Жиль Зандер. Фотографии разных лет. Биография и начало карьеры
Август Зандер – отец-создатель документального портрета
Август Зандер – выдающийся немецкий фотограф, начавший свой путь в искусстве в конце девятнадцатого века. Его вклад в мировую фотографию тяжело переоценить, так как под влиянием Зандера сильно изменился стиль в портретной фотографии того времени, фотограф привнес в него иной, документальный реализм. Вершиной творчества мастера стал колоссальный по размаху проект под названием «Люди двадцатого столетия».
August Sander автопортрет
Начиная этот грандиозный труд, Зандер поставил перед собой достаточно сложную цель – создать полный собирательный фотопортрет немецкой нации. Хотя эта работа была завершена только после кончины автора, она стала настоящим шедевром, отправной точкой для творчества нескольких поколений фотографов, навсегда прославив своего создателя. Достаточно сказать, что работа не потеряла свою актуальность до настоящего времени. Август Зандер доказал, что хотя фотография и живопись имеют общие корни, каждому направлению нужен свой, независимый курс в развитии. Каждым сделанным снимком он подтверждал свое творческое кредо: основой фотографии должна быть документальность.
Краткая биография
Великий фотограф появился на свет 17 ноября 1876 года вблизи Кельна. Помимо Августа в семье росло еще шестеро детей. Его отец работал плотником, а мама была обычной крестьянкой. Когда отец Зандера получил производственную травму и стал инвалидом, Августу пришлось идти на железный рудник разнорабочим, чтобы прокормить большую семью. В тот момент ему было 13 лет. Уже тогда мальчик начал серьезно интересоваться фотографией. Дядя Августа, увидев увлечение племянника, помог ему купить первую фотокамеру, с которой и начался долгий процесс становления и самосовершенствования гения.
В 1897 году Зандера забрали на службу. Два года в армии не прошли даром – молодому человеку посчастливилось стать ассистентом фотографа и провести время с пользой, развивая свое мастерство. После завершения службы в 1899 году Зандер решил стать профессионалом и начал зарабатывать на жизнь трудом промышленного фотографа.
Прозанимавшись этим несколько лет, он устроился работать в фотоателье небольшого городка Линц. Благодаря своему таланту и колоссальной работоспособности Зандер сначала вошел в доверие к владельцу фотостудии, который предложил ему работать на партнерских условиях, а позже и вовсе выкупил ее. Уже в 1906 году фотограф организовал свою дебютную выставку.
В 1909 году Зандер продал фотоателье и переселился в Кельн, где обустроил еще одну студию. В 1929 году он выпустил книгу «Лицо нашего времени», которая содержала 60 портретов.
Вот некоторые из них.
Когда власть в стране перешла к Гитлеру, книга была запрещена, а ее автор впал в немилость у нацистов. В начале Второй мировой Зандер переселился в деревенскую местность, где прожил порядка десяти лет. Заслуженное признание фотограф получил лишь в 1951 году, после своего триумфа на выставке Photokina. Его портретные шедевры произвели неизгладимое впечатление на Эдварда Стейхена, который отобрал несколько наиболее выдающихся и отвез их в Нью-Йорк. На прошедшей в 1955 году выставке «Род человеческий» эти работы вызвали настоящий фурор.
За всю творческую жизнь Зандер получил много вознаграждений и регалий, самой выдающейся из которых стала награда ФРГ «Крест за заслуги», выданная мастеру в 1960 г. Умер Август Зандер в Кельне 20 апреля 1964 года, перенеся тяжелый инсульт.
Творчество
Моделями для работы Августу Зандеру служили все, кто попадался ему на глаза – молочники и адвокаты, кондитеры и интеллектуалы, рабочие и актеры. Можно долго называть людей разных профессий и сословий – этот фотограф снимал всех. Причем снимал как есть, передавая настоящую суть каждого человека.
Зандер первым начал делать документальную фотографию в том виде, в каком она существует и сейчас. Его принцип «смотреть, наблюдать, думать» стал девизом всей концептуальной фотографии.
Отсутствие избирательности в подборке образов стало причиной опалы во времена Третьего рейха – фотограф показывал слишком многое, что выпадало из идеологии нацистов. Посмотрев на неприглядный образ многих немцев, запечатленных на снимках, Гитлер запретил выпуск работ. А если учесть, что сын Зандера погиб в борьбе с режимом нацистов, то можно считать, что сам фотограф чудом выжил в те нелегкие годы.
Кульминацией творчества гения стала работа «Люди двадцатого столетия». В ней он показал Германию в чистом виде, без распространенного клише избранности арийской расы. Именно это принесло фотографу столь высокую популярность после войны. Его снимки стали открытием на выставке «Род человеческий», ведь на них он показывал этот род без украшательства, во всей его простой красоте, спаянной с недостатками и изъянами.
Проект «Люди двадцатого столетия» был завершен уже после кончины великого фотографа. Его труды издавались в семи томах. Переоценить их значимость для последующих поколений тяжело – фотографы со всего мира до сих пор опираются в своей деятельности на эти шедевры. Как пример, творения выдающихся личностей в фотографии: Ирвина Пенна, Дианы Арбус и Пола Стренда.
Видеоканал Фотогора
С днем рождения, Жиль Зандер
За что мы любим королеву минимализма? За талант, перфекционизм и бескомпромиссность
Сегодня 74-й день рождения отмечает королева минимализма Жиль Зандер. На самом деле ее имя — Хайдемари Йилине, но для простоты общения и вращения в бизнес-кругах предприимчивая девушка из немецкого города Вессельбурна сменила его на лаконичное Жиль. Мир полюбил Жиль Зандер за перфекционизм, смелость и бескомпромиссность (последняя лишила нас удовольствия носить одежду, созданную самой Жиль, но не уважать это качество невозможно). Она одна из первых отвергла декор — стала работать в стиле минимализма. Для нее было важно показать суть человека, а не скрыть ее за нагромождением украшательств.
Жиль начинала как редактор в модном журнале, затем в 1967 году (ей было всего 24) открыла в Гамбурге собственный магазин, как бы сейчас сказали концепт-стор — продавала там одежду Sonia Rykiel и Tierry Mugler. Тогда же она стала создавать одежду сама. Первую полноценную коллекцию как дизайнер Жиль выпустила в 1973-м. И показала ее на подиуме в Гамбурге. Шоу не привлекло достаточного внимания со стороны прессы, но неудачи только подстегивали перфекционистку Зандер. Авантюра не увенчалась успехом не потому, что коллекция была плохой, она была чересчур простой и потому ненужной для публики, привыкшей к роскошным, щедро декорированным платьям и помпе. Но целью Жиль было привить «баловням» любовь к чистому дизайну, основанному на качестве материалов и исполнения.
Успех ждал Зандер впереди. К 1979 году ее бренд встал на ноги, а при поддержке компании Lancaster появилась линия косметики и парфюмерии Jil Sander. Вышли два аромата — Pure Woman и Pure Man, которые стали хитами. Тогда Жиль уже знали как мастера, она преподавала в Венской Высшей школе прикладного искусства, в 1980-м получила профессорскую степень.
Со временем публика приняла и полюбила бескомпромиссный минимализм. Jil Sander стал первым немецким брендом, чьи показы в 1985 году переехали в Милан — средоточие байеров и журналистов. Продажи росли как на дрожжах. Сказывалось стремление Зандер все делать безупречно: магазины, которые открывались по всему миру один за другим, были обставлены идеально, персонал вел себя идеально (Жиль даже составила для сотрудников кодекс, в котором было прописано все, от манеры обращения к клиенту до постановки ног). И пусть кто-то сочтет такую строгость неприемлемой, она принесла свои плоды.
Зандер, которая не привыкла кому бы то ни было подчиняться, вдруг оказалась «под крылом» и под контролем мужа Миуччи Прады Патрицио Бертелли. Он выступал за удешевление производства, за расширение размерного ряда — хотел быть ближе к народу. А бескомпромиссная Жиль отказывалась брать в оборот менее качественные ткани. Конфликт до того обострился, что в 2000 году Зандер впервые приняла решение уйти.
Жиль Зандер. Фотографии разных лет. Биография и начало карьеры
Август Зандер — знаменитый фотограф XX века.
Материала для этой статьи было довольно много, но весь он в той или иной степени попадает под закон об авторском праве. Поэтому я предлагаю вам сначала прочесть статью, а затем посмотреть работы этого замечательного фотографа по ссылке, которую я поместил в конце.
Но начнем мы по привычке: с биографии и истории связи нашего героя с Линцем.
Август Зандер (August Sander) родился 17 ноября 1876 года в небольшом городе Хердорфе, расположенном между Кельном и Франкфуртом, где он рос и учился в компании шести братьев и сестер.
После окончания начальной школы Зандер начал работать на территории рудника Хердорфер. Там он встретил профессионального фотографа Зигена, который познакомил юношу со своей работой. Зандер заинтересовался фотографией и при помощи дяди купил свое первое оборудование.
До 1899 года Август проходил военную службу в городе Трир. В эти годы он работал и приобретал опыт в студии фотографа Георга Юнга, по рекомендации которого Зандер отправился в двухлетнее путешествие (1899-1901) и посетил Берлин, Магдебург, Галле и Лейпциг. Это путешествие сильно повлияло на профессиональное развитие фотографа.
Уже в 1901 году Август Зандер начал работать в Институте фотографии Грайфа, который расположен в городе Линце на Дунае. Через год после переезда в Австрию он основал студию вместе со своим партнером Францем Штукенбергом, а через два стал единственным владельцем «Студии изобразительного портрета, пейзажа и фотографии в естественных цветах» (Atelier für bildmäßige Porträts, Landschafts und Photographie in natürlichen Farben).
Его фотографии были широко известны в Линце и заслужили множество наград. С 1904 по 1909 год Зандера назначили членом Художественной ассоциации Верхней Австрии. После того, как летом 1909 года старший сын фотографа Эрих тяжело заболел полиомиелитом, Зандер бросил бизнес и переехал с семьей в Кельн, оставив Австрию и Линц навсегда.
В 1910 году фотограф основал новую студию в Кельне. В это же время он начал проект в Вестервальде. Именно тогда были созданы первые фотографии, которые позднее войдут в знаменитую работу «Люди ХХ века». От работы Зандера отвлекла Первая мировая война. Он смог вернуться к своей семье и любимой работе только в 1918 году.
В начале 1920-х годов Зандер познакомился с неформальной группой «Кельн Прогрессивс», в которую входило множество художников, поэтов и представителей интеллигенции Кельна и Дюссельдорфа, объединившихся после окончания Первой мировой войны.
В эти годы Зандеру удается поработать над портретными фотографиями многих известных немцев того времени. Среди них были художники Отто Фрейндлих, Рауль Хаусманн, Герд Арнц и другие. Большая часть этих портретов вошла в книгу «Люди ХХ века».
В 1927 году фотограф совершил почти семинедельное путешествие на Сардинию с писателем Людвигом Матаром. Там он смог создать более 300 работ для будущей фотокниги.
В 1931 году Зандер провел серию лекций о становления фотографии. А в 1934 году его сын Эрих, который изучал философию и экономику в Кельнском университете, стал одной из ведущих фигур САПД ( Социалистической рабочей партии Германии ), запрещенной с 1933 года. Он был осужден и приговорен к десяти годам тюремного заключения.
Война вынудила супругов Зандер покинуть Кельн. Городская студия фотографа была уничтожена в 1944 году во время бомбежки, но наиболее важную часть архива удалось сохранить.
После войны Кельн выкупил работы Зандера и организовал несколько крупных выставок и экспозиций. Утраченную коллекцию кадров удалось частично восстановить.
Большая часть работ Августа Зандера — пейзажи и городская фотография. Также он считается первопроходцем нового направления, которое сегодня называют документальной факто-концептуальной фотографией.
«Суть всей фотографии носит документальный характер», — писал Август Зандер, формулируя таким образом основной принцип своего рабочего подхода.
Однако главной работой его жизни по праву считается проект «Люди ХХ века». Впервые идея создания этой работы была сформулирована Августом Зандером в середине 1920-х годов. На протяжении десятилетий он отснял бесчисленное количество портретов людей разных слоев общества и профессий. На его фотографиях можно увидеть женщин и мужчин, фермеров, ремесленников, художников и представителей многих других сословий.
Почти все негативы портретных работ Зандера удалось собрать только к 2002 году, в итоге получилось 619 фотографий. Этот архив навсегда останется с нами и нашими потомками, рассказывая о жизни и быте людей ХХ века. А Август Зандер навсегда вошел в историю как увлеченный человек, который своим творчеством смог повлиять на развитие фотографии во всем мире.
Более подробно с работами фотографа можно ознакомиться на сайте.
Источники:
http://fotogora.ru/?p=10208
http://www.vogue.ru/fashion/news/s_dnem_rozhdeniya_zhil_zander
http://emigrants.life/articles/5460/