крючком, — это морская пехота врага! Надо удирать.
Пираты бросили нож от мясорубки и, срывая на ходу награбленную одежду, кинулись на кухню. Мигом они забрались в раковину. Красный Нос попытался влезть в кран, но его тут же отбросило струёй на посуду. Он потёр спину и, сморщившись, проворчал:
— Очень сильный прилив. Надо ждать отлива. Иначе не попадёшь в трубу.
— Немедленно за мной, хромые кефали! — заорал Синий Нос.- Или мы погибли.
Он втянул в себя побольше воздуха и нырнул в отверстие раковины. За ним бросился Красный Нос — нос у него был уже красный, отмылся. Последним нырнул Нос Крючком. При этом он запутался в мочалке. Она потащилась за ним и заткнула отверстие в раковине.
Дверь открылась. Мама, папа и дочка вошли в квартиру.
— Хороший щеночек!- сказала дочка.
Папа и мама хотели сказать, что им тоже понравилась собака, что, может быть, стоит завести такую, но они ничего не сказали. Папа споткнулся о галошу, а мама попала ногой в ручеёк, бежавший в прихожую с кухни. Они только вздохнули и принялись за уборку. Да, задали им работу эти ужасные пираты.

Читать еще:  Коврик из помпонов своими. Теплый и мягкий коврик мишка из помпонов

Литература

1. А.Волков. Волшебник Изумрудного города. – Хабаровск; Хабаровское книжное издательство, 1991, 288с.

2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. В.В. Гербова и др. – М.: «Оникс», 2008. – 352с.

3. О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром. Пересказал для детей Н. Ходза: Л,, издательство «Ленинградский художник», 1958.

4. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет. /Сост. Н.П. Ильчук и др. – 1-е издание. М., АСТ, 1998. – 608с., ил./

5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. / Сост.: Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976 – 415с.

6. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. / Сост.: Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1981 – 399 с.

7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. / Сост.: З.Я. Рез, Л.М. Гурович и др. — М., «Просвещение», 1990 – 431с

8. Журнал «Ребенок в детском саду»: №2,2003г., №2, 2007г.,

9. Журнал «Дошкольное воспитание»: №1, 2002; №5, 1993; №1, 1994; №2, 1994; №5, 1995; №9, 1995; №2, 1997; №5, 1998.

Всякие небылицы. Небылицы в лицах

Автор: Заборовская Елена Сергеевна

Организация: МБДОУ ЦРР ДС «Сказка»

Населенный пункт: Тамбовская област, г. Мичуринск

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, музыкально-художественная.

Цель: развитие у детей интереса к истории России.

Задачи:

  • научить детей гордиться культурой своей страны и уважать обычаи и традиции русского народа;
  • продолжить знакомство детей с фольклором на примере малых фольклорных форм (небылицы, потешки, частушки);
  • познакомить детей с особенностями русских народных костюмов (женского и мужского);
  • учить детей воспринимать русскую народную музыку и различать ее жанровые особенности (лирическая, плясовая, частушка);
  • формировать у детей навыки общения со сверстниками и умение слаженного взаимодействия (при исполнении потешек и частушек).

Планируемые результаты: во время занятия дети приобщаются к истории отечественной культуры, у них развивается познавательный интерес к обычаям, традициям народа; дети получают удовлетворение от совместной познавательной деятельности со своими сверстниками и взрослыми при знакомстве с особенностями труда и досуга русского народа; выразительно читают наизусть потешки и небылицы, используя при этом элементы драматизации; правильно произносят все звуки русского языка, свободно пользуются диалогической речью, умеют задавать вопросы и отвечать на них; умеют слушать и отмечать напевность и красоту русской народной песни, различать на слух жанровые особенности народной музыки (лирическая, частушка, плясовая.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним, заучивание небылиц, потешек и частушек, разучивание народных игр.

Материалы и оборудование: русские народные костюмы (девичий, мужской), кружевные салфетки , деревянная посуда с хохломской росписью, самовар, видеопроектор, аудиозаписи: «Пряха», «Барыня», частушки, слайды с репродукциями картин русских художников Куликова И.С. «Пряхи», «Зимним вечером», Журавлева Ф.С. «Пряха», Смирнова О.В. «Пряха»; угощение: сушки.

Ход занятия

Воспитатель Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие вглубь веков и окажемся в древней Руси.

Читать еще:  Что подарить чтобы забеременеть. Актуальные приметы, чтобы забеременеть

Как во времена давние – стародавние жили люди на Руси, жили – не тужили. Тяжела была доля крестьянская: все лето трудился народ на полях, на сенокосе и в огородах, не покладая рук, от темна до темна. Зато зимой, долгими вечерами выдавалась и свободное время для досуга и веселья. Не было в то время ни электричества, ни телевизоров с компьютерами. Вечера коротали при свечах.

Но народ не скучал, а сам себя развлекал. Вот, бывало, договорятся соседи собраться у кого-нибудь в избе на посиделки.

Звучит русская народная песня «Пряха».)

В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита,
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца…
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса.

Вот такие красивые, протяжные лирические песни пели девушки за работой долгими зимними вечерами.

Воспитатель: Понравилась вам эта песня? Какое у нее настроение?

Ответы детей.

Воспитатель: Собирались и старые и малые и взрослы. Посмотрите на картинки.

(Демонстрируется иллюстрация «Посиделки»)

У всех руки работой заняты: кто ткет, кто прядет, кто шьет, кто вяжет. А чтоб работалось веселее, песню заведут, сказку детишкам расскажут.

Воспитатель: А мы с вами устроим свои посиделки.

Воспитатель: Ребята, а какие русские народные сказки вы знаете?

Ответы детей. «Рукавичка, «Царевна-лягушка» «Сивка-бурка» «Хаврошечка»

Воспитатель: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» А за сказкой пойдут шутки-прибаутки, потешки да небылицы!

Вот послушайте, какие небылицы-перевертыши народ русский придумал .

(Выходят дети в русских народных костюмах.)

1-й ребенок:

Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки
Да говорят потешки.

2-й ребенок:

Наш козел-стрекозел
То-то умный был.
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал.
3-й ребенок:

Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!

4-й ребенок:

У нас лошади в калошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

5-й ребенок:

Наша-то хозяюшка
Сметлива была:
Всем работу к праздничку
В избе своей дала.
Чашку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном
По столу котище лапою скребет,
Половички курочка веничком метет.

6-й ребенок:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На буланой на телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманами,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиною,
Опирался кушаком.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что такое кушак?

Ваня. А что такое кушак?

Ответы детей: Это пояс, которым подпоясана рубаха.

Воспитатель Ваня, а что за одежда на тебе надета?

(вместе с детьми рассматривая русский народный костюм мальчика): Ответы детей: Русский народный костюм. Рубашка, подвязана кушаком.

Воспитатель: А знаете ли вы, как называлась русская мужская рубаха? И почему она так называлась?

Ответы детей: Косоворотка. Называлась так, потому что застежка на вороте располагалась сбоку от шеи (косой ворот).

Воспитатель: Вот таким был мужской костюм на Руси.

Воспитатель:А как одевались девицы-красавицы в старину? (Приглашает девочку в русском народном костюме.) Маша, подойди ко мне

Воспитатель: Кто из вас знает, как назывался девичий головной убор?

Ответы детей: Кокошник.

Воспитатель: Его, как правило, украшали золотым шитьем, жемчугом, бисером. А как называется одежда девицы?

Ответы детей: Сарафан и рубаха.

Воспитатель: Сарафан – это вид длинного платья без рукавов свободного широкого кроя. Под сарафан надевалась рубаха с широкими длинными рукавами, также украшенная вышивкой по плечам и горловине.

(Демонстрация слайда с лаковой миниатюрой, изображающей девушку в русском народном костюме.)

Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с русскими народными костюмами. Но у нас еще не все небылицы – потешки закончились.

7-й ребенок:

Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает,
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала,
С воза муха закричала:
“На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая.”

8-й ребенок:

Чепуха-чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.

Воспитатель: Ох, ребята! Ну и рассмешили вы нас, распотешили! Мы как будто на настоящих посиделках побывали!

Воспитатель: А теперь приглашаем вас поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Золотые ворота,
Проходите, господа! Первая мать прошла,
Первая мать прошла,
Всех детей провела.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас!

Воспитатель: Мы играли, но уж очень мы устали! А теперь я предлагаю вам самим попробовать составить небылицу… Для этого мы будем использовать мнемотаблицы.

Воспитатель приводит варианты небылиц, которые составил вместе с детьми, потом воспитатель раздаёт детям листочки с набором картинок. (Собака, стул, гармонь, аквариум, рыжие кошки, бабушка, кукла, цветы, малыши, лейка, сосна, картофель).

Воспитатель (к детям):

-Вы запомнили, как составить небылицу?

Небылицы могут получиться разные.

1 Собака садится играть на гармошке.

2. Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3. Внучкина бабушка в куклы играет.

4. Цветы малышей поливают из лейки.

5. На сосне растет картошка.

Воспитатель: А такое бывает в жизни? Что получилось? (Небылица).

Слайд. Дидактическая игра «Что не так?»

Ехал Ваня на коне,

Вёл собаку на ремне.

А старушка в это время

Мыла кактус на окне

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Воспитатель: Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

-Давайте это стихотворение перестроим в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (переставляем местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Показываю новый слайд:

Ехал фикус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

Дети рассматривают картинку на слайде, рассказывают новую небылицу.

Ребята, наши посиделки подходят к концу. Жаль расставаться с героями небылиц.

-Скажите, каким словом можно заменить «небылица»? (фантазия, сказка, выдумка)

Давайте с вами договоримся, что дома с родителями вы придумаете свои рассказы-небылицы. А завтра мы встретимся, послушаем их, посмеёмся и обязательно распутаем …

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в стародавние времена. Мы узнали, как жили и умели веселиться наши предки, во что они наряжались-одевались и откуда пришли к нам прибаутки, потешки и небылицы. Понравилось вам это путешествие во времени?

Ну, а теперь вы угостите наших гостей сушками, а я вас угощаю тульским пряником.

Источники:

http://proekt-klass.ru/biblioteka/nebylicy-dlja-detej-1-3-klassa
http://mydocx.ru/11-2159.html
http://www.1urok.ru/categories/19/articles/14285

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector