0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заводские клейма золотых изделий. Что такое проба золота и зачем она нужна

Виды клейма на золотых изделиях в России и мире

Очень редко золото используется в чистом виде. Обычно продукт, именуемый нами золотом, состоит из самого драгоценного металла и так называемой лигатуры, то есть примеси иных металлов. Добавки включаются в состав золота для улучшения показателей выносливости и плотности, ведь золото в его чистом виде очень мягкое. Чистый металл быстро истончается, а изделия из него очень легко поцарапать или сломать. Качественные изделия имеют клеймо на золоте, о котором поговорим далее.

Еще в древние времена было вычислено, что лучшими примесями для золота являются серебро и медь. Ну а для обозначения содержания золота в сплаве стали применять пробы.

Проба – это главный показатель примесей в изделии, но этой цели служат и клейма – знаки, которые ставятся в контрольных учреждениях и гарантируют наличие драгоценного металла в сплаве. Во Франции первое клеймо было поставлено в 1275 году, ну а в России первое клеймо появилось на изделии в Москве в 1651-1652 годах. Оно выглядело как двуглавый орел с датой, написанной славянскими буквами, а его назначением была демонстрация серебряной пробы. Пробы в современном понимании были введены Петром Великим в его указе от 13 февраля 1700 года, который установил по 4 пробы для золота и серебра.

Системы золотых проб

В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата – это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.

В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го – в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.

В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.

На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,9.

В связи с проблемой погрешности исчисления в славе золота, устанавливают так называемый ремедиум, иными словами, отклонение от нормы. В соединениях серебра и золота, золота и меди и всех трех компонентов вместе обычно установлен ремедиум в 3 единицы. К примеру, сплав 583-й пробы должен иметь ремедиум 3 единицы, следовательно, содержание золота будет примерно 580-586 гр/1кг сплава. Золотые сплавы с примесью никеля обладают ремедиумом в 5 единиц.

В России ювелирные изделия на продажу могут иметь пробы от 375-й до 958-й. В Союзе также было золото 583-й пробы, но в Европе имелась проба 14 карат, которая имела показатели выше советской. Для избегания более низкой цены за наше золото в Европе, стандарт был изменен на 585-й.

В современной системе России 23-каратное золото соотносится с 958-й пробой, 18 карат – с 750-й и так далее. Чтобы выполнить перевод из метрической системы исчисления в каратную, необходимо умножить пробу на 0.024.

Популярные пробы золота

В нашей стране имеется пять уровней качества золотых изделий.

375-я проба – сплав с содержанием 38 процентов металла (примеси – серебро и медь), имеющий разброс цвета от желтого до красноватого, со временем такая смесь тускнеет.

500-я – сплав с 50.5 процентами золота (примеси – серебро и медь).

585-я – смесь 58,5 процентов золота с серебром, медью, палладием и никелем. Такое сочетание делает изделие твердым, прочным, стойким к влиянию воздуха, из-за чего оно часто используется в производстве.

750-я – сплав с 75.5-процентным содержанием драгметалла, смешанного с серебром, платиной, медью, никелем и палладием. Может иметь цвет от зеленого и желтого до розового и красноватого. Довольно прочный, но хорошо обрабатывается и полируется. Очень популярен для изготовления украшений, используется для высокоточных работ.

958-я – сплав с долей золота в 95.38 процента, который довольно редко применяется из-за мягкости и невыразительности цвета.

Сплавы выше 750-й пробы не поддаются потускнению при взаимодействии с воздухом, а 999-я проба не применяется из-за плохих показателей надежности. Для произведений искусства лучше всего подходит 958-я проба, 900-я используется для чеканки, ну а для ювелирных целей применяется 585-я проба.

Клейма на золоте

Во всех странах содержание металла в сплавах контролируют государственные органы, а если украшения выпускаются ювелирной корпорацией, то проверка осуществляется их внутренними силами. К примеру, в Голландии и вовсе разрешено производство изделий из серебра и золота любого качества.

Читать еще:  – Папа, а что такое? Когда мужчина готов жениться

В Российской Федерации доля золота в сплаве определена государством и указана в постановлении “О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов”. Изделия из таких металлов должны иметь клеймо государства и соответствие стандартам России.

Процедура опробирования и клеймения проводится Российской государственной пробирной палатой, находящейся при Министерстве финансов. А за соблюдением золотых проб и их соответствием реальности следят специалисты Федерального пробирного надзора.

В Турции, Египте, Греции и США золотые и серебряные изделия не контролируются. В связи с этим, российские ювелиры говорят, что 90 % турецкого золота не соответствует заявленному качеству: часто при указанной 585-й пробе она реально едва дотягивала до 500-й. Но в последнее время доверие к турецким пробам и вовсе исчезло, дело в том, что в любом магазине этой страны можно выбрать непромаркированное золотое изделие, после чего продавец поставит на него при помощи специальной машинки желаемую цифру.

Обычно в изображении клейма сочетается некий рисунок и цифровое обозначение пробы, а саму пробу, как говорилось ранее, ставят государственные службы.

Виды клейма

Для оклеймения изделий в разных странах применяются различные рисунки и формы, так какие же клейма бывают изображены в разных странах на золоте? К примеру, в Беларуси на изделиях ставится зубр.

До 1896 года в России ставили “тройники” – клейма, на которых были соединены в один узор число пробы, герб, первые буквы имени проверяющего и год постановки клейма. И если до 1897 года сами знаки имели выпуклую форму, то после этого года они приобрели вдавленный вид.

Уже в 1899 году в России было введено одно клеймо – “знак удостоверения”, которое выглядело как женская голова в кокошнике, изображенная в профиль слева.

С 1908 по 1927 годы работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России.

В 1927 году в России появилось новое клеймо – голова рабочего с молотом, а само исчисление перевелось в метрическое. С 1 июля 1958 года для изделий из всех драгметаллов стало применяться клеймо в виде пятиконечной звезды, внутри которой располагались серп и молот.

Сейчас российские ювелирные изделия также клеймят женской головой в кокошнике. Клеймо может быть как совмещенным, так и располагаться раздельно. На клейме совмещенного типа в рамке находится голова в кокошнике смотрящая вправо и цифры, обозначающие пробу, а слева от головы есть маленькая буква, обозначающая Госинспекцию, которая и поставила клеймо.

Для штампа на раздельных или легко отделяемых вещей используют клеймо раздельного типа, голова ставится на одной, а цифры пробы – на другой части изделия.

На украшениях российского производства должен иметься оттиск Госинспекции и клеймо производителя с шифрованным годом клеймения и шифрованным же именем предприятия.

Подделка золотой пробы

Подделывать пробу золота решится далеко не каждый пройдоха, так как это сложно и сопряжено с огромными рисками. Обычно мошенничество заключается в проставлении высокой пробы на некачественном изделии, которое все же содержит золото. Подобные товары можно купить в маленьких магазинах по всему миру, но волею случая они могут быть в продаже и приличных ювелирных лавок. Хорошо сделанную подделку пробы практически не определить на глаз, именно поэтому необходимо проверять сам сплав.

В этом может помочь переносной прибор – определитель золота, который можно носить с собой во время покупок. Стоит помнить, что прибор может иметь свои ограничения и погрешности, поэтому всецело ему доверять не стоит.

Что означает 56 проба золота?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Современные украшения из золота всегда обозначены понятными нам пробами, состоящими из трех цифр, но иногда встречаются антикварные украшения, на которых стоит проба 56. Как оценить качество золота и понять подлинность украшений в этом случае – об этом рассказывается в статье.

Что это такое?

Чтобы понять значение 56 пробы золота, нужно заглянуть в историю царской России. Согласно историческим фактам, изменения в ювелирной системе России появились благодаря денежной реформе, проводимой Петром I в 1700 году. До этого клеймо на украшения из золота не ставилось. Только после издания Указа о клеймении и образования специальной организации контроля за качеством изделий из драгоценных металлов (Серебряного ряда) начали ставить маркировку на золотых изделиях. Маркировка пробы состояла из двух цифр, что представляли собой меру содержания частей чистого золота в конкретном сплаве.

Помимо цифрового обозначения пробы, на изделие обязательно ставились: клеймо с изображением двуглавого орла и год изготовления. Чуть позже появились так называемые именники – личные клейма.

На них указывались либо инициалы, либо фамилии мастеров-ювелиров.

Маркировка золотого украшения цифрами «56» соответствует нынешней 585 пробе золота. В России царских времён была принята золотниковая мера, где один фунт чистого золота содержал 96 золотников. Это значит, что в изделиях 56 пробы содержалось 56 частей золота и 40 частей примесей (в основном никеля, латуни, меди, серебра и палладия). Переход на метрическую систему в 1927 году привел к появлению знакомого нам трехзначного числа в маркировке драгоценных металлов.

Украшения 56 пробы в настоящее время представляют собой как историческую, так и материальную ценность. В большинстве случаев из золота такой пробы делали перстни, кольца, серьги, цепочки, крестики, кулоны и броши.

Вплоть до 1914 года олимпийские медали и кубки изготавливались исключительно из металла данной пробы.

Плюсы и минусы

Драгоценные металлы как в прошлом, так и в настоящем времени служат хорошим капиталовложением. Конечно, если украшение выглядит не лучшим образом или относится к распространённым для того времени изделиям (серьги без драгоценных камней, цепочка, крестик), то выкупят его не слишком дорого, возможно, лишь по цене ювелирного лома.

Украшение такой пробы оценивается с учётом исторической ценности довольно высоко, ведь очень часто ювелирные изделия тех столетий дополняли драгоценными камнями либо они создавались известными мастерами-ювелирами, например, фирмой «Готтлиб и Ян», Павлом Овчинниковым или братьями Грачевыми. Ювелирные изделия из золота 56 пробы отличались повышенной прочностью, поэтому сохранилось много красивейших уникальных изделий высокой художественной ценности, изготовленных из этого сплава.

Читать еще:  Сочинение на тему моя семья. Рассказ о моей семье

Основными преимуществами золота 56 пробы являются следующие характеристики.

  • Износоустойчивость. Различия в процентных соотношениях примесей влияет на величину износа изделий, а так как само по себе золото является мягким металлом, то такая маркировка сплава более устойчива к механическим воздействиям.
  • Твердость сплава. Эта характеристика тоже зависит от качества сплава.
  • Увеличенный срок использования.
  • Из-за разницы соотношений дополнительных элементов в лигатуре проявляются различия в цветовой гамме сплава. Красивейшие оттенки зеленого, желтого, розового и красного цветов можно встретить в изделиях того времени.
  • Пластичность. Этот параметр позволял ювелирам создавать поистине бесценные шедевры ювелирного искусства, которые в наши дни являются музейными экспонатами.

К минусам можно отнести возможные аллергические реакции из-за высокого содержания никеля в сплаве, а также сложность ремонта в случае повреждения ювелирного изделия.

Многие мастерские отказываются ремонтировать украшения 56 пробы из-за различий в сплавах.

Советы по выбору

Для удачного приобретения ювелирного украшения нужно проявить внимательность и осмотрительность.

  1. Особенности клейма. Дело в том, что клеймо вплоть до 1897 года было выпуклым, а после 1897 года его стали делать вдавленным – таким, каким мы его видим на современных украшениях. Эксклюзивные уникальные украшения такой пробы в настоящее время можно приобрести только у антикваров, частных коллекционерах или в ломбардах.
  2. На клейме, помимо цифр, может встретиться буквенная аббревиатура. Возможны дополнительные оттиски, например, инициалы мастера, год изготовления, герб города, в котором изготовили ювелирное украшение. Клеймо ставилось в зависимости от размера украшения – на габаритном изделии оттиск ставился крупнее, нежели на мелком.
  3. Следует обращать внимание на качество шлифовки, отсутствие механических повреждений.
  4. Если появились сомнения в пробе золота, то рекомендуется обратиться в любую ювелирную мастерскую к ювелиру-эксперту.

Правила ухода

Со временем ювелирные изделия теряют блеск, покрываются налетом и темнеют. Для предотвращения этих проблем украшения периодически чистят с помощью различных средств. Самым оптимальным вариантом будет специальная ювелирная паста, но владельцы зачастую применяют домашние средства (мыльный раствор, нашатырный спирт, перекись и прочие).

Вот несколько советов по устранению загрязнений.

При незначительном загрязнении металла достаточно отполировать украшение тканью из микрофибры, фланелевой тканью или замшей. Полировка осуществляется аккуратными движениями в одном направлении.

Дополнительно можно использовать полировку, в которой помогут следующие средства.

  • Гигиеническая губная помада. Ее нужно нанести на изделие, а затем отполировать.
  • Столовый уксус. Для этого способа подойдет 9-процентный столовый уксус, который надо нанести на ткань. Тщательно натирается украшение пропитанной тканью, оставляется на 10-15 минут, а затем тщательно промывается и высушивается.
  • Луковый сок. Разрезается луковица, срезанной стороной натирается украшение. Через 30 минут можно промыть изделие и высушить.

Для очистки застарелых загрязнений и налета применяют замачивание в различных растворах, которые содержат мыло, нашатырь, соль, сахар или соду.

Но использовать эти способы не рекомендуется, так как есть вероятность повредить поверхность изделия из-за абразивных свойств некоторых веществ.

При сильной степени загрязнения золотого изделия, а так же при наличии в украшении драгоценных камней специалисты советуют обращаться за чисткой в ювелирную мастерскую.

Если изделие 56 пробы потемнело, то это, скорее всего, подделка. Потемнение сигнализирует о низком качестве сплава и наличии посторонних примесей, которых не должно быть в качественном изделии подобной пробы.

Если при носке золотого украшения на коже остаётся чернота, то это происходит вследствие окисления металла из-за излишнего потоотделения.

Украшения из золота 56 пробы могут стать семейной реликвией или неплохой инвестицией в будущее для их обладателей. Главное, нужно помнить, что такие украшения в хорошем состоянии с годами становятся более ценными, поэтому не забывайте ухаживать за металлом и далее.

В видео ниже продемонстрированно золотое украшение 56 пробы.

Клеймо на золоте: как определять подлинность?

Клеймо на золоте, как и проба, является показателем качества изделия из благородного металла. В большинстве стран контроль за содержанием драгметалла в сплавах относится к прерогативам государственных служб. Однако есть исключения: к примеру, в Голландии ювелиры имеют право производить золотые и серебряные украшения любого качества. Во Франции эпоха клеймения изделий из драгоценных металлов началась в 1275 году, в царской Руси первое клеймо поставили в 1651-52 годах.

Что означает клеймо на золотых изделиях?

Знак пробирного удостоверения – клеймо на золотом изделии – подтверждает пробу золотого сплава в конкретном образце ювелирного украшения. По регламенту абсолютно вся продукция из драгметаллов проходит процедуру апробирования и клеймения перед отправкой на реализацию. Оттиск на изделии содержит информацию о пробе, изготовителе, месте и времени изготовления, органе контроля. Клеймо как государственный знак подтверждения пробы гарантирует качество сплава.

Расположение и внешний вид

По правилам стандарта оттиск ставится на незаметном месте, так, чтобы не испортить внешний вид изделия:

  • на тыльной части обода колец;
  • на кулонах и медальонах отпечаток государственного знака располагают на держателях;
  • на цепочках клеймят застежки;
  • на браслетах без застежки оттиск располагается на внутренней плоскости, в остальных случаях – на креплении или находящихся рядом звеньях;
  • на колье клеймение производится на тыльной стороне застежки;
  • на броши, заколках, серьгах, зажимах для галстука и запонках отпечаток располагается на креплении.

Месторасположение клейма

Внешний вид клейма каждого государства меняется под влиянием исторических эпох. Советское золото клеймили оттиском в виде контура пятиконечной звездочки с серпом и молотом внутри. Размышляя о том, как выглядит современное российское клеймо на изделиях из золота и другой ювелирной продукции, стоит знать, что знак представляет собой изображение в виде профиля женской головы в кокошнике с цифрой пробы внутри рамки разной конфигурации в зависимости от драгметалла:

  • на золотых украшениях форма рамки клейма напоминает лопатку;
  • на серебре выполняется в виде бочонка в горизонтальном положении;
  • на платине представляет собой вытянутый горизонтально многоугольник;
  • на палладиевых изделиях в виде капли со срезанным острым углом в горизонтальном положении.

Используются виды клейма с совмещенным расположением изображения и цифр в едином знаке, а также и раздельного оформления. На легко отделяемых формах ювелирной продукции используется клеймо раздельного типа, так, чтобы голова располагалась на одной части изделия, а буквы и цифры – на другой.

Читать еще:  Рисунок новогодняя сказка раскраска. Скачать мега-раскраску “Новый год”

Структура клейма

Виды клейм

В разных странах для оклеймения ювелирной продукции разрабатываются собственные эскизы. К примеру, в Беларуси знак удостоверения качества драгметалла представлен в виде изображения зубра.

Виды клейм на российском золоте:

  1. «Тройник». В царской России до 1896 года на золоте ставили клейма-«тройники» с пересечением цифр пробы и года выпуска, герба, первой буквы имени проверяющего. До 1897 года знаки характеризовались выпуклой формой, после они приобрели вдавленный вид.
  2. В 1899 году в Российской империи введен знак удостоверения, который выглядит как контур женской головы в кокошнике в виде изображения в профиль слева.
  3. В период с 1908 года по 1927 год в России ювелирные украшения клеймили оттиском изображения женской головы в кокошнике в профиль справа в сопровождении греческой буквы, которая менялась в зависимости от региона.
  4. В 1927 году в Советском союзе ввели новый вариант клейма, знака-гаранта качества золота, который представляет собой изображение головы рабочего с молотом.
  5. С 1 июля 1958 года в СССР начинается период применения клейма, знаменитого знака качества советской эпохи – пятиконечной звезды с серпом и молотом внутри – для ювелирных украшений.
  6. Современные российские изделия из драгметаллов клеймят оттиском женской головы в кокошнике в профиль справа.

На варианте совмещенного типа в рамку заключены изображение головы в кокошнике, которая смотрит вправо, и обозначение пробы. В правом нижнем углу находится буква-шифр госинспекции пробирного надзора.

Царское золото 56 пробы

Способы нанесения клейма

Существуют различные технологии маркировки ювелирной продукции:

  • метод механического клеймения. Представляет собой самый старый и наиболее востребованный способ маркировки, используется до 80% случаев. Технология механического клеймения предельно проста: образец фиксируют в удобном положении и ударом молотка наносят оттиск. Минусом отмечают риск деформации хрупких и небольших по величине экземпляров;
  • электроискровой способ. Разработка находит применение с 70-годов XX века, предусматривает выжигание знака качества на украшениях с помощью электрической искры. Считается идеальным решением для маркировки ювелирной продукции «дутой» категории с полыми формами. Оттиск отличается высокой четкостью и износоустойчивостью. Наносится исключительно на ровную поверхность без пор, шероховатостей и других дефектов;
  • лазерный метод. Маркировка выполняется с помощью лазерной установки, подходит для поверхностей любого типа, вогнутых, выпуклых и ровных, главное – плоскость должна быть качественно отполированной.

Минусом в копилку отмечают то, что лазерный способ сложен и требует немалых материальных вложений, к тому же оттиск подвержен износу.

Советская 583 проба золота

История системы пробирования

В ювелирном деле применяют различные системы пробирования, измерение дает представление о содержании золота в указанной единице сплава.

Метрическая система

Метрические стандарты качества как самую точную систему применяют в большинстве стран мира, в том числе и в России. Проба показывает количество драгметалла в 1000 единицах сплава. В чистом золоте без добавок – 1000 метрических единиц, высшая проба – 999,9, клеймом на золотом изделии может быть цифра до 999,9 в зависимости от содержания благородного металла в сплаве.

Каратная система проб

В США, Швейцарии и ряде других европейских стран применяется Британская система карат, единица которого соответствует 1/24 массы сплава. Золото в 24 карата означает 100% чистоты вещество без включений, что по факту не встречается. 22 карата указывает на 22 части драгметалла в общей массе образца. Для перевода из метрического измерения в каратную систему данные умножают на 0,024.

Лотовая система пробирования

В средние века лотовое измерение применяли народы Западной Европы и Скандинавии. В древности для определения массы драгметалла брали марки, состоящие из 16 лотов. Данная проба указывает на количество лотов золота в единице марки сплава.

Золотниковая система проб

В Российской империи с начала XVIII века для сплавов серебра использовали золотниковую меру. В ее основе лежит российский фунт с содержанием 96 золотников. Эта проба выражает вес драгметалла в 96-и единицах сплава. В 1733 году золотниковую систему ввели и для золота, соответственно, 96-ая проба указывала на чистое вещество без добавок. Золотниковая мера работала до 1927 года, после СССР перешел на метрическое измерение, идентичное немецкой системе проб.

Размышляя о том, золотые изделия какой пробы наиболее популярны в России, следует учитывать следующие моменты:

  • 375-ая – представляет собой низкопробный сплав с содержанием 38% драгметалла и лигатуры в виде серебра, меди и других примесей. Характеризуется желтым или красноватым окрасом, который со временем тускнеет;
  • 500-ая – свидетельствует о наличие 50,5% драгметалла с примесью серебра и меди;
  • 585-ая – сплав содержит 58,5% драгметалла с лигатурой из серебра, меди, палладия и никеля. Считается наиболее востребованным вариантом в ювелирном производстве в силу отменных характеристик материала. Наличие клейма, удостоверяющего 585 пробу золота, свидетельствует о соответствующем качестве изделия;
  • 750-ая – сплав от ярко-желтого и зеленоватого до розового и красноватого окраса содержит 75,5% золота с примесями серебра, палладия, платины, меди, никеля. Высокопробная смесь востребована в ювелирной сфере, применяется для высокоточных работ;
  • 900-ая – применяется для чеканки монет;
  • 958-ая – редко применяется из-за мягкости структуры, подверженности деформациям и невыразительности оттенка. Материал в основном задействован в сфере изготовления произведений искусства.

Золотое кольцо 585 пробы

Специфика именника

Оттиск производителя – именник – сопровождает клеймо и содержит следующую информацию в буквенном обозначении:

  • индивидуальный код производителя;
  • год выпуска (буквенная шифровка);
  • шифр госинспекции пробирной службы, к которой прикреплено производство в виде фабрики или частного ювелирного предприятия.

Именник заключен в рамку прямоугольной формы, располагается рядом с клеймом на золотом изделии российского производства.

Как отличить подлинность клейма?

Зная, как выглядит знак качества сплава на советском или царском золоте, легко отличить подлинность клейма на ювелирном украшении, которое досталось в наследство. Нередко попадаются на уловки мошенников при приобретении драгоценностей с рук, когда под видом высокопробного металла предлагают подделку с золотым напылением.

Чтобы не ошибиться при выборе изделия в ювелирном магазине, стоит тщательно рассмотреть оттиск с помощью лупы. О подделке клейма, соответственно и о низком качестве драгметалла, свидетельствуют нечеткость изображения, неровные надписи, ненадлежащий вид и неправильное расположение отпечатка.

Источники:

http://golden-inform.ru/proby/klejmo-na-zolote/
http://vplate.ru/zoloto/chto-oznachaet-56-proba/
http://1nerudnyi.ru/klejmo-na-zolote-01/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector